12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Методическая разработка досуговой деятельности в подготовительной группе детского сада с применением технологии критического мышления.

Тема "Что такое война?"


Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. Задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления (далее – РКМ) посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации;

- информационной грамотности;

- социальной компетентности.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.

Первый этап – «вызов» - пробуждается интерес к теме.

Второй этап – «осмысление» - осмысленная работа с текстом или информацией.

Третий этап – «рефлексия» - размышления, формирование личностного отношения.

Тема: «Что такое война?»

Цель: создание условий для формирования у детей чувства гордости за подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

- расширять знания детей о войне, защитниках Родины, празднике «День Победы»;

- формировать умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

развивать мышление, воображение, связную речь;

- воспитывать у детей патриотические чувства;

- воспитывать уважение к старшему поколению, ветеранам.

Место проведения: территория детского сада

Участники: дети, педагоги

Предварительная работа: беседы о Великой Отечественной войне, чтение произведений о войне, рассматривание и чтение энциклопедий, рассматривание картин и репродукций на тему войны, просмотр видеороликов о войне, разучивание стихов и песен о войне, прослушивание песен на военную тему, посещение музеев, экскурсия к памятнику боевой славы, проведение в группе тематических занятий.

Оборудование: компьютер; экран; мультимедийная презентация; листы с начерченной таблицей из двух колонок: в первой колонке номер вопроса, вторая колонка пустая); аудиозапись «Ю.Левитан объявляет о начале войны»; «тоннель» для эстафеты; гимнастические скамейки; «снаряды» для эстафеты – мячики или мешочки с песком; мишени; картинки с изображением военной техники; листы для рисования; песни военных лет.

Ход мероприятия:

- Скоро мы отметим радостный и в то же время грустный праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто отстоял мир в жестоких сражениях, тех, кого уже нет с нами. 75 лет прошло с того дня, когда закончилась война. Мы должны помнить о тех, кто защищал нашу страну, нашу Родину и благодаря кому мы сейчас живем.


1 стадия ТРКМ: стадия вызова

Прием «модель трех вопросов»

- Сегодня мы с вами поговорим о войне

Для начала, ребята, я хочу у вас спросить: Что такое война? Что бы вы хотели узнать о войне?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Для того чтобы ответить на ваши вопросы вам нужно будет очень постараться.


Прием «верные-неверные суждения» - настраивание на изучение нового

Для начала проведем небольшую разминку для ума: я буду вам читать предложения, а вы должны ответить верно это или неверно. У вас на столах лежат листочки с таблицами. Я буду вам читать предложение, а вам нужно будет подумать верное оно или неверное. Если предложение верное нарисуйте красный кружок, а если неверное – то черный. (Детям раздаются листочки, на которых начерчена таблица, состоящая из двух колонок, в первой колонке номера вопросов, а во второй колонке дети рисуют кружочки – если они считают, что предложение верное рисуют красный кружок, если неверное – черный. )

(Примеры утверждений: на войну уходили только мужчины; война длилась 4 года; день победы отмечают в марте; школьники во время войны ничем не занимались; война закончилась в 1945 году и т.д.).

Свои листочки с ответами оставьте на столах, потом вы проверите, правильно ли вы написали. (В конце дети совместно с воспитателем могут проверить правильно ли они ответили - прием «верные-неверные суждения» - проверка усвоенного материала на 3 стадиии ТРКМ стадии рефлексии)


Включается аудиозапись «Ю.Левитан объявляет о начале войны»

Ребята, что вы сейчас услышали?

Эту запись люди услышали из своих радиоприемников 22 июня 1941 года. Именно тогда все узнали, что началась война. Война длинная, война голодная, война страшная.


Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Каждый день солдаты уезжали на фронт (это линия расположения войск), на передовую (первая полоса боев). На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули... Не зная отдыха, солдаты рыли окопы (укрытия для стрельбы и защиты от огня), тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь. Единственной защитой от непогоды были шинель и плащ-палатка. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега. Шинель служила не только одеждой, но и одеялом. (Во время рассказа демонстрируются слайды презентации)

Сейчас мы с вами отправимся на «линию фронта».

Вам нужно будет преодолеть препятствия как солдатам.

Эстафеты: преодоление тоннеля по-пластунски, перенос «снарядов» по узкому «мостику», метание по мишеням. (проводится с целью смены деятельности для предотвращения утомления детей)

2 стадия ТРКМ: смысловая стадия

Прием «чтение со стопами»

Прием «толстые и тонкие вопросы»

На войну уходили все: и старые и молодые.

