Проектная работа «Метод синквейна как средство активизации речевой деятельности у детей с нарушением интеллектуального развития»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Метод синквейна как средство активизации речевой деятельности у детей с нарушением интеллектуального развития»
Автор проекта:
Кузяева Светлана Евгеньевна
учитель высшей категории
олигофренопедагог
ГБОУ «Болгарская школа-интернат
для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………..……….3
2. Актуальность проекта ……………………………………..……......6
3. Цель и задачи ………………………………………………..……... 7
4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его
новизну) ………………………………………………………..……….8
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта ………..…….........10
6. Ресурсное обеспечение проекта …………………………..………. 12
7. Ожидаемые результаты реализуемого проекта …………...…...….13
8. Заключение …………………………………………………..……....14
9. Список используемых источников………………………………….16
1.ВВЕДЕНИЕ
«Ум, сердце и руки – вот что нужно развивать в детях как единое целое»
Ш. Амонашвили
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии, имеют равные со всеми права на образование. Действительно, дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и требует индивидуального подхода и специальной коррекционной работы. Получение такими детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
У детей с умственной отсталостью возникают трудности в развитии правильной речи. Лексико-грамматическая сторона речи у данной категории детей отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Они не понимают и искажают значения слов, это проявляется у них в неумении выбрать и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.
Для умственно отсталых детей характерны низкая познавательная активность и работоспособность на занятиях, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и его низкая возможность распределения, мало инициативность в игровой деятельности, слабая продуктивность запоминания, что влияет на возможности расширения словаря и активное введение слов в речь. Процесс формирования этих свойств речи должен начинаться как можно раньше.
Сегодня существует множество технологий, направленных на максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Технология «Дидактический Синквейн» даёт возможности для развития словарного запаса обучающихся, уточнения содержания понятий, носит характер комплексного воздействия, при этом не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления). Работа по составлению Синквейна требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Что такое синквейн?
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Правила составления синквейна:
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Применение этой методики на уроках русского языка и чтения помогает создать условия для развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, побуждает детей мыслить, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
На занятиях общеобразовательного цикла технологию дидактического синквейна можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья составляют синквейны, когда читают произведения о природе, говорят о характере героев произведений, о долге, чести на уроках чтения. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а учителю понять насколько обучающийся видит и понимает проблему, о которой говорится на уроке. На уроках русского языка начинать работу можно, как только ученики познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Составляя Синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие.
Значимость и целесообразность использования данного проекта объясняется тем, что, синквейн:
Способствует развитию всех компонентов речи;
Происходит интеграция со всеми образовательными областями программы;
Используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;
Даёт возможность оценить педагогу уровень усвоения пройденного материала;
Открывает у детей новые творческие интеллектуальные возможности;
Способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности;
Содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Таким образом, при использовании Синквейна на уроках русского языка и чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья активизируется речевая активность, повышается познавательный интерес.
Именно поэтому Синквейн, как технология обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
2.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ ставит перед нами задачу научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить, создать такие условия обучения, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, выразить себя, свою индивидуальность. Поэтому в работе с детьми необходимо максимально использовать все известные приемы и методы, в том числе и современные методы обучения, было решено использовать инновационный прием - составление синквейна.
Актуальность и целесообразность использования метода «Синквейн», гармонично вписывающегося в коррекционную работу, объясняется комплексным воздействием не только на развитие всех компонентов речи, но способствует развитию высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), анализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Результатом использования метода «Синквейн» является совершенствование коммуникативных возможностей у школьников с легкой степенью умственной отсталостью в старших классах.
Инновационность данного метода в процессе обучения детей с нарушением интеллекта - повышение самооценки, коррекция психических процессов, совершенствование умений и навыков, которые помогут учащимся с ограниченными возможностями здоровья в дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.
Технология «Синквейн» не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу учителя и способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий слов, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ученику быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Применение инновационного педагогического метода «Синквейн», является как элемент технологии развития критического мышления через чтение и письмо с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), доступно и возможно, и способствует более успешному обучению и коррекции речевой системы и, как следствие, формированию жизненных компетенций в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта изучение влияния метода «Синквейн» на формирование речевой деятельности детей с нарушением интеллекта в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания, и разработка методического пособия для дальнейшего применения и внедрения в педагогическую деятельность для развития речевой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
Для детей: | Для педагогов: |
1. Помочь почувствовать красоту и выразительность родного языка. 2. Научиться составлять и рассказывать синквейн. 3. Систематизировать и обогащать словарный запас. 4. Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно – образное мышление, внимание, воображение. | 1.Создание условий для повышения интереса к урокам русского языка и чтения. 2. Воспитывать у детей желание изучать родной язык, прививать любовь к поэтическому искусству. 3. Активизировать познавательную деятельность; 4. Формировать предпосылки поисковой деятельности; 5. Разработать наглядный алгоритм составления синквейна; |
Участники проекта: учащиеся 5-6 классов школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью).
Сроки реализации проекта: Данный проект нацелен на долгосрочное применение для развития речевой деятельности у учащихся с ОВЗ. В целях анализа эффективности данной инновации срок реализации проекта составляет 7 месяцев, с октября по апрель 2020-2021 учебного года.
4.ПРОЕКТНОЕ РЕШЕНИЕ
(Основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Новизна данного проекта заключается в том, что метод «Синквейна» можно включать в коррекционно-развивающую работу педагога, не нарушая структуры урока. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Новая технология — может открывать новые возможности. Дидактический синквейн позволит создавать определенные условия для свободного выбора ребенком деятельности, а также для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей. Благодаря ему становится возможна поддержка индивидуальности и инициативы всех детей. – Считается, что синквейн в педагогической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, а это является актуальным в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, работа по составлению синквейнов — это главным образом источник неиссякаемого творчества для детей, а также и для взрослых. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается учащимися как возможность высказать свое собственное мнение. Эффективность использования такой технологии, как синквейн, заключается непосредственно в довольно быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса закрепления понятий, расширении и обогащении словарного запаса, подбирать подходящие слова.
Отразить новизну также можно представив его структуру в виде схемы:
Синквейн
Существительное
Прилагательное
Прилагательное
Глагол
Глагол
Глагол
Законченное высказывание
Резюме, вывод
Рис.1. Структура синквейна
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья характерен недостаточно развит словарный запас и тогда учитель может предложить опорные слова на карточках, детям останется только выбрать их для синквейна. Также возможно оставить пустые строки в готовом синквейне и попросить детей дополнить их по опорным карточкам или самостоятельно. Учитель так построит урок, что по его ходу будет коллективно составляться синквейн.
Таким образом можно отметить, что синквейн – один из наиболее эффективных методов развития речи школьника. В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все, даже ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
5.ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
5.1. Сроки реализации проекта: с октября 2020 года по апрель 2021 года.
5.2. Место реализации проекта: ГБОУ «Болгарская школа интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
5.3. Этапы реализации проекта.
Подготовительный (октябрь - ноябрь 2020 г.)
Основной (декабрь - март 2021 г.)
Заключительный (апрель 2021 г.)
5.3 Программа проектных мероприятий.
I этап. Подготовительный
Дата | Работа с детьми | Работа педагога /Работа с воспитателями классов | Результат |
Октябрь 2020г. | Мониторинг уровня развития речи детей. | Изучение и анализ методической литературы. | Создание банка необходимой методической литературы по теме проекта. Разработка памятки для воспитателей. Подбор диагностического материала. |
Подготовка диагностического материала. | |||
3.Подготовка дидактических материалов. |
II этап. Основной.
