12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лысакова Маргарита Викторовна136
Я работаю в КГБПОУ "Таймырский колледж" 18 лет. Основные дисциплины - Русский язык и литература, но еще преподаю Русский язык и культуру речи, Речевую культуру. готова поделиться опытом работы, особенно в методическом направлении.
Россия, Красноярский край, Дудинка
5

Методическая разработка «Конспект урока» по дисциплине «Русский язык» для студентов специальности «Преподавание в начальных классах». Тема: Имя числительное – именная часть речи: характерные особенности и отличительные черты

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Конспект урока»

КГБПОУ «Таймырский колледж»

Преподаватель русского языка и литературы

Лысакова Маргарита Викторовна


Методическая разработка «Конспект урока» по дисциплине «Русский язык»

для студентов специальности «Преподавание в начальных классах».


Тема: Имя числительное – именная часть речи: характерные особенности и отличительные черты

Цели:

Образовательная: Обобщить знания об имени числительном как самостоятельной части речи, о морфологических признаках имени числительного, о разрядах числительных, выделить отличие числительных от других частей речи с числовым значением, закрепить навык правописания числительных и употребления их в косвенных падежах;

Развивающая: Способствовать развитию умения выделять главное, анализировать, сопоставлять;

Воспитательная: Содействовать воспитанию интереса к родному языку.

Оборудование: презентация, интеллект - карта.

Тип урока: обобщения и систематизации

Результаты:

Личностные:

1. Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и

других народов;

2.Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

3.Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Метапредметные:

1.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Предметные:

1.Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.


Ход урока

1.Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы с вами поговорим о части речи, которую вы должны узнать по строкам стихотворения:

Я каждый день и каждый час

Сказать готова, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

Вывод: Сегодня мы обобщим знания об имени числительном. Эпиграфом к уроку возьмем эти строки. Запишите тему урока.

2.Работа за компьютером: студенты используют программу Word для работы, потом переносят записи в рабочую тетрадь

Задание 1: Прочитайте предложение, запишите и разберите его. Подумайте, какую учебную задачу мы для себя поставим?

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.


Задание 2: Прочитайте текст и подумайте над вопросами.

- Все действия перечислены по порядку. Какой частью речи воспользовался автор?

- Почему это не числительное? Докажите.


А девиз у нас такой: Во-первых, отвечать; во-вторых, доказывать; в-третьих, склонять; в-четвертых, составлять; в-пятых, спрашивать; в-шестых, играть; в-седьмых, отгадывать, и, конечно, радоваться успехам.


3. Знакомство со стратегией INSERT и объяснение студентам, чем они будут заниматься на уроке. (Хотя эта стратегия предполагает работу со сплошными информационными текстами, я попробую применить ее немного иначе, скорректировав под урок русского языка)

3.1. Вступительное слово преподавателя, который ставит перед студентами задачу:

-Сегодня мы будем выполнять задания с целью определения своих сильных сторон и своих дефицитов при помощи стратегии INSERT.

Условие: таблица заполняется студентами на компьютере после всех выполненных заданий.

Содержание урока

я уже

знаю это

(v)

новая для меня информация

(+)

Вызвала затруднения

(v)

Вызвала интерес

(+)

Распределение слов по частям речи.





«Грамматический бой»





Игра «Третий лишний»





Работа с текстом. Ролевая игра «Конкурс дикторов»





Синтаксический разбор предложения





Восстановление пословиц





Морфологический разбор числительного





Определение разряда, синтаксической роли числительного





Тестирование по теме





Составление Интеллект - карты Mind Maps





Определение своих сильных сторон и дефицитов посредством стратегии INSERT





3.2 Выполнение заданий, соответственно карте

1.Распределите слова по частям речи.

1 вариант:

Тремя, тройка, третий, трояк, пятикратный, трижды, удесятерить, тройной, трое, удвоить, вдвоем.

2 вариант:

Двойной, двум, двойка, двое, двоится, однажды, второй, утроить, двойня, вторичный, дважды.

2. «Грамматический бой»

- Вы всё знаете, значит, готовы к грамматическому бою.

-За свой ответ вы получите заработанные баллы: от 5 (пятерок всего три) до 3 троек - две).

Что такое имя числительное?

Как делятся имена числительные? (по строению и по значению)

Что вы знаете о порядковых числительных?

Расскажите о количественных числительных.

На какие разряды делятся количественные числительные?

Что обозначают собирательные числительные?

Как образуются собирательные числительные и когда употребляются?

Как называются нецелые числа? Что вы знаете о них?

