Публикация «Методическая работа педагога дополнительного образования как составная часть профессиональной деятельности»
«Методическая работа педагога дополнительного образования как составная часть профессиональной деятельности»
Составитель: Хрыкина Т.Ю.,
педагог допольнительного образования
МБУДО «ЦТ» г. Шумерля
Методическая работа является неотъемлемым элементом педагогической деятельности. Педагог осуществляет методическую работу с целью систематического:
обобщения, осмысления собственного профессионального педагогического опыта;
углубления теоретической и педагогической подготовки;
непрерывный рост профессионального мастерства.
Выделяют такие Функции методической деятельности, как:
-аналитическая- изучение обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективную оценку полученных результатов. Выявляя плюсы и минусы проделанной работы, определяют имеющиеся проблемы, разбираются в том, какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов, что нужно изменить и формулируют цели и задачи на новый учебный год.
-проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; ( дополнительных образовательных программ),
- конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором учебной информации), представление форм предъявления учебного материала;
- нормативная, способствующая выполнению требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;
- исследовательская. Изучение и анализ передового педагогического опыта, что в конечном итоге способствует совершенствованию методики преподавания образовательного курса.
ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Разработка дополнительной общеразвивающей программы.
2. Корректировка готовой ДОП.
3. Разработка планов практикумов, мастер-классов, практических и лабораторных занятий.
4. Разработка и проведение открытого занятия.
5. Составление контрольных вопросов, заданий, в том числе тестовых.
6. Создание учебных пособий, альбомов.
7. Написание методических рекомендаций, в которых освещаются вопросы конкретной методики преподавания.
8. Написание методических разработок , которые подробно излагают вопросы изучения отдельных тем учебных программ, сценарии проведения различных видов занятий с применением современных технологий обучения.
9. разработка видов и форм контроля ЗУН.
Таким образом, результатом методической работы является создание методического обеспечения учебной дисциплины:
- учебных программ;
- комплексов заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на занятиях.
Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях педагогических советов, на научно-методических конференциях, в периодической печати, участие в конкурсах и т.д.
Частью методической деятельности педагога дополнительного образования считаю также подготовку учеников к конкурсам. У меня сложился четкий алгоритм в данном направлении:
1. Тщательное изучение положения о конкурсе (цель, участники, требования, критерии оценки)
2. Определение учащихся, имеющих достаточную подготовку и желание принять участие в конкурсе. Эта работа проходит через наблюдения в ходе занятий.
3. Изучение материала по направлению и тематике конкурса (подбираю образцы работ, иллюстрации и т.д.)
4. На данном этапе мотивирую ребенка на участие в конкурсе – рассказываю о конкурсе, основных этапах и условиях участия в нем. Совместно с ребенком выясняем, что по этой теме он знает, как ее видит, какие образы, мысли приходят к нему. После этого знакомлю с отобранными примерами работ.
5. Разработка эскиза работы (или темы, если это проектная деятельность) и планирование работы.
6. Продуктивная деятельность по воплощению замысла.
Здесь стараюсь не ограничивать ребенка выбором техники выполнения и материалами – конкурсная работа может быть в виде мягкой игрушки, панно, композиции из различных материалов и т.д. Главное, это оригинальность замысла, интересный или нестандартный подход в решении темы, качественное и максимально самостоятельное выполнение работы.
Электронные ресурсы: