12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Курсакова Светлана Николаевна125
Россия, Саратовская обл., Балашов

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ Саратовской области

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»


 


 


 


 


 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Интегрированного урока с элементами исследования

по дисциплинам «История»,

«Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства», «Экологические основы природопользования»

на тему:

«Аграрные проекты Н.С.Хрущева и их результаты»

 

 


 


 


 


 


 

Преподаватели: Лабодина С.В.

Курсакова С.Н.


 


 


 

Балашов 2021

Аннотация

На методическую разработку интегрированного урокас элементами исследования на тему: «Аграрные проекты Н.С.Хрущева и их результаты»

Дисциплины: «История», «Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства», «Экологические основы природопользования»

Авторы:Лабодина С.В. Курсакова С.Н.

Учебное заведение: ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Объём работы- 30 листов

Содержание

Время Хрущева - один из наиболее значимых и непростых периодов нашей истории. Значимых, потому что непосредственно перекликается с нынешним процессом демократизации. Непростым, потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось "славным", а потом было осуждено как период "волюнтаризма" и "субъективизма". В то время состоялись XX и XXII съезды партии, определившие новый курс страны.

Объектом методической разработки является процесс изучения общественно-политической деятельности Н.С. Хрущева на занятиях истории, экологических основ природопользования, почвоведения. Предметом нашей работы являются методические приёмы изучения деятельности Н.С. Хрущева на занятиях и во внеурочной деятельности при проведении внеаудиторных мероприятий и классных часов. Цель методической разработки: разработать комплекс методических рекомендаций по изучению деятельности Н.С. Хрущева. При написании методической разработки были использованы следующие методы: а) анализ историографии по вопросу исследования; б) обобщение; в) сравнение; г) анализ фрагментов исторических документов.

Практическая значимость - материалы методической разработки может быть интересна преподавателям и классным руководителям, так как изучение деятельности Н.С. Хрущева является одной из актуальных задач современной исторической науки, и позволяет историкам полнее и всесторонне анализировать основания возникновения советского государства, которые привели к значительным изменениям в жизни России. Кроме того, материалы методической разработки можно использовать на уроках истории в качестве лекционного материала, материалы исследования на занятиях по экологии и почвоведения.

 

 

Оглавление стр

Предисловие……………………………………… 4-5

Основная часть …………………………………… 6-21

Заключение………………………………………… 22

Литература…………………………………………. 23

Приложение………………………………………… 23-30

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

1.Предисловие

В последние годы этап лихорадочного стирания «белых пятен» в истории России XX века сменился глубокой научной проработкой сущностных вопросов. В этом контексте одной из актуальных задач является изучение деятельности Н.С. Хрущева. В свое время по политическим мотивам из научного оборота, из народной памяти на целые десятилетия были изъяты десятки, если не сотни исторических персонажей. В их число попали не только открытые противники правящей власти, но даже многие субъекты этой власти, упоминание о которых по тем или иным соображениям было нежелательно новому поколению политических руководителей Советского Союза. Эту участь разделил и Н.С. Хрущев. Его роль, как одного из политических деятелей, в истории нашего государства долгое время искажалась, или о ней не упоминалось вообще. Жизнь Н.С. Хрущева окончилась почти незаметно. В исторической литературе происходило преувеличение ошибок Хрущева, и вместе с тем перечеркивание, отрицание того главного, позитивного, что он сделал. Однако общество вправе иметь полную, без прикрас информацию о своем прошлом, о тех, кто определял вектор и особенности развития страны. Это позволяет по-новому осмыслить сложность внутриполитической обстановки в СССР 1950-х - начала 1960-х гг., понять ход процесса десталинизации и реформирования всех сфер жизни советского общества, роль и место Н.С. Хрущева в этом процессе.

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Сама жизнь выдвигает неотложную задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора. 

Акцент переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия. На уроке присутствует исследовательская деятельность.

Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть, отрыв теоретических знаний от общественной практики. Обучающиеся на данном уроке познают действительность, выстраивают свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументируют ее.

Результатом нашего урока является повышение мотивации к обучению, развивается самостоятельность, обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность; формируются навыки и умения учебно-исследовательской деятельности.

Подобные формы уроков очень нравятся студентам, так как они получают возможность проявить свою самостоятельность и творческий подход, высказать свою точку зрения, обмениваться мнениями. К тому же разнообразные формы работы на уроке вызывают у них заинтересованность, вследствие чего урок проходит для студентов быстро и незаметно. После таких уроков студенты, как правило, испытывают эмоциональное и творческое удовлетворение.

 

 

2. Основная часть

Ход занятия.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.1 Организационный момент:

Методы: метод развития критического мышления, частично- поисковый

Приемы: беседа, подводящая к теме урока

Форма: групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта.

Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности

Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала.

Здравствуйте ребята! Мы сегодня на уроке будем обсуждать очень актуальную проблему, которая рассматривается при изучении истории, почвоведения иэкологии. Урок наш необычный он является интегрированным уроком с элементами исследования, решения этой проблемы мы будем искать, опираясь на знания этих дисциплин.Нам очень хочется, чтобы ваш психологический настрой на сегодняшнем уроке был оптимистичным. Я хочу рассказать Вам о том, как древнегреческий философ Сократ настраивал своих учеников на очень важную работу, достигать вершин новых познаний. Я считаю, что это мудрое поведение поможет нам с вами.

Психологический настрой:

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу

им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”. Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке, будем узнавать много новой информации.

Все мы с вами жители одной великой страны, которая насчитывает многовековую историю. И в этой истории были разные события и времена, которые в той или иной степени повлияли на то, какая теперь у нас Россия. Но, ни одно из этих событий не прошло бесследно, и все люди, когда-либо жившие здесь, оставили свой отпечаток в истории, особенно если эти люди – видные политические деятели. Об одном из таких деятелей мы и поговорим на сегодняшнем занятии.

1.2 Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия

Методы: метод развития критического мышления, частично- поисковый

Приемы: беседа, подводящая к теме урока

Форма: групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта.

Преподаватель: Попробуйте угадать, по ключевым словам, о каком периоде и о деятельности какого политика мы будем говорить сегодня.

