12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда2577
Люблю свою работу!
Россия, Вологодская обл., Вологда

Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях


Огурцова Надежда Сергеевна

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

имени Героя Советского Союза

Пименова Ивана Ивановича»

город Вологда

«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Конфуций


Вы помните своего первого учителя? Я помню. Нина Алексеевна. Молодая и красивая, добрая, очень тактичная. Именно первая учительница показала мне нужный путь. Ныне я - учитель начальных классов. 15 августа исполнилось 43 года, как я переступила порог школы в этом качестве.

Работая в школе в течение многих лет, каждый раз задаю себе вопрос: как организовать работу на уроке, чтобы заинтересовать ученика, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний? На востоке говорят: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Моими педагогическими принципами для зажигания такого огня стал индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию. Моя задача состоит в том, чтобы помочь детям обогатиться жизненным опытом - чем богаче у ребенка опыт детства, тем успешнее он будет в дальнейшей жизни.

За годы работы пришлось освоить многие методические комплекты. В настоящее время работаем по УМК «Планета знаний». Все мы стараемся сделать учебный процесс интересным и познавательным. Ведущей технологией моей педагогической деятельности является технология критического мышления. Чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание, использую технологию активных методов обучения на различных этапах урока. В начале урока применяю создание позитивной и комфортной обстановки, настраиваю на рабочий лад. «Поздороваемся локтями», «Поздороваемся глазами», «Добро в ладошках» «Сотрудник», «Ручеёк» и др. Для погружения в тему мотивирую учащихся приёмами «Ромашка», «Необычное вхождение в урок» и другие.

Изучив методические рекомендации и учебные пособия авторов, мне удалось дополнить содержание уроков по русскому языку и литературному чтению упражнениями, которые помогли детям более глубоко вникать в смысл произведения, анализировать его. Каждый такой урок даёт возможность учащимся отстаивать своё мнение, вести дискуссию, задавать вопросы, строить свои предположения. Всё это развивает способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации.

Я помогаю детям открывать мир. На уроках часто пользуюсь пословицами, как средством народной педагогики. «Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями», -писал римский философ Сенека. Пословицы – россыпи народной мудрости.

Работу над пониманием текста начинаю с анализа пословиц. Они помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать главную мысль. Анализ понимания пословицы имеет три направления работы над этим жанром. Дети должны научиться:

-различать в пословице прямой и иносказательный смысл;

-выражать скрытую мысль словами;

-осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию.

О.В. Соболева сравнивает пословицу с орешком. В ней, как и в орешке, есть скорлупка и ядрышко. Скорлупка – это событие, описанное в тексте. Например, пословица «Совесть без зубов, а загрызёт». Событие (скорлупка) здесь простое – угрызения совести. Ядрышко пословицы – это мысль. Она как бы прячется за скорлупкой-событием. Поэтому мысль можно сравнить с ядрышком ореха. В связи с этим на уроках литературного чтения может быть организована следующая работа с пословицами: подбор пословиц по темам, нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения. Я считаю, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад, в сокровищницу мировой культуры. А ключом к этому служит владение родным языком.

Для уроков литературного чтения с первого класса заводится тетрадь, которая продолжается все четыре года обучения. Когда тетрадь заканчивается, вклеиваем другую. В этой тетради разрешается рисовать, наклеивать, вырезать. Разрешается творить. Часто на уроках составляем синквейн. Мои ученики знакомы с этим понятием с первого класса. Составляем синквейн индивидуально, в тройках или четвёрках. Ребята любят групповую работу, всегда корректно выслушивают друг друга и умеют отстаивать свою точку зрения. Очень нравится на уроках применять кубик Блума, который создан детьми по развёртке. Применяем его на этапе закрепления.

На этапе сообщения нового материала использую «Кластер». Очень важный этап эмоциональной разгрузки, снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии я провожу с помощью приёмов «Земля, воздух, вода и огонь», «Да и нет», «Вот так», «Если весело живётся», «Раз, два, три на носочки», «Класс» и многие другие. Для рефлексии – получения эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения использую методы «Лесенка успеха», «Комплимент», «Четыре я» и т. д.

Стремлюсь развить в учащихся творческие способности, умение правильно и лаконично говорить, для этого провожу тематические классные часы, привлекая всех детей. Мои ученики выступают на параллели, участвуют в интеллектуальных играх, литературных вечерах. Даю им возможность раскрыть свои таланты, почувствовать красоту, богатство, величие родного языка.

Очень много внимания стараюсь уделять краеведческому материалу, чтобы дети знали свою малую родину и гордились ею. Поэтому я стараюсь довести до каждого ребёнка то, что, не зная своих корней, не обращаясь к традициям, невозможно управлять настоящим и прогнозировать будущее.

Формированию ключевых компетенций обучающихся способствует проектная деятельность. Предварительную подготовку начинаю на уроке. Но основная работа проводится во внеурочное время. На нее отведен один час в неделю кружка «Проектная мастерская». Кружок рассматривается как один из эффективных способов вовлечения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность. За основу взяты методические рекомендации авторов программы и учебников, разработки занятий авторов курса Р.И. Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учимся создавать проект», методика исследовательской работы под руководством Савенкова и свой опыт работы (с учащимися прошлого выпуска велась исследовательская работа). На занятиях ребята учатся шаг за шагом создавать проект, учатся классифицировать проекты, проводят исследовательскую работу. Такая работа учит детей анализу, синтезу, классификации информации, высказывать суждение и умозаключение, ориентироваться на собственные наблюдения и эксперименты. В течение года с первоклассниками велась коллективная работа над проектами «Рисуночное письмо или пиктограммы», «Современная школа», «Моё имя», «Любимое число», «Живая азбука» и другие. Во втором классе были созданы проекты «Игры на переменах», «Древо профессий нашей семьи», «Моё родословное древо», в третьем классе - «Хочу рассказать об одном человеке» и другие. По итогам года, начиная со 2 класса, зачет – индивидуальный проект. Ребенок самостоятельно определяет предметную область, выбирает тему и защищает свой проект. С 3 класса ребята работают над созданием группового проекта. После отбора и преобразования информации дети защищают свои работы. По результатам проектной деятельности, благодаря моим ученикам, в нашем селе открыта современная детская площадка, для этого потребовалось выйти на связь с администрацией города.

В дело обучения и воспитания я вкладываю душу и сердце. Моя работа стала делом всей моей жизни, поэтому я могу отнести к себе слова Конфуция, которые взяты эпиграфом: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». Уже многие мои бывшие ученики на этой дороге работаю учителями, сеют разумное, доброе, вечное. Учителями славится Россия, приносят славу им ученики. Уверена - большой долей моих педагогических удач, побед я обязана своим ученикам.

t1629059049aa.jpgt1629059049ab.pngt1629059049ac.jpgt1629059049ad.jpgt1629059049ae.jpg






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Журавлева Татьяна Анатольевна, 16.08.21 в 07:20 3Ответить Пожаловаться
Спасибо что поделились своим опытом работы. Начинающим коллегам будет интересно. Думаю, что и опытные почерпнут для себя что-то полезное!
Надежда, 16.08.21 в 18:52 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Анатольевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.