Методическая разработка к уроку окружающего мира в 4 классе на тему «Леса России. Лесная зона. Лес и человек»

9
7
Материал опубликован 11 October 2019 в группе

Технологическая карта урока

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема

Леса России. Лесная зона. Лес и человек

Педагогическая цель

Сформировать у учащихся представление о лесной зоне; сформировать представление о роли леса в жизни человека;

Тип урока

Изучение нового материла

Планируемые результаты (предметные)

Сформировать представление о лесной зоне, ознакомить с географическим положением зоны лесов: тайгой, смешанными и широколиственным лесом. Ознакомить учащихся с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека;

Личностные результаты

Воспитывать бережное отношение к природе; сформировать у учащихся понимание ответственности и последствий деятельности человека.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: уметь принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ её решения, осуществляя пробы.

Познавательные: учить устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий; учить устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий, умение ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные: учить оказывать взаимопомощь в учебном труде; развивать умение оформлять свои мысли.

Методы и формы работы, используемые на уроке

Методы: словесный, практический, наглядный. Форма: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Тетрадь, дневник, учебник, пенал.

Этапы урока

Форма организации взаимодействия

Содержание взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Цель: организация внимания учащихся

1. Приветствие учащихся


2. Создание эмоционального настроя


3. Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Ивановна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Присаживайтесь.


-Я желаю вам удачи в получении знаний.


-Проверим готовность к уроку. Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверит, все ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал.


Проверяет готовность класса.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место.

II. Актуализация знаний

Цель: повторить изученный материал.

1. Беседа



2. Работа с картой











3. Беседа о животных и растениях тундры








3. Составление цепи питания

На прошлом уроке вы ознакомились с новой природной зоной. Что это за зона? (Тундра). (1с)

Кто сможет выйти к доске и на карте показать тундру? (она находится южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей).

Что характерно для тундры? (длинная суровая зима, короткое лето). Какое основное занятие коренного населения в тундре? (оленеводство). На территории тундры живет не очень много людей, из-за сурового климата.



Постарайтесь вспомнить названия животных и растений тундры. (Карликовая береза, карликовая ива, множество мхов, Ягель, клюква морошка, брусника). Ребята, а какая характерная особенность у всех этих растений? (они стелятся по земле). Почему они низкорослые? (из за вечной мерзлоты). Правильно, растения служат кормом для многих животных. Каких животных вы знаете? (белый журавль, лебеди, к:улик, белая куропатка, полярная сова, кречет, лемминг, олени, волки, песцы). Верно, некоторые из птиц не зимуют, а улетают в более теплые края.

Посмотрите на слайд презентации, вам нужно выбрать цепь питания, которая существует в тундре: (слайд)

а) растения ->лемминги ->пол.совы;
б) комары - пол. куропатки – песцы;
в) растения - зайцы - волки.

Правильно ребята, второй вариант неверный, потому что комаров не ест полярная куропатка, а третья пищевая цепь не верна из за того, что в тундре не живут зайцы. Молодцы, вы очень много запомнили про тундру. Пора познакомиться с новой природной зоной.

Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся.

Демонстрируют активную готовность к учебной деятельности.

III. Целеполагание

Цель: сообщение темы и целей урока.

1. Введение в тему











2.Формулирование темы и целей урока

Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы его внимательно послушаете и ответите позже на вопросы:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

И так ребята, о чем говориться в стихотворении? (о лесе).


Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся? (В лесную зону). Правильно, тема урока: «Леса России». Как вы думаете, что мы будем изучать? (какие в лесу животные и птицы, растения и деревья). Теперь познакомимся с новой природной зоной.

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности



Контролирует ответы учащихся.

Решают проблемную ситуацию.








Определяют тему урока





Формулируют цели урока.

IV. Открытие нового знания

Цель: усвоение знаний и умений


1. Беседа









2. Работа с картой
















3. Работа в парах

С.47 упр.2























4. Рассказ о климате природной зоны








5. Рассказ о животных

-Зона лесов расположена южнее зоны тундры. (работа с картой). Откройте учебники на карте природных зон, я покажу вам, где находится зона на карте, а вы, найдете ее на странице учебника. Зона лесов расположена большей частью на Восточно-Европейской и Заподно-Сибирских равнинах, а так же на Среднесибирском плоскогорье.



В тундре выпадает довольно много осадков и климат, не такой суровый.

Почвы в лесных зонах богаты растительными веществами и животный мир гораздо разнообразнее.

- -Это природная зона самая большая. данная природная зона делится на две части: самая большая часть – тайга, обозначается темно – зеленым цветом, потому что в ней преобладают хвойные деревья, вторая - смешанные и широколиственные леса, они обозначаются светло зеленым, потому что преобладают лиственные деревья.

-Вы, наверное, заметили, что есть промежуток, закрашенный более темный цветом.

-Как вы думаете, что это? (это лесотундра).

А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.) Правильно.

Сейчас мы с вами узнаем о растениях тайги.

-Откройте учебники на странице 95. Сейчас вы в парах будете выполнять задание 1. Прочитает задание…Что вам необходимо сделать? (определить названия растений). И так вы все справились, сейчас проверим по рисунку в учебнике. Богатство тайги – кедр. Он представляет собой самое богатое природными ресурсами дерево, которое относится к темнохвойной тайге. Не только кедровые шишки, но и сами орешки представляют собой целый витаминный комплекс. Их можно использовать в пищу.

Для строительства кедр практически незаменим. Он подобно дубу служит основой для строительных конструкций любой сложности. Древесина служит природным материалом и для плотничества. Ведь он обладает приятным ароматом и обладает красноватым цветом. А еще ребята, среди деревьев тайги есть одно особенное – лиственница. Обратите внимание, что у лиственницы есть иголки. Но в отличии от других хвойных деревьев она сбрасывает иголки. Именно поэтому ее называют лиственницей. Помимо этих деревьев, в тайге так же растут сосна, ель, пихта и другие.


Вы обратили внимание, что все деревья являются хвойными и устремлены вверх? Как вы думаете, почему? (Хвойным деревьям нужно меньше света). Правильно, лиственные деревья сильно нуждаются в тепле, поэтому именно хвойные деревья образуют хвойные леса – тайгу. Летом в тайге теплее, чем в тундре, но все же есть многолетняя мерзлота.

Перечислите с какими растениями тайги познакомились?


Познакомимся с некоторыми животными тайги. Перелистните страницу и посмотрите на животных изображенных на картинке. Под номером один – КЕДРОВКА. Эта птица запасает в разных укромных местах орешки на зиму и забывает про них, так кедровка помогает сосне расселяться.

Под номером 9 – БУРУНДУК. Он очень похож на белку, но в два раза меньше ее. Вдоль спины у бурундука 5 полосок темного цвета. Он делает небольшие запасы корма у себя в норе на заму.

Под номером 3 – ЛЕТЯГА. Так же похожа на белку, но чуть меньше ее. Она умеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но и планировать на 40-50 метров. Роль крыльев выполняет кожная складка между передними и задними ногами.

Под номером 6 – СОБОЛЬ. Хищник, питается в основном грызунами. Из-за дорогого меха их практически уничтожили, но создание заповедника помогло спасти вымирающий вид.

Вот мы и познакомились с животным миром тайги.

А теперь не много отдохнем.

Задает вопросы. Организует работу с картой.






Выполняет показ природных зон на карте. Дает комментарии. Контролирует ответы учащихся










Организует работу в парах, осуществляет контроль.






















Задает вопросы, осуществляет контроль ответов учащихся.







Знакомит учащихся с животными тайги.

Совершенствуют активные действия, под руководством учителя.





Слушают, исходя из целевой установки. Отвечают на вопросы учителя.










Работают в парах, выполняют задания





















Отвечают на вопросы, анализируют информацию.






Проводят сравнение объектов, делают выводы

Физминутка

Цель: осуществление профилактики утомления,


-Руки на пояс, на счет раз наклон в левую сторону, на счет два – наклон в правую сторону, на счет три – наклон в левую сторону, на счет четыре – наклон в правую сторону. Плечи поднять, опустить, поднять, опустить. Присаживайтесь.

Осуществляет профилактику утомления.

Разминка.

Выполняют упражнения в соответствии с предложенным алгоритмом.


6. Выполнение задания №3, на с.48



6. Просмотр Видеоролика




7. Рассказ о природных зонах



















8. Работа со схемой с. 103





































8. Просмотр социального ролика



9. Беседа о правилах пожарной безопасности






Ребята, откройте рабочие тетради на странице 48, посмотрите на задание 3. Прочитает задание. Что нужно сделать? (найти спрятавшихся животных и написать их название). Кто справился проверяет себя по учебнику. Ребята, животных какой природной зоны вы сейчас нашли? (Тайги). А сейчас ребята, мы посмотрим видео, в котором запечатлена вся красота тайги. Внимательно посмотрите видео и обратите внимание на звуки леса…….

Как вы думаете, кто издавал эти звуки?

-Леса занимают больше половины территории России.

Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты нет. Как вы думаете, какая это природная зона? (Смешанные и широколиственные леса). Эта природная зона получила такое название из-за того, что на ней произрастают и хвойные и широколиственные деревья: дуб, клен, липа, ясень, вяз.