Это время ассоциируется у людей с космонавтикой, стилягами, атомными электростанциями, магнитофонами, нейлоном, кукурузой, пластмассой и «хрущёвками».

Вопрос преподавателя:

-В какие годы стали использовать эти понятия?

Ответ (Правильно - все эти слова из эпохи 1950-х-1960-х)

Преподаватель:

И вы уже поняли, о деятельности какого политика мы будем говорить?

Ответ:

(Верно – о Никите Сергеевиче Хрущеве).

Преподаватель:

Если точнее, мы будем речь вести о сельскохозяйственной политике Н.С.Хрущева.

Преподаватель: На сегодняшнем уроке мы с вами вместе будем изучать «Аграрные проекты Н.С.Хрущева и их результаты». Мы постараемся определить, насколько она была результативна; будем учиться анализировать полученную информацию, высказывать и обосновывать свою точку зрения, делать выводы.

Преподаватель: Сельскохозяйственнаяполитика Хрущева насыщена контрастами. В ней много плюсов и много минусов. Этот контраст изображен также и на надгробном памятнике Хрущеву на Новодевичьем кладбище.

Преподаватель:Этот памятник изготовил известный российский скульптор Эрнест Неизвестный. Обратите внимание на слайд.

Это бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой – белая, другая черная

Преподаватель:Предположите, какую мысль хотел передать автор скульптуры?

(Обучающиеся высказывают свои предположения)

- Известно, что, создав памятник из белого и черного мрамора, скульптор сказал: «Я так и не понял, чего в нем было больше: белого или черного…»

Преподаватель: Выслушивает мнения обучающихся.

Преподаватель: Попытаемся ответить на этот вопрос мы с вами. Для этого нам придется погрузиться в ту эпоху.

Как противоречивость реформ сказалось на развитии страны?

Преподаватель: Выслушивает мнения обучающихся.

Преподаватель:В одном из своих выступлений Хрущев говорил, что Ленин вошел в историю, как организатор революции, Сталин, несмотря на определенные ошибки, обеспечил победу в кровавой войне с фашизмом. Свое же предназначение он видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу.Хрущев вошел в историю, как самый противоречивый политикреформатор.Его реформы были реальным ответом на проблемы Советского союза.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Методы:

коллективная мыслительная деятельность. Приемы: беседа, привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов обучения.

Форма: групповая

Средства обеспечения:

презентация, технологическая карта.

2.1 Преподаватель:

Н.С. Хрущев выдающийся реформатор. Его реформы затронули людей разных классов. Нам с вами сейчас надо определить интересы, каких классов он больше всего защищал.

Перед вами находятся весы. А камешки-это реформы Хрущева. Наша задача определить, какая же чаша весов должна перевесить? Для этого вы должны класть на чашу весов камешки, называть реформу и определить интересы какого класса она выражает.

На одной чаше весов Хрущева лежат дела вождя своего класса, выразителя интересов господствующей в государственном социализме бюрократии. Он спас ее от суда народа и помог ей найти новую форму жизни.

На другой чаше лежат реформы для народа, хотя и приблизившие демонтаж государственного социализма, но так и не ставшие его началом.

На одной чаше весов.

1.Введение паспортов для крестьян;

2. для рабочих введены пенсии;

2.введение приусадебных участков;

3. снижены налоги на приусадебные участки;

4.предотвращение третьей мировой воны;

5. улучшение культурной жизни страны: появились новые журналы, телевизоры;

6. решалась жилищная проблема;

На другой чаше весов.

1.Прекращение массовых репрессий; (удельный вес репрессированных среди начальства превышал этот показатель, среди рядовых).

2.Узаконение привилегий; (давало начальству право позаботиться о себе высокие зарплаты, лучшие условия жизни, лучшее медицинское обслуживание).

3. Новый порядок избрания руководителей парторганов. (сколько бы не было выдвинуто кандидатов, все будут избраны, если наберут не менее 50% голосов.

Вопрос для обсуждения:

Ребята! Давайте теперь сделаем вывод.

-Какая же чаша весов перевесила?

-Оцените деятельность Н. Хрущева.

Преподаватель: Обобщает ответы студентов.

-Хрущев был последовательным и активным выразителем интересов того класса, которому он принадлежал, класса бюрократии, господствующего в обществе государственного социализма. Но реформы Хрущева невозможно достичь, если бы он не изменил уровень жизни простых людей. Его заслуга в том, что он хотел расширить масштабы этих мер.

3. Промежуточная рефлексия:

Метод: частично-поисковый

Прием: рассуждение, «мозговой штурм».

Форма: групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта.

Преподаватель:Хрущевская эпоха нашла отражение во множестве анекдотов. Они наглядно иллюстрируют остроту проблем того периода времени. Какие анекдоты про Хрущева вам известны?

Обучающиеся: рассказывают анекдоты про Н.С.Хрущева.

Хрущеву после смещения предложили возглавить онкологический центр.

Никита Сергеевич: 
– Но, я, же в этом деле ничего не понимаю!
– Ничего страшного. Вы же руководили сельским хозяйством – и хлеба не стало, займетесь онкологией, может быть, и рака не станет.

Преподаватель:

Ребята! Вам известно, что сельское хозяйство - это очень важная отрасль. Сельскохозяйственная продукция удовлетворяет потребности большей части населения страны. В этой отрасли в период правления Хрущева было много проблем.

Преподаватель: 

Нашей стране в 1950-60 годах пришлось проводить восстановительную политику после Великой Отечественной войны. Результаты восстановительного периода были неоднозначными. Полностью восстановлена промышленность и даже увеличено производство. Цена восстановления была слишком высока. Снижение реального уровня жизни, тяжелые жилищные и бытовые условия были характерными для большинства населения. Другим негативным последствием стало окончательное разорение сельского хозяйства. На крестьян, которые получали мизерные заработки, не распространялись социальные гарантии, они были лишены права иметь паспорта, не получали заработной платы, а работали за трудодни, не могли свободно перемещаться по стране. Также им приходилось платить высокие налоги на приусадебные участки. Для интенсификации труда колхозников сталинское руководство продолжало применять принудительные и репрессивные методы, что и привело к голоду в засушливые 1946-1947 гг.

