12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Романенко Татьяна Владимировна43

МЕТОД РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В СОГБПОУ «ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»


ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования(ФГОС СПО)  основывается на овладении обучающимся общих компетенций (ОК) и профессиональных (ПК) .

Компетенция — это  способность обучающегося решать определенный класс профессиональных задач. Специалисты считают, что оценка должна отражать не только уровень освоенности компетенций, но и личностные качества обучающегося, а именно: чувство коллективизма, способность планирования своей работы , рациональное использование своего и чужого времени, возможность работы с разного вида литературой, написание конспектов, тезисов, рефератов, осознанное планирование повышения квалификации, самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, способность заниматься самообразованием, .

Современная оценочная система определяет ряд несовершенств. На практике видно, что обучающиеся, теряют первоначальный интерес с течением времени к образовательному процессу. Это происходит из-за недостаточной мотивации или отсутствия учения, неполноценного  процесса стимулирования познавательной активности обучающихся, Российская пятибальная шкала оценивания не может способствовать качественному усвоению учебного материала всеми обучающимисяя в равной степени.

Для пятибальной системы оценивания имеются определенные недостатки:

•        Отсутствие объективности оценвания. Оценка не всегда рассматривает индивидуальные отличия обучающегося и показывает «чистые знания». Часто тратится много времени и сил на выполнение каких-либо заданий, однако ожидания по его оцениванию оказываются ниже, В связи с этим у обучающегося может появиться комплекс бесполезности приложенных усилий, обида, вообще появится мнение о предвзятости и непоследовательности оценок преподавателя. В результате возникают проблемы, в решение которых  могут быть вовлечены и ученик, и родители,и учитель, .

•        Существующим оценкам не хватает вариативности и гибкости. Например, «4+», «4», «4-» – принципиально разные оценки, но в журнале их разница не определяется . Более того, всегда имеет место субъективное отношение учителя к ученикам.Поэтому, наименьшие различия в знаниях могут перйти в существенные различия в фактической оценке этих знаний.

•        Допустим в определяющем большинстве работ, определенных учебным планом, для определения максимального балла необходимо правильное выполнение всех заявленных заданий , то  право обучающегося  на ошибку вообще не определяется.

•        пятибальная система  в принципе не учитывает внеурочную деятельность обучающихся: участие в олимпиадах, выполнение творческих заданий, выступления на конференциях и т. д.

•        Так как одна отрцательная оценка может в серьезной степени повлиять на четвертную или итоговую успеваемость, то очевидным становится отрцательная роль пятибалльной шкалы в формировании негативного психического состояния обучающегося.

В решении задачи овладения компетенциями положительную роль в этом  поможет сыграть рейтинговая система оценки знаний обучающихся, являющаяся одним из определяющих векторов в процессе оценивания качества однако не только математического образования.

Рейтинг - это рассчитываемая по определенным формулам сумма баллов, набранная обучающимся в течение некоторого промежутка времени.

Рейтинговая система оценки успеваемости обучающихся основана на использовании комплекса контрольных точек, оптимально предоставленных на всем временном промежутке  изучения дисциплины.

Рейтинговая шкала определяется на основе учета всех действий и достижений обучающегося в определённых  направлениях. правильный ответ на уроке- определенный набор баллов, написал доклад, сдал зачет - еще баллы и т.п.

Использование рейтинговой системы оценивания имеет свои определенные особенности и требует дополнительной разработки, а внедрение её в практику помогает решить многие проблемы традиционной системы, рационально оценивать успехи каждого обучающегося.

НАЛИЧИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ, НА УЛУЧШЕНИЕ КОТОРОГО НАПРАВЛЕНА ПРАКТИКА

Основными показателями для введения рейтинговой системы  являются:

  • формирование у обучающихся активности познавательного процесса к регулярной работе, как аудиторной, так и самостоятельной;
  • снижение роли случая при сдаче экзаменов, зачетов;
  • упрозрачность, упорядочение и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля;
  • реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;
  • повышение соревновательности в учебе для усиления личностного фактора;
  • получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам, в том числе и родителям, информации об учебных достижениях студента, группы за любой промежуток времени;

повышение качества обучения за счёт поэтапной оценки различных видов работ.

С целью стимулирования в обучении рейтинговая оценка должна быть активным показателем, заставляющим обучающегося стремиться его повысить. Для этого обучающиеся должны постоянно знать об изменении своего рейтинга: не после, а в процессе обучения.


