Методы, приемы и формы организации контроля учебных достижений обучающихся при изучении английского языка

0
0
Материал опубликован 18 March

Методы, приемы и формы организации контроля

учебных достижений обучающихся

при изучении английского языка


Контроль призван помочь учителю определить, как учащиеся усвоили пройденный материал и могут использовать его в практических целях.

Контроль необходим не только для выявления результатов усвоения знаний, но также является способом дифференцированного обучения. Контроль на уроках английского языка носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные способы обучения на более эффективные, создавать благоприятные условия для более успешного практического владения языком и воспитания средствами английского языка. Провести обучающий контроль значит: побудить учащегося произвести определенное речевое действие, оценить качество этого действия и реализовать оценки для индивидуального совершенствования.

Проблема оценки и определения качества обучения, уровня владения видами речевой деятельности, степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции – одна из центральных в методике преподавания иностранных языков.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством текущего, тематического, семестрового, годового оценивания и ГИА.

Одной из наиболее распространенных форм контроля на уроках иностранного языка является тестирование.

Тесты бывают трех типов: открытые, закрытые и фасетные

К закрытому типу относятся:

тест множественного выбора

альтернативный ответ

установление соответствий

на восстановление последовательности

Открытый тест:

дополнение (добавить пропущенное слова, предлоги, прилагательные, диктант с пропущенными буквами);

свободное изложение (мини сочинение, дать развернутый ответ, добавить абзац).

фасетный тест – таблицы, кроссворды.

Сложность тестирования на уроках иностранного языка заключается в необходимости контроля языковой и речевой компетенции учащихся.

Тестирование языковых компетенций (орфографических, лексических и грамматических) осуществляется преимущественно в виде текущего тестирования, целью которого является осуществление обратной связи при отработке сферы общения.

Промежуточное тестирование осуществляется в виде отдельных тестов по 4 видам речевой деятельности (далее РД.), которое имеет цель продемонстрировать уровень учебных достижений учащихся в овладении рецептивными (аудирование и чтение) и продуктивными (говорение и письмо) речевыми компетенциями.

Умение учащихся решать тесты разного формата для проверки аспектов языковой и речевой деятельности должно создать комфортную психологическую атмосферу и обеспечить уверенность учащихся в своих силах.

В УМК издательства «Просвещение» представлен широкий спектр различных тестовых заданий, что позволяет успешно готовить учащихся к оцениванию в форме ЕГЭ.

На базе нашей школы используется УМК «Spotlight» в общеобразовательных классах.

Наиболее распространенные типы тестовых заданий, которые встречаются в данном УМК:

Для контроля лексики и грамматики.

Заполнение пропусков. Ученик должен не только выбрать один из альтернативных вариантов, но и правильный с точки грамматики и лексики. Простые задания предполагают выбор отдельных слов, более сложные – словосочетаний и фраз.

Cloze-test. Учащиеся должны заполнять регулярные пропуски на основе определенной системы (каждое третье, пятое и т.д. слово, отдельные части речи и т.д.) Единственный и, на мой взгляд, очень существенный недостаток этого теста, то, что иногда можно подобрать более чем один вариант, что усложняет проверку.

Задания на словообразование. Эти задания проверяют знания структурных элементов словообразования разных частей речи. Таким заданием может быть изменение структуры слова и заполнение пропусков в предложении.

Составление текстов.

Чаще всего заданием является собрать хаотично разбросанные части текста, соединяя их отдельными фразами или предложениями.

Задания на трансформацию предложений. Перефразировать предложение в новую грамматическую форму, не изменяя его смысл.

Поиск и исправление ошибок. Поиск — это рецептивное задание. Его цель – проверить умение распознавать грамматические и лексические структуры.

Аудирование.

Продуктивные задания (требуют реакции в виде написания или исправления информации):

заметки, заполнение таблицы;

короткие ответы;

обозначение ошибок и исправление фактической информации.

Объективные задания (требуют от учащихся определения правильного ответа)

ответы «да»- «нет»;

расположение информации в определенном порядке;

множественный выбор;

ответы «правда»- «ложь»;

поиск соответствий.

Говорение.

Традиционные формы тестов говорения:

а) один — на — один (ученик и проверяющий);

б) два — на — два (2 ученика и 2 проверяющих).

Преимущества последнего:

больше возможностей для общения;

дает возможность увеличить количество типов заданий.

Типовые виды заданий:

Интервью (вопрос — ответ).

Презентации – ученик должен высказаться на определенную тему (выступление, описание рисунков и инструкции, обычно у него есть визуальная или вербальная подсказка, тематика известна заранее).

Переговоры. Ученики обговаривают ситуацию с целью дойти до общего решения, обговорить альтернативы, найти разницу, расположить объекты в определенном порядке.

Дискуссии. Ученики обговаривают предложенную проблему, аргументируя свои идеи.

Чтение.

Большинство тестов по чтению имеет широкий спектр целей, которые заставляют людей читать в реальной жизни. Наиболее распространенными являются следующие задания:

Multiple choice – наиболее знакомый ученикам формат задания. Выбор одного из трех — четырех вариантов ответа. Вопросы проверяют понимание текста в целом.

True/False. Ученики должны выбрать соответствует ли информация, той что дана в тексте.

Matching. Задание найти соответствие между двумя параметрами. Может быть и «лишний» вариант.