Преподаватель:

Как вы думаете, какие меры было необходимо предпринять для решения проблем в сельском хозяйстве?

Ответ студентов.

Вопрос:

Выделите важнейшие проблемы сельского хозяйства в начале правления Н.С. Хрущёва, используя метод мозгового штурма.

Правила метода «мозгового штурма»

Говорите все, что придет вам в голову.

Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.

Можно повторять идеи, предложенные кем-нибудь другим.

Обучающиеся:

Низкий уровень жизни крестьян

Сельские жители не имели паспортов

Работали за трудодни. Не имели своих наделов земли.

Преподаватель:

А теперь давайте подробно займемся изучением данной темы. Планом сегодняшнего урока будут следующие вопросы:

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана)

Преподавательобъявляет тему и план занятия.

План темы:

1.Характеристика эпохи правления Хрущева.

2.Сельскохозяйственная политика Н.С.Хрущева.

3.Освоение целинных земель.

Вопрос №1. «Характеристика эпохи правления Хрущева»

Метод: рассказ преподавателя, собеседование, познавательно проблемное изложение материала.

Прием: беседа, привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов обучения.

Форма: групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта, видеофильм

 

Преподаватель:

При изучении 1 вопроса мы будем использовать прием «инсерт»

 или пометки на полях. Во время объяснения первого вопроса вы должны делать пометки на полях в технологических картах. На полях рядом с лекционным материалом, сделайте следующие пометки.

«v» – если информация им известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-»– сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

« ?» – то, что осталось непонятным.

После смерти Сталина руководителем партии и государства был назначен Н.С.Хрущев. С приходом к власти Хрущева началась новая эпоха в жизни страны. В  1956 году Хрущев выступил на XX съезде КПСС с закрытым докладом о культе личности Сталина и массовых репрессиях. Глава государства осудил жестокость сталинской политики. Уже тогда многие обвиняли его в лицемерии, так как он сам был в числе тех, кто проводил ту кровавую политику. В рамках политики десталинизации из Мавзолея на Красной площади было вынесено тело Сталина, по всей стране были снесены памятники «отцу народов», заново переименованы города и улицы.

В стране прекратились аресты, людей перестал мучить страх, крестьяне получили паспорта, расширили приусадебные участки, началось освоение целинных земель в Казахстане, Сибири, потеплели международные отношения, значительные успехи были достигнуты в науке, особенно в космонавтике. В 50-60-е годы произошли крупные изменения в науке и технике. Раньше, чем в других странах в СССР появились АЭС, атомный ледокол «Ленин», были запущены искусственные спутники земли, первым космонавтом стал наш соотечественник Ю.А Гагарин. Были созданы реактивные самолеты, на смену тепловозам пришли электровозы, возникла новая отрасль нефтехимия. Начался выпуск искусственных материалов. Развивалось жилищное строительство, повышался жизненный уровень советских людей. Данный период называется «Хрущевской оттепелью»

Народный энтузиазм эпохи«оттепели» привел к росту экономики. К 1965 году национальный доход СССР увеличился на 53% по сравнению с 1958 годом. Производственные фонды выросли на 91%, производство промышленной продукции — на 84%. Реальные доходы населения увеличились на одну треть.Девизом внутренней политики Хрущева была фраза «Догнать и перегнать Америку» - ведущую державу мировой экономики. Эта цель так и не была достигнута. Во внешней политике Хрущев пытался подружиться с США и даже лично посетил эту страну, но со временем перешел к конфронтации. Апогеем этой политики стало возведение Берлинской стены в 1961 году и Карибский кризис 1962 года, который поставил мир на грань ядерной войны. На внешнеполитической арене экспрессивный советский лидер поразил многих своими выходками. Он мог кричать с трибуны и размахивать руками, стучать ботинком в ООН.

Преподаватель: Ребята, давайте посмотрим фильм об изменениях в стране в годы правления Хрущева.

Преподаватель: Подводит итоги.

Преподаватель:

-А теперь пришло время проверить, что у вас получилось.

-Какие пометки вы указали.

Преподаватель:

В период правления Н.С.Хрущева произошли изменения в жизни нашего города Балашова. Сейчас мы прослушаем сообщение на данную тему

Сообщение студента:

6 января 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Балашовская область за счет разукрупнения Саратовской, Воронежской, Сталинградской и Тамбовской областей.

В Балашовской области было развито сельскохозяйственное производство. Главное место в посевах занимали пшеница, масленичные культуры, сахарная свекла.Животноводство в области было наиболее запущенной отраслью хозяйства. В колхозах и совхозах не хватало жилья, производственных помещений (животноводческих, зернохранилищ).Были трудности с обеспечением техникой, электроэнергией. Несмотря на очевидные трудности, область развивалась как «на дрожжах». В нашей области преобладали предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Развивались маслодельная, сахарная, комбикормовая, спиртовая отрасли промышленности.

В Балашове было запроектировано строительство областной больницы, родильного дома, детских яслей, восстановления главного корпуса городской больницы. Планировалось построить в городе кинотеатр, типографию, областную библиотеку, магазины, столовые и т.д.Большое внимание уделялось строительству жилья, новых промышленных предприятий и реконструкции существующих.Город начинает интенсивно расти. Уже в 1965 г. в городе было сдано в эксплуатацию более 13 тыс. кв.м. жилой площади, в стадии строительства находились десятки зданий с жилой площадью около 30 тыс. кв.м. К концу 1957 г. город значительно вырос, стал чище. Центральные улицы (Ленина и Сталина) от вокзала до Хопра покрылись асфальтом, появились настоящие тротуары, устанавливались металлические светильники, высаживались деревья в парке им. Куйбышева, благоустраивалась набережная Хопра и спуск к реке.Жилищный фонд Балашова увеличился более чем на 60 тыс. кв.м.

19 ноября 1957 г. Балашовская область была упразднена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Главной причиной ликвидации области было то, что Сталинградская и Саратовская области, при формировании Балашовской области, потеряли самые урожайные, крепкие районы, за счет которых они жили. Первые секретари обкомов этих областей сумели доказать «несостоятельность» Балашовской области.