Растительный мир широколиственных лесов влияет и на обитающих здесь животных. Так, глухарь, обычный обитатель тайги и северной части смешанных лесов, в широколиственных лесах уже не встречается, потому что питается хвоей. Зато появляется тетерев. А зайцев и лисиц к югу становится больше, тем более что, сельскохозяйственные поля дают им пищу. Зайцы лакомятся всходами озимой пшениц, а лисы - мышами полевками, которые на поляхводятся в изобилии. Животный мир смешанных лесов, как и растительный очень разнообразен.

(слайд)

Откройте учебник на странице 103.Посмотрите на схему. Прочитает…Скажите, на ваш взгляд, если, например, исчезнет лес, как дом для растений, животных и грибов, что-то изменится? (исчезнут растения, животные). Лес – это легкие нашей планеты. Он очищает воздух, уничтожая вредные бактерии. Ученные доказали, что воздух в хвойной лесу - чистый и лечебный, то есть в нем минимум бактерий. Так же лес помогает защитить почву от разрушения ветрами.

Как вы думаете, справедлив ли человек к дарам природы? Кто виноват в экологических проблемах лесов и водоемов? Людям казалось, что лес – бесконечен, но это не так. Теперь, стало ясно, что все леса в опасности! Назовите экологические проблемы: вырубка лесов, истребление животных, растений, загрязнение почв, пожары.

1 слайд. Вырубка лесов – Как вы думаете, человека волнует проблема вырубки лесов?Что бы сохранить лес, человек прилагает не мало усилий: насаживает леса, ловит браконьеров, но все же этих действий недостаточно.

2 слайд – Уничтожение растений и животных. Человечество уже всерьез борется с истреблением флоры и фауны. Ведь, когда исчезло очень много животных и растений, человек стал задумываться, все ли правильно он делает? И стали люди строить и создавать заповедники, где браконьерство карается законом, тем самым оберегая животных и растений от беды. Амурский (уссурийский) тигр — редкий подвид кошачьих, который сохранился на территории нашей страны. Известно, что на береговом хребте Сихотэ-Алиня еще осталась в наименьшем количестве популяция этих диких кошек. Амурские тигры в длину могут достигать два метра. Хвост у них тоже длинный – до одного метра.


А сейчас просмотрим социальный ролик о пожарах в лесу. Ребята, какой вывод можно сделать после просмотра этого ролика? (Человек является основной причиной пожаров в лесах).

А вы знаете, как правильно разводить костер? 1. Дети не должны разводить костер. 2. Нельзя разводить костер просто так. 3. Нужно тщательно выбрать место для костра, рядом ничего не должно быть, что бы могло загореться. 4. Лучше разводить костер на старом кострище, если его нет, то нужно снять лопатой верхний слой почвы с растениями. 5. Уходя, нужно обязательно затушить костер.(слайд)

Ребята, какие правила вы уже знали? Какие для вас оказались новыми?

Осуществляет контроль и оценку ответов учащихся.


Организует показ видео ролика. Задает целевую установку.


















Осуществляет контроль и оценку ответов учащихся.


.

Выполняют задание в тетради.




Смотрят видео, отвечают на вопросы.





















Работают со схемой, отвечают на вопросы

V..Закрепление знаний и способов действий.

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне

1.Обобщающая беседа

- И так ребята, какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный и широколиственный лес.) Почему лес называют широколиственным? Какие экологические проблемы вы запомнили? Какие пункты из памятки по разведению костра вы запомнили? Как предотвратить пожар?Где вам пригодятся эти знания?

Организует обобщающую беседу

Отвечают на вопросы учителя

VI. Рефлексия


1. Беседа

Продолжите фразу:

Теперь я знаю, что…..

Сегодня я узнал, что…….

Меня удивило, что………..

Оценки за урок:

Оценивает свою деятельность на уроке и деятельность учащихся.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VII. Д/З


1. Инструктаж

Дома вам будет нужно подготовить небольшое сообщение о животном тундры.

Объясняет, как выполнять задание

Запоминают поэтапный инструктаж

​​​​​​​
Видео "Тайга"
MP4 / 13.85 Мб

Видео лесные пожары
MP4 / 3.07 Мб

Презентация
PPTX / 10.99 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Содержательная разработка!

12 October 2019

Интересная работа!

2 November 2019

Спасибо!

3 November 2019

Спасибо, Марина Ивановна! Первая тех. карта (я их яростный противник), по которой можно понять стиль работы учителя и содержание урока. Я Вам напишу в личном сообщении

27 December 2019

Евгений Алексеевич, спасибо, ваш материал очень актуален для подготовки к ВПР!))

28 December 2019

Спасибо, Марина Ивановна! Я этого и не знал

28 December 2019
Ответ для

Природные зоны одно из заданий, поэтому учим уже с 3 класса:)

28 December 2019