Декабрь 2020г. – Март 2021г. | 1.Дидактические игры и упражнения: - «Кто больше подберет слов к существительному (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа)», - «Подбери слово» (синоним), - «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных, признаки, действия), - «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета), - «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета), - «Закончи предложение», - «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать), - «Допиши синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и совершенствование готового синквейна), - «Исправь ошибку», «Поправь меня» (коррекция готового синквейна), - «Определи тему готового синквейна». | Привлечение воспитателей к составлению синквейнов на самоподготовке посредством лэпбука. | Обучение детей составлению синквейна и умению выразительно рассказывать. Составление картотеки дидактических игр и упражнений. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды. Составление банка методов и приемов стимулирования мыслительной деятельности детей. |
| Игра-соревнование между командами «Кто больше придумает синквейнов». | 2.Изготовление папки-передвижки «Синквейн-что это такое» | |
| КВН -Составление синквейнов по группам на заданную тему. | 3.Составление памятки по составлению синквейна. | |
| Рисование детьми графических моделей синквейна. | | Выставка рисунков |
| Мини-концерт с чтением синквейнов, конкурс по сочинению синквейнов | | Стенгазета «Лучший синквейн» |
| Рисование иллюстраций к синквейнам. | | Выставка иллюстраций |
III этап. Заключительный
Апрель 2021г. | 1. Проведение итогового мониторинга | 1.Обработка и анализ результатов мониторинга | Подведение итогов. Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, иллюстрированного детьми. |
| 2. Проведение открытых уроков, мероприятий с использованием техники синквейна | 2.Составление сборника синквейнов. |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ресурсы | | Наличие |
Информационные ресурсы | Методическая и художественная литература, информация из интернет - ресурсов | + |
Наглядные мультимедийные ресурсы | Видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации с изображением профессиональной деятельности взрослых, предметы для труда | + |
Материально-технические | Дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования, искусственные цветы, ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат | + |
7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Для детей:
Учащиеся научатся составлять и рассказывать синквейны. Повысится уровень словарного запаса, разовьется фразовая речь, ассоциативное мышление, воображение. Дети закрепят знания о частях речи, о предложении, научатся подбирать нужные слова. Ожидается, что обучающиеся смогут составлять короткие рассказы, правильно составлять и задавать вопросы. В процессе работы научатся делать выводы, находить главное в потоке информации, выделять существенные признаки.
Для педагогов:
Обогащение и разнообразие способов подачи нового материала и форм работы педагога с обучающимися с учетом индивидуальных способностей, а также положительная динамика у обучающихся следующих составляющих:
· повышение качества учебно-познавательной деятельности
· формирование учебной мотивации;
· повышение уровня познавательного интереса к предмету
Разработан алгоритм работы на уроке с техникой синквейна. Составлен список литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал; Составлена картотека тем по составлению синквейнов.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате реализации данного проекта у учащихся 5-6 классов повысилась эффективность работы на уроке. Целенаправленное, систематическое применение методики синквейн в коррекционно-образовательном процессе значительно повысило результативность работы учителя. Показателями успешности реализации проекта являются данные мониторинга речевого развития детей. Составление синквейнов оказало позитивное влияние на развитие таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, познавательная активность детей, уровень логического мышления. Таким образом, работа по составлению синквейнов повысило результативность коррекционной работы на уроке.
Также дети научились:
- самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы;
- использовать полученные навыки в практической деятельности;
- быть активными, проявлять интерес к учебной деятельности;
- адекватно реагировать на оценку своей деятельности;
В течение всего периода дети находились в творческом процессе, что помогло самовыражению детей. На занятии литературной гостиной «Пусть всегда будет мама» учащиеся составляли синквейны о маме. На занятии дети активно подбирали прилагательные и глаголы к существительному мама. Следует отметить, что все участники занятия справились с заданием, а некоторые составили по 2-3 синквейна. (Приложение3)
Во время работы над проектом повысилась творческая активность обучающихся. Такие мероприятия, как «Сочини синквейн» или нарисуй иллюстрацию к синквейну вызывали у детей интерес. Желающими принять участие в конкурсах, мероприятиях были практически все дети 5-6 классов. Следует отметить, что обучающиеся с низким уровнем развития речи принимали активное участи в мероприятиях, не испытывая стеснения.
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал Виктор Федорович Шаталов. Дети гордились своими достижениями! Родители гордились своими детьми. А мы, педагоги гордились собой, глядя на достижения своих детей.
Таким образом, представленный проект направлен не только на развитие речи, но и на развитие творчества учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Перспективой развития проекта послужит дальнейшая работу над синквейном и распространение полученного опыта среди коллег педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксенова А.К.Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе/А.К.Аксенова. ̶ М.: Гуманиттар. Изд. Центр ВЛАДОС.2004. ̶316 с.
Аверин В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста: Учеб. пособие С.Пб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. - 64 с.
Баннов А. М. Синквейн// Учимся думать вместе.—М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.— С.—106.— 128с.
Воронина Н.В. Формирование познавательно активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. // Электронный ресурс: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=458
Кендиван О. Д-С., Куулар Л. Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся (рус.) // Фундаментальные исследования: Научный журнал.— 2014. —№ 3.—С. 827—829.—ISSN1812-7339.
Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации. - М.:2013