И хотя Балашов недолго был областным центром, но удалось заложить хорошую базу для дальнейшего развития города.

Преподаватель:Обобщение доклада студента.

Из доклада мы услышали, что годы правления Хрущева очень сильно отразились на судьбе нашего города. В нем произошли глобальные перемены. А теперь мы отдохнем и проведем динамическую паузу.

Динамическая пауза.

Вопрос №2. «Сельскохозяйственная политика Хрущева»

Метод: рассказ преподавателя, собеседование, познавательно проблемное изложение материала

Прием: рассказ, проблемный диалог

Форма: групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта

Преподаватель:После Сталина Хрущеву досталось тяжелое наследство – разоренное сельское хозяйство. Сельскохозяйственная политика Хрущева отличалась контрастностью. В ней были и достижения и роковые ошибки. Хрущев ввел паспорта для крестьян и пенсии, снизил налоги на подсобное хозяйство. Жизненный уровень крестьян, колхозников вырос, но не было главного, крестьянам не предоставили свободы выбора форм хозяйствования. Главной формой оставался колхоз.Особую роль в подъеме сельского хозяйства Хрущев отводил освоению целинных и залежных земель.

Вопрос:

-Ребята, как вы думаете, что такое целина?

Ответ: Целина – курс, объявленный в 1954 году на освоение (распашку) залежных земель на территории Урала, Северного Кавказа, Южной Сибири и Казахстана

Вопрос:

-Что такое освоение целины?

Ответ:Освоение целины́ — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954—1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.

Вопрос:

Каковы причины освоения целинных земель?

Ответ
1.Недостаточная производительность сельского хозяйства. 
2.Преодоление технико-экономической отсталости. 
3. Ликвидация кризиса хлебозаготовок. 

Преподаватель:

В 1954 году началось освоение целинных земель в Казахстане и Сибири. Хрущев думал, что именно там спрятан ключ к будущему изобилию страны. Он считал, что это так просто – превратить казахстанские и южносибирские степи (залежные земли) в сельскохозяйственные нивы и тем решить продовольственную проблему навсегда. На освоение целины бросили огромные средства государства, лишив денег области Европейской части России. Началась целинная эпопея. На призыв партии принять участие в освоении целины в короткие сроки откликнулись сотни молодых людей.

Около 500 тысяч юношей и девушек заявили о своем желании поехать в далекие и необжитые места поднимать целину. 150 тысяч комсомольцев прибыли в целинные районы Казахстана. Весной 1954 года тысячи тракторов двинулись по непаханой веками земле. В этом году было поднято и засеяно 14 млн. га целинной земли - из-за засухи урожай собрали небольшой.

Вся страна участвовала в освоении целины: Горький, Ярославль, Москва и Минск посылали автомобили; Волгоград, Челябинск и Харьков - тракторы;

Ростов-на-Дону и Запорожск - комбайны; Армения, Грузия и Эстония - строительные материалы. Из разных республик и городов шли на целину медикаменты, книги, спортивный инвентарь. В короткий срок было освоено 42 млн. га ранее пустовавших земель.

Преподаватель:

Задание № 1. Составьте синквейн к слову целина

первая строка -  одно слово, существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.

Ответ студента:

Целина.

Нетронутая, плодородная.
Возделывать, получать урожай, облагораживать.
Земля ранее не возделываемая под пашню.
Урожай

Преподаватель: Преподаватели и студенты нашего техникума в 1957 году приняли участие в освоении целинных земель. Об этом свидетельствует материал нашего музея.

Прослушайте сообщение по данному вопросу Саврасовой Ольги Васильевны. (Демонстрация экспонатов музея техникума)

«Наш техникум в период освоения целины».

В 1957 году 105 учащихся техникума под руководством преподавателей Коннова В. С. Хахулина А. И., Привалова И. В. приняли участие в уборке на целинных землях Кустанайской области. За высокие трудовые достижения коллектив учащихся техникума был награжден переходящим Красным Знаменем Кустанайского обкома КПСС. В приказе №152 от 5 ноября 1957 директор техникума Григорьев Т. О. отмечает, что студентами было убрано с 27 тыс. га зерновых культур, намолочено 80 тыс. центнеров зерна. Много интересного и поучительного узнали мы об этом времени из воспоминаний Коннова В. С. «Уроки на целине»

Преподаватель:

Следующей «инициативой» Хрущева стало соревнование СССР с США в области животноводства. Он был убежден, что хлеб целины и кукуруза, высаженная по всей стране, позволят догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла. Лозунг «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!» (другой вариант «Держись, корова из штата Айова!»).

Области, опережая друг друга, начали рапортовать о досрочной и сверхплановой сдаче молока и мяса. Часто это достигалось не за счет увеличения производства, а за счет забоя племенного скота, а также закупки мяса и молока у населения – лишь бы отличиться, угодить Хрущеву. Но уже на следующий год показатели по производству мяса и молока резко падали, и всем становилось ясно, что вся эта кампания – показуха. Догнать корову из штата Айова так и не удалось. Это очередная неудача в сельскохозяйственной политике. Провалилась и кукурузная эпопея. Хрущев привез семена кукурузы из Америки и засеял ей все поля в СССР. В стране не стало пшеничной муки, хлеба. Рапортуя о невиданных урожаях кукурузы, местные руководители порой даже не убирали невызревший злак на силос, а пускали на поля трактора, волочившие железнодорожные рельсы – лишь бы прибить упрямо торчавшие вверх стебли кукурузы к земле, пока их не засыплет снег. Вся эта кампания принесла Хрущеву обидную кличку «кукурузник». Она закончилась страшным провалом.

В 1963 г. впервые за многие годы страна оказалась на грани голода. Горожане стояли в длинных очередях за хлебом, писали на ладонях химическим карандашом трехзначные номера своей очереди. Хлеб, который они, отстояв часами, покупали, был непривычно жестким и серым. В него, для экономии пшеницы, добавляли ту самую хрущевскую кукурузу. Именно благодаря экспериментам Хрущева с 1963 г. страна впервые стала тратить золото на покупку зерна за границей.