Gaps. Текст имеет пропущенные части, которые ученик должен заполнить на основе информации, полученной в тексте.

Organizing. Восстановление логической последовательности предложений или абзацев для получения связного текста

Proofreading. Этот тип заданий чаще используется в грамматических и лексических тестах, но иногда и для проверки чтения. Найти и исправить лексические, грамматические или орфографические ошибки.

Письмо.

В широком понимании тесты по письму делятся на три категории:

задания, базирующиеся на определенных процедурных знаниях;

задания с широким выбором тематики, для которых нужны общие знания;

задания, которые базируются на интеграции материала задания в ответ (например использование информации из рекламы в написании письма).

Жанры заданий следующие: статьи, доклады, обзор книг, фильмов, открытки, брошюры, аппликации (формы и письма), письма (формальные и неформальные), личные заметки и записки, эссе, сочинения.

Тестирование позволяет сократить время для проведения контроля на уроке, однако, тест не дает полной картины сформированности навыков учащихся. Поэтому традиционные формы контроля (модульные контрольные работы и промежуточная аттестация по всем видам РД, диктанты, устные опросы, сочинения, эссе), а также нестандартные формы контроля в виде защиты рефератов, проектов и т.д. по-прежнему играют важную роль в оценивании результатов обучения.

Альтернативные формы оценки достижений и деятельности учащихся на уроках иностранного языка».

Одной из форм альтернативной оценки считается Портфолио. Портфолио — это подборка работ учащегося, которая предоставляет другим подтверждение усилий, достижений и успехов учащегося за определенный промежуток времени. В нее должны входить информация о критериях выполнения, критерии оценки достоинств, а также подтверждение самоанализа учащегося.

В Портфолио учащегося могут входить следующие компоненты: проектные работы, образцы выполненных контрольных тестов и творческих работ, листы самооценки, отзывы учащихся и комментарии учителя.

Оценочные рубрики.

Одной из форм оценивания является «оценочные рубрики». «Rubrics» — это тоже форма альтернативной оценки, во многом способная обеспечить качественную оценку достижений учащихся.

Рубрики — это описательные оценочные схемы, которые обычно разрабатываются либо самим учителем, либо вместе с учениками для того, чтобы руководить процессом или для оценивания работы учащихся. С помощью рубрик мы оцениваем проекты, письменные работы, устные презентации и работу в группах, можно использовать рубрики для самооценивания и взаимооценивания учащихся. Использовать рубрики можно как в начальной и средней, так и в старшей школе.

ФГОС определяют требования к результатам освоения образовательной программы начального, среднего общего образования.

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, промежуточную, так и итоговую оценку результатов деятельности школьников.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна (согласно ФГОС) «предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)»

На уроках мы используем все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Мы пользуемся такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Мы пользуемся шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов.

Для накопления оценок на уроках мы:

- пытаемся создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть накапливал «баллы». Мы засчитываем любую форму работы: чтение, составление вопросов, перевод, знание лексики, правила, высказывание и т. д. В зависимости от качества ответов ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, но если он будет на каждом уроке активен, то на третий урок он в любом случае зарабатывает 3 балла;

- на уроках мы стараемся использовать раздаточный материал: карточки для контроля усвоения лексики, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.;

- почти каждый урок мы выборочно просматриваем рабочие тетради учащихся (как можно больше) и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль);

- за выполнение письменных заданий в тетрадях мы выставляем среднюю оценку (за 3-4 урока);

- все дети (особенно «сильные», имеющие «4» и «5» по языку), могут прислать индивидуальную работу по электронной почте (обычно, это творческое задание, например, письмо или реклама, сочинение, мнение по какому-то вопросу, а иногда задание по грамматике и др.)

- мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные).

Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок» и достаточно ясную картину уровня знаний и умений каждого учащегося. Результат итоговой проверочной работы (в конце четверти) в форме теста уже практически предсказуем.

Используем также вышеупомянутую форму оценивания, как тестирование.

Необходимо повторно отметить, что УМК содержат достаточно много необходимого материала для оценивания достижений обучающихся и построены таким образом, что все вышеперечисленные методы и формы отражены в заданиях учебника и в рабочей тетради.

Учебник предусматривает текущий, промежуточный и итоговый контроль, содержит очень разнообразные задания, которые позволяют достаточно точно оценить уровень владения учащихся материалом.

Имеются разнообразные задания творческого характера: проекты, мини-проекты, письма, объявления, рекламы, интервью и другие.

Структура нашего УМК способствует проведению постоянного, последовательного, достаточно объективного определения уровня владения учебным материалом.

Для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля даны стандартизированные тесты в учебнике и в рабочей тетради.

Итоговый контроль в конце четверти проводится в форме стандартизированного теста и проектов, в рабочей тетради подробно расписана схема работы над проектом.

Выполнив тест Progress Check учащийся сам может оценить свои достижения.

Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения иностранного языка.

Метод самоконтроля или взаимоконтроля имеет ряд серьезных преимуществ:


- объективность (отсутствует субъективное мнение педагога);

- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

- экономит время учителя;

- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

- развивает интерес, стимулирует к изучению иностранного языка.

Есть недостатки:

- некоторые учащиеся более удачливые и есть возможность случайного попадания в правильный ответ;

- некоторым удается списать.


Таким образом,у учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на выпускном экзамене.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации