Методическая разработка "Использование веб-квест технологии в патриотическом воспитании обучающихся"
Методическая разработка"Использование веб-квест технологии
в патриотическом воспитании обучающихся"
Автор разработки: Труфанова Татьяна Владимировна,
учитель муниципального общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 49"
г.Печора Республики Коми
Академик Д. С. Лихачев определяет основу патриотизма в любви к своей семье, к своей школе и городу. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему». Культура общества связана со знанием истории, с культурой исторической памяти. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, республики.
Совместно с учениками был создан веб-квест "Герои нашего города", посвященный 70-летию города Печоры. Актуальность его заключается в том, что великая страна складывается из судеб каждого гражданина, уважение к ним делает человека сильнее и мудрее, а Родину - могущественней. История нашего города связана с судьбами тысяч людей, которые строили и развивали его. Веб-квест "Герои нашего города" направлен на изучение истории и культуры родного края, воспитание любви к его прошлому, уважения к людям, внесшим вклад в развитие города, края, ведь история родного края является составной частью истории страны.
В современном мире информационные технологии интересны и доступны современным детям, значит, их необходимо использовать для формирования внимания к истории родного края. Информационно-коммуникационные технологии упрощают процесс поиска информации, предлагают различные способы и методы работы с информацией, обработки ее, предоставления. К таким технологиям относится и веб-квест технология.
Древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда». Именно у информационных технологий есть возможности, которые позволят создать условия для самостоятельной поисковой и творческой деятельности. Так как многие подростки хорошо владеют компьютером, используют ИТ в своей жизни, то веб-квест станет тем активным методом, который способствует обучению и развитию.
В переводе с английского web [web] - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск.Веб-квест– это задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные веб-ресурсы.
Все желающие в группах или индивидуально выполняют предложенные задания веб-квеста,находя по ссылкам ответы на вопросы, по завершении которого представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме, решают итоговый тест. Опираясь на знания каждого участника, команда представляет единое решение. Кроме этого, выполняя различные роли, ребята сами видят результаты своего труда и оценивают свою деятельность.
Работа в веб-квесте выполняется по следующей схеме:
1. Введение: Цель этого раздела - подготовить учащихся. Введение содержит вопрос, над которым будут размышлять учащиеся, т.е. проблему.
2. Роли и задания: При выборе роли необходимо проанализировать свои интересы и возможности, задание должно заставлять учащихся на основании фактов смотреть дальше, изучая взаимосвязь предметов и событий.
3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация).
4. Самооценка (по критериям оценки работы учащихся).
5. Заключение (подведение итогов деятельности).
Ролевая игра с использованием Интернета дает обучающимся новые знания, умение пользоваться информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации, совершенствуются навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем.
Веб-квест "Герои нашего города", целью которого является воспитание у школьников патриотических чувств, развитие навыков исследовательской деятельности, поможет учащимся активно использовать информационное пространство Интернета для расширения знаний о своей родине.
В ходе создания веб-квеста был собран материал о мемориальных досках в архиве и Печорском историко-краеведческом музее, изучены возможности компьютерных программ Google формы, MS Power Point; составлен веб-квест с использованием данных компьютерных программ; проведены внеклассные мероприятия по теме «Герои нашего города» как в школе, так и в Печорском историко-краеведческом музее, где состоялась презентация веб-квеста.
При работе над оформлением проекта учитывалось все: дизайн каждой страницы, характер вопросов, разнообразие заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ – этапы веб-квеста). Все мемориальные доски разделены в 5 групп. Распределение зависело от роли наших земляков, которым посвящены доски, в истории города. Изучение судеб людей велось по этим же направлениям.
В нашем веб-квесте пять ролей, у каждой есть своя задача. Например, ИСТОРИКИ работают с фактами об исторических событиях и людях, которые изучали историю родного края. АРХИВАРИУСЫ находят факты биографий земляков, внёсших вклад в развитие города. ЖУРНАЛИСТЫ собирают материал о печорцах, которые воевали в годы Великой Отечественной войны, а затем работали на предприятиях города. КУЛЬТУРОВЕДЫ - находят материал о наших земляках, которые внесли свой вклад в культурное развитие города Печоры, Республики Коми и страны. БУДУЩИЕ ВОИНЫ собирают материал о печорцах, погибших при исполнении воинского долга в Афганистане и в Чеченской Республике.
