Статья «Рейтинговое оценивание, как на уроках ТО, так и уроках учебной практики»

2
0
Материал опубликован 15 December 2022 в группе

Рейтинговое оценивание, как на уроках ТО, так и уроках учебной практики

Образовательные стандарты нового поколения представляют собой систему требований, в том числе к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Задача педагога спланировать деятельность обучающихся, определив мероприятия, обеспечивающие достижение этих результатов. И здесь ставка, прежде всего, делается на различные формы организации учебной и внеурочной деятельности.

При этом возникает проблема в адекватной и объективной оценке всех этих видов деятельности. Зачастую, традиционная пятибальная система оценивания не в состоянии дать результат, который в полной мере удовлетворил бы всех участников образовательного процесса. Связано это, в первую очередь с предвзятостью и необъективностью оценивания работ у различных обучающихся. Также немаловажную роль играет ее малоинформативность (у различных преподавателей за одну и туже работу можно получить совершенно разные оценки) и отсроченность (обучающимся приходится ждать результата оценивания их деятельности, и это не стимулирует их деятельность, а только констатирует свершившийся факт).

Не стоит забывать, о низкой мотивации обучающихся к получению знаний по общеобразовательным дисциплинам. Традиционная система оценивания скорее отбивает желание учиться хорошо, чем стимулирует улучшать результаты. Связано это в первую очередь с тем, что изучение учебной дисциплины растянуто на два, иногда три семестра, а значит текущая оценка не может повлиять на итоговый результат. Обучающимся кажется, что сейчас можно расслабиться, а потом приложить немного усилий, и получить хорошую отметку.

Повысить эффективность обучения возможно использованием рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы обучающихся под руководством педагога. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний обучающегося. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым обучающимся, ориентирована на стимулирование его работы в течение всего учебного года и обеспечивает одинаковый подход к оценке качества обучения, т.е. объективность диагностики знаний.

Под рейтинговой системой оценивания понимается объективная шкала сопоставления качества и объема знания обучающихся. Рейтинговую систему можно представить следующим образом (рис. 1) [3]



t1671096098aa.png Рис. 1 - Рейтинговая система

Рейтинг представляет собой “накопленную отметку”, как за урок, так и за раздел, тему или за весь курс изучаемой дисциплины. 

Преимущества рейтинговой системы оценивания [6]

"+" для обучающихся

"+" для педагога

возможность распоряжаться своим временем самому

рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы обучающихся

проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

стимулирования эффективного обучения обучающихся

возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса

сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других обучающихся

объективная оценка выполнения каждым обучающимся каждого учебного задания

наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)

возможность точно и объективно определять итоговую оценку по предмету



Но с другой стороны, рейтинговая система требует жесткого планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля, систематического учета в подсчетах баллов, организации контроля, характеризующего и оценивающего деятельность преподавателя, обязательное рубежное итоговое тестирование.

Основными принципами применения рейтинговой системы являются:

дифференцированный подход при осуществлении контролирующих действий, то есть присвоение более высокого количества баллов наиболее значимым контрольным мероприятиям (зачеты, контрольные работы) по сравнению с ежедневными видами контроля на уроках;

обеспечение возможности самоконтроля (обучающиеся сами могут определить уровень усвоения материала, сложив накопленные баллы);

вариативность, т.е. использование стимулирующих (бонусных) баллов за «факультативные» виды работ (рефераты, проекты, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.).

Для внедрения рейтинговой системы необходимо выполнить следующие действия [5]:

1. Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:

- отдельная тема или раздел;

- самостоятельный цикл лабораторных работ;

- индивидуальные домашние задания;

- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;

- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.

2. Определить перечень заданий, которые учащиеся должны уметь выполнять в данной теме, и уровень их усвоения:

репродуктивный: выполнение заданий с помощью справочника или по образцу;

продуктивный: ученик на уроке должен на основе объясненного задания учителем, выполнять типовые упражнения (то есть понимать)

частично-поисковый- ученик не только выполняет типовые задания, но и применяет знания в новых условиях для решения нестандартных задач

творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента открывает для себя новые знания.