 

 

 

Вопрос №3. «Освоение целинных земель»

Метод: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, исследовательский.

Прием: рассказ, проблемный диалог, исследование, приём технологии критического мышления «Кубик Блюма»

Форма: индивидуальная, групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта

Преподаватель:С 1 апреля 1954 года в Казахстан были отправлены 16 экспедиций с учеными: почвоведами, геологами, гидрологами, биологами и др. Обследовано 100 млн га и выявлено 22,6 млн.га пахотных земель. На этих землях было организовано 337 зерновых совхозов.

Была создана почвенная карта.

Созданные в период освоения целины и позже почвенные карты позволили оценить почвенные ресурсы Казахстана и легли в основу зональных принципов земледелия, мелиорации почв и применения органических и минеральных удобрений с учетом генетического и географического разнообразия почв.

Мы проведем исследование разных типов почв по гранулометрическому составу и выясним, какие почвы больше подвержены ветровой эрозии

Исследовательская работа:

Объект исследование: почвы целинных земель

Цель: научиться определять гранулометрический состав почв; определять какие почвы лучше удерживают влагу и усваивают органические вещества

Задачи:

1. Научиться оценивать гранулометрический состав почв.

2.Изучить генетические особенности целинных и освоенных черноземов.

3. Установить изменения в целинных почвах содержания гумуса, воднофи зических, тепловых свойств, микробиологических процессов в результате антропогенного воздействия

3. Выявить природные и хозяйственные факторы эрозионных процессов.

Гранулометрический состав – это совокупность механических элементов (гранул). Частицы размером более 1 мм называют почвенным скелетом. Менее – мелкоземом.

Все фракции механических элементов разделяют на две большие группы: физический песок и физическую глину. К физическому песку относятся все механические элементы мелкозёма, размер которых больше 0,01 мм. Группу физической глины составляют частицы, размер которых меньше 0,01 мм. Классификация почв по гранулометрическому составу основана на соотношении физического песка и физической глины.

Методика определения гранулометрического состава почв во влажном состоянии («мокрым методом»).

1. Небольшое количество почвенного материала (объём одной чайной ложки) образца почвы, очищается от посторонних предметов (веточки, стебли и корни трав, обломки камней, угольки и т.д.), аккуратно растирается в фарфоровой ступке до однородной рассыпчатой массы и смачивается водой из мензурки или колбы до густой вязкой (тестообразной) консистенции.

2. Полученная масса скатывается в шарик диаметром около 1,5–2 см.

3. Шарик раскатывается на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.) в шнур длиной около 5 см и равномерной толщиной около 3-4 мм.

4. Полученный шнур аккуратно сгибается в кольцо также на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.).

5. По характеру раскатывания материала в шнур, его морфологии, наличию и густоте трещин на нём определяют разновидность почвы по гранулометрическому составу, пользуясь основными показателями таблицы.

6. Для надёжности определения механического состава и исключения случайного результата необходимо провести описанную выше процедуру на раскатывание не менее двух-трёх раз для одного и того же образца.

7. Сравнивают полученные результаты с результатами определения гранулометрического состава почвы «сухим» способом.

Таблица 1 «Диагностика гранулометрического состава почв и пород «мокрым» методом»

образца

Диагностические методы

Название почвы, по гранулометрическому составу

Скатывание

шарика

Образование шнура

Состояние влажной почвы

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Таблица №2 «Способы определения грунтов»

t1635847460aa.png

Мы определили гранулометрический состав почвы, а теперь давайте побеседуем о состоянии влажной почвы.

Преподаватель: Самая пластичная почва?

Ответ студентов: Очень пластичная у нас глина.

Преподаватель:Насыщенная водой глинистая почва препятствует циркуляции воздуха, в результате чего воздух становится недоступен для обитателей почвы (бактерии, дождевые черви и т.д.), которые делают ее плодородной.

Преподаватель: Хорошо пластичная почва?

Ответ студентов: Суглинок

Преподаватель:Суглинистые почвы великолепно удерживают влагу, прекрасно усваивают органические удобрения. При постоянном внесении перегноя, такая почва будет пригодна для высадки почти всех видов растений. Иногда такой грунт мульчируют, что бы его свойства были еще лучше и эффективнее.

Преподаватель: Давайте с вами проведем сравнительный структурный анализ чернозема. Попробуйте скатать чернозем в шар, в шнур.

Студенты выполняют задание и делают вывод: можно скатать шар и шнур

Преподаватель: О чем это говорит?

Ответ студентов: В составе чернозема имеются глинистые частицы

Преподаватель:Содержание физической глины (частиц менее 0,01 мм) в пахотном горизонте и верхнем гумусовом слое пашни 57,4 до 59,0%, при явном преобладании илистой фракции (менее 0,001мм) – 33,7-31,2% над пылью (0,05 – 0,001 мм) – 13,7-7,3%. Значит, черноземы хорошо удерживают влагу.

Мы с вами знаем, что самый плодородный тип почвы — это черноземы.Чернозем, он практически не размывается и не выветривается. За ним следует серозем и глинистые грунты, но наиболее сильно подвержены воздействию ветра и воды песчаные и супесчаные почвы.

Чернозёмы — тип почв, формирующихся под степной и лесостепной растительностью. Образуются в основном на карбонатных материнских породах — лёссах, лёссовидных глинах и суглинках

С учетом зональных и провинциальных особенностей почв Казахстана пахотопригодные земли были разделены на безусловно и условно пахотные.

К,безусловно, пахотным землям были отнесены полноразвитые почвы с, достаточно мощным гумусовым горизонтом, занимающие ровные и однородные массивы, незасоленные и не сильно солонцеватые. Это земли, расположенные главным образом в зоне черноземных и темно-каштановых почв, относительно более обеспеченные атмосферными осадками, не требующие дополнительных капитальных вложений на их освоение.

