Методы исследования в учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках информатики
Из моей практики могу сказать, что в начале своей работы в школе было очень сложно понять, как правильно выбрать методы для решения проектных задач. Все-таки проект проекту рознь. А проекты в информатике почему-то сводятся к поиску в Интернете или работе в приложениях.
Метод – способ достижения цели исследования. От его выбора зависит все исследование.
Методы бывают двух видов: общие и специальные. Специальные методы используются в определенных узких областях научных знаний. Общие используются в различных науках: теоретические, эмпирические, математические.
Общие методы:
Наблюдение – метод познания, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии реальных объектов. В Проектах, например, по биологии очень качественно можно доказывать гипотезы наблюдая за развитием растений в разных средах, развитие и рост популяций насекомых. Метод наблюдение тесно связан с фиксированием увиденного и анализом полученных результатов. На уроках информатики можно проводить наблюдение за действиями исполнителей алгоритмов при программировании, например, циклов. Наблюдать над аналоговым сигналом разных частот при воспроизведении звуков с фиксированием в диаграммах…
Эксперимент – метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате эксперимента. Мы проводим эксперименты с разными исходными данными при решении задач в программе Excel – расчет параметров коробки с большим объемом, расчет параметров исследования массива температур, расчет изменения популяции животных и т.д.
Моделирование – это материальные и мысленные представления объекта, которые в процессе изучения замещают объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для определенного исследования свойства – Проект «Торговое предприятие» позволяет придумать и создать макет торгового предприятия, в котором ребенок будет хозяином-владельцем. Изучив все тонкости работы с торговыми залами, персоналом и оборудованием, а так же нормами законодательства, ребята получают представление о частном бизнесе.
Анкетирование – метод опроса посредством заполнения опросного листа. По моему мнению на уроках анкетирование удобно проводить в конце, когда идет самоанализ работы на уроке. Это скорее элемент урока при работе над самоанализом, а не работа по каким-то учебным задачам.
Интервьюирование – метод опроса, в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц. По моему мнению данный вид работы может быть использован в комплексном проекте на уроках информатики по теме проекта «Русские в современном мире». Мы готовим выпуск новостей, где ребята – корреспонденты интервьюируют сотрудников учебного заведения, своих родителей, сверстников по вопросам темы. И очень интересно складывается выпуск, когда мнение, взятое в реальной жизни отличается от мнения, например, из источников новостей разных программ.
Теоретические методы:
Анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. Очень часто на уроках использую этот метод в работе – анализ карты географической, анализ таблицы с формированием вывода пор проделанной работе.
Синтез – способ познания посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Любая лабораторная работа по моделированию в информатике направлена на эти методы решения задач. После расчета в базе данных или электронной таблице необходимо провести анализ и сделать вывод.
Сравнение – способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Любая задача по теме «Круги Эйлера» или «Анализирование информации в виде схем или БД», «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки» и т.д. решается на сравнение.
Обобщение – способ познания посредством определения общих существенных признаков. Информатика – наука практическая и в ней очень много задач на обобщение – в частности при изучении технологических приемов работы за ПК. Информатика - это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. И многие технологические приемы и способы работы в приложениях опираются на общие закономерности работы. Так же в комплексных задачах при моделировании можно использовать обобщение при анализе работы.
Классификация – деление рода на виды на основе установления признаков объекта, составляющего род – в информатике это тема «Классификация объектов» (компьютерных, реальных…), создание иерархических деревьев (при изучении программы Word – Блок-схемы, иерархия наследования в структуре папок…и т.д.).
Определение понятий – способ познания посредством раскрытия содержания понятий. По моему мнению любой термин в информатике начинается именно с этого – это фундаментальные понятия науки.