12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рынзина Анна Геннадьевна66
Педагог-психолог в ОГАПОУ "БТПиСУ", аспирант в НИУ "БелГУ"
Россия, Белгородская обл., Белгород
1

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рынзина Анна Геннадьевна,

аспирант кафедры возрастной и социальной психологии

Педагогический институт НИУ «БелГУ»;

педагог-психолог

ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»

(Белгород, Россия)


Григорьева Лидия Анатольевна,

Социальный педагог

ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»

(Белгород, Россия)


МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ


Разработка надежных методов диагностики – одна из приоритетных задач современной психологической науки. И всегда решение проблемы выбора методов диагностики тесно связано с разработкой понятийного аппарата исследования.

Категории «субъект» и «субъектность личности» впервые появились в работах С.Л. Рубинштейна в середине ХХ века. Но, не смотря на более чем полувековую историю изучения проблемы, в отечественной науке до сих пор отсутствует единство во взглядах на сущность данного понятия, его структуру и методы диагностики.

Цель статьи – на основе теоретического анализа выработать собственную теоретико-методологическую позицию в отношении понятия «субъектность личности».

Итак, как мы уже говорили выше, впервые в работе «Бытие и сознание» С.Л. Рубинштейн раскрывает понятие «субъект», определяя его как активного и ответственного человека, который стремится к саморазвитию, самоизменению и самосовершенствованию. Ученики Сергея Леонидовича – К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский, продолжили изучение проблемы и определяли субъекта как человека на высшем уровне личностного развития, способного быть инициатором личной активности в различных сторонах собственной жизни (деятельность, общение, самопознание), быть ответственным за свои поступки, готовым разрешать жизненные противоречия и сложности и использовать для этого все свои способности.

Подробно теоретические подходы к изучению субъектности личности были рассмотрены в статье А.Г. Рынзиной «Проблема субъектности личности в отечественной психологии» [4]. В результате теоретического анализа был сделан вывод о том, что в современной отечественной науке в определении понятия «субъектность» существуют два основных подхода: 1) представители первого (А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, А.А. Каленов, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, Л.А. Стахнева, Н.С. Трофимова) определяют субъектность как свойство личности, проявляющееся в деятельности, общении и самосознании; 2) представители другого подхода (А.Г. Асмолов, Т.В. Белых, А.В. Капцов, А.Н. Леонтьев, И.Ю. Малкова) рассматривают субъектность как характеристику деятельности. Однако, представители обоих подходов едины в определении свойств, характерных для субъекта, – это активность, ответственность, способность к рефлексии, изменению (себя и мира), саморазвитию.

Отдельно отметим подход Е.Н. Волковой [2], которая рассматривает понятие «субъектность» через категорию «отношение». Автор определяет ее как отношение к себе как деятелю, включающее в себя характер эмоционального отклика на себя и на другого. По мнению ученой, субъектность характеризуется активностью, инициативностью, преобразующими возможностями человека.

И.А. Серегина [5], опираясь на взгляды Е.Н. Волковой, считает, что субъектность имеет четырехфакторную структуру. Структура субъектности, по определению автора, содержит в себе инвариантную и вариативную части. «Инвариантная часть представлена сознательной творческой активностью, а вариативная включает в себя способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого» [5, с. 9]. В структуре субъектности И.А. Серегиной особенно подчеркивается такое понятие как «осознанность», которое присутствует во всех компонентах субъектности. Осознанность является главным атрибутом субъектности, так как без нее совершенно невозможно осуществлять целенаправленную преобразующую деятельность.

Помимо основных характеристик субъектности личности, в современной отечественной психологии рассматривались также уровни развития данного феномена. Так, Т.В. Белых [1] выделяет 3 уровня субъектности. На первом уровне (уровне индивида) свойства субъекта проявляются в жизнедеятельности человека. На втором (уровне личности) свойства субъекта проявляются не только в деятельности, но и в общении и самопознании. На третьем уровне (уровне целостной индивидуальности) свойства субъекта распространяются на сферу саморазвития и самореализации.