Ребята, как вы думаете, кому было особенно тяжело во время войны?

Конечно, детям. Многие дети наравне со взрослыми работали. Вместо того, чтобы играть в детские игры, дети работали на заводах, помогали взрослым изготавливать оружие. Те дети, которые не работали на заводе, вязали теплые вещи для фронта, помогали раненым в госпиталях, выступали с концертами, чтобы поддержать боевой дух солдат. А некоторые дети совершали боевые подвиги.

Что такое подвиг? Какие подвиги могли совершать дети?

Дети-герои взрывали поезда и склады с боеприпасами, работали санитарами, ходили в разведку.

Я хочу вам рассказать историю одного героя. Сережа Алешков был одним из самых юных бойцов в годы войны. В 6 лет он остался без родителей и попал в полк к солдатам. Конечно, он не мог принимать участие в боях, но как мог старался помочь: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Однажды во время бомбежки завалило выход блиндажа командира, сначала Сережа пытался сам разобрать завал, но, поняв, что ему не справиться, он побежал за подмогой под продолжающейся бомбежкой. За этот подвиг мальчик был награжден медалью «За боевые заслуги».

На войну уходили не только мужчины, но и женщины. Ребята, как вы думаете, что делали на войне женщины?

Женщины были медсестрами, разведчицами, связистами.

Они выносили раненых солдат с поля боя, перевязывали, отправляли в госпитали. В госпиталях раненым бойцам делали операции, лечили раны. Каждый солдат должен уметь помочь своему товарищу, если он ранен. Сейчас мы с вами потренируемся в транспортировке «раненых». (Дети делятся на группы по 5 человек, в каждой «пятерке» выбирается ребенок, который изображает «раненого», 4 детей доставляют на носилках «раненого» в санитарную палатку и делают перевязки.) (смена деятельности – в качестве физкультминутки)

Война шла везде: и на земле, и в небе, и на воде. Ребята, вы знаете, как называются войска, которые защищали нас в воздухе? (авиация, летчики). А в море? (флот, моряки). А на земле? (пехота, танкисты, артиллеристы). Чтобы одолеть врага было необходимо хорошее вооружение.

Какую военную технику вы знаете?

Танк-34 – лучший среди танков военных лет. Бронетранспортеры – надежная опора для пехоты. Пушки, ракеты, зенитные установки, миномет, истребители. (Дети рассматривают и обсуждают картинки с изображением военной техники).


Ребята, как вы думаете, а солдаты на войне отдыхали? Как?

Читали газеты, писали письма родным. А еще солдаты на отдыхе любили спеть или послушать замечательные песни, которые напоминали о родном доме и помогали пережить тяжелое время.

Письма писали на листочках карандашом на коленках. Конвертов не было, поэтому письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения. Сейчас мы тоже с вами напишем письмо или нарисуем рисунок для ветеранов. А кто такие ветераны?

Я думаю, что ветеранам будет приятно получить от вас письмо или рисунок. (Дети пишут или рисуют под военные песни, затем складывают в «солдатский треугольник»). Свои письма вы потом можете подарить знакомым ветеранам и сказать им «спасибо» за их подвиг.

Долгих 4 года длилась война. Много жизней унесла война. Но все же наша доблестная армия одержала победу! 9 мая 1945 года закончилась война, и этот день стал самым светлым и любимым праздником! Именно в этот день мы отмечаем великий праздник – День Победы!

3 стадия ТРКМ: стадия рефлексии

Прием «толстые и тонкие вопросы»

Когда празднуют «День Победы»? Почему этот праздник так называется? Почему «День Победы» - это праздник со слезами на глазах? За что мы должны быть благодарны ветеранам войны? Что нужно делать, чтобы больше не было войны?

Ребята, вы много нового узнали о войне?

Прием «верные-неверные суждения» - проверка усвоенного материала

А сейчас я предлагаю вам проверить ваши листочки с ответами. (Проверка проводится по желанию детей, можно это сделать в другое время. Воспитатель зачитывает те же предложения, что и в начале, а дети, исходя из усвоенных знаний, проверяют свои ответы.)

​​​​​​​Ребята, вы все большие молодцы!

В конце все дети исполняют любую разученную военную песню (в нашем детском саду дети очень любят песню «Катюша» (муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского), поэтому мы поем ее).











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.