3. Определить перечень умений и навыков, которыми в соответствии с тематическим планированием необходимо овладеть ученику. Отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету.

4. Определить тип контроля (устный зачет, письменная работа, и т.д.), а также уровень сложности заданий.

Для более объективной оценки можно также определить уровни усвоения понятий:

репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, тетради.

продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать).

частично поисковый – ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения нестандартных задач.

творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия).



При использовании рейтинговой системы следует придерживаться некоторых правил [6]:

Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Ученик сам оценивает свою успешность, а после этого учитель оценивает выполнение задания. Таким образом, происходит согласование позиций внешнего и внутреннего контроля в устной или письменной форме. (Внешнее выражение уровня самоконтроля и самооценки может быть представлено в виде различной степени заштрихованных фигур, которые соответствуют словесным оценкам: «Я это умею и могу. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями» - полностью закрашенная фигура; «Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь» - наполовину закрашенная фигура; «Я не понял материал, не смог справиться с заданиями, мне срочно требуется помощь!» - фигура не штрихуется).

Для оценивания (и самооценивания) выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки.

Оцениванию на уроках не подлежат такие качества ребенка, как темп работы, особенности внимания, памяти, восприятия и др. Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.

Оценка инициативы и творчества во всех сферах школьной жизни (и не только школьной) должна стать столь же весомой, как и оценка навыковой стороны обучения. Оценка творческих проявлений ребенка в обязательном порядке оформляется и представляется учителям, учащимся разных классов и родителям. Для этой цели используются сменные выставки, публикации, стенды для демонстрации достижений и др.

Приведём примеры компонентов рейтинговой оценки [7].

Текущий контроль успеваемости.

Здесь проверяется уровень усвоения учебного материала разными способами:

- устные ответы обучающегося;

- домашние работы обучающегося;

- контрольные работы;

- самостоятельные работы;

- рефераты, доклады и т.д.

Качество самостоятельных работ, устные ответы обучающегося оцениваются по пятнадцатибалльной шкале (15 баллов). Минимальный балл – 1 балл, максимальный балл – 15 баллов.

Если обучающийся изложил материал не полностью, при ответах есть ошибки, не умеет делать вывод из изученного материала и он не знает как применить теорию в практике, то преподаватель ставит обещающемуся 1- 4 балла.

Если обучающийся допустил ошибку, но самостоятельно ее исправил или минимально ему помог педагог, не мог сразу выделить признаки или сделать вывод, может применить знания на практике, но нуждается в подсказках, не может выполнить более сложные задания, то учитель ставит ему 5- 7 баллов.

Если обучающийся изложил полностью минимальный объем, может привести примеры, допускает незначительные ошибки, когда делает вывод, без помощи может сделать практическое задание, то педагог ставит обещающемуся 8- 12 баллов.

Если обучающийся знает больше полного минимально объема знаний по конкретной теме, может привести примеры по изложенному материалу, без подсказок может выполнить практическое и творческое задание, без подсказок сделать вывод, то преподаватель ставит этому ученику наибольшее количество баллов – 13- 15.

2. Качество выполнения стандартных домашних работ оценивается по двенадцати балльной шкале (12 баллов). За выполнение домашней работы оценка выставляется только после проведения проверочной работы. Содержание проверочной работы должно полностью совпадать с домашней работой или по отдельным вопросам из самого домашнего задания. Вывод о качестве выполненного домашнего задания можно сделать в результате проверки.

Если обучающийся при выполнении домашней работы допускает ошибки, может исправить их только с подсказкой преподавателя, не может объяснить как он сделал конкретное упражнение, то преподаватель за выполненную работу ставит обучающимуся 1- 3 балла.

Если обучающийся при выполнении домашней работы допускает незначительные ошибки, может не полностью объяснить как он сделал упражнения и сам, без какой – либо помощи, исправить ошибки, допущенные в домашней работе, то педагог ставит 4- 6 баллов.

Если обучающийся при выполнении домашней работы не допускает ошибок, затрудняется выполнить конкретное упражнение, но с незначительной подсказкой делает это упражнение, то преподаватель ставит ему 7- 9 баллов.

