12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
htptlf22
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ


Аннотация: в статье раскрывается проблема развития чувства патриотизма у учащихся основной школы; предложены методы и приемы по развитию патриотических чувств на уроках музыки.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриот, патриотизм, ценность, отчество, любовь к родине, школьник, воспитание.


Патриотическое воспитание – это система различных мероприятий, затрагивающих как урочную, так и внеурочную деятельность. Патриотическое воспитание является необходимым элементом школьной образовательной программы. Оно является системным процессом, который ориентирован на привитие учащимся патриотических чувств, любви к Родине и своему народу, гражданского долга и ответственности за развитие своей страны. Патриотическое воспитание осуществляется во всем учебно-воспитательном процессе основной школы, в том числе и на уроках музыки, которые направлены не только на воспитание музыкального вкуса, на и на формирование нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству. В этом процессе огромную роль играет изучение творчества русских композиторов. Русская музыка – это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Творчество русских композиторов несет в себе большую воспитательную ценность.

Чувство патриотизма воспитывается у учащихся в процессе изучения творчества русских композиторов. Например, в 5-м классе школьники знакомятся с оперой «Иван Сусанин» М.И. Глинки, в которой композитор описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Произведение было написано в 1836 году и посвящено Николаю I, в связи с чем произведение вскоре было переименовано на «Жизнь за царя»; в 6-м классе с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в 7-м классе – опера А. Бородина «Князь Игорь» и т.д.

Рассмотрим, какие методы и приемы в организации знакомства с содержанием оперы способствуют развитию патриотизма у учащихся.

Прием «Жизненные перекрестки» – А.С. Белкин [2], который направлен на формирование активной жизненной позиции учащихся. Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Как вы думаете, было ли страшно Ивану Сусанину идти на верную смерть, уводя поляков от Москвы?», «А тебе было бы страшно на его месте?», «Многие люди сегодня совершили бы подобный поступок?», «Как бы ты поступил на месте князя Игоря?», «Современен ли этот герой сейчас?», «На месте каких персонажей оперы ты не хотел бы быть и почему?» и т.д.

Метод сопереживания – Н.Н. Рябенко [6], идея которого заключается в том, что искусство открывается детям как «сокровищница духовных содержаний», которые учащиеся воспринимают, преломляя их через собственный жизненный, эмоциональный опыт (предсмертная ария Ивана Сусанина и ария полоненного князя Игоря здесь особенно уместны).

Метод эмоциональной драматургии – Н.Б. Абудеева [1], основными принципами которого являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока, активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, способствует созданию живого интереса к музыкальному искусству. Метод предполагает «пошаговую» реализацию: вступление, или экспозиция, задающая направление всему уроку; построение композиции, которая сочетает различные музыкальные произведения, виды музыкальной деятельности учащихся и т.д. Эмоциональной кульминацией может служить фрагмент с колоколами хора «Славься» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» [1, с. 63].

Метод размышления о музыке – А.С. Белкин [1], в процессе которого учащиеся, решая поставленную учителем задачу, используют имеющиеся знания. Учителем четко формулируется задача. Например, ответить на вопрос «Как использовал свою власть князь Игорь?» (опера А. Бородина «Князь Игорь»); затем происходит совместное решение этой задачи (через слушание и обсуждение хора «Солнцу красному слава», арии князя Игоря); вывод, который, по мысли автора, должны сделать сами учащиеся: «Ум князя уступил желанию ратной славы».

Также можно использовать: прием ретроспективного сослагательного наклонения – О.Н. Омаров[4]. Например, при знакомстве с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» можно начать с номера «Сеча при Керженце» и спросить у учащихся: «Что такое сеча?» После того как они ответят, что это бой, сражение, задать им следующие вопросы: «Можно ли в музыке изобразить сражение?», «Если бы вы были композиторами, как бы вы изобразили бой?» (важно, чтобы учащиеся сами пришли к выводу, что изобразить бой можно с помощью противопоставления двух различных по музыкальному материалу тем). Вопросы подобного плана актуализируют музыкально-слуховой опыт учащихся.

Большой потенциал в развитии чувства патриотизма у учащихся основной школы имеет народное творчество: народные песни (исторические, лирические, социальные и т.д.), баллады и былины. Народная музыка может воспитать в подрастающем поколении активную позицию в жизни ребенка, высокие идеалы и ориентиры. Также на уроке музыки должно постоянно проходить знакомство с историческими событиями Отечества, былинными героями, преданиями, картинами жизни предков. Просмотр фильмов о России, Великой Отечественной войне, подвиге героев также воспитывает чувство патриотизма. А если затронуть богатую и красивую природу, о которой сочиняли свои произведения многие русские композиторы, то это, несомненно, затронет детскую душу.

Одним из эффективных средств развития патриотических чувств на уроках музыки является вокально-хоровое искусство. Назовем вокальные произведения, содержание которых реализует различные патриотические значения: идея государственности («Гимн Российской Федерации» А.В. Александрова); идея самоотверженного служения Родине («Вернулся я на Родину» М.Г. Фрадкина, «Катюша» М.И. Блантера, «Песня о Родине» И.О. Дунаевского, «С чего начинается Родина» В.Е. Баснера); идея региональности, малой родины («Песня о Свердловске», «Уральская рябинушка» Е.П. Родыгина); идея воинской службы («Священная война» А.В. Александрова, «Марш Буденного» братьев Покрасс, «Марш защитников Москвы» Б.А. Мокроусова) и т.д. Разновидностью метода, повышающего уровень патриотизма у учащихся, является словесный метод, который организует внимание школьников, дает возможность передать знания о музыкальной культуре нашего народа, об истории нашей страны и героическом прошлом нашего города, повышая познавательную активность детей, формирует детские представления. На уроках музыки применяется данный метод для создания образно-психологического настроя. Используемые приемы – беседа, художественное слово, пояснение, рассказ и другие. Эти приемы помогают выявить эмоциональный отклик у учащегося на прослушанное музыкальное произведение, расширить его кругозор.

Приведем перечень специальных методов и приемов развития у учащихся патриотизма на уроках музыки, представленный Б.С. Рачиной [5, с. 128]:

1. Методы обучения теории и истории музыки:

словесно-информационные (рассказы, объяснения, беседы по истории и теории музыкального искусства, текущий комментарий);

словесно-наглядные (использование схем, таблиц, фонозаписей, исполнение фрагментов музыкального материала на инструменте);

словесно-практические (составление докладов, написания тестов, самостоятельная работа с книгой, в Интернете, активное слушание музыки).

2. Методы и приемы музицирования на музыкальных инструментах, активное слушание музыки, ритмично-двигательной интерпретации музыкальных произведений:

наглядно-информационные (прослушивание музыкальных произведений, демонстрационный показ игры на музыкальных инструментах, информация относительно сложностей технического характера);

практически-поисковые (многократное повторение, техническая отработка приемов игры;

«забегание» вперед и возвращение к пройденному материалу, выполнение специальных упражнений, ритмично-двигательная интерпретация музыкальных произведений, приемы звукоизвлечения);

практически-эвристические (самостоятельное составление музыкальных упражнений, игр и забав);

комплексные (создание «композиций» в форме диалога, музыкальных ансамблей и др., что предусматривает комбинации различных видов музыкальной деятельности в процессе обучения, организации групповой деятельности).

3. Методы обучения и развития музыкальных и личностных качеств:

практически-аналитические (анализ музыкальных произведений, подбор музыкального материала, шедевров мировой классики, их ремиксов, музыкального фольклора и др.);

обучение произвольному музыкальному воспроизведению (импровизация, коллективное музицирование, создание проектов);

стимулирование музыкального обучения (ориентация на истинные, настоящие ценности музыкального искусства, прием расширения художественного опыта; активизации музыкальной деятельности).

К способам воспитания, определяемыми спецификой музыкального искусства, исследователи также относят: размышления о музыке, моделирование художественно-творческого процесса, стремление педагога не навязывать музыку, а убеждать, не развлекать, а радовать ею, метод импровизации; метод эмоциональной драматургии; метод стилевого различения; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод создания «композиций»; активное слушание, подражание; соотнесение музыкальных явлений с аналогичными явлениями в других видах искусств; активизация различных видов музыкальной деятельности через художественную учебно-творческую деятельность человека в области других искусств.

Кроме того, указывает Н.Н. Рябенко, среди методов музыкального воспитания выделяются: методы художественно-эстетического воздействия на сознание, чувство и волю учащихся, методы организации групповой деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы регулирования, коррекции, стимулирования положительного поведения и деятельности человека (соревнования, наказание, поощрение) [6, с. 54].

Специфика развития чувств патриотизма у учащихся основной школы на уроках музыки состоит так же в широком использовании таких методов как игровой и проектный: с помощью игрового метода формируется много положительных качеств, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные и творческие способности; использование инновационных технологий в реализации проектов является качественным средством обучения и воспитания. Метод проектов направлен на привлечение к самостоятельному поиску знаний, ведь проблемная ситуация должна вскрыть противоречия.

Завершая, отмечу, что композиторские и русские народные песни, имеющие патриотическую направленность, оказывают сильное воздействие, так как в основе произведений лежат эмоции их создателей. Включение в уроки музыки подобных вокальных произведений обеспечивает этническую самоидентификацию учащихся с народной национальной культурой. Здесь главная задача учителя музыки – раскрыть духовный потенциал вокального репертуара, способствовать развитию чувства патриотизма у учащихся основной школы.



Литература:


Абудеева, Н. Б. Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. Разработки уроков / Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – М.: Учитель, 2010. – 160 c.

Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.

Кошмина И. В. Любимые песни прошлого века. Песни Бориса Мокроусова / И. В. Кошмина // Музыка в школе. – 2008. – №5. – С. 28-30

Омаров, О. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики РФ: автореф. дисс. … канд. пед. наук / О. Н. Омаров. – Махачкала, 2007. – 21 с.

Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б.С. Рачина. – М.: Композитор, 2012. – 544 c.

Рябенко, Н. Н. Уроки музыки в 1–7 классах: кн. для учителя / Н. Н. Рябенко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

4

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.