Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях

4
0
Материал опубликован 15 August 2021 в группе

Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях.

«…учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К. Д. Ушинский.

Одним из любимых уроков мальчишек и девчонок во все времена была физкультура. Однако однообразное ведение урока «построение-разминка-тренировка» способно уничтожить интерес даже к занятиям физической культурой. Когда мы слышим: «школьник не хочет учиться», то чаще всего сталкиваемся с отсутствием у ребёнка положительной мотивации к обучению. Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях- это инструмент для формирования личностных УУД: осознание личностного смысла обучения физической культуре, самостоятельное выполнение зарядки или комплекса закаливающих процедур дома, развитие чувства товарищества, доброжелательности и взаимопомощи при проведении игр и соревнований.

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:

положительный настрой обучающегося;

ясная цель, к которой нужно стремиться;

мотивы достижения цели;

положительная реакция не неудачу;

настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).

Отсюда выбор методов и приёмов обучения.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания:

1)  методы строго регламентированного упражнения;

2)  игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3)  соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы физического воспитания:

1)  словесные методы;

2)  методы наглядного воздействия.

Приведу примеры из личного опыта. Наиболее насыщены в плане разнообразия упражнений уроки круговой тренировки. Это такой специфический метод обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения. Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается около 8 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.)

А вот мой вариант круговой тренировки в виде квеста: группы учащихся выбирают капитанов, получают маршрутную карту. В ней места выполнения упражнений зашифрованы стихами. Например: «Я его кручу рукой, и на шее и ногой, и на талии кручу, и ронять я не хочу». Определив, что речь идёт об обруче, группа идет к тому месту в спортзале, где заготовлены 5-6 обручей. На одно упражнение отводится 1 минута. И так по каждой станции.

Игровой метод. В системе физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры. Мои ученики очень любят играть в «Третий лишний», «Пустое место», «Вышибалы», «Перестрелка», «Четыре мяча» и т.д. А в четвёртом классе особенно привлекательны детям роли судьи на пионерболе или помощника судьи ,фиксирующего счёт на табло .

Соревновательный метод — это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Так неизменно вызывает интерес у ребят участие как в «Весёлых стартах», так и в обычных эстафетах , в командных играх (пионерболе и баскетболе).

Из общепедагогических хорошо зарекомендовал себя метод групповой работы. При изучении темы «Эстафеты» делю класс на группы, и предлагаю составить свою эстафету , используя выставленный инвентарь(кегли, обручи, мячи, кубики, скакалки).Группы с любопытством наблюдают, кто что придумал.

После того как школа приобрела инвентарь «Парашюты»- круги из 8 клиньев разноцветной болоньевой ткани- стало возможным разнообразить зарядку в группах: держась по 6-7 человек за края «парашюта», дети лучше чувствуют друг друга и контролируют свои движения. Наклоны, приседания, прыжки с «парашютом» вдвойне интересны.

Ещё пример групповой работы на обобщающем уроке по разделу «Гимнастика». Когда- то я попросила установить на стене спортзала небольшую доску. На ней пишу названия изученных элементов: кувырок вперёд, «мостик», «ласточка», «стойка на лопатках». Группам предлагается за 10 минут составить композицию из этих элементов. По окончанию обсуждения и репетиций каждой группе участников для выступления включаю свою музыку. В 3-м классе начинаю эту работу, в 4-м классе она уже не вызывает особых затруднений.

Метод самостоятельной работы. Этот метод может реализовываться при проведении разминки. Школьники рассчитываются на «1,2,3,4,5,6», каждая шестёрка становится в круг (сколько групп, столько и кругов). Даю задание: «Первые номера в своих шестёрках проводят упражнения для мышц шеи». Далее вторые номера придумывают упражнение для мышц рук и плечевого пояса. Т.о. получает задание каждый участник группы.

Метод проблемного обучения. Уроки физической культуры специфичны, и всё же при их проведении возможно создать ситуацию поиска. В разделе «Гимнастика» есть уроки, посвященные развитию чувства равновесия: лазанию по гимнастической стенке , по гимнастическим скамейкам. Делю класс чаще всего на 3 группы. После подготовительных упражнений на лестнице, каждая группа получает задание: « Обсудите и покажите, можно ли двум ученикам пройти по перекладинам стенки ,двигаясь навстречу друг другу и не сходя на пол?»

Метод проектов. В школе особое место занимает проектная деятельность. Она ценна развитием познавательных навыков учащихся, коммуникативных способностей, учит ориентироваться в информационном пространстве, развивает творческое мышление. Под моим руководством школьники работали над проектами «Как футбол влияет на скоростно-силовые качества школьников», «Как научиться лазать по канату?», «Влияет ли шум в школе на наше здоровье ?». Ребята выступили со своими проектами на классных часах перед товарищами. Таким образом они пропагандировали ЗОЖ и повысили мотивацию к урокам физической культуры.

Необходимо вспомнить об интегрированных уроках , повышающих мотивацию при занятиях физкультурой. Очень понравился ребятам урок «Строевые упражнения или 4 марша», проводимый сразу двумя учителями: музыки и физкультуры. Дети выполняли разученные строевые упражнения под марши известных композиторов.

Проходя курсы повышения квалификации, познакомилась с АМО (активными методами обучения). Вот пример использования метода «Кластер». В рамках раздела «Подвижные игры» проводила урок про плоскостопие. В центре доски записала ключевое слово «плоскостопие» и предложила обучающимся высказать слова или словосочетания, которые возникают с этой темой. Идеи фиксировались на доске, я лишь направляла детей вопросами «Люди каких профессий наиболее подвержены плоскостопию?», «Как понять, что у тебя есть плоскостопие?», «Плоская стопа - это врождённое явление или приобретённое?» Устанавливаем связи между понятиями, определяем тему урока.

Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Приём «Физкульт привет!». Учитель выстраивает класс в шеренгу, протягивает руки ладонями вверх и произносит: «Физкульт!», ребята подбегают, легонько хлопают по его ладоням и дополняют: «Привет!».

Приём «Весёлый расчёт». В начале урока после сдачи раппорта класс стоит в шеренге и рассчитывается не на «Первый-второй», а на «Красивый-смелый». Далее «красивые» бегут лёгким бегом по залу, а «смелые» скачут на скакалках в центре спортзала. Потом меняются местами.

Приём «Дерево ожиданий». На стене закрепляется ватман с изображением дерева. После определения темы урока, дети получают карандаши и вырезанные из цветной бумаги листики, на которых дети пишут свои ожидания от урока по данной теме. Листики приклеиваем на дереве с помощью двустороннего скотча. В конце урока интересно читать записи и анализировать, какие ожидания оправдались.

Приём «Ребусы».Для определения темы урока делю класс на 4 группы, каждая группа получает карточку с ребусом( загаданы «прыжок», «бег», «ходьба», «метание»).После разгадывания ребусов спрашиваю: «Какой вид спорта объединяет эти спортивные дисциплины?» Конечно, лёгкая атлетика.

Приём «Черный ящик». У меня есть коробка черного цвета. После построения показываю коробку и говорю: «Здесь лежит предмет, который знаменитый мореплаватель Христофор Колумб привёз из Центральной Америки. Местные индейцы делали его из смолы, которую добывали из разрезов коры деревьев. Нам эта смола известна под названием «каучук». Матросы Колумба привезли загадочный предмет в Испанию.» Если никто не догадывается о чём идёт речь, даю подсказку: «Колумб удивился, увидев, что большой и тяжелый предмет так высоко подскакивает при ударе о землю.» Отгадав, что в коробке -мяч, дети формулируют тему урока «Метание мяча в цель»

Приём «Найди лишнее». При изучении раздела «Гимнастика» для выведения темы урока использую карточки «Кувырок», «Прыжок в длину», «Челночный бег», «Ходьба на пятках». Дети должны определить, какой термин лишний и объяснить, почему.

Приём «Ну-ка, догадайся» По приготовленному оборудованию ученики определяют тему урока. Если выложены дорожки матов-занимаемся гимнастикой, разучиваем кувырки, если натянута волейбольная сетка и в корзине заготовлены волейбольные мячи-совершенствуемся в пионерболе.

Приём «Зачем мне это надо?» После определения темы урока ученики озвучивают, где в жизни им пригодится умение прыгать в длину (например, в дождливую погоду перепрыгнуть через лужу)

Приём «Кроссворд». Часто бывает так, что на уроке присутствуют дети, освобождённые от занятий по состоянию здоровья. Они работают по учебнику В.И. Ляха «Физическая культура 1-4 кл.». Можно готовить пересказ статьи, а в моих 3-4 классах ученики сами могут составить кроссворд из 4-5 слов статьи учебника.

Приём «В кругу». Рефлексия при подведении итогов. За 5 минут до звонка с урока ученики рассаживаются кругом, а я хожу за спинами и тот, чьего плеча я коснулась, отвечает на вопрос «Какую цель мы поставили в начале урока?» «Какие задания помогали нам достичь этой цели?» «Доволен ли ты своими результатами?» «Если нет, что помешало тебе успешно выполнить упражнение?» и т.д.

Большинство детей приходят в школу с большим желанием учиться. От того, какими методами и приёмами будет пользоваться учитель, зависит насколько долго удержится интерес к учёбе.

Список литературы:

1.Ильин Е.П. Мотив и мотивация.- С-П. 2000 г.

2.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский — М.: АПН, 1945.

3.Ширинкина О. А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников // Начальная школа. — № 7. С. 44.

4. Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. Глава 4.

5. https://infourok.ru/rebusi-po-fizicheskoy-kulture-i-sportu-1714224.html

6. https://ok.ru/choreographyterpsichore/topic/152368901786912












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.