Другой отечественный психолог, А.В. Капцов [3], определяет этапы развития субъектности личности. Первый этап – появление потребности и мотивации к деятельности. На втором этапе субъект становится «наблюдателем» и воспринимает действие-образец. Третий этап – этап подражания или выполнения действия на уровне репродукции, без произвольной саморегуляции этого действия. Автор назвал данный этап развития субъектности «подмастерьем». После освоения данной ступени, наступает следующая – «ученик». На этом моменте у субъекта деятельности появляется произвольность, однако регуляция правильности выполнения деятельности по-прежнему находится вовне: чаще всего эту роль берет на себя учитель. Пятым этапом происходит экстериоризация функции регуляции правильности выполнения деятельности по образцу, автор называет данный этап «педагог» или «тренер». На следующей ступени становления субъектности «мастер» выполняет деятельность самостоятельно и сам же регулирует правильность его выполнения. И последней стадией является стадия продуктивного развития, названная А.В. Капцовым «творец». На этом этапе действие-образец, выполнение которой изучалось и оттачивалось на первых этапах, превращается из объекта выполнения в средство освоения более сложных действий и творческого самовыражения.

Опираясь на теоретический анализ, мы понимаем субъектность как высокий уровень развития личности, характеризующийся ее активностью, самостоятельностью, способностью к целеполаганию, рефлексии, самоизменению, которые проявляются в деятельности, общении и самосознании.

Рассмотрим методики диагностики субъектности личности, представленные отечественными авторами.

Методика на определение уровня субъектности И.А. Серегиной. Данный опросник позволяет сделать качественный анализ уровня развития субъектности и включает в себя шкалы: активность, способность к рефлексии, свободу выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие. Опросник состоит из 62 утверждений, с которыми респонденту предлагается выразить свое согласие или же несогласие.

Модифицированная методика ОСС-С2.4 (оценка становления субъектности) А.В. Капцова, Е.И. Колесниковой, В.И. Панова. Данная методика позволяет выявить уровень развития субъектности личности в терминологии авторов (см. выше). Методика состоит из десяти ситуаций в виде незаконченных предложений, на каждую из которых дано шесть вариантов ответа. Испытуемому предлагается оценить, как часто он использует ту или иную стратегию поведения.

Помимо комплексных методик оценки субъектности личности также возможно использовать методики, направленные на изучение отдельных ее компонентов. Среди таких методик мы можем отметить:

- Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адаптированная Е.Ф. Бажиным, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткиндом). Данная методика позволяет выявить интернальность или экстернальность личности в ситуациях достижения успеха или неудачи, в отношениях (производственных, семейных, межличностных), в отношении здоровья и болезни, а также общую интернальность (экстернальность). Опросник состоит из 44 пунктов, с которыми необходимо выразить степень своего согласия. Методику целесообразно использовать для диагностики такого качества субъекта как ответственность.

- Опросник «Стиль саморегуляции поведения студентов» В.И. Моросановой, Р.Р. Сагиева. С помощью данной методики проводится диагностика развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности. Опросник состоит из 46 утверждений и работает как единая шкала «Общий уровень саморегуляции», которая характеризует уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности человека. Методику возможно использовать для более глубокого изучения саморегуляции деятельности как одного из показателей субъектности личности.

- Методика диагностики уровня развития рефлексивности А.В. Карпова. Данная методика позволяет выявить уровень развития рефлексивности личности. Методика состоит из 27 утверждений и предоставляет данные по развитию общего уровня рефлексивности в целом, а так же включает шкалы «Ретроспективная рефлексия деятельности», «Рефлексия настоящей деятельности», «Рефлексия будущей деятельности» и «Рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, категория субъектности личности хоть и является достаточно изученной, все же вызывает множество дебатов относительно как определения, так и методов изучения. В ходе теоретического анализа данного феномена, мы определили субъектность как высокий уровень развития личности, характеризующийся ее активностью, самостоятельностью, способностью к целеполаганию, рефлексии, самоизменению, которые проявляются в деятельности, общении и самосознании. А также подобрали ряд методик, способных оценить уровень развития субъектности личности и ее отдельных характеристик.


Список использованных источников:

1. Белых Т.В. Основные подходы к исследованию структуры и функции субъектности // Наука. Инновации. Техологии. 2004. №37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-issledovaniyu-struktury-i-funktsii-subektnosti (дата обращения: 20.10.2019).

2. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: дисс. докт. психол. наук: 19.00.07. М., 1998. 308 с.

3. Капцов А.В. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2018. №2. С.107-117.

4. Рынзина А.Г. Проблема субъектности личности в отечественной психологии // Вестник СНО–2020: сборник студенческих научных работ. 2020. №24. С.257-262.

5. Серегина И.А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1999. 21 c.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.