Если обучающийся при выполнении домашней работы не допускает ошибок, и опираясь на эту работу может сделать более сложное задание, то преподаватель ставит ученику 10- 12 баллов.

3. Самостоятельные и контрольные (практические) письменные работы бывают стандартными и повышенного уровня сложности. Стандартные работы оцениваются по двенадцати балльной шкале (12 баллов), а работы повышенного уровня сложности оцениваются по пятнадцати балльной шкале (15 баллов). Каждый обучающийся может сам выбирать письменную работу любого уровня сложности, если учебный план не предусматривает выполнение всей группой стандартной работы. Также, по согласованию с преподавателем, можно взять индивидуальную дополнительную самостоятельную работу. Индивидуальная дополнительная работа обучающегося оценивается в соответствии с критериями и показателями, которые специально разработаны для оценки контрольных и самостоятельных практических работ.

4. Итоговый контроль успеваемости. Здесь проверяется степень усвоения обучающимися определенных разделов учебной дисциплины за семестр или за курс, а также аттестация проводится в виде зачетов или экзаменов.

Когда проводится промежуточная аттестация, тогда учитываются все набранные баллы по предмету, которые были набраны в течение этого промежутка времени. Итоговая оценка определяется как средняя арифметическая баллов промежуточной аттестации с округлением до целого числа.

5. Поощрительные и штрафные баллы. С целью стимулирования развития индивидуальных творческих способностей вводится система поощрительных баллов. Обучающийся имеет право на поощрительные баллы. За подготовку доклада или реферата учащийся получает 1 балл. Если он занял призовое место в каком-либо конкурсе, олимпиаде, спортивных соревнованиях, то он получает 2 балла за 2 или 3 место, а за 1 место, обучающийся получает 3 балла.

Поощрительные баллы прибавляются к итоговому баллу. Если в результате сложения полученных в ходе образовательного процесса и поощрительных баллов итоговый балл превышает 15, обучающемуся выставляется ровно 15 баллов. При этом остаток баллов не переносится на следующую аттестацию.

Также действует система штрафных баллов. Если обучающийся не пришел на урок, опоздал, либо забыл учебник и т.п. у него отнимается 1-2 балла.

Если обучающийся задержал сдачу домашней работы на 3 дня, то она будет оценена на 2 балла ниже. А если обучающийся задержал сдачу домашней работы дольше, чем на 3 дня по неуважительной, на взгляд преподавателя, причине, то педагог не будет ее оценивать. Аналогично педагог действует и в случаях с самостоятельной работой, которую выбрал сам обучающийся.

В рейтинговой системе обучающимся нравятся соревнования. Обучающийся, когда знает свое место среди группы, хочет подняться выше по рейтингу и стать лидером, но так же не хочет опускаться вниз. Когда используется рейтинг, то маловероятно, что обучащийся получит незаслуженную оценку по конкретной теме, так как оценка учитывает работу за полугодие и за год.

Рейтинговая система в процессе обучения создает условия конкурирования между обучающимися, они начинают бороться за звание лучшего в группе, следовательно, у них появляется интерес к знаниям, т.к. чтобы быть самым умным надо много знать

Главное достоинство рейтинговой системы для педагога в том, что у обучающихся повышается интерес к учебе, активизируется познавательная деятельность, уменьшается число пропусков, улучшается дисциплина, обучающиеся ощущают ответственность за результаты обучения, что имеет большое воспитательное значение. Также итоговый рейтинг обучающегося может быть критерием для определения уровня эффективности педагогической деятельности.

Список литературы

Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. - 2001 - №4. С. 34

Катханов М.В. и др. Методика разработки и внедрения рейтинг - контроля умений и знаний студентов, Учебное пособие М. 1991, 145 с.

Корякина А. В. Балльно-рейтинговая система как средство оценки сформированности компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 216–219. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770560.htm.

https://infourok.ru/masterklass-reytingovaya-sistema-ocenki-kachestva-znaniy-i-umeniy-uchaschihsya-na-uroke-866295.html

https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/rieitinghovaia-sistiema-otsienivaniia

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/03/13/reytingovaya-sistema-otsenivaniya-dostizheniy-uchashchikhsya

https://si-sv.com/publ/1/14-1-0-282




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации