Методическая разработка «Использование информационно-коммуникативных технологий в системе дополнительного образования на занятиях по развитию речи дошкольников в студии раннего развития «Почемучки»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Александровский районный центр дополнительного образования «ДАР»
Методическая разработка
«Использование информационно-коммуникативных технологий в системе дополнительного образования на занятиях по развитию речи дошкольников в студии раннего развития «Почемучки».
Автор:
Терешкевич Оксана Валерьевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Александров
2021
Настоящее время отличается стремительным переходом человечества к информационному обществу. Цифровые технологии становятся приоритетными направлениями. Цифровизация коснулась многих сфер жизни и деятельности. Она проникла в экономическую, политическую, общественную и культурную области и стала неотъемлемой частью существования современного человека.
Эффективное использование информационных технологий помогает людям формировать IT-компетентность, взаимодействовать с различными источниками информации, использовать в личных и общественно-значимых целях новые знания и возможности, добиваться успеха в выбранных профессиях и, в целом, повышать свой личный статус.
Особую роль в этом вопросе отводится системе образования. Именно перед ней ставится задача обеспечить уверенный переход общества в цифровую эпоху. Государству, педагогическому сообществу и IT-компаниям предстоит объединить усилия для определения новой траектории обучения и воспитания подрастающего поколения и переориентации людей более старшего возраста. Необходимы современные технологии преподавания, качественно новые методики обучения, разнообразные формы занятий. Кроме того, требуется соблюсти оптимальный баланс классического и цифрового образования, чтобы сохранить лучшие традиции отечественной педагогики. Так «Цифра», с одной стороны, помогает развиваться современному обществу, а с другой – создает ему новые вызовы и требует эффективных решений.
Цифровая трансформация, как направление стратегического развития образования, является приоритетным направлением деятельности в любом образовательном учреждении. Об этом свидетельствуют и важные государственные документы, регламентирующие использования информационных технологий в образовательном пространстве для повышения качества образовательного процесса, а также передачи знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества от поколения к поколению.
Нормативную базу применения цифровых технологий заложил Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепивший право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применять различные цифровые образовательные технологии (ст.16).
Информационно-компьютерные технологии нашли своё применение и в воспитательно-образовательном пространстве учреждений дополнительного образования.
Идя в ногу со временем, я, педагог дополнительного образования в студии раннего развития дошкольников «Почемучки», применяю технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих программ на своих занятиях.
Мной разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи дошкольников «Раз словечко, два словечко» для студии раннего развития детей. Хочу поделиться своим опытом и представить систему работы с использованием информационно-компьютерных технологий на занятиях с дошкольниками.
Цель работы - формирование положительной мотивации у детей к речевому развитию средствами ИКТ.
Задачи:
систематизировать, обновить и пополнить базу информационных ресурсов образовательного процесса по развитию речи дошкольников ;
разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения образовательного процесса по развитию речи дошкольников;
разнообразить формы использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
создать банк информационно-компьютерных дидактических и методических материалов для занятий по развитию речи дошкольников;
Основные принципы работы с ИКТ
Учет возрастных особенностей
Занимательность
Познавательно-развивающее содержание
Практикоориентируемость
Возможность творчества
Самостоятельность действий
Кроме того, я учитываю соблюдение санитарных правил и норм при использования ИКТ.
Согласно нормам СанПиНа размер используемого экрана телевизора по диагонали 59-69см.
Высота установки 1-1,3м.
Расположение детей не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.
Задания, где используется компьютер, для детей 5-7лет проводят один раза в день. Не чаще 3 раз в неделю. Благоприятны дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среда и четверг.
По окончании занятий необходима динамическая пауза или гимнастика для глаз.
Продолжительность работы детей 5 лет с компьютером не более 10 минут, а для детей 6-7 лет -15мин.
Формы организации взаимодействия с компьютером:
Компьютерные занятия развивающих программ для дошкольников по развитию речи
В настоящее время на рынке мультимедийных программных продуктов ассортимент развивающих программ для дошкольников достаточно широк. Авторы предлагают различный спектр занятий с дошкольниками в различных областях знаний и творчества.
Из всего многообразия программных продуктов, мною были выбраны обучающие программы:
«Уроки тетушки Совы» (Выпущен: 2005
Жанр: Мультфильм, обучающая программа для детей от 2-х до 7-ми лет Страна/компания: Россия, ТО "Маски"Режиссер: Сергей Зверев) для работы по разделу моей программы «Развитие фонематического слуха».
развивающая программа «Учимся вместе с Хрюшей и Степашкой»(Год: 2007Страна: Россия. Жанр: Мультсериал. Режиссер: Нина Подколзина, Людмила Зайцева, Александр Митрошенко). Она помогает мне при работе над разделом «Развитие словарного запаса»
Эти уникальные развивающие и обучающие программы для детей созданы при участии детских психологов, логопедов, дефектологов и педагогов. Они включают в себя диск с программой и методическим пособием для образовательного учреждения.
Мои занятия они дополняют встречами с любимыми героями, приглашают детей к любимой игре, стимулируют познавательно-исследовательскую и практическую деятельность ребёнка.
Медиазанятия
Это занятия с использованием мультимедийных презентаций. Они позволяют оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и повысить эффективность формирования у них универсальных учебных действий.
Мной разработаны различные мультимедийные презентации по всем направлениям развития речи дошкольников:
- «Воспитание звуковой культуры речи» («Гласные и согласные звуки», «Мои любимые буквы», «Звуковые домики» и др.)
- «Развитие словарного запаса» («Дикие и домашние животные», «Мой дом», «Профессии», «Времена года» и др.)
- «Развитие грамматического строя речи» («Один-много», «Он, она, оно,они»,«Слова-наоборот» и др.)
- «Развитие связной речи» («Составь рассказ», «Придумай сказку на новый лад», «Сочини загадку» и др.)
Эти презентации не только знакомят детей с новым материалом, но и предлагают различные задания с элементами анимации по его закреплению и повторению («Что лишнее?», «Исправь ошибку», «Доскажи словечко»)
Кроме того, они развивают логическое мышление детей и речь, воспитывают умение выслушать ответы товарищей и оказывать взаимовыручку, тренируют внимательность и память.
3. Видеозанятия
Этот учебный год предоставил нам возможность опробировать дистанционное обучение. Режим самоизоляции определил форму наших занятий. Видеоуроки, продолжительностью 5-7 мин, позволили мне продолжить образовательный процесс. В простой игровой форме мы закрепляли изученный материал по разным разделам моей программы (пальчиковая гимнастика, деление слов на слоги, речевые игры и т.д.). Приложение.
Ссылка на видеоматериал https://disk.yandex.ru/d/v1vdtaBpIQFdFQ?w=1
4.Компьютерные игры
Новым видом развивающего обучения стали компьютерные игры. Они имеют ряд преимуществ для решения образовательных задач. Во-первых, учет индивидуального маршрута развития ребёнка в соответствии с уровнем его развития. Во-вторых, многоуровневость игрового содержания по степени усложнения заданий. В-третьих, возможность «обнаружения» пробелов в знаниях и трансформация их в специальные задачи обучения.
В своей работе с дошкольниками по развитию речи, как составляющую часть занятия, использую компьютерные игры серии «Скоро в школу» Развивающий портал mersibo.ru (https://mersibo.ru/webinars) . Представляет из себя сборник игр и упражнений по развитию речи на флеш-носителе. («Сладкоежка» - собери слово, «Весёлый пират» - найди спрятанный звук, «Гусеница» - составь предложение и др). Игры многоуровневые, имеют дополнительные функции изменения содержания или правил игры.
5. Онлайн-викторины
Это современный инструментарий определения уровня освоения содержания учебной программы ребёнком. Онлайн-викторина помогает определить знания детей по определённой теме, в строго отведённое время, а главное предполагает самостоятельное выполнение заданий.
Я использую для этой цели информационные ресурсы образовательных порталов «Инфоурок» (https://infourok.ru), «Время знаний» ( https://edu-time.ru/victorins.html), «Ты-гений» (https://ty-geniy.ru/konkursy). Соревновательный элемент онлайн-викторин стимулирует детей к обучению и повышает эффективность моей работы.
6. Компьютерные квесты
Это увлекательное приключение или путешествие в реальном времени виртуальной реальности.
Занимательные задания из разных разделов программы «Раз словечко, два словечко» объединены целью повторения материала, обобщения знаний или закрепления каких-то учебных навыков. Мной созданы для аттестации и определения уровня достижений воспитанников («В поисках сокровищ», «По следам старушки Шапокляк», «По дорогам сказок»).
7. Виртуальные экскурсии
В летний период мной была проведена тематическая смена онлайн-лагеря в центре «ДАР». Она прошла под названием «Вокруг света» и осуществлялась в социальной сети Одноклассники в группе «Центр «ДАР». Мы вместе» (https://ok.ru/studiyapoc)
Дети смогли совершить виртуальное путешествие по странам света, познакомившись с культурой, бытом и народными традициями жителей разных стран. Это способствовало расширению их кругозора и привлечению внимания к звуковой стороне иностранных языков.
Таким образом, в процессе работы, я смогла сделать вывод, что проведение занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием ИКТ способствует качественному усвоению знаний. На более высокий уровень поднимается их заинтересованность в обучении, повышается познавательная активность, улучшается эмоциональное состояние. Следовательно, эффективность применения информационно-коммуникативных технологий на занятиях с дошкольниками, очевидна. А для меня – это новая ступень для профессионального самообразования и личностного роста.
Список литературы:
1.Богатырева Ю.И., Косарев Информационные технологии в научной деятельности.- Москва, 2010г.
2.Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.
3. КМК (Конференция министров культуры) (2017): Образование в цифровом мире.
4.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации.- М., «Педагогика», 2014г
5.Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.
6.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.
7. Санитерно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 года № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).
8.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (21.07.2020г.)
9.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
10.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г