3. Игра «Третий лишний»

Условие: Сначала мы должны распределиться в команды. Каждая команда защищает свой вариант ответа. Команды набирают свои «пятерки» по порядку: 4, 3.

Девятьсот восемьдесят четыре, девятьсот восемьдесят четвертый, девятьсот восемьдесят четвертому.

Девятьсот восемьдесят четыре, девятьсот восемьдесят четвертый, девятьсот девяносто шесть.

Девятый, двадцатый, восьмеро, восьмой, пятый, одиннадцатый.

4. Работа с текстом. Ролевая игра «Конкурс дикторов»

Организационная беседа: Как вы понимаете значение слова «диктор»? Диктор – человек, ясно и четко проговаривающий текст для большой аудитории. Вашему вниманию будет предложено задание, выполняя которое вы будете выступать в качестве диктора.

Задание для команд:

Прочитайте текст, в скобках запишите числительные словами.

Выполните морфологический разбор выделенного числительного.

Выберите диктора.

Подготовьте вопрос для другой команды по тексту.

Условие

1. Дикторы переходят в другие команды, выразительно читают текст новой команде и задают вопрос по тексту, который подготовила команда.

2. Команды оценивают чтение диктора и отвечают на вопрос по тексту на восприятие.

Текст для 1 команды:

Велика и обширна территория Таймыра. Около 862 000 км² (восьмисот шестидесяти двух тысяч) составляют его владения. Полуостров Таймыр расположен между 68 (шестьюдесятью восьмью) и 77 (семьюдесятью семью) градусами северной широты. Население Таймыра составляет 350 000 (триста пятьдесят тысяч) человек. Климат отличается крайней суровостью: от минус 40 (сорока) до 60 (шестидесяти). Снежный покров сохраняется до 280 (двухсот восьмидесяти) дней в году. Глубина вечной мерзлоты составляет около 100 (ста) метров, оттаивает летом верхний слой до 30 (тридцати) метров.

Текст для 2 команды:

Уникальный животный мир возглавляет хозяин здешних мест – белый медведь. Длина взрослого самца до 2,5 (двух целых пяти десятых) метров, изредка до 3 (трех) метров, масса взрослых самцов около 400 (четырехсот) -500 (пятисот) килограммов. Удивительны по своей природе белухи, полностью утратившие связь с сушей. Длина тела до 6(шести) метров, масса от 0,6 (нуля целых шести десятых) до 1 (одной) тонны. В Карском море обитает до 40 (сорока) -50 (пятидесяти) тысяч особей.

Текст для 3 команды:

Всего в России насчитывается более 1 (одного) миллиона диких северных оленей, большая часть которых обитает (около 600000 (шестисот тысяч) на Таймыре. Длина тела самца до 220 (двухсот двадцати) см, высота в холке до 150 (ста пятидесяти) см, хвост от 7 (семи) до 20 (двадцати) см, масса до 220 (двухсот двадцати) кг. Украшением тундры являются песцы, длиной около 75 (семидесяти пяти) см, высотой до 30 (тридцати) см, масса их зимой равна 6 (шести) кг.

Текст для 4 команды:

На границе 2 (двух) современных государств: Египта и Судана — более 3 (трёх) тысячелетий назад был высечен в скалах храм фараона Рамзеса Второго. Высота храма — 33 (тридцать три) метра, ширина — 88 (восемьдесят восемь) и глубина — более 63 (шестидесяти трех) метров. 4 (Четыре) двадцатиметровые фигуры восседают у входа в храм. О размерах этих скульптур можно судить по тому, что длина носа скульптуры равна 98 (девяноста восьми) сантиметрам, уха — 160 (ста шести), а глаза — 84 (восьмидесяти четырём) сантиметрам. Общий вес величественного сооружения составляет 300000 (триста тысяч) тонн.

Текст для 5 команды:

В 1970 (одна тысяча девятьсот семидесятом) году было завершено строительство Асуанской плотины. В результате возникло огромное водохранилище, которое затопило бы храм, если бы не был предложен и осуществлён неслыханный по технической смелости проект его сохранения.

Монумент, весивший более 300000 (трёхсот тысячи) тон, было решено поднять и установить на площадке, возвышающейся над уровнем водохранилища — Асуанского моря. Скалы, примыкающие к храму, нужно было подрезать, а освобождённый от каменной оболочки и опоясанный могучим бетонным обручем храм Рамзеса — поднять на 62 – метровую (шестидесятидвухметровую) высоту. Так же и на ту же высоту нужно было поднять и небольшой храм, воздвигнутый в память супруги Рамзеса.