К условно пахотным землям были отнесены почвы засушливых районов, недостаточно обеспеченных атмосферными осадками и поверхностными водами для орошения, а также земли, требующие дополнительных капиталовложений в их освоение. Сюда вошли светло-каштановые почвы полупустынь, сильносолонцеватые и менее однородные массивы черноземов и темно-каштановых почв, маломощные и малоразвитые почвы, а также неполноразвитые почвы горных районов, занимающие неблагоприятное положение по условиям рельефа, и часть почв речных долин и местных понижений.

Почвоведы рекомендовали не распахивать всю подзону светло-каштановых почв, солонцы, солончаки, маломощные, малоразвитые почвы, почвы легкого механического состава почти всех типов, комплексы почв различного сочетания, а карбонатные почвы - вводить в оборот лишь выборочно. Было распахано много непригодных к земледелию земель, которые вообще нельзя было распахивать — пески, солонцы, почвы с малым гумусовым горизонтом и т.д

В первые годы на целине получили высокий урожай.

Производство зерна в целинных районах возросло в 2,2 раза, а его товарные заготовки — в 3 раза. В абсолютных цифрах — если в 1953 году в этих районах было произведено 26,9 млн тонн зерна, то 1958 году — 58,4 млн тонн, в 1960 году целина и вовсе выдала почти 59 миллионов тонн - едва ли не половину всего советского зерна.. За счет товарного целинного зерна госбюджет за первые пять лет получил около 62 млрд рублей

На этом плюсы закончились.

В 1957-1958 гг. в результате беспрецедентных распашек начались пыльные бури на легких почвах Павлодарской области, а в начале 1960-х процессы дефляции (выдувания почв) охватили земли всего целинного региона.

В результате нарушения экологического равновесия и ветровой и химической эрозии почв настоящей бедой стали пыльные бури. Только в 1956-1958 годы с целины было «сдуто» 10 миллионов гектаров пашни, проще говоря, территория Венгрии или Португалии. Освоение целины вступило в стадию кризиса, эффективность её возделывания упала на 65 %.

 

Сообщение студента: «Экологическая катастрофа в результате вспашки целины»

В результате экспансии на землю в этих районах стала стремительно развиваться эрозия почвы. На начало 1960-х она уже превратилась в катастрофу для экологии региона. Ответственные лица были предупреждены специалистами о возможном развитии эрозийных процессов из-за распашки степей, не защищенных массивами леса. Но это не было принято во внимание. Распахивали не только плодородные территории, но и засоленные участки, и легкие песчаные суглинки, которые легко выветривались. Земли не обследовались, вспашка проходила с оборотом пласта, так как других видов плугов не существовало. В результате эрозия и сорняки начали губить целинные земли с первых лет их освоения.

В 1955-1960 годах огромное количество земли погибло от эрозии ветром, на что просто не обратили внимания. 1962 год выдался засушливым, и эта проблема распространилась уже на несколько миллионов гектаров. Было списано 1,5 млн. га земли только в Павлодарской области. В мае 1963 случилась настоящая экологическая катастрофа. Бури силой 35-40 м в секунду подняли и унесли на большие расстояния к подножию Саянских хребтов миллионы тонн плодородных земель целины. Пыльные облака закрыли солнце, засыпали оросительные каналы, вдоль некоторых посадок образовались барханы до двух метров высотой. Поселки и деревни оказались засыпаны землей, а распаханные почвы в сотни тысяч га были так сильно снесены ветрами, что обнажились материнские породы. Для приведения этих почв в норму потребуется 100-200 лет. Точная информация о повреждённых площадях до сих пор не обнародована, но считается, что это миллионы гектаров

Преподаватель: Почвы начали беднеть на глазах, и те из них, что еще недавно спокойно выдавали 12 - 15 центнеров с гектара (ц/га), теперь даже при внесении удобрений едва дотягивали до 7 - 8 ц/га, средняя урожайность в 1961 - 1965 годах рухнула до 6,1 ц/га. Год за годом монокультура пшеницы засевалась на огромных территориях, из-за чего посевы получили обильное загрязнение сорняками, поэтому повышать урожаи и применять удобрения было невозможно.

Кроме того, к 1959 году посевные площади под зерновыми и техническими культурами в русском Нечерноземье, в Центрально-Черноземном регионе РСФСР и на Среднем Поволжье были, в целом, сокращены примерно вдвое по сравнению с 1953 годом.

В 1960 году СССР охватил продовольственный кризис. С прилавков магазинов исчезли некоторые виды круп, яичная вермишель, сливочное масло, топленое молоко, мясные полуфабрикаты, буженина. Но что самое странное, начались перебои с мукой и белым хлебом. «В хлебных магазинах были установлены ограничения: продавались лишь батоны сероватого хлеба, который готовили с примесью гороха. В декабре 1963 года советское правительство вынужденно закупает в США партию зерна в 12 млн тонн, а к 1970-м годам импорт зерновых — уже на потоке. В обмен на бесперебойные поставки зерна Вашингтон фактически вынуждает Москву продавать в США нефть по заниженным ценам.

Преподаватель: Почему целинные земли оказались беззащитными?

Ответ студентов: Распахивались условно пахотные земли, не проводилась лесомелиорация, неправильно производилась механическая обработка почв.

Преподаватель:

Последней идеей Хрущева по спасению сельского хозяйства стало намерение провести всеобщую химизацию земледелия и тем самым резко повысить урожайность. Страшная химическая атака обрушилась на природу, и ржавеющие среди полей цистерны для химикатов стали на долгие годы памятниками очередного утопического проекта, окончательно подорвавшего репутацию Хрущева как государственного деятеля.

Обобщение изученного материала с использованием приема «Кубик Блюма»

5 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).

Методы: коррекция учебной деятельности, метод проблемного изложения, дидактическая игра.

Приемы: проблемная игра.

Форма: групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация

технологическая карта

Преподаватель:Давайте выделим положительные и отрицательные стороны сельскохозяйственной политики Хрущева и проведем судебное заседание по делу Н.С.Хрущева

1.Корреспондент.

Сенсация! Только наша газета раскрывает вам все тайны величайшего события в истории суд над Н.С. Хрущевым. Как сложится судьба руководителя СССР? Следите за ходом суда вместе с нами.

2. Корреспондент.

