Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях
Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях.
В современном мире в сложившейся ситуации в школах достаточно актуальна решение проблемы с повышением эффективности педагогического процесса. Эта проблема в образовании появилась давно.
Многие педагоги современности утверждают, что школьника невозможно успешно обучить без интереса и равнодушия к учению и знаниям. В связи с этим перед учителями стоит задача сформировать у обучающегося положительную мотивацию к учёбе с елью повышения эффективности учебного процесса.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека, к окружающему миру, к различным видам деятельности.
Интерес к предмету является учебной мотивацией школьников.
Одна из главных задач педагога состоит в том. чтобы научить учащихся с интересом владеть разными видами деятельности, делать процесс обучения увлекательным, удерживать бодрый настрой к познанию на протяжении всего процесса обучения, усовершенствовать преодоление сложностей в изучении учебного материала.
В России темой мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как Н.Н.Ланге, А.Н.Леонтьев, А.Ф.Лазурский, С.Л.Рубинштейн , Л.С.Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделали Л.И.Божович, А.К.Марковой.
Чтобы увеличить мотивацию обучающихся важно использовать весь перечень методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные;
наглядные и практические методы;
поисковые методы;
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Повышение мотивации- это очень сложный и кропотливый процесс. Мотивацию можно повышать, как на различных этапах обучения (начальный этап урока. предметный этап и этап завершения урока), так и определёнными приёмами повышения мотивации.
Для появления интереса к предмету важно понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.
Приемы, способствующие повышению мотивации к учению.
Отсроченная отгадка
Занимательный факт озвучивается в финале занятия, чтобы начать с неё следующий, например, на следующем уроке мы познакомимся с самым большим деревом в мире.
Прогнозирование
Знакомясь с темой урока, ученик прогнозирует цель урока.
Привлекательная цель
Задача педагога привлечь вниамние младших школьников красочными иллюстрациями, сказочными персонажами, загадками, ребусами.
Сказка-правило
Задача педагога объяснить правило в сказочной форме, к примеру, сочинив сказку про правило по русскому языку.
Фантазёр
На доске записана тема урока.
- Назови 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьника эмоциональный отклик, отношение к этой теме.
Образовательная стратегия
При положительном результате обучающегося уточнять у него, как он добился своей цели, что он для этого сделал, как готовился.
Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.
Таким образом мы пришли к выводам, что:
мотивация значится главным составляющим учебной деятельности;
педагогические цели быстрее достигаются при правильной мотивации учащихся;
при помощи мотивации формируется определённое отношение школьников к учебному предмету и его ценностность и важность для личностного развития;
качественные показатели познавательных процессов можно улучшить при помощи положительной мотивации
Список использованной литературы.
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев - М., 1976.
Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В.Благонадежной. - М., 1972, с.7-44.
Маркова, А.К. Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С. Выготского / А.К. Маркова // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М., 1981.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу - СПб: Евразия, 1999. - 478 с.
Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2001. - 240 с.
Соколова Елена Борисовна