Подведение мини-итога: Дикторы, вернувшись в свои группы, вместе с командами определяют общие черты услышанных текстов (стиль, тип речи) и анализируют общую работу группы.


5. Впишите пропущенное слово, запишите предложение и разберите его:

Семь – особое число, в нем есть некое волшебство.


6.Восстановите пословицы

Условие: Работа в группах (группы объединяются по времени года рождения, т. к. этот метод позволяет сэкономить время при делении учебной группы на подгруппы).

Общее задание:

-Прочитайте пословицы.

- Какое в пословицах числительное лишнее и почему?

- Произведите морфологический разбор любого числительного.

1 группа

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Два сапога пара.

Семеро одного не ждут.

Один в поле не воин.

Одна голова хорошо, а две лучше.


2. группа

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

У семи нянек дитя без глаза.

Двадцать пять лет — солдатский век.

Не держи сто рублей, держи сто друзей.


3 группа

Лук от семи недуг.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Два сапога — пара.

От одного слова да навек ссора.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.


4 группа

Один в поле не воин.

Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.

Что было однажды, то может быть и дважды.

Одна книга тысячу людей учит.

Один пашет, а семеро руками машут.


7. Работа в группах

Условие: поменяйтесь командами в зависимости от даты рождения:1, 2, 3 или 4 декада. Этот метод тоже экономит время.

Выполните задание:

- Найдите в стихотворении числительные, укажите их разряд, определите синтаксическую роль

То было много лет назад.

Я тоже в первый раз

с толпою сверстников-ребят

Явился в школьный класс…

Умчались школьные года,

И не догонишь их.

Но я встречаю иногда

Товарищей своих.

Один – моряк, другой – танкист,

А третий – инженер,

Четвёртый – доктор-окулист,

А пятый – землемер, шестой – полярный капитан,

Седьмой – искусствовед,

Восьмой – наш диктор, Левитан,

Девятый – я, поэт.

8. Тестирование по теме.

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Укажите верное утверждение.

а) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете, отвечает на вопрос сколько? какой по счету?

б) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопрос сколько? который по счету?

в) Имя числительное - это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

3. Укажите неверное утверждение.

а) Сорок восемь - это целое число.

б) Одна треть - дробное числительное.

в) Сто - собирательное числительное

г) Трое - собирательное числительное.

4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми.

а) 19, 15, 1000

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот


9.Составление Интеллект - карты Mind Maps: работа в группах

Задание: составьте интеллект-карту (кластер) по теме «Имя числительное»

Примечание: студенты работают на компьютерах с бланком, который нужно заполнить. Здесь же приведен готовый вариант.


Имя числительное

По написанию

Ь на конце слова:

Ь в середине слова:

Ь не пишется

от 5 до 20 и 30

от 50 до 80

от 500 до 900

в середине числительных от 15 до 19

По строению:

Простое

Сложное

Составное

слово с одним корнем.

слово с несколькими корнями.

Состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и составным.

По значению и грамматическим особенностям делятся на два разряда:

Количественные

Порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько

Называют не целые числа, отвечают на вопрос сколько?

Обозначают количество как одно целое, отвечает на вопрос сколько?

Называют порядковый номер при счете.

Начальная форма – И.п.

Начальная форма – И.п.

Начальная форма – И.п.

Начальная форма – ед.ч., м.р., И.п.

Изменяются по падежам (склоняются)

Дробные числительные – составные (кроме полтора и полтораста)

Образуются от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой (кроме слова оба, обе)

Образуются от количественных числительных (кроме слов первый и второй)

Не имеют рода (кроме слов ОДИН, ДВА).

Состоят из числителя (количественное ч.) и знаменателя (порядковое ч.)

Употребляются с существительными:

1.обозначающими людей мужского пола;

2.обозначающими детенышей;

3.имеющими только форму мн.ч. или только парные предметы.

4. с местоимениями

Склоняются как прилагательные

2. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.

Полтора и полтораста при склонении имеют две формы: И.п.и В.п.- полтора, полтораста; Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – полутора, полутораста

Если порядковые числительные есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы.

Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово.

10. Подведение итогов

Преподаватель дает время студентам для заполнения таблицы( работа ведется на компьютере), для этого предлагает всем вернуться к началу работы, чтобы определить свои сильные стороны и свои дефициты при помощи стратегии INSERT.

Анализ деятельности студентов проводится преподавателем, но можно привлечь активных студентов.


Литература:

Учебный курс по изучению технологии РКМЧП под руководством Зачесовой Е.М.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.