12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Масленков Дмитрий Евгеньевич68
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Автор: Масленков Дмитрий Евгеньевич

ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж


Формы и методы организации самостоятельной работы учащихся проблемы, подходы, решения


Требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) предполагают использование методов и форм работы, которые направлены на организацию самостоятельной деятельности учащихся. В частности, в требованиях ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, одной из важных компетенций, которая должна быть сформирована у будущих педагогов, является способность к самостоятельному определению задач профессионального и личностного развития, самообразованию [1]. Достижение сформированности данной компетенции зависит от того, как педагоги организуют самостоятельную деятельность учащихся. По мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Необходимо четко сформулировать цель работы, вызвать интерес к ней и стремление выполнить ее как можно лучше, ясное осознание задачи и пути проверки её выполнения. Недопонимание цели работы приводит к снижению уровня самостоятельности студента [3].

Несмотря на существующие требования к организации самостоятельной работы учащихся, существует ряд проблем, которые в большей степени связаны с искаженным пониманием сущности самостоятельной работы. Одной из проблем является понимание самостоятельной работы как формы контроля знаний и умений учащихся, другой проблемой, на наш взгляд, является неправильная организация самостоятельной работы, которая связана, прежде всего, с пренебрежением требований к ее организации.

Возвращаясь к сущности понятия «самостоятельная работа», стоит отметить определение, предложенное В.И. Андреевым, так как, по нашему мнению, он дает наиболее точную трактовку данного понятия. По мнению автора, самостоятельная работа - это форма организации учебной деятельности учащихся, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного рода здания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств [1, с. 265].

Выбор форм и методов самостоятельной работы также определяется основными принципами дидактики. К данным принципам, в первую очередь стоит отнести следующие: доступности и систематичности, связи теории с практикой, постепенности в нарастании трудностей, творческой активности, а также дифференцированного подхода к учащимся. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных педагогом заданий, с анализом результатов деятельности. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно овладевают разными способами деятельности и приобретают знания. Традиционно различают следующие виды самостоятельных работ: работа с книгой; выполнение упражнений; выполнение практических работ; проверочные работы; подготовка докладов или рефератов; выполнение домашней работы. В работе с учащимися данные виды работ применяются повсеместно. Кроме того, самостоятельная работа рассматривается не только как форма контроля знаний и умений, то имеет место разные цели организации данной деятельности. В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие; контрольные.

В работе со студентами мы применяем разные виды самостоятельных работ. Опираясь на актуальные требования к организации самостоятельной деятельности, мы учитываем интересы и потребности учащихся. Практика показывает, что наиболее эффективными формами являются те, которые подразумевают сочетание творческой и поисковой деятельностей. Перед организацией самостоятельной работы применяются активные методы обучения, например обсуждение картинок-метафор, подводящее к теме и проблеме занятия. Данные методы позволяют активизировать учащихся, настроить их на продуктивную работу. После мотивационного этапа занятия, педагогом организуется групповая самостоятельная работа с применением элементов интерактивных технологий: распределение на группы, озвучивание правил, работа с информацией, обсуждение результатов деятельности. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов обладают значительным педагогическим потенциалом, так как во время работы изучаемая информация проживается учащимися при активном обсуждении и качественной проработке.

При организации самостоятельной работы с целью контроля знаний и умений, нами активно применяются кейсы, направленные на решение проблемных задач. Кейсы позволяют кроме знаний и умений в достаточной степени проверить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций в зависимости от контекста задач. Контроль знаний осуществляется с помощью тестовых работ, которые преимущественно проводятся с применением цифровых технологий. Одним из вариантов, является создание тестов на платформе Quizizz.com. Данная платформа добавляет эффект соревнования во время тестирования, что в свою очередь мотивирует студентов на правильное выполнение тестовых заданий.

В заключении стоит отметить, что качественная организация самостоятельной работы учащихся зависит от качественной подготовки самой самостоятельной работы. От того, какие методы мотивации, задания, способы проработки информации и рефлексии запланировал педагог – будет зависеть успешность учащихся и уровень достижения результатов обучения.


Список использованных источников и литературы:

Источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/70809794/21a69d564a3ae054d908867940facd2e /

Литература:

2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1990. Стр. 50-68.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.