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКИ

В рамках использования рейтинговой системы оценивания за каждое правильно выполненное задание обучающийся может получить один балл. Естественно, если имеется неполный ответ или с недочетами, то начислять балл не за что. Это и влияет, на мой взгляд, на получение отметка более объективной, чем при обычном опросе. Это также стимулирует обучающихся к более внимательному и полноценному  выполнению каждого задания. Работа преподавателя при этом можно сказать упрощается, т. к. не надо ломать голову над тем, поставить за работу оценку «3» или все-таки «подтянуть» на «4», а подсчитывается только количество набранных баллов.

Среди основных видов работ обучающихся на уроках математики при составлении шкалы рейтинга необходимо учитывать любую форму внеклассной или учебной деятельности по дисциплине. Можно выделить следующие виды работ:

  • непосредственно работа на уроке: от 1 до 5 баллов,
  • за выполнение контрольной работы: от 10 до 50 баллов,
  • за выполнение практических работ: от 1 до 5 баллов,
  • проверка ведения рабочей тетради (1 раз в месяц): от 1 до 5 баллов,
  • за выполнение домашнего задания: до 3 баллов,
  • за выполнение сообщений, презентаций, тематических творческих работ: от1 до 10 баллов.

Отрицательная оценка при оценке творческих работ никогда не должна ставится. Это определяет творческую активность обучающихся и формирует оценку их работы комплексно: за оригинальность идеи, за грамотность и культуру речи, и т. д.

Также уместно дополнительные баллы ввести за своевременное посещение уроков (добавление 1 балла за посещение каждой пары и 1 балла за отсутствие пропусков в течение месяца) и снятие их соответственно за опоздание или самовольные уходы (опоздание 1 балл, самовольный уход 5 баллов), что к сожалению является актуальным для системы СПО в целом.

Таким образом, итоговый результат является суммой баллов за все виды деятельности. Обучающиеся адаптируются к такому способу оценивания и стараются проявлять себя максимально разносторонне, зная, что их оценка будет зависеть максимально от них самих.

В начале учебного года каждый обучающийся получает описание рейтинговой системы и я завожу рейтинговый журнал, где выставляю баллы за выполненные задания, в котором также указаны основные контрольные точка  (контрольные, самостоятельные, практические работы, зачет и т.д.).

Оценка за семестр определяется в зависимости от числа набранных баллов, переводимых в пятибалльную в соответствующем процентном соотношении и определении уровня обучения: (0 - 49 %) - оценка «2», 1 - уровень обучения «удовлетворительный» (50% - 64 %) - оценка «3», 2 - уровень обучения «хороший» (65% - 84 %) - оценка «4», 3 - уровень обучения «отличный» (85% - 100%) - оценка «5».

Можно составить рейтинг так, что обучающийся за семестр сможет набрать больше установленного максимума баллов. Появиться так называемый резерв, "лишние" баллы переводятся  в следующий семестр. Показатель учебного рейтинга обучающегося в течение всего семестра определяется на основе формулы: R = ( Bст / Bmax ) * 100%, где: R - рейтинговая оценка; Bст - количество набранных студентом баллов на момент оценки; Bmax - максимально допустимое по дисциплине количество баллов на момент оценки. Обучающийся может выполнить пропущенные работы после занятий, тем самым повысив свой рейтинг дополнительными баллами.

Рабочая тетрадь проверяется по требованию преподавателя. В ней  оценивается качество ведения: запись определений, диктуемых на уроке, аккуратность формул, оформление рисунков и таблиц. Если требования не выполняются, то баллы за тетрадь не выставляются. В некоторых случаях возможно даже снижение количества уже имеющихся баллов: во время урока конспект выполняется неполностью, неаккуратно и т.д.

Домашние работы также выполняются за дополнительные баллы. Баллы начисляются только за сданные вовремя  домашние работы и не начисляются вовсе за списанные работы. Также возможностью получить от 1 до 5 дополнительных баллов на уроке является своевременный и правильный ответ обучающегося на уроке, вовремя выполненный доклад и т.п. Ответы по теме занятия заслушиваются по желанию обучающихся, чтобы не тратить время на неподготовленные ответы. Так как у многих обучающихся, замечено практикой, вызов к доске вызывает напряжение, испуг и стойкое нежелание вообще что-либо говорить, то за работу у доски тоже можно получить 1 балл, даже если разбор задания или устный ответ приходится преподавателю корректировать.

