Конспект урока русского языка для студентов «Имя числительное — именная часть речи: характерные особенности и отличительные черты»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Конспект урока»
КГБПОУ «Таймырский колледж»
Преподаватель русского языка и литературы
Лысакова Маргарита Викторовна
Методическая разработка «Конспект урока» по дисциплине «Русский язык»
для студентов специальности «Преподавание в начальных классах».
Тема: Имя числительное – именная часть речи: характерные особенности и отличительные черты
Цели:
Образовательная: Обобщить знания об имени числительном как самостоятельной части речи, о морфологических признаках имени числительного, о разрядах числительных, выделить отличие числительных от других частей речи с числовым значением, закрепить навык правописания числительных и употребления их в косвенных падежах;
Развивающая: Способствовать развитию умения выделять главное, анализировать, сопоставлять;
Воспитательная: Содействовать воспитанию интереса к родному языку.
Оборудование: презентация, интеллект - карта.
Тип урока: обобщения и систематизации
Результаты:
Личностные:
1. Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
2.Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
3.Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Метапредметные:
1.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Предметные:
1.Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
Ход урока
1.Вступительное слово преподавателя.
Сегодня мы с вами поговорим о части речи, которую вы должны узнать по строкам стихотворения:
Я каждый день и каждый час
Сказать готова, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
Вывод: Сегодня мы обобщим знания об имени числительном. Эпиграфом к уроку возьмем эти строки. Запишите тему урока.
2.Работа за компьютером: студенты используют программу Word для работы, потом переносят записи в рабочую тетрадь
Задание 1: Прочитайте предложение, запишите и разберите его. Подумайте, какую учебную задачу мы для себя поставим?
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Задание 2: Прочитайте текст и подумайте над вопросами.
- Все действия перечислены по порядку. Какой частью речи воспользовался автор?
- Почему это не числительное? Докажите.
А девиз у нас такой: Во-первых, отвечать; во-вторых, доказывать; в-третьих, склонять; в-четвертых, составлять; в-пятых, спрашивать; в-шестых, играть; в-седьмых, отгадывать, и, конечно, радоваться успехам.
3. Знакомство со стратегией INSERT и объяснение студентам, чем они будут заниматься на уроке. (Хотя эта стратегия предполагает работу со сплошными информационными текстами, я попробую применить ее немного иначе, скорректировав под урок русского языка)
3.1. Вступительное слово преподавателя, который ставит перед студентами задачу:
-Сегодня мы будем выполнять задания с целью определения своих сильных сторон и своих дефицитов при помощи стратегии INSERT.
Условие: таблица заполняется студентами на компьютере после всех выполненных заданий.
Содержание урока | я уже знаю это (v) | новая для меня информация (+) | Вызвала затруднения (v) | Вызвала интерес (+) |
Распределение слов по частям речи. | ||||
«Грамматический бой» | ||||
Игра «Третий лишний» | ||||
Работа с текстом. Ролевая игра «Конкурс дикторов» | ||||
Синтаксический разбор предложения | ||||
Восстановление пословиц | ||||
Морфологический разбор числительного | ||||
Определение разряда, синтаксической роли числительного | ||||
Тестирование по теме | ||||
Составление Интеллект - карты Mind Maps | ||||
Определение своих сильных сторон и дефицитов посредством стратегии INSERT |
3.2 Выполнение заданий, соответственно карте
1.Распределите слова по частям речи.
1 вариант:
Тремя, тройка, третий, трояк, пятикратный, трижды, удесятерить, тройной, трое, удвоить, вдвоем.
2 вариант:
Двойной, двум, двойка, двое, двоится, однажды, второй, утроить, двойня, вторичный, дважды.
2. «Грамматический бой»
- Вы всё знаете, значит, готовы к грамматическому бою.
-За свой ответ вы получите заработанные баллы: от 5 (пятерок всего три) до 3 троек - две).
Что такое имя числительное?
Как делятся имена числительные? (по строению и по значению)
Что вы знаете о порядковых числительных?
Расскажите о количественных числительных.
На какие разряды делятся количественные числительные?
Что обозначают собирательные числительные?
Как образуются собирательные числительные и когда употребляются?
Как называются нецелые числа? Что вы знаете о них?
3. Игра «Третий лишний»
Условие: Сначала мы должны распределиться в команды. Каждая команда защищает свой вариант ответа. Команды набирают свои «пятерки» по порядку: 4, 3.
Девятьсот восемьдесят четыре, девятьсот восемьдесят четвертый, девятьсот восемьдесят четвертому.
Девятьсот восемьдесят четыре, девятьсот восемьдесят четвертый, девятьсот девяносто шесть.
Девятый, двадцатый, восьмеро, восьмой, пятый, одиннадцатый.
4. Работа с текстом. Ролевая игра «Конкурс дикторов»
Организационная беседа: Как вы понимаете значение слова «диктор»? Диктор – человек, ясно и четко проговаривающий текст для большой аудитории. Вашему вниманию будет предложено задание, выполняя которое вы будете выступать в качестве диктора.
Задание для команд:
Прочитайте текст, в скобках запишите числительные словами.
Выполните морфологический разбор выделенного числительного.
Выберите диктора.
Подготовьте вопрос для другой команды по тексту.
Условие
1. Дикторы переходят в другие команды, выразительно читают текст новой команде и задают вопрос по тексту, который подготовила команда.
2. Команды оценивают чтение диктора и отвечают на вопрос по тексту на восприятие.
Текст для 1 команды:
Велика и обширна территория Таймыра. Около 862 000 км² (восьмисот шестидесяти двух тысяч) составляют его владения. Полуостров Таймыр расположен между 68 (шестьюдесятью восьмью) и 77 (семьюдесятью семью) градусами северной широты. Население Таймыра составляет 350 000 (триста пятьдесят тысяч) человек. Климат отличается крайней суровостью: от минус 40 (сорока) до 60 (шестидесяти). Снежный покров сохраняется до 280 (двухсот восьмидесяти) дней в году. Глубина вечной мерзлоты составляет около 100 (ста) метров, оттаивает летом верхний слой до 30 (тридцати) метров.
Текст для 2 команды:
Уникальный животный мир возглавляет хозяин здешних мест – белый медведь. Длина взрослого самца до 2,5 (двух целых пяти десятых) метров, изредка до 3 (трех) метров, масса взрослых самцов около 400 (четырехсот) -500 (пятисот) килограммов. Удивительны по своей природе белухи, полностью утратившие связь с сушей. Длина тела до 6(шести) метров, масса от 0,6 (нуля целых шести десятых) до 1 (одной) тонны. В Карском море обитает до 40 (сорока) -50 (пятидесяти) тысяч особей.
Текст для 3 команды:
Всего в России насчитывается более 1 (одного) миллиона диких северных оленей, большая часть которых обитает (около 600000 (шестисот тысяч) на Таймыре. Длина тела самца до 220 (двухсот двадцати) см, высота в холке до 150 (ста пятидесяти) см, хвост от 7 (семи) до 20 (двадцати) см, масса до 220 (двухсот двадцати) кг. Украшением тундры являются песцы, длиной около 75 (семидесяти пяти) см, высотой до 30 (тридцати) см, масса их зимой равна 6 (шести) кг.
Текст для 4 команды:
На границе 2 (двух) современных государств: Египта и Судана — более 3 (трёх) тысячелетий назад был высечен в скалах храм фараона Рамзеса Второго. Высота храма — 33 (тридцать три) метра, ширина — 88 (восемьдесят восемь) и глубина — более 63 (шестидесяти трех) метров. 4 (Четыре) двадцатиметровые фигуры восседают у входа в храм. О размерах этих скульптур можно судить по тому, что длина носа скульптуры равна 98 (девяноста восьми) сантиметрам, уха — 160 (ста шести), а глаза — 84 (восьмидесяти четырём) сантиметрам. Общий вес величественного сооружения составляет 300000 (триста тысяч) тонн.
Текст для 5 команды:
В 1970 (одна тысяча девятьсот семидесятом) году было завершено строительство Асуанской плотины. В результате возникло огромное водохранилище, которое затопило бы храм, если бы не был предложен и осуществлён неслыханный по технической смелости проект его сохранения.
Монумент, весивший более 300000 (трёхсот тысячи) тон, было решено поднять и установить на площадке, возвышающейся над уровнем водохранилища — Асуанского моря. Скалы, примыкающие к храму, нужно было подрезать, а освобождённый от каменной оболочки и опоясанный могучим бетонным обручем храм Рамзеса — поднять на 62 – метровую (шестидесятидвухметровую) высоту. Так же и на ту же высоту нужно было поднять и небольшой храм, воздвигнутый в память супруги Рамзеса.
Подведение мини-итога: Дикторы, вернувшись в свои группы, вместе с командами определяют общие черты услышанных текстов (стиль, тип речи) и анализируют общую работу группы.
5. Впишите пропущенное слово, запишите предложение и разберите его:
Семь – особое число, в нем есть некое волшебство.
