Методическая разработка бинарного урока математики с элементами метапредметного погружения в рамках проведения «Дня Земли» для 1 класса
Методическая разработка бинарного урока математики
с элементами метапредметного погружения
в рамках проведения «Дня Земли» для 1 класса
учителей начальных классов высшей категории
Кошмановой Юлии Борисовны и Стерлиной Марины Львовны
Цель: обучение прибавления и вычитания числа 6
Задачи:
-организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний;
- способствовать усвоению учащимися нового способа действий во внешней речи при парной форме работы;
-организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и рефлексию учащихся по поводу своей деятельности.
.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Содержание | УУД, формирующиеся на данном этапе | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
| Организацион-ный момент.
Проблемный диалог. Постановка проблемы.
Формулировка темы и постановка цели
Практическая деятельность учащихся. Усвоение новых способов деятельности.
Физпауза под музыку Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий Контроль и самооценка знаний и способов действия Подведение итогов Рефлексия
| Проверяет готовность к уроку. Ст Ставит учебную задачу, которую будет возможно решить после совместной формулировки темы: обосновать целесообразность выбранной формы работы или предложить свою. -Я желаю Вам успеха, мысленно пожелайте его своим товарищам и мне.. –Давайте вспомним этапы каждого урока: правильно ли расположены сигналы светофора и слова к ним? (На доске: «три круга» светофора и слова на карточках: «Применяем», «Открываем», «Вспоминаем») -Светофор восстановлен, а зачем он нам нужен в жизни? -Конечно, именно он порой «спасает» чью-то жизнь, если им правильно пользоваться. Да и мы должны беречь всё живое на Земле. -2017 год указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом Экологии. В каком словаре дано значение слова? Выберите. Учитель показывает два словаря: Толковый и Орфографический. -Экология – это наука о связях в живой природе. 21 марта во многих странах отмечается Всемирный день Земли. И сегодня мы вас приглашаем на необычный урок математики, который посвящён этим событиям. Ученики нашей начальной школы готовят к выпуску общую книгу – «Земля – наш общий дом». -Давайте расскажем и покажем нашим гостям, какие страницы для неё готовят наши первоклассники. -О важности проблемы сохранения всего живого на Земле нам расскажет… -Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес, но для этого нам не потребуется даже вставать со своих мест. Поможет нам Старичок-Лесовичок. Мы откроем учебный пакет, который лежит на парте. Найдём «Маршрутный лист». (см. Приложение) -Хорошо летом в лесу, особенно в июле. Солнечные поляны с лесными травами со всех сторон окружены деревьями. -Итак, мы с вами на самом нижнем ярусе – травянистых растений. Лесовичок нас ведёт по тропинке, перед нами пеньки-препятствия. Но, поскольку мы на уроке математики, - препятствия тоже математические. Дети, у которых на парте картинки с яблочками получат индивидуальные задания на повторение. Фронтальная работа -На доске карточки с числами: 10,7,11. Предложите задания для своих одноклассников к данному ряду чисел.
-Выполните моё задание: прибавьте число 6 к такому числу, чтобы получилось 10, 7, 11. Подведем итоги. Чему сейчас учились? Какое число прибавляли? -Сформулируйте тему урока. Какое число будем прибавлять? - Какие правила поведения в лесу вам известны? -Для кого из живых существ домом является лес? -Как человек может им помочь? Работа в Оценочном листе (отметить цветной кружок самооценки) -В традициях нашего народа бережное отношение к животным. Вот и в русских народных сказках у зайчика была избушка, у лисы – тоже. Звери жили и в Теремке под одной крышей. Задание на доске: «Кто в каком домике живёт?» Объясните задание другим детям. -Вернёмся к Маршрутному листу. Отметим наше продвижение по лесу – 2ой ярус- кустарники. Попутно вспомним, какими ягодами человеку нельзя питаться? -Собирая их, человек нанесёт вред своему здоровью, а птиц оставит без пропитания. -Посмотрим снова содержание нашего учебного пакета. В них лежат листы с заданиями: числовые выражения в рамочках и их значения, а также шифр к слову. (См. Приложение) Объясните смысл задания, поставьте учебную задачу. -Дети! Как же быть? Лист только один в учебном пакете, а вас двое. Затем выполняется проверка на электронной доске.
-Какое получили слово? Учитель переворачивает картинку с изображением солнца. -Чему учились? -Чем выражения в задании «с заселением домиков» отличаются от данных? Зрительная пауза: «нарисуйте» глазами цифру 5, цифру 6. -На доске перед вами основной математический вопрос урока: «Как удобнее прибавить число 6 и как удобнее его вычесть»? Вспомним. Откроем учебник на с.75 -Недаром нашу Землю называют кормилицей. Ведь именно она позволяет нам вырасти такие прекрасные наливные яблоки и получать витамины, необходимые для жизни, например пектин. -Где можно вырастить яблоки? Дикие яблони растут в лесу. Прекрасное занятие сажать сады, ухаживать за своими посадками. Сколько восторгов приносит нам белая пена цветущего сада весной, тенистая прохлада летом, радостный сбор урожая осенью! -Поставим «галочку» около деревьев 3-го яруса в Маршрутном листе. И от этого общения с садами мы становимся не только здоровее, но и добрее, красивее, мудрее. Королевой садов является яблоня. Яблоневые сады очищают воздух. -Как же можно прибавить число 6 по частям? -Каким инструментом для счёта, о котором вам рассказали на экскурсии в Детском историческом музее, пользовались дети в сельской школе? -Какое слово в нашем плане соответствует этой части нашего урока? -Поиграем в игру «Большие-маленькие» Наш Лесовичок проверит как вы учитесь складывать и вычитать по частям. Проверка выполнения работы: ответы в столбик на доске. -Какое слово в нашем плане соответствует этой части нашего урока? -В лесу мы можем собирать не только грибы, ягоды, лекарственные травы, но и… Отгадайте загадку: Разгадать сейчас придётся , Как лесной тот плод зовётся, Что на дереве растёт, Да и белочка грызёт! -Найдём в тетради на с.55 условие и вопрос задачи про орехи. -Кто может прочитать условие? Вопросы по содержанию. -Выберите действие, с помощью которого можно решить задачу. Запишите самостоятельно. -У кого получилось? Проверка. Отметим в Оценочном листе. -Кто знает, как называются эти орехи? -Это фундук. Эти деревья высажены людьми. В природе существуют и дикорастующие кустарники, реже деревья. Они называются «лещина». Форма листьев дала это русское название: как туловище у рыбы леща. -С какой экскурсии мы возвращаемся? На каких ярусах побывали? -Какое число учились прибавлять? -Кто по вашему мнению сегодня очень хорошо работал на уроке? | Приветствуют гостей урока. Желают успехов в работе своим товарищам.
Отвечают на вопросы учителя в ходе фронтальной беседы.
Дети меняют в таком порядке: красный круг – «Вспоминаем» жёлтый круг – «Открываем» зелёный круг – «Применяем»
-Чтобы правильно переходить улицу. -Дети высказывают свои предположения.
-Мы подбираем загадки о Земле и рисуем рисунок к отгадке.
Выходят двое учеников. Первый ребёнок рассказывает: -В середине 20 века учёные разных стран стали говорить об изменениях, которые происходят в природе по вине человека. Они стали обращаться к людям за помощью. Человек должен жить в гармонии с природой и её охранять. Второй ребёнок наизусть читает первую половину стихотворения И. Мазнина «Давайте дружить».
Маршрутный лист представляет собой картинку с изображением леса на формате А-4 с ярусами и «окошечками», дети по мере продвижения ставят «галочки» в окошечках.
«Слабый» ребёнок получает задание на повторение, при этом у него есть возможность выбрать посильное на данный момент задание, «сильный» ребёнок получает задание стандартного и максимального уровней с возможностью выбора. «сильный» проверяет у «слабого», а у сильного проверяет учитель. Самооценка и оценка работы товарища.
-Назовите числа в порядке убывания, возрастания. Составьте числовые выражения, составьте задачу. Ребёнок предлагает задания и называет одноклассника, который будет отвечать. -Какое слово около сигнала светофора «подходит»
-Мы прибавляли к числу 6.
-Не разжигать костёр, не мусорить.
-Для зверей, птиц.
-Не хватать детёнышей, не разорять птичьи гнёзда, сажать молодые деревья на месте вырубленных.
-Дети отмечают в листе самооценки.
.
Выходит ребёнок к электронной доске, двигает элементы ЦОР. Осуществление самооценки.
-Ядовитыми ягодами.
-Надо подобрать ответ к каждому примеру, а потом прочитать слово по шифру.
-Надо работать вместе, в парах. (Дети работают в парах)
Ребёнок выходит, «соединяет» изображение животного, у которого карточка-ответ в лапах с карточкой-примером.
Дети называют: Солнце.
Работа в Оценочном листе.
-Там работали с числом 5, а здесь работали с числом 6.
-В саду.
Дети объясняют.
Дети самостоятельно выполняют №10 с.55 (по колонкам) в рабочей тетради.
-Применяем.
Работа в Оценочном листе.
Дети отгадывают загадку.
- Сложение.
Дети записывают решение задачи. | Регулятивные: волевая саморегуляция;
Личностные: смыслообразование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
Познавательные: -общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процессов и результатов деятельности Логические: -анализ, сравнение, синтез
Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия)
Регулятивные (целеполагание, планирование своей деятельности), коммуникативные.
Познавательные: -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение; -построение логической цепи рассуждения
Регулятивные: -контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном
Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания Познавательные: -умение структурировать знания -оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Коммуникативные: -умение выражать свои мысли -оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
12