Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях

6
0
Материал опубликован 19 August 2021 в группе

«Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»

Тарасова К. Е.

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие мотивации, представлены основные её типы, и приёмы повышения мотивации детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, методы и приёмы мотивации, типы мотивации, дошкольники.

Мотивация детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных проблем не только педагогов-психологов и воспитателей, но и родителей. Именно мотивация ребёнка определяет направленность развития личности и побуждает к деятельности в целом.

Тема «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях» является актуальной, так как в дошкольном возрасте важно заинтересовать и настроить ребёнка на деятельность в будущем.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, придающие этой деятельности направленность, ориентированную на достижение этой цели [1].

Мотив поведения – это импульс к выполнению какого-либо действия, необходимого для удовлетворения потребностей.

Целью мотивации на занятиях является заинтересованность ребёнка, постановка перед ним какой-либо проблемы и побуждение к её решению.

За время дошкольного периода, ребенок должен подготовиться к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной [4, 6].

В педагогической литературе выделяют следующие типы мотивов детей дошкольного возраста:

1) Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Это объясняет стремление детей действовать, как взрослые, желание быть похожим на взрослых.

2) Игровые мотивы интерес ребенка ни к результату, а к самому процессу игры.

3) Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить одобрение, поддержку и похвалу взрослых является одним из основных рычагов поведения ребенка.

4) Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок претендует на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.

5) Познавательные и соревновательные мотивы. В младшем дошкольном возрасте, дети часто терпеливы к объяснениям взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности. В старшем дошкольном возрасте, интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. Ребенок 3– 4-х лет не сравнивает свои достижения с достижениями сверстников. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети стремятся выигрывать и быть первыми.

6) Нравственные мотивы. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. В старшем дошкольном возрасте происходит осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения.

7) Общественные мотивы. У дошкольников появляется желание сделать что-то хорошее для других людей, принести им пользу. Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети испытывали к ним симпатию, сочувствие [3, 5].

Выделяют четыре типа мотивации:

1. «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам.

2. «Помоги игрушке». Ребенок достигает цели обучения, решая «проблемы игрушек».

3. «Научи меня», основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим, быть как взрослый.

4. «Создание предметов своими руками для себя» основан на внутренней заинтересованности ребенка [5].

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания: словесные, наглядные, практические.

Существует несколько видов методов и приемов мотивации детей дошкольного возраста:

1) Наглядный (показ демонстрационного материала, предметов, образцов);

2) Словесный (чтение, беседа);

3) Практический (опыты, моделирование ситуации, упражнения);

4) Игровой (игра);

5) Наблюдение (за ситуацией, явлением);

6) Поисковый (найти звук или предмет);

7) Проблемный (постановка конкретной проблемы перед детьми, побуждающая к решению) [2].

Исходя из собственного опыта психолого-педагогической деятельности, хотелось бы выделить основные приемы повышения мотивации, используемые мною на занятиях:

«Помоги мне». Позволяет приобщить детей к различным родам деятельности, формирует интерес к совместным делам, выявляет лидерские качества и потребность в общении и одобрении взрослого.

«Использование игровых персонажей». Использование игровых и сказочных героев позволяет вызвать интерес к деятельности, сконцентрировать внимание, особенно для детей младшего дошкольного возраста. Персонажи «помогают» знакомиться, приходить в гости, давать задания и фиксировать результаты.

«Научи меня». Прием основан на желании ребенка быть самостоятельным, знающим и разбирающимся в проблемах. Помогает развивать самостоятельность.

«Создание ситуации успеха». Положительное подкрепление, поддержка и направление ребенка в его деятельности позволяет ему решать сложные ситуации, и сталкиваясь с непреодолимым, на первый взгляд, препятствием, позволяет ему не заканчивать дело, а продвигаться дальше к решению проблемы.

Используя любые из вышеизложенных приемов, следует помнить, несколько важных правил:

1) Мотивация должна быть представлена в самом начале занятия и занимать короткий отрезок времени. Только тогда внимание и интерес ребенка удастся захватить.

2) Так как, основной вид деятельности дошкольника – это игра, то любой тип мотивации должен быть связан именно с игрой.

3) Важно хвалить и поддерживать ребенка, как за положительный результат, так и за его старания и усилия.

4) Необходимо предоставлять ребенку больше самостоятельности и не предубеждать его действия.

5) Задания должны быть посильными, а оценка способностей и результатов объективной.

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Поэтому необходимо знать и использовать методы и приемы повышения мотивации детей на занятиях, чтобы заинтересовать их, подвигнуть к решению поставленных проблем, как в настоящий момент, так и в будущем.

Список использованной литературы:

1) Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

2) Деятельность как психолого-педагогическая категория / Ю. Ф. Кузнецов. – Екатеринбург. – URL: cyberleninka.ru (Дата обращения: 13.08.2021).

3) Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Учпедгиз, 1960. – 312 с.

4) Общая психология / А. К. Белоусова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 278, [1] с.

5) Типы мотивации дошкольников / Ю. А. Самсонова. – URL: nsportal.ru (Дата обращения: 16.08.2021).

6) Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. – М.: Просвещение, 1998. – 243 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.