На каждой странице веб-квеста размещена информация о мемориальных досках, гиперссылки на биографии тех людей, кому они посвящены, вопросы, ответы на которые и требовалось найти. Вопросы составлены так, чтобы ребята обратили внимание на события, детали и даты. Ребятам каждой роли составлены интерактивные задачи, имеющие познавательную ценность. В программе LearningApps были придуманы следующие задания: составить и оформить обращение к потомкам; выполнить задание на соответствие героев войны и их подвигов, выполнить лингвистическое задание "Звезда для героя".
В программе "Фабрика кроссвордов" был составлен кроссворд с названиями городов-героев для ребят, выполняющих роль журналистов.
Для культуроведов в программе "Генератор ребусов" зашифрованы слова, которые связаны с жизнью героев города Печоры.
После прохождения всех ролей члены команды совместно выполняют творческую работу: создают макет мемориальной доски к юбилею города. Затем отвечают на итоговый тест, в котором 28 вопросов. В тесте вопросы по всем темам, поэтому каждый участник команды вносит свои ответы. После завершения теста сразу видны результаты.
Есть еще одна страница квеста, на которой ребята заполняют анкету №2 и могут проголосовать. Для голосования придуманы два вопроса:
1. Какая форма работы в квесте была самой интересной? (большинство ребят ответили: " поиск информации в Интернете").
2. Главное достояние г.Печоры (большинство ребят ответили; "люди").
Веб-квест «Герои нашего города» имеет практико-ориентированное значение, потому что способствует воспитанию уважения к землякам и истории малой родины, любви к родному краю; творческие задания позволяют ребятам участвовать в виртуальном оформлении города, почувствовать свою значимость.
Материалы веб-квеста "Герои нашего города" могут быть использованы на уроках истории, краеведения, во внеклассной работе. Они помогут в воспитании высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции. Созданный веб-квест послужит мотивацией к дальнейшему изучению истории родного края.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВЕБ-КВЕСТ «ГЕРОИ НАШЕГО ГОРОДА»
Адрес веб-квеста https://kraevedspechora.wixsite.com/geroigoroda
Существует определенная последовательность выполнения веб-квеста. Работа выполняется по следующей схеме:
- главная страница,
- введение,
- роли и задания,
- процесс выполнения,
- критерии оценок,
- заключение.
Этапы веб-квеста "Герои нашего города":
ГЛАВНАЯ
Мы живём в удивительно красивом месте – в Республике Коми. Наш родной край красив и могуч, богат разнообразными природными ресурсами, полезными ископаемыми. Но главное богатство Коми края - это талантливые, трудолюбивые люди, которые любят свою землю и вносят вклад в ее развитие. Кто эти люди? Много ли мы знаем о них? Можно ли их назвать героями?
Приглашаем учащихся 6 – 11 классов образовательных организаций г. Печоры и всех желающих познакомиться с героями нашего города. Наш веб-квест посвящен 70-летнему юбилею родного города.
ВВЕДЕНИЕ
Для прохождения Веб-квеста необходимо запомнить два правила:
1. Веб-квест - это не соревнование, не конкурс, а интересная форма получения новых знаний.
2. Вы - команда, каждый член которой работает на общий результат.
План работы
I. Начальный этап (индивидуальный)
1. Выберите одну из ролей (посмотрите роли)
2. Заполните анкету №1 (пройдите по ссылке)
3. Ознакомьтесь с заданиями для своей роли
II. Основной этап (ролевой)
1.В соответствии с выбранной ролью объединитесь в группы
2. Изучите и отберите материалы, соответствующие заданию
III. Заключительный этап
1. После того, как все члены команды завершат работу, вы должны собраться вместе, обсудить результаты работы и подвести итоги вашей работы. Командой ответьте на вопросы проверочного теста.
2. Дайте оценку своей работе.
3. Заполните Анкету №2
РОЛИ И ЗАДАНИЯ
Прежде чем сделать первый шаг, вспомните: в серьезном деле легких дорог не бывает. Но каждая из них дает нам великую ценность - знания и опыт. Трудно сделать первый шаг? Но вы его уже сделали, открыв эту страницу. Значит, делаем и второй.
Цель нашего веб-квеста - познакомить учащихся с судьбами людей и историческими событиями, которым посвящены мемориальные доски города Печоры. Мемориальная доска — плита, обычно из долговечного камня (мрамор,
гранит) или металлического сплава (бронза, чугун), увековечивающая память о знаменитом человеке или событии. Устанавливаются на зданиях, в которых
проживала или работала знаменитая персона или в которых (возле которых) произошло важное событие. На мемориальной доске обычно изображён профиль или бюст человека и пояснительная надпись.
На данный момент в Печоре установлены 25 мемориальных досок, три доски утрачены, а две памятные доски сменялись в 1999 году и 2009 году, когда Печора отмечала юбилеи.
Все мемориальные доски разделены в 5 групп. Распределение зависело от роли наших земляков, которым посвящены доски, в истории города. Изучение судеб людей велось по этим же направлениям.
I этап. Распределяем роли по интересам. У каждой из них свои задания.
II этап
В группах, распределенных по ролям, начинается знакомство с веб- ресурсами, которые представлены на странице квеста, поиск ответов на вопросы, обязательная фиксация найденных ответов.
III этап
Команда, в которой теперь есть участники каждой ролевой группы,
проходит итоговый тест и даются самооценки.
Задания ЖУРНАЛИСТАМ | |||
Журналисты собирают материал о печорцах, которые воевали в годы Великой Отечественной войны, а затем отдали свой труд на строительстве города. | | ||
Вопросы 1.В каких войсках (род войск) служил Александр Иванович Щипачкин? 2. За какой подвиг награжден А.И. Щипачкин Орденом Славы III степени? 3. Где начинал военный путь Алексей Семёнович Суровцев? 4. В боях за какой город Дмитрий Николаевич Яковлев вывел из строя боевую технику противника? | |||
Задание 1.Выполните задание на соответствие. 2. Решите кроссворд "Города-герои", в которых воевали наши земляки. | | ||
Задания АРХИВАРИУСАМ В Печоре 30 мемориальных досок, их можно распределить в пять групп. 5 досок посвящены нашим землякам, внесших свой вклад в развитие города. Архивариусы работают с документами и находят интересные факты жизни наших земляков. | |||
Вопросы 1) В какие годы Макеев В.А. был начальником Печорского пароходства? 2)В разработке какого сооружения в городе Печоре принимал участие Данишевский Г.М.? 3) В какой период Е.И.Кулаков был главой администрации города Печора | | ||
Задание: отгадать слова, связанные с судьбой печорцев. | |||
Задания ИСТОРИКАМ | |||
В городе есть мемориальные доски, посвященные исследователям, которые изучали Север, Печорский край в XIX и XX веках. Это Русанов В.А. и Латкин В.Н. История Печоры тесно связана с историей страны. Историки работают с документами об исторических событиях и людях, которые изучали историю родного края. | | ||
| ВОПРОСЫ 1) Какой юбилей отмечали жители Печоры в 1974 году? 2) Какие географические объекты названы именем В.А. Русанова? 3) Каким образом имя В.А. Русанова связано с Усть-Сысольском? 4) Какие идеи выдвигал и реализовывал В.Н. Латкин? 5) Произведения каких авторов входили в репертуар "Театра невольников"?) | ||
| |||
Задание Составьте обращение к потомкам 2029 года. | | ||
Задания КУЛЬТУРОВЕДАМ | |||
По мнению немецкого философа А. Швейцера, достижения культуры "способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу". Культуроведы - находят материал о наших земляках, которые внесли свой вклад в культурное развитие города Печоры, республики Коми и страны. | | ||
Вопросы 1)Где Николай Андреевич Никифоров научился играть на трубе? 2) В какой передаче Центрального телевидения солировал Анатолий Иванович? 3) Какой конкурс учредило МИА "Россия сегодня"? 4) Об истории какого села написал книгу Т.И. Семяшкин? | | ||
Задание Решите ребусы, в которых зашифрованы слова, связанные с жизнью героев города Печоры. | | ||
Задание БУДУЩИМ ВОИНАМ | |||
211 печорцев участвовали в военных действиях на территории республики Афганистан и более 150 прошли военную службу в условиях воо-руженного конфликта в Чеченской Республике. Семеро из них не вернулись с тех войн. Будущие воины собирают материал об этих героях. | | ||
Вопросы 1) Какие должности занимал Анзор Валерьевич во время прохождения военной службы? 2) Какие качества характера помогли Роману Костику быть настоящим героем? 3) В каком ущелье Эдуард Гнитько совершил подвиг? | | ||
Заключительный этап | |||
Критерии оценки Понимание задания. Слаженная работа в группе. Степень самостоятельности работы группы. Творчество при выполнении заданий. Прохождение итогового теста. | | ||
З | |||
Проверке знаний подчинен итоговый тест, в котором 28 вопросов по 5 темам. Можно узнать, много ли узнали ребята, был ли веб-квест познавательным и интересным. | | ||
По результатам обсуждения работы, итогов всех конкурсов, самооценки работы, решения теста подводятся итоги прохождения командой веб-квеста. | | ||
На заключительной странице участники квеста могут ответить на вопросы Анкеты №2 и интерактивного голосования, могут оставить комментарий. | |||
|
Варианты заданий веб-квеста
| |
| |
| |