В преддверии суда наша газета публикует статью под названием «Никита Сергеевич Хрущев. Кто он? Великий герой или великий злодей?».

Председатель суда: Прошу всех встать. Начинаем судебное разбирательство по делу Хрущева Никиты Сергеевича,1894 года рождения, уроженца деревни Калиновка Курской губернии, человека, с которым связан целый период в истории СССР (1953 – 1964гг.), когда он являлся Первым секретарем ЦК КПСС – фактически главой крупнейшего в мире государства.

Прокурор: Глубокоуважаемые судьи и господа присутствующие.

Я обвиняю человека, имя которого Никита Сергеевич Хрущёв, и предъявляю ему следующие обвинения:

ВИНОВЕН:

- в нанесении огромного ущерба народному хозяйству непродуманными решениями.

А теперь я попрошу заслушать показания свидетелей.

Председатель суда: Слово предоставляется 1 свидетелю.

1.Свидетель:Я целинник и хочу рассказать об ошибках, которые допустил Хрущев при обработке целинных земель. Эти ошибки привели к тому, что наша страна, имея огромные земельные плантации, покупала зерно за границей.

Председатель суда: Слово предоставляется 2 свидетелю

2.Свидетель: Я хочу рассказать о том, сколько в нашем колхозе на мясо вырезали коров мясной породы, выполняя планы Хрущева по поставке мяса за границу. Это все привело к дефициту мяса и молока.

Председатель суда: Слово предоставляется 3 свидетелю

3.Свидетель: Я хочу рассказать о том, как мы колхозники, осуществляли посев американской кукурузы. Это растение посадили на всех полях вплоть до Архангельской области. Это привело к дефициту хлеба в стране.

4. Свидетель: Я хочу сказать несколько слов в защиту Хрущева. За то, что он выдавал паспорта колхозникам, заработную плату.

Адвокат: История – самый объективный и самый беспристрастный судья. Народ СССР признавал своего лидера и любил его. Он освободил миллионы людей из тюрем и лагерей, вернул им честное имя. Только за это одно уже можно поблагодарить этого человека и поклониться ему низко в ноги. Если говорить об ошибках, то с кем их не бывает. Отнять у Хрущева Н.С. право на место в истории невозможно.

Председатель суда: Выслушав выступления представителей обвинения и защиты, а также свидетелей, судьи пришли к следующему решению.

Председатель суда: Прошу всех встать. Суд принял решение: Хрущев Никита Сергеевич допускал много ошибок и просчетов в своем правлении. И всё же мы должны отметить его заслуги в демократизации общественного строя СССР и общественной жизни.

Суд выносит решение: Хрущев Никита Сергеевич виновен пред историей, но требует снисхождения.

Преподаватель: подводит итог суда

Итак, мы убедились, что Хрущев Н.С. был сложной противоречивой личностью. Ему сложно было преодолеть в себе наследие прошлого, но самое главное, он попытался это сделать, он показал этот путь. Он не знал другой жизни и других способов решения проблем. Может быть, в этом и заключаетсятрагедии нашей истории и человека по имени Хрущев Никита Сергеевич. Мне кажется, ещё долго историки будут анализировать, оценивать деятельность этой неординарной личности. История  - великий учитель и судья. Она расставит всех по местам, исходя из заслуг.

6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).

Метод: «Неоконченных предложений»

Прием:словесный

Форма: групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта.

 

Преподаватель:

Задание № 2Закончить предложения:

 

Уровень жизни крестьян в период правления Хрущева изменился …….

Догнать и перегнать Америку Хрущеву …….

Увеличение плана по поставки мяса привели …….

Целинные земли уничтожены вследствие ……

Химизация земель привела к …….

Кукурузная эпопея закончилась ….

 

7.Этап включения в систему знаний и повторения

Метод: самостоятельная творческая работа,

Прием: «Кластер»

Форма: групповая

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта.

Преподаватель: Сейчас вам необходимо будет выполнить творческое задание.

 

Задание № 3

З

Реформы в сельском хозяйстве

аполните кластер

 

плюсы сельскохозяйственной

пt1635847460ab.gift1635847460ac.gif олитики Хрущева.

 

t1635847460ad.gift1635847460ad.gift1635847460ad.gif

t1635847460ad.gif

 

t1635847460ae.gif

 

 

Преподаватель:

Ребята! Мы подробно рассмотрели сельскохозяйственную политику Хрущева, а теперь давайте разрешим проблемную ситуацию

Что в сельскохозяйственной политике Н.С. Хрущева лично у вас вызывает одобрение, поддержку, а что, наоборот, вы осуждаете?

Ответы студентов

Преподаватель:

Подводит итоги выполненного задания. Я выслушала ваши мнения, доводы. У каждого из вас своё видение проблемы. Так и должно быть. Действительно, в данной проблеме не может быть однозначной оценки. В завершение сказанному, мне бы хотелось привести слова Михаила Ромма, советского кинорежиссера:

«Пройдет совсем немного времени, и забудется и манеж, и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди… И зла никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра… В нашей истории достаточно злодеев – ярких и сильных. Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяла собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам»,

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Метод: коррекция учебной деятельности,

Прием: аналитическое повествование, рассуждение, прием «Три М»

Форма: фронтальная

Средства обеспечения:

ИКТ-презентация, технологическая карта.

Преподаватель:

Технология «Три М»:Назовите три момента, которые у Вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Ответы студентов.

Преподаватель:Пришловремя сдать рабочие листы на проверку.

Домашнее задание:Подготовить сообщение на тему: "Жить стало лучше!?" ("Наша семья в 1953-1964 гг.")

9. Подведение итогов урока.

 

Заключительный этап

Итак, мы убедились, что Хрущев Н.С. был сложной противоречивой личностью. Ему сложно было преодолеть в себе наследие прошлого, но самое главное, он попытался это сделать, он показал этот путь. Он не знал другой жизни и других способов решения проблем. Может быть, в этом и заключаетсятрагедии нашей истории и человека по имени Хрущев Никита Сергеевич. Мне кажется, ещё долго историки будут анализировать и оценивать деятельность этой неординарной личности. 


