Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру 3 класс «Развитие рыб и земноводных»
Автор: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ п. Тыр
Предмет: окружающий мир
УМК: « Гармония»
Тема: развитие рыб и земноводных
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с развитием рыб и земноводных
Задачи:
1.Изучить этапы развития рыб и земноводных; выявить отличие в развитии рыб и земноводных
2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал
3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Предметные умения:
Познакомиться с этапами развития рыб и земноводных.
Метапредметные умения:
Познавательные: работа с различными источниками и видами информации. Развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Коммуникативные: Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе. Развивать умение принимать коллективное решение.
Регулятивные: Самостоятельно решать поставленные на уроке задачи, используя свои знания, умения и практические навыки. Контролировать и координировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Личностные умения:
Осознание необходимости обучения. Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. Учиться выражать свое мнение.
Оборудование:
Учебник О. Т. Поглазова «Окружающий мир» ч.2, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2013 г.
Маршрутные листы для учащихся
Набор карточек «Собери схему развития рыб» (по количеству учащихся)
Приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к личному опыту.
Ход урока
Орг. момент
Окружающий нас мир
Интересно познавать,
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
- Определим наши действия на уроке.
У - учиться позвать окружающий мир
Р - рассуждать, рассказывать
О - открывать для себя новое, обсуждать
К - коллективно работать
-Зачем мы с вами будем выполнять эти действия? (Эти действия будем выполнять для того, чтобы познакомиться с новым учебным материалом)
Проверка домашнего задания
- На уроке будем работать по маршрутному листу, и оценивать работу сигнальными карточками: карточка зелёного цвета – работа выполнена без ошибок, карточка жёлтого цвета – работа выполнена с 1-2 ошибками, карточка красного цвета – 3-4 ошибки.
- Выполните задание №1 в маршрутном листе: тестовую работу по теме «Размножение животных и птиц»
Тестовая работа.
Время появления потомства у большинства животных
А) весна
Б) осень
В) зима
Г) лето
У млекопитающих детёныши
А) появляются из икринок
Б) развиваются из яиц
В) рождаются
Г) происходит несколько стадий превращений
У птиц и пресмыкающихся детёныши
А) появляются из икринок
Б) развиваются из яиц
В) рождаются
Г) в развитии происходит несколько стадий превращений
Что находится в желтке яйца
А) скорлупа
Б) питательные вещества, необходимые для его роста и развития
В) белок
Г) ничего
Какую роль играет яичный белок?
А) в нем находятся питательные вещества, необходимые для его роста и развития
Б) в белке находится зародыш
В) никакую
Г) предохраняет зародыш от ударов о стенки яйца
- Проверим правильность выполнения работы.
- Оцените свою работу.
- Проверка выполнения работы показала, что домашний материал усвоен вами хорошо.
Актуализация знаний
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки.
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (щука)
До ушей зелёный рот.
В камышах она живёт.
И в болоте хохотушка
Громко квакает … (лягушка)
- К какой группе животных относится щука? Лягушка? (щука – рыбы, лягушка – земноводные)
- Назовите основные признаки рыб, земноводных. (Рыбы – среда обитания – вода, тело покрыто чешуёй, дышат с помощью жабр, плавают с помощью плавников. Земноводные – взрослые представители живут и на суше, и в воде, кожа у них голая и влажная, дышат лёгкими и кожей)
Определение темы урока
- Из наборов букв составьте слова и назовите тему сегодняшнего урока. (Р з а и в т е и б ы р и е з м н о в о ы д н х)
- Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с развитием рыб и земноводных, узнать отличия в их развитии)
- Для чего надо знать, как развиваются рыбы и земноводные? (Рыбы и земноводные являются частью окружающего нас мира.)
Ознакомление с новым материалом
- Сейчас будем выполнять работу в парах. Давайте вспомним правила работы в парах, группе. (Уважай мнение одноклассника (ов). Не перебивай собеседника. Не согласен – предлагай!)
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 76 и в маршрутных листах выполните задание №2: допишите предложения.
1. Рыбы развиваются из ……. (икринок)
2. Когда водоёмы весной освободятся ото льда, самки речных, озёрных и морских рыб находят неглубокие места с чистой проточной водой и вымётывают там икру, начинается …..(нерест)
3. Из икры развиваются маленькие смешные существа с глазками и хвостиками. Их называют …(личинки)
4. Через некоторое время личинка становится похожей на взрослую рыбу – это … (малёк)
- Проверим правильность выполнения работы. (Учащиеся читают дописанные предложения и сверяют правильность выполнения со слайдом на доске.)
- Оцените правильность выполнения работы.
- Составьте схему «Стадии развития рыб». (Икринка-личинка-малёк-рыба)
- В какое время года, и в каких местах самки рыб вымётывают икру? (Весной, когда водоёмы освободятся ото льда, самки речных, озёрных и морских рыб находят неглубокие места с чистой проточной водой и вымётывают там икру)
- В зависимости от вида рыбы, в помете бывает от 800 до нескольких десятков тысяч икринок. Огромное число икринок гибнет, и от каждой самки выживает несколько особей. Подумайте и назовите причины гибели икринок. (Причины гибели икринок: зародыши могут стать пищей для взрослых рыб, могут погибнуть из-за нехватки кислорода, волна может выбросить икринки на берег и они пересохнут и погибнут)
- У личинок есть желточный мешочек с остатками желтка из икринки, который содержит питательные вещества. Это помогает личинке первое время питаться, расти, не занимаясь поисками пищи. После того, как желточный мешочек рассосётся, личинка ищет себе корм – различные микроорганизмы, которых много в воде.
- Чем отличаются личинки от икринок? (Личинки, в отличие от икринок, имеют глаза и хвостик, способны передвигаться и искать себе корм)
- Почему мальков можно встретить на мелководье рек и озёр? (Вода на мелководье теплее и нет рыб хищников)
- Очень оригинально заботится о своем потомстве африканская рыбка тилапия: она носит икру и мальков в своем рту! Мальки спокойно плавают вокруг своей матери, что-то глотают, плавают... Но стоит возникнуть малейшей опасности, как мать подает сигнал, резко двинув хвостом и по-особому подрагивая плавниками, и... мальки тут же устремляются в убежище - рот матери.
- Из набора карточек собери схему развития рыб. (Работа индивидуальная)
- Проверьте и оцените свою работу.
- Какую задачу, запланированную в начале урока, выполнили?
-
Физминутка
Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.
Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.
Сколько гуппи здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз.
Ознакомление с новым материалом
- Для того чтобы познакомиться с развитием земноводных, я предлагаю выполнить работу в группе. Каждый участник группы получает текст, знакомится с его содержанием, рассказывает информацию всей группе и вместе участники группы составляют сообщение по теме «Развитие земноводных».
- Давайте вспомним критерии оценивания выполнения работы.
(Последовательность изложения правильная.
Ошибки по форме изложения отсутствуют.
Изложение текста полное.)
Тексты для детей.
Весной в прудах, тихих заводях рек, озёр и болот, когда вода прогревается, самки лягушек и жаб мечут комки икринок, очень похожих на икру рыб.
Развитие икры. Чем выше температура воды, тем быстрее появляется головастик. Этот этап длится 7-10 дней: из икринки появляется личинка лягушки - головастик.
Развитие головастика продолжается в течение двух месяцев. Появившийся головастик напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. В первые дни жизни головастик лишен рта и питается благодаря запасу питательных веществ.
Головастик дышит жабрами, которые представляют собой светлые пучки-жгутики, расположенные с обеих сторон головы. Вскоре начинают появляться задние конечности, а затем передние, с плавательными перепонками между пальцами. Через некоторое время исчезают жабры и развиваются легкие.
Через 2-3 месяца головастик теряет хвост и превращается в маленького лягушонка. Через 3 года он превратится во взрослую лягушку и начнёт метать икру.
(проверка выполнения работы учащимися, оценивание работы)
- Составим схему «Стадии развития земноводных».
- Послушайте интересные факты о размножении лягушек.
Лягушачья икра может находиться в самых разных местах: цепляться за водоросли, или собранная в длинную «верёвку», плавает у поверхности воды. В икринке личинка лягушки растёт не по дням, а по часам, так как окружена питательным веществом – желтком. Появившийся головастик несколько дней висит, присосавшись к водорослям, а когда запасы желтка, унесённого из икринки, кончаются, головастик плывёт туда, где зеленеют подводные травы, которыми он будет питаться до превращения в лягушку.
У лягушки озерной превращение головастика в маленького лягушонка длится всего 5 дней. Превращение головастика в маленького лягушонка сопровождается уменьшением размеров тела.
В Средней Европе, на Юге Западной Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе, в Казани и Ленинграде живут лягушки чесночницы. Головастик чесночницы достигает в длину от 7 см до17 см и более, а взрослая особь достигает в длину 5-7 см.
- Какую из запланированных задач выполнили?
Закрепление изученного материала
- Назовите, что общего и в чём отличие в развитии рыб и земноводных.
- В маршрутном листе выполните задание №3 - вставьте пропущенные слова в схемах развития рыб и земноводных.
- Проверьте правильность выполнения работы. Оцените себя.
Рефлексия
- Подведём итог работы и продолжим предложения
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
-Что нового узнали на уроке?
-Кому было интересно?
- А теперь поднимите зелёные карточки, кому всё было понятно в течение урока, жёлтые - было интересно, но не всё понятно, красные – если на уроке ничего не понятно и было не интересно. (Оценивание учителем детей)
Итог урока. Домашнее задание.
- Творческое задание: составить сказку о том как
1 ряд – появился маленький лягушонок
2 ряд – появилась маленькая рыбка
Пахомова Татьяна Петровна