Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях по компьютерной грамотности
Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию
на занятиях по компьютерной грамотности
Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на занятиях по компьютерной грамотности в системе дополнительного образования детей требует создание таких условий, при которых в наибольшей мере реализуются индивидуальные возможности каждого ребенка. Для решения этой задачи рекомендуется применять различные игровые технологии для того, чтобы процесс обучения был более занимательным и увлекательным, тем самым повышения и мотивационную составляющую детей.
В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при обучении компьютерной грамотности обучающихся младшего школьного возраста имеет свою актуальность. Это связано с тем, что игровые методы и приёмы включают в себя различные формы работы, представляя различные возможности для творческой и интеллектуальной деятельности ребят. Игра является одним из самых доступных средств к овладению разнообразными знаниями, умениями и навыками, в том числе и при изучении компьютерных технологий. Использование игровых методик на занятии способствует повышению познавательной активности обучающихся формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, снижает усталость и утомляемость. При использовании игровых методик решаются и воспитательные задачи: воспитание терпения, усидчивости, целеустремленности.
Существует множество педагогических игр. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Они могут быть направлены на отдых детей во время занятия при практической работе на компьютере, на изучение, повторение и закрепление учебного материала. Но так или иначе все игры решают образовательную, воспитательную и развивающие задачи, способствуют повышению мотивации к занятиям. Например, в качестве смены практической деятельности на занятии по компьютерной грамотности может проводиться интеллектуальная разминка. Это могут быть распечатанные на листах бумаги для каждого ребенка логические задания типа: «Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй вторую половинку», «Найди лишнее слово», «Найди слова в слове», «Вставь недостающее слово», «Найди общее название», «Соедини буквы по линиям» и другие. Или это могут быть вывешенные на магнитной доске карточки с ребусами, словами и т.д. для групповой работы. Проведение интеллектуальной разминки между выполнением практических заданий будет способствовать отдыху детей от монитора компьютера. Для этого желательно иметь в компьютерном кабинете отдельные столы и стулья для устной работы. При решении заданий интеллектуальной разминки важно педагогу создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
На занятиях по изучению графического редактора «Paint» можно в качестве практических заданий использовать различные интеллектуальные игры, повышая тем самым мотивацию в его изучении. Например, игра «Раскрась по цифрам» - это будет овладение инструментом «Заливка», игра «Соедини точки» - овладение инструментом «Линия», «Разгадай кроссворд», «Магический квадрат» - овладение инструментом «Текст», «Найди недостающую фигуру», «Составь картинку из частей», «Продолжи логическую цепочку» - овладение приемами копирования/вставки, «Найди 10 …» - овладение инструментом «Прямоугольник» и т.д. Данные задания очень интересны для детей. Они узнают новые игры, задания, учатся их решать, помогают друг другу.
В изучении текстового редактора можно использовать игры, связанные с буквами и текстом. Например, «Анаграммы», «Кроссворды», «Составь как больше слов», «Продолжи пословицу», «Впиши общее значение», «Продолжи логическую цепочку», «Найди лишнее слово», «Вставь пропущенную букву», «Восстанови текст», «Исправь ошибки», «Добавь по одной букве, чтобы получилось слово» и другие.
При изучении презентационных редакторов можно сделать задания анимированных презентаций по играм: «Ребусы», «Кроссворд», «Реши примеры», «Выбери лишнее слово», «Выбери общее слово» и другие.
Все игры направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. В процессе обучения все игры могут выступать как самостоятельные, так и дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их сочетаний определяется особенностями изучаемого материала, возрастом детей и другими факторами. При этом будут решаться следующие поставленные задачи:
- развитие познавательных интересов;
- обучение компьютерной грамотности;
- развитие интеллектуальных навыков;
- воспитание интерес к информационной деятельности;
- воспитание элементарных навыков общения в коллективе.
Таким образом, можно сделать вывод, что при обучении детей компьютерной грамотности отличным методом и приёмом, помогающим повысить мотивацию, может стать игра.
Потамошнева Наталья Алексеевна