6.Восстановите пословицы
Условие: Работа в группах (группы объединяются по времени года рождения, т. к. этот метод позволяет сэкономить время при делении учебной группы на подгруппы).
Общее задание:
-Прочитайте пословицы.
- Какое в пословицах числительное лишнее и почему?
- Произведите морфологический разбор любого числительного.
1 группа
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Два сапога пара.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
Одна голова хорошо, а две лучше.
2. группа
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
У семи нянек дитя без глаза.
Двадцать пять лет — солдатский век.
Не держи сто рублей, держи сто друзей.
3 группа
Лук от семи недуг.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Два сапога — пара.
От одного слова да навек ссора.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
4 группа
Один в поле не воин.
Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Что было однажды, то может быть и дважды.
Одна книга тысячу людей учит.
Один пашет, а семеро руками машут.
7. Работа в группах
Условие: поменяйтесь командами в зависимости от даты рождения:1, 2, 3 или 4 декада. Этот метод тоже экономит время.
Выполните задание:
- Найдите в стихотворении числительные, укажите их разряд, определите синтаксическую роль
То было много лет назад.
Я тоже в первый раз
с толпою сверстников-ребят
Явился в школьный класс…
Умчались школьные года,
И не догонишь их.
Но я встречаю иногда
Товарищей своих.
Один – моряк, другой – танкист,
А третий – инженер,
Четвёртый – доктор-окулист,
А пятый – землемер, шестой – полярный капитан,
Седьмой – искусствовед,
Восьмой – наш диктор, Левитан,
Девятый – я, поэт.
8. Тестирование по теме.
1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
2. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете, отвечает на вопрос сколько? какой по счету?
б) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопрос сколько? который по счету?
в) Имя числительное - это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Сорок восемь - это целое число.
б) Одна треть - дробное числительное.
в) Сто - собирательное числительное
г) Трое - собирательное числительное.
4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми.
а) 19, 15, 1000
б) 8, 1000, 100, 1
в) 19999, 300, 4, 17
г) 3, 29, 18, 41
5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.
а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот
б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот
в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот
г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот
9.Составление Интеллект - карты Mind Maps: работа в группах
Задание: составьте интеллект-карту (кластер) по теме «Имя числительное»
Примечание: студенты работают на компьютерах с бланком, который нужно заполнить. Здесь же приведен готовый вариант.
Имя числительное | ||||||||
По написанию | ||||||||
Ь на конце слова: | Ь в середине слова: | Ь не пишется | ||||||
от 5 до 20 и 30 | от 50 до 80 | от 500 до 900 | в середине числительных от 15 до 19 | |||||
По строению: | ||||||||
Простое | Сложное | Составное | ||||||
слово с одним корнем. | слово с несколькими корнями. | Состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и составным. | ||||||
По значению и грамматическим особенностям делятся на два разряда: | ||||||||
Количественные | Порядковые | |||||||
Целые | Дробные | Собирательные | ||||||
Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько | Называют не целые числа, отвечают на вопрос сколько? | Обозначают количество как одно целое, отвечает на вопрос сколько? | Называют порядковый номер при счете. | |||||
Начальная форма – И.п. | Начальная форма – И.п. | Начальная форма – И.п. | Начальная форма – ед.ч., м.р., И.п. | |||||
Изменяются по падежам (склоняются) | Дробные числительные – составные (кроме полтора и полтораста) | Образуются от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой (кроме слова оба, обе) | Образуются от количественных числительных (кроме слов первый и второй) | |||||
Не имеют рода (кроме слов ОДИН, ДВА). | Состоят из числителя (количественное ч.) и знаменателя (порядковое ч.) | Употребляются с существительными: 1.обозначающими людей мужского пола; 2.обозначающими детенышей; 3.имеющими только форму мн.ч. или только парные предметы. 4. с местоимениями | Склоняются как прилагательные 2. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. | |||||
Полтора и полтораста при склонении имеют две формы: И.п.и В.п.- полтора, полтораста; Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – полутора, полутораста | ||||||||
Если порядковые числительные есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы. | ||||||||
Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово. |
10. Подведение итогов
Преподаватель дает время студентам для заполнения таблицы( работа ведется на компьютере), для этого предлагает всем вернуться к началу работы, чтобы определить свои сильные стороны и свои дефициты при помощи стратегии INSERT.
Анализ деятельности студентов проводится преподавателем, но можно привлечь активных студентов.
Литература:
Учебный курс по изучению технологии РКМЧП под руководством Зачесовой Е.М.