Статья «Методы и приемы обучения математике в условиях инклюзивного образования»
«Методы и приемы обучения математике в условиях инклюзивного образования»
«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
На протяжении многих лет система отечественного образования четко делила детей по уровням и категориям. Инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) практически не могли получить образование и реализовать свои возможности в сравнении с другими детьми. В настоящее время здоровье детей и подростков склонно к ухудшению, следовательно, растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теперь, согласно «Закону об Образовании», дети с особенностями в развитии и инвалиды имеют возможность получать без дискриминации качественное образование в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями и развиваться вместе со всеми детьми наравне, посещая общеобразовательные школы совместно со здоровыми детьми. В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Для решения этих задач возникает потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст оптимальные комфортные условия для всех учащихся.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования.
Инклюзия (от inclusion - включение) –процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые возможности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273). Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся получают категорию с ОВЗ, нет. Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
«Основополагающий принцип мира - это вера, что каждый человек важен», -утверждал Жан Ванье.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ.
Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение» отражают изменения, которые происходят в общественном сознании. Школа должна понимать, что все дети разные, все дети могут учиться, у детей разные способности и разный темп усвоения и система должна адаптироваться к потребностям ребенка.
Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ заключен в ряде критериев:
– что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования;
– что из полученных знаний и умений он может применять на практике;
– насколько активно, свободно и творчески он их применяет;
– усвоение разделов образовательной программы;
– анализ поведения и динамики развития ребенка,
– индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.
Работая в школе учителем математики, я столкнулась с категорией детей с задержкой психического развития – это VII вид детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие (синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная логики и ясности. Для детей с задержкой психического развития характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание, неравномерная работоспособность. Концентрация внимания, удержание его на протяжении какой-либо деятельности является достаточно трудным во время урока. При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности.
Для обучения детей с ОВЗ не предназначены отдельные учебники, следовательно, учителю при планировании урока необходимо уделять много времени для составления заданий и оформления отдельных индивидуальных карточек. Детям, имеющими ограниченный багаж знаний и не способным рационально усваивать материал, необходимо уделять значительно больше времени на усвоение какого-либо материала.
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.
При объяснении нового материала учителю необходимо подготовить разнообразные по форме и содержанию индивидуальные карточки-схемы, опорные таблицы, алгоритмы, маршрутные листы, которые дети с ОВЗ будут использовать на работе уроке или при выполнении самостоятельных и контрольных работ.
Деятельность учителя на уроке должна быть направлена на развитие памяти и логического мышления (устный счет, расставь пункты алгоритма в верной последовательности, задачи на смекалку, задачи-шутки, задачи с геометрическим содержанием, «найди ошибку», «дополни…», математические игры, кроссворды и ребусы). Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток.
Положительную роль в развитии внимания и памяти играют упражнения, которые помогают сконцентрировать внимание учащихся. Например, назвать слова на определенную тему, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, запоминание в течении нескольких секунд рисунка с последующим воспроизведением в тетради и т.д.
Например:
Запоминайте в течение минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавь недостающие линии в нижних четырех строках |
|
|
Закрепление учебного материала целесообразнее проводить с использованием таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы.
Например, тема «Умножение дробей», 5-6 класс
ПРАВИЛО | Образец | Задания |
Умножь числитель на числитель, а знаменатель на знаменатель При умножении смешанных чисел переведи смешанное число в неправильную дробь ( используй правило перевода смешанного числа в неправильную дробь) |
| Найди произведение: 1) 2) 3) 6 4) 6) 7) 2 8) 2 |
При выполнении контрольных работ для учащихся с ОВЗ уменьшается количество заданий. При решении задач учащимся предлагаются опорные схемы, рисунки, карточки-подсказки. Также ребенку с ОВЗ могут быть предложены тестовые задания с выбором ответов.
Для развития правильных геометрических представлений и логического мышления целесообразно проводить практические работы: «Длина окружности», «Прямоугольный параллелепипед. Площадь поверхности параллелепипеда», «Сумма углов треугольника» и т.д. Обучение учащихся геометрии строится на обращении к наглядности – рисункам, готовым чертежам, моделям. Такие задания как вывод формул, доказательство теорем изучаются детьми с ОВЗ обзорно.
Технологическая карта по выполнению практической работы:
1. Возьми предмет цилиндрической формы, поставь его дном на лист бумаги и карандашом обвести дно.
2. Провести диаметр полученной окружности и линейкой измерить диаметр, d (см).
3. С помощью сантиметровой ленты или нитки и линейки измерить длину полученной окружности, С (см).
4. Найти отношение длины окружности к диаметру .
5. Сравнить полученное значение со значением числа π:
6. Проделай такие же действия, описанные в пп.1-4 с цилиндрами других размеров.
7. Заполни таблицу и составь формулу для нахождения длины окружности.
№ п/п | D | C | C/d | Формула С= |
Для обобщения и систематизации пройденного материала, создания ситуации успеха можно предлагать творческие задания (составление кроссвордов, поиск и разгадывание математических ребусов, написание математических сказок). С целью повышения мотивации обучения и формирования у учащихся познавательного интереса наибольший интерес вызывают нестандартные самостоятельные работы-закраски, «Математическое лото» и т.п.
Задание по теме «Виды углов. Измерение углов»
| 1. Найди не картинке углы. 2. Обозначь углы с помощью букв. 3.Измерь углы с помощью транспортира, запиши градусную меру углов. 4. Укажи вид каждого из углов. Как дополнение: Найди на картинке смежные углы, вертикальные углы и т.д. |
Дети с задержкой психического развития нуждаются в постоянной смене деятельности, т.к. имеют определенные проблемы в усвоении материала (быстрая утомляемость, не всегда выраженный интерес, медленный темп работы), поэтому, если давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создавать атмосферу спокойствия и доброжелательности, то можно получить результаты решения интеллектуальных задач детьми с ОВЗ, приближенные к норме.
Программа по математике для такой категории школьников адаптируется таким образом, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне. Некоторые темы для детей с ОВЗ даются в плане ознакомления (не оцениваются), например «Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена», «Теорема Виета», «Нахождение приближенных значений арифметического квадратного корня», « Формула суммы и разности кубов » и т.д. В рамках индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) с целью ликвидации пробелов проводятся индивидуальные консультации по предмету.
Список используемой литературы
Будровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975.
Власова Т. А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1995.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL