12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Субхангулова Эмма Наилевна31


Министерство образования и науки Республики Башкортостан

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Башкирский колледж архитектуры строительства и коммунального хозяйства





Согласовано:

Руководитель метод. службы


Н.В.Дмитриева

“ ” 2021










Методическая разработка

Проектный метод обучения








Разработал:

Преподователь

__________Субхангулова Э.Н.

“ ” 2021










Введение

Основными современными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:

увеличение темпа общественного развития, что обусловливает необходимость подготовки выпускников средних общеобразовательных школ к жизни в быстро изменяющихся условиях;

переход к информационному обществу, значительное расширение объемов межкультурного взаимодействия, в связи чем особо важными становятся факторы коммуникабельности и толерантности;

бурное развитие экономики, усиление конкурентной борьбы, уменьшение сферы востребованности неквалифицированного и малоквалифицированного труда;

глубокие структурные изменения занятости населения, которые определяют постоянную необходимость повышения профессиональной квалификации и переподготовки работников, роста их профессиональной мобильности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте – ФГОС цели образования представлены следующим образом: наиболее полное гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе. Многосоставность цели образования не мешает увидеть его конечный результат – самореализация личности. Таким образом, в целях образования декларируется приоритет интересов личности перед интересами общества и государства, ибо никакое общество не может быть счастливым, если его члены несчастны. Ни одно государство не может быть процветающим, если его граждане не способны к самореализации. Отсюда следует, что главной целью образования становится самореализация личности.

В основе всей учебной деятельности должен находится деятельностный подход.

Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Развитие обучающегося не может происходить в процессе пассивного восприятия содержания

образования. Только его собственные действия могут быть основой для формирования его будущей самостоятельности.

Педагогический потенциал проектной деятельности как образовательной технологии реализуется через актуализацию и использование в образовательном процессе методов активного обучения.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

t1618816816aa.jpg

Рис.1 Организация проектной деятельности



Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным.



Сущность проектного метода обучения


Метод проектов – это система обучения, при которой учащийся приобретает знания и умения в процессе планирования и выполнения разнообразных практических заданий, называемых проектами. Кроме того, метод проектов включает совокупность познавательных действий учащихся, которые позволяют решить проблемную ситуацию в результате самостоятельных познавательных действий и предполагают практическую направленность, то есть обязательную демонстрацию полученных результатов деятельности (5) .

Если говорить о методе проектов как педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских и проблемных методов обучения.

Важным аспектом применения метода проектов является получение обучающимися реального и ощутимого результата. Иными словами,

обучение идет от теории к практике через соединение теоретических знаний с эмпирическими, при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В центре метода проектов всегда ориентация на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальная, парная или групповая работа, которая выполняется учащимися за определенный период времени. Метод

проектов - педагогическая технология, которая ориентирована не на простое приобретение знаний, умений и навыков, а на их осознанное применение и приобретение новых (в том числе через самообразование). Активная работа учащихся по созданию проекта предоставляет им возможности осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Рассматривая метод проектов, как педагогическую технологию, то нужно отметить, что эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов обучения, творческих по самой своей сути.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление.

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления учащихся.

Из вышесказанного можно заключить, что проектное обучение является дидактической системой, а метод проектов представляет собой компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.

Таким образом, метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских и поисковых методов с целью их творческой реализации. Он позволяет рационально сочетать теоретические знания и применять их на практике для решения конкретных задач и проблем во всех отраслях окружающего мира. Метод предполагает активную самостоятельную работу по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Проектный метод, таким образом, помогает раскрыть творческих потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний(5).


Виды, методы и технологии проектного обучения


Для классификации учебных проектов предлагаются следующие типологические основания:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта (4).

Учебные проекты могут выполняться как группой учащихся, так и индивидуально. Вне зависимости от типа проекта они:

в определенной степени неповторимы и уникальны;

направлены на достижение конкретных целей;

ограничены во времени;

предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

t1618816816ab.jpg

Рис.2 Классификация проектной деятельности


Многие современные учёные берут за основу классификации типов проектов Е. Полат. Выделяют:

- практико-ориентированный проект, предполагающий реальный результат работы. Как правило, результат таких проектов носит прикладной характер и ориентирован на интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)

Практико-ориенированный проект требует хорошо продуманного плана деятельности всех участников. Большое значение при этом имеет хорошая координация работы в ходе совместных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в презентации результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация внешней оценки проекта.

Исследовательский проект. Проекты этого типа подразумевают исследование актуальной проблемы с соблюдением всех правил академического исследования. Для таких учебных проектов важно правильное определение объекта, предмета и методов исследования. Проекты этого типа требуют тщательно продуманной структуры, разработанных целей, определения актуальности проекта для всех участников, четкой социальной значимости, продуманных методов исследования, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Обобщая, можно сказать, что такой проект примерно совпадает с научным исследованием, его выполнение включает обязательное обоснование темы, формулирование проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, нахождение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.

Информационный проект. В основе такого вида проектов лежит деятельность по сбору и обработке информации какому-либо актуальному вопросу. Практическим результатом информационного проекта обычно является публикация материалов, например, размещение информационного обзора на сайтах или публикация в средствах массовой информации. Особенностью работы над такими проектами является необходимость обоснования актуальности деятельности и затронутой проблемы, разработка структуры и оформление конечного результата. Конечный результат может быть представлен в различных формах: письменное сообщение, публичное выступление перед аудиторией, лекция, публикация в СМИ и т.д.

Творческий проект. Реализация творческого проекта предполагает новаторство в решении поставленной задачи, свободный творческий подход. Творческие проекты, в отличие от проектов других типов, может максимально отвечать интересам обучающихся, способствовать развитию их способностей и т.д., в связи с этим результаты проектной деятельности могут быть абсолютно различными: спектакли, журналы, альбомы, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.

Ролевой проект. Под ролевыми проектами понимают, прежде всего, различные ролевые игры, по историческим событиям, литературным произведениям и т.д. Обычно результат таких проектов не запланирован, финал остается открытым. Применение ролевых проектов возможно не на всех учебных предметах, требует значительных временных и материальных затрат. В то же время необходимо отметить, что ролевые проекты способствуют лучшему понимаю обучающимися характеров, логики действий, особенностей эпохи исторических событий и литературы.

Телекоммуникационный проект – представляет собой особый тип проектов. Такие проекты занимают важное место в образовательном процессе, как правило, они бывают региональными и международными. Как и ролевые, телекоммуникационные проекты ограничены в сфере применения, для их реализации необходим набор технических средств, навыки работы с ними.

К какому бы типу ни относился конкретный проект, решение проблемы, заложенной в нем, в любом случае требует привлечения интегрированного знания.

При применение метода проектов на практике педагог перестает быть носителем готовых знаний, становясь организатором познавательной, исследовательской деятельности обучающихся. Происходят изменения в психологическом климате класса, поскольку педагогу необходимо переориентировать свою учебно-воспитательную работу и деятельность учащихся на различные виды самостоятельной деятельности, при этом приоритет получает деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество типов учебных проектов. При этом приведенные нами классификации носят не только академический, но и практический характер. При выборе проекта обучающиеся и педагоги, руководствуясь разработанными классификациями, получают необходимую, хорошо структурированную информацию о будущей деятельности. Точное определение типа проекта по разного рода классификациям поможет обучающимся верно спланировать деятельность для достижения поставленной цели.




Этапы организации проектного метода обучения


В процессе работы над учебным проектом учащиеся ставят перед собой общие цели, решать совместными усилиями конкретные задачи, осуществлять эффективную коммуникацию, работать как самостоятельно, так и в группе, проектная деятельность развивает коммуникативные навыки,

навыки совместной познавательной деятельности, навыки планирования, оценки и самооценки своей деятельности.

Рассматривая педагогические условия, способствующие успешности проектной деятельности обучающихся приоритетным можно считать мотивированность учащихся(5).

Мотивированность учащихся для создания учебных проектов реализуется за счет актуализации таких значимых ценностных ориентиров, как:

коммуникабельность - легкость вступления в межличностное общение, способность вступать в контакты и поддерживать их взаимодействия;

предприимчивость как способность своевременно решать актуальные задачи, личное ощущение свободы в решении жизненно важных задач, находчивость, прагматичность, владение практической сметливостью, изобретательностью и энергией, способность рисковать и находить пути выхода из затруднительных и неоднозначных ситуаций;

самостоятельность, независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

организационная и управленческая компетентность - знания, опыт по построению социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение гармоничного функционирования ее частей в процессе решения какой-либо проблемы;

конвенциональность - ориентация на добровольное соглашение субъектов применительно к принятым на себя обязательствам;

законность (легальность) - желание действовать в границах рамок, устанавливаемых государством, личностная зрелость в принятии и осуществлении определенных гарантий и обязательств.

Проектная технология на подготовительном этапе требует навыков работы с учебной и справочной литературой, навыки планирования и рефлексии.

Работа над проектом – процесс достаточно сложный. Самое сложное для педагога – это сохранять роль независимого консультанта. Меняется и роль учащихся в обучении: они выступают активными участниками процесса. Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта.

Организация проектного метода обучения предусмотрена последовательность следующих этапов:

- Определение исследовательской проблемы проекта, на ее основании формулировка и постановка задач исследования.

- Выдвижение гипотезы исследования, направленной на решение поставленных задач.

- Определение методов исследования.

- Осуществление сбора данных и первичной информации, необходимых для проведения исследования.

- Анализ полученных данных и информации.

- Формулировка и оформление конечных результатов исследования.

- Подведение итогов: выводы, корректировка (осуществляется посредством использования следующих методов: «мозговой штурм», «круглый стол», творческие отчеты и т.п.).

Можно предложить следующие критерии для оценивания проектной работы:

1) актуальность и новизна темы проекта;

2) полнота раскрытия темы;

3) содержательность материалов и разнообразие способов работы;

4) личная значимость работы (попытка выявить потребности личности);

5) социальная значимость проекта и его результатов;

6) образовательный потенциал работы (использование личного опыта, знаний, умений и обретение новых);

7) соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной деятельности, ее содержательной структуре: проблема - цель - образ конечного результата - способы и средства его достижения - реализация-анализ конечных результатов;

8) ясность и доступность изложения;

9) умение отвечать на вопросы по существу содержания проекта;

10) дальнейшее развитие проекта.

Возможные проблемы организации проектных методов обучения чаще всего возникают, в случае если педагог не имеет необходимых знаний и опыта:

- Не умеет вести статистику

- Не владеет методами обработки данных

- Не владеет различными методами творческой деятельности

- Не способен логично и последовательно организовать учебный процесс в целом .

Выбор тематики проектных методов обучения в разных ситуациях осуществляется по-разному:

- Определяются и утверждаются специалистами органов образования в рамках утвержденной образовательной программы учебного заведения.

- Выдвигается непосредственно педагогом, на основании учебной ситуации в рамках той образовательной дисциплины, которую он преподает, а также с учетом интересов, потребностей и способностей учащихся.

- Предложение тематики проектов поступает от самих учащихся, которые ориентируется не только на познавательные, творческие и прикладные интересы, но и на свои собственные.

Тематика проектных методов обучения может касаться различных областей науки, теоретических и практических вопросов учебной программы. Основная цель темы проектного метода обучения – это углубление и расширение знаний отдельных учащихся, а также дифференциация образовательного процесса. Чаще всего тема проекта определяется на основании практического вопроса, который является актуальным в рамках практической жизнедеятельности, требует привлечения знаний учащихся не по одному определенному предмету, а одновременно из разных областей. Таким образом, в процессе реализации проекта достигается естественная интеграция знаний учащихся.


Заключение

Основные требования к использованию метода проектов:

- Наличие творчески значимой проблемы, решение которой требует от учащихся интегрированных знаний и навыков исследовательской деятельности.

- Обязательная познавательная и практическая значимость результатов, полученных по итогам реализации проекта.

- Осуществление самостоятельной деятельности учащихся в процессе осуществления исследовательской работы по проекту.

- Наличие структурированной содержательной части исследовательского проекта (4).

Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и применять их на практике для решения конкретных задач и проблем во всех отраслях окружающего мира. Метод предполагает активную самостоятельную работу по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Проектный метод, таким образом, помогает раскрыть творческих потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний учащимися(5).

Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.


Список литературы


1 Алисов Е. А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения [Текст]/ Е.А. Алисов // Гаудеамус. 2016. №3. С.41-45


2 Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Текст]/ Т.Л. Брославская // Молодой ученый. —2015. —№2.1.


3 Васильева И. В. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС [Текст]/ И.В. Васильева // Молодой ученый. —2015. —№14.1.


4https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/proektnyy_metod_obucheniya /

5 https://docviewer.yandex.ru/view/1050930675

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.