 

 

 

 

 

 

Заключение

Период правления Н.С. Хрущева отмечается как недостатками, так и важными для страны событиями. Им были задуманы огромные реформы, для которых требовалось время. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.

Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы в полной мере.

Заслуга Н.С. Хрущева заключается в том, что при всех своих недостатках он оказался единственным человеком в окружении Сталина, способным произвести коренной поворот в политике КПСС, Советского Союза и всего коммунистического движения. Именно в эти годы были брошены в землю семена нового социального и политического мышления, был проведен ряд реформ и преобразований. В общественную жизнь вошло поколение, не знавшее тотального страха, способное учиться понимать собственное общество и перестраивать его. Через два десятилетия эти семена дали всходы.

Вы отлично поработали, и я очень надеюсь, что оценивая каждого исторического деятеля и каждый исторический период, вы не будете спешить с навешиванием ярлыков, а сначала тщательно изучите все стороны, как это сделали сегодня с периодом «Хрущевской оттепели».

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017

2. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

3.Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования – М.:Академия, 2016.

4.Константинов В.М. и др. Экологические основы природопользования.- М.: Академия ,2016

 

 

 

Приложение

 

Технологическая карта

Интегрированного урока с элементами исследования

по дисциплинам

«История», «Экологические основы природопользования»

«Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства»

на тему «Аграрные проекты Н.С.Хрущева и их результаты»

Студента/ки группы ЗМ-31____________

При изучении 1 вопроса мы будем использовать прием « инсерт»

 или пометки на полях. Во время объяснения первого вопроса вы должны делать пометки на полях в технологических картах. На полях рядом с лекционным материалом, сделайте следующие пометки.

«v» – если информация им известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-»– сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

« ?» – то, что осталось непонятным.

Материал первого вопроса

Пометки (Инсерт)

После смерти Сталина руководителем партии и государства был назначен Н.С.Хрущев. С приходом к власти Хрущева началась новая эпоха в жизни страны.

 

В стране прекратились аресты, людей перестал мучить страх, крестьяне получили паспорта, расширили приусадебные участки, началось освоение целинных земель в Казахстане, Сибири, потеплели международные отношения, значительные успехи были достигнуты в науке, особенно в космонавтике.

 

В 50-60-е годы произошли крупные изменения в науке и технике. Раньше чем в других странах в СССР появились АЭС, атомный ледокол «Ленин», были запущены искусственные спутники земли, первым космонавтом стал наш соотечественник Ю.А Гагарин.

 

Были созданы реактивные самолеты, на смену тепловозам пришли электровозы, возникла новая отрасль нефтехимия.

 

Начался выпуск искусственных материалов.

 

Развивалось жилищное строительство, повышался жизненный уровень советских людей.

 

Данный период называется «Хрущевской оттепелью»

 


 

Задание № 1. Составьте синквейн к слову целина

первая строка -  одно слово, существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2 «Закончить предложение»:

Уровень жизни крестьян в период правления Хрущева изменился …….

Догнать и перегнать Америку Хрущеву …….

Увеличение плана по поставки мяса привели …….

Целинные земли уничтожены вследствие ……

Химизация земель привела к …….

Кукурузная эпопея закончилась ….

 

Задание № 3. Заполните кластер плюсы сельскохозяйственной политики Хрущева.

t1635847460af.gif

t1635847460ag.gif

Реформы в сельском хозяйстве

t1635847460ah.gift1635847460ai.gift1635847460ad.gift1635847460ad.gift1635847460ad.gift1635847460ad.gif

 

 

 


 

Работа выполнена:____________________________________________________________

Исследовательская работа:

Объект исследование: почвы целинных земель

Цель: научиться определять гранулометрический состав почв; определять какие почвы лучше удерживают влагу и усваивают органические вещества

Задачи:

1. Научиться оценивать гранулометрический состав почв.

2.Изучить генетические особенности целинных и освоенных черноземов.

3. Установить изменения в целинных почвах содержания гумуса, воднофи зических, тепловых свойств, микробиологических процессов в результате антропогенного воздействия

3. Выявить природные и хозяйственные факторы эрозионных процессов.

Гранулометрический состав – это совокупность механических элементов (гранул). Частицы размером более 1 мм называют почвенным скелетом. Менее – мелкоземом.

Все фракции механических элементов разделяют на две большие группы: физический песок и физическую глину. К физическому песку относятся все механические элементы мелкозёма, размер которых больше 0,01 мм. Группу физической глины составляют частицы, размер которых меньше 0,01 мм. Классификация почв по гранулометрическому составу основана на соотношении физического песка и физической глины.

Методика определения гранулометрического состава почв во влажном состоянии («мокрым методом»).

1. Небольшое количество почвенного материала (объём одной чайной ложки) образца почвы, очищается от посторонних предметов (веточки, стебли и корни трав, обломки камней, угольки и т.д.), аккуратно растирается в фарфоровой ступке до однородной рассыпчатой массы и смачивается водой из мензурки или колбы до густой вязкой (тестообразной) консистенции.

2. Полученная масса скатывается в шарик диаметром около 1,5–2 см.

3. Шарик раскатывается на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.) в шнур длиной около 5 см и равномерной толщиной около 3-4 мм.

4. Полученный шнур аккуратно сгибается в кольцо также на более или менее ровной поверхности (стол, тетрадная поверхность, ладонь и т.д.).

5. По характеру раскатывания материала в шнур, его морфологии, наличию и густоте трещин на нём определяют разновидность почвы по гранулометрическому составу, пользуясь основными показателями таблицы.

6. Для надёжности определения механического состава и исключения случайного результата необходимо провести описанную выше процедуру на раскатывание не менее двух-трёх раз для одного и того же образца.

7. Сравнивают полученные результаты с результатами определения гранулометрического состава почвы «сухим» способом.

образца

Диагностические методы

Название почвы, по гранулометрическому составу

Скатывание

шарика

Образование шнура

Состояние влажной почвы

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Таблица 1 «Диагностика гранулометрического состава почв и пород «мокрым методом»


 


 


 


 

Таблица №2 «Способы определения грунтов»

t1635847460aj.png

Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.