Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях
Самохвалова Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
МОУ Софьинская СОШ
Мос. обл., Раменский район, с. Софьино
e-mail: veretencevacol5@gmail.com
Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях
Аннотация: Данная статья в наши дни весьма актуальна, т.к. мотивация всегда была, есть и будет оставаться ключевым явлением в педагогике.
Ключевые слова: учеба, мотивация, мотивировать, личность.
Я поняла, что люди забудут, что ты сказал, люди забудут, что ты сделал, но они никогда не забудут, что ты заставил их почувствовать.
Учеба-часть нашей жизни и с этим трудно поспорить, но учимся мы не только на уроках. Поэтому, рассуждая, как мотивировать учащихся, нужно учитывать не только образовательные цели, но и их личные потребности. Ещё в Древней Греции великий Сократ первым указал, что образование должно исходить и строиться на познании человека и его души. Истинно образующее обучение то, которое возбуждает к самодеятельному размышлению. Лучший метод для этого эвристический или вопросный, побуждающий детей все находить в самих себе, идти путем самопознания и самоуглубления [1].
Умение зажечь ту самую искорку в процессе обучения, заинтересовать учебой – чуть ли не самое мощное оружие в руках преподавателя, и овладеть этим орудием совершенно необходимо! Вот тут возникает ряд вопросов: как этого достичь? Как сделать так, чтобы ВСЕМ обучающимся в классе было интересно? Но самый главный вопрос: как понять, когда им интересно, на каком этапе?
Мы, учителя, привыкли полагать, что образование обогащает наших учеников, так как учим их читать, писать, излагать свои мысли, подготавливаем к жизни, учим быть активными и находчивыми. Однако важно помнить, что обучаем мы не предметам, а то с такой позицией интереса в глазах учеников не видать!
Думая о том, как заинтересовать обучающихся, учителя пытаются понять, как усилить их внутреннюю страсть к учебе. Поверьте, она живет в каждом ребенке независимо от социального или этнического происхождения. Для этого учеников нужно воспринимать в целом –не только умственные способности, оценки и фамилию, но и учитывать какая личность стоит за этими данными.
В своем главном педагогическом сочинении в «Великой дидактике» Я. А. Коменский говорил, что нет необходимости привносить что-либо человеку извне, необходимо развивать то, что в нем заложено природой. Но какая же тогда роль педагога? Во-первых, помочь ребенку развиваться в соответствии с его природой: «Учитель есть помощник природы, а не её владыка…». Во-вторых, обращать внимание ребенка на «значение всего существующего», то есть, формировать в его сознании картину мира [2].
Мотивировать – значит предоставить возможность ученикам творить! Поднять их уровень адреналина в крови, так как страсть к учебе похожа на зависимость. Вспомните себя, например, вас угостили клубникой, которую вы так любите, вы её с таким аппетитом съели, что в мыслях прозвучало: «Ещё хочу!». Вот и подумайте, а много ли на ваших уроках вкусных заданий, упражнений, которые так и тянет выполнить? Все бы их хотели «съесть» или только некоторые ученики?
Возьмем, цифровые технологии для примера, так как они невероятно, можно сказать, что колоссально повлияли на обучение: мы по-иному общаемся с учениками, их родителями, коллективом, да со всем миром! Но важным фактором является то, что как же они умело увлекают детей! Уверена, что в каждом классе есть мальчишки, которые увлеченно выполняют задания на компьютере, но дай им такое же задание на бумаге, и они скиснут, как молоко. Поэтому свыкаемся с мыслью, что цифровые технологии главные помощники преподавателя и охотно их осваиваем!
Новые технологии всегда таят в себе что-то интересное, но, применяя их приходит новое понимание «грамотности». Приведу пример, ученик далеко не отличник, но он может быть вихрем в тех же самых ИКТ технологиях, но если учитель редко использует их, а может,что еще хуже, не хочет их внедрить в учебный процесс, то это всё, потому что учитель лишает возможности полюбить этим учеником учебу.
Это всего лишь пример, как можно замотивировать учащихся, а способов увлечь обучающихся ведь много! Главное делать это с любовью и пониманием, учитывать индивидуальные потребности и способности своих учеников, воспринимать их как личности.
В одном из своих выступлений А.Н.Леонтьев писал: «Личность человека порождается в его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые активные и сознательные поступки – вот начало личности. Становление ее происходит в постоянной внутренней работе, когда человек как бы постоянно решает задачу- «чему во мне быть» [3].
А задача педагога помочь ребенку стать тем, кем он способен стать, развить его потенциал, и учитель стимулирует это развитие системой психологически продуманных методов и приемов [4].
Вот несколько вкусных методов и приемов, которые использую по сей день:
- минута вдумчивого шушуканья (задайте ученикам вопрос и дайте всего минуты на обсуждение. По окончании минуты переведите в цифровой формат – запишите ответы учеников на аудио видео или в виде интерактивной ассоциативной карты);
- озадачь товарища (попросите учеников сочинить вопросы, которые поставят одноклассников в тупик);
- удивляй (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);
- фантастическая добавка (учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой);
- лови ошибку (объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки);
- пресс-конференции (учитель неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы).
Подводя итог сказанному, хочу пожелать каждому учителю, чтобы его урок был как шведский стол, где каждый найдет свое любимое блюдо, почувствует его вкус и вернется за добавкой!
Список используемой литературы:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский. Москва: Форум-ИНФРА-М, 1998. 272 с.
2. Коменский Я.А. Учитель учителей: избранное / сост. Е. Н. Леонович. Москва: Издательский дом «Карапуз», 2008. 288 с.
3. Мижуев П.Г. Главные моменты в развитии западноевропейской школы: хрестоматия по истории педагогики / сост. И. Ф. Свадковский. Москва: Учпедгиз, 1936. Т. 1.107 с.
4. Развитие личности ребенка от года до трех / сост. В. Н. Ильина. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 432 с.
Куликова Ирина Геннадьевна
Полянская Оксана Николаевна