На каждом уроке, в начале (оргмомент) определяю те «контрольные точки», за которые можно получить баллы. Причем довольно часто приходится начинать набор баллов, определяя бонус в размере уже 3-х имеющихся. У обучающихся появляется интерес не «соскочить» с уже имеющейся «3» и возможность ее повысить.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ПРАТИКИ

На основе проводимой работы и полученных результатов, могу сказать о целесообразности продолжения внедрения рейтинговой системы на системной основе и внесения предложений о ее внедрении в систему техникума в целом, так как:

-  обучающиеся по дисциплине и дополнительным видам учебной работы начинают четко понимать систему формирования оценок     ;

-

- своевременно оценивать уровень (качество) освоения дисциплины, выполнение всех видов учебной работы до начала экзаменационной сессии;

- получают навыки самостоятельного планирования работы;

- сознательно качественно изучать материал дисцплины;

- преподаватель рационально планирует учебный процесс и стимулирует работу студента по освоению дисциплины;

- управляет процессом усвоения изучаемого материала учебной группой в целом и каждым обучающимся;

- по результатам текущего контроля своевременно вносит коррективы в организацию учебного процесса ;

- с учетом промежуточных результатов более объективно и полно определяет итоговый результат ;

- обеспечивает более точное деление оценки уровня знаний по сравнению с традиционной 5 - бальной системой.

-повышает состязательность и конкурентность обучающихся в процессе обучения.

Введение рейтинговой системы и подведение итогов делает сам  сам учебный процесс более прозрачным. Это в свою очередь показывает обучающимся, что от личного отношения и продуманного планирования учебной работы зависит главный результат.

ВОЗМОЖНОСТЬ ТИРАЖИРОВАНИЯ ПРАКТИКИ

Рейтинговая система оценивания сегодня широко используется  в высших учебных заведениях. Ее рассматривают ряд публикаций, в которых предлагаются разные подходы к её реализации.

Одни авторы рассматривают рейтинговую систему оценки и контроля деятельности обучающихся, с одной стороны, как как совершенствование педагогической работы, с другой стороны -эффективное управление качеством обучения. Другие предлагают модель формирующего оценивания, которая рассматривается в единстве с рейтинговой системой. Они выделяют совокупность принципов, реализация которых направлена на повышение эффективности этой системы .

Третьи исследуют возможности использования рейтинговой системы оценки для реализации многомерной диагностики на основе векторной модели и проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Все эти рекомендации касаются образовательного процесса в вузе. Использование рейтинговой системы оценивания в техникуме имеет свои особенности и требует дополнительной разработки, а внедрение её в практику поможет решить многие проблемы традиционной системы.

Работаю с элементами этой системы несколько лет, постоянно добавляю новые критерии оценивания за баллы, идет работа по ее усовершенствованию, находятся в ней новые удобства и новые области применения.

Конечно же за всеми преимуществами трудно сразу рассмотреть недостатки данной системы, но они имеются:

•        Создается для преподавателя много дополнительной работы : необходимо рассчитать параметры заданного рейтинга – сколько баллов даётся за каждое задание и критерии оценки, довести это до сведения обучающихся, больше вести индивидуальной работы с обучающимися, которые хотят добрать недостающие баллы,а также разработать альтернативные формы набора баллов, задания разного уровня сложности в зависимости от того, на какое количество баллов претендует студент,

•        Некорректное оценивание способных обучающихся, которые вынуждены пропускать занятия по разным причинам (участие в мероприятиях, болезнь) и не могут в полной мере своевременно использовать накопительную систему баллов.

•        Система должна измерять успеваемость обучающихся на основании их систематической работы в течение семестра. Если значительная часть обучающихся не будет работать в системе, то полученные данные не будут соответствовать действительному соотношению сил. Определенно найдутся некоторые обучающиеся, которые не будут работать в течение семестра, а рейтинговую систему эффективно должна применяться только при готовности обучающихся регулярно работать.

•        Обучающиеся могут, пропуская некоторые разделы,накопить баллы, . Это предполагает овладение учебным материалом в неполной мере и определенно влияет на качество его усвоения .

Однако в любом случае, использование рейтинговой системы при организации учебного процесса  способствует активизации познавательного процесса обучающихся, повышает объективность оценки , развивает у них чувства ответственности и самостоятельности, и оказывает положительное влияние на овладение ими общими и профессиональными компетенциями.

























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


Рейтинговый журнал на 1 семестр.

Специальность 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях


По дисциплине за 1-й семестр согласно учебного плана предполагается 68 академических часов, из них отводится на практические работы 38 часов.


1-й рейтинговый лист «Работа на уроке»

Набор баллов: за час 1-5.

За семестр возможный максимум 68image-20200219100346-1.png image-20200219100346-2.png5=340

№1

№ п\п

Ф.И.О.

Дата занятия

Промежуточный итог







































































№2………


№ п\п

Ф.И.О.

Дата занятия

Итог









































































2-й рейтинговый лист «Контрольные работы»

Набор баллов: за 1 работу 10-50 баллов. Контрольных работ за семестр 5.

За семестр возможный максимум 50image-20200219100346-3.png image-20200219100347-4.png5=250


№ п\п

Ф.И.О.

Контрольная работа по теме

Итог

 

название

название

название

название

название

 






































































3-й рейтинговый лист «Практические работы»

Набор баллов: за 1 работу 1-5.

За семестр возможный максимум 38image-20200219100347-5.png image-20200219100347-6.png5=190

№1

№ п\п

Ф.И.О.

Практическая работа по теме

Промежуточный итог

 

название

название

название

название

название

 




































































№2……

№ п\п

Ф.И.О.

Практическая работа по теме

Итог

 

название

название

название

название

название

 





































































4-й рейтинговый лист «Домашние работы»

Набор баллов: за 1 работу 1-3. Домашняя работа задается каждые два часа (каждую пару)

За семестр возможный максимум 34image-20200219100347-7.png image-20200219100347-8.png=112

№1

№ п\п

Ф.И.О.

Домашняя работа по теме

Промежуточный итог

 

название

название

название

название

название

 




































































№2……

№ п\п

Ф.И.О.

Практическая работа по теме

Итог

 

название

название

название

название

название

 




























































5-й рейтинговый лист «Творческие работы (сообщения, доклады и др.)»

Набор баллов: в одной теме 1-10 баллов.

За семестр изучается 5 тем, возможный максимум 10image-20200219100347-9.png image-20200219100347-10.png5=50 баллов


№ п\п

Ф.И.О.

Творческая работа по теме

Итог

 

название

название

название

название

название

 





































































6-й рейтинговый лист «Ведение рабочей тетради»

Набор баллов: раз в месяц за тетрадь 1-5баллов.

За семестр возможный максимум 4image-20200219100347-11.png image-20200219100347-12.png5=20 баллов


№ п\п

Ф.И.О.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итог





















































7-й рейтинговый лист «Посещаемость занятий»

Набор баллов: за 2 часа 1балл.Дополнительно за отсутствие пропусков в течении месяца также 1 балл

За семестр возможный максимум 34image-20200219100347-13.png image-20200219100347-14.png+4=38

№1

№ п\п

Ф.И.О.

Дата занятия

Промежуточный итог










































































№2…….

№ п\п

Ф.И.О.

Дата занятия

Итог








































































№3


№ п\п

Ф.И.О.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итог



















































ВСЕГО за семестр возможный максимум:

 340+250+190+20+38+112+50=1000 баллов.

Для получения итоговой оценки «5» необходимо набрать 850-1000 баллов.

Для получения итоговой оценки «4»  необходимо набрать 650-849 баллов.

Для получения итоговой оценки «3»  необходимо набрать 500-649 баллов.

Менее 500 баллов – обучающийся получает «2» и является неаттестованным.


















Список литературы

  1. Баженова Е.А. Балльно-рейтинговая система оценки / Е.А. Баженова // Вестник Пермского университета. Серия: Университетское образование. – 2012. – № 7.
  2. Зябкина О.Ю. Современный подход к оценке достижений учащихся на основе балльно-рейтинговой системы / О.Ю. Зябкина, В.И. Попова // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – № 5.
  3. Карелин К.С. Пути повышения эффективности обучения математике с использованием рейтингово-балльной системы оценки учащихся средней школы: дис. … канд. пед. наук / К.С. Карелин. – Москва, 1999. – 154 с.
  4. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей.Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.320с.
  5. Латыпова А.Ф. Балльно-рейтинговая система как средство реализации векторной модели многомерной диагностики результатов обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.; URL: http://science- education.ru/ru/article/view ?Id=24937 (дата обращения: 20.10.2018).
  6. Лебедева И.П. Формирующее оценивание в структуре балльно-рейтинговой системы / И.П. Лебедева, Р.Ю. Федоров // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.; URL: https:// www.science-education.ru/ru/article/view ?id=15192 (дата обращения: 20.10.2018).
  7. Маряшина И.В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний и умений учащихся по физике как средство достижения новых образовательных результатов: дис. … канд. пед. наук / И.В. Маряшина. – Москва, 2014. – 168 с.
  8. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М.: Народное образование, 1996.160с.
  9. Яблочкина Н. В. Рейтинговая система оценки знаний студентов в педагогическом колледже// современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.; URL:http://infed.ru/articles/19/ (дата обращения 20.10.2018)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.