12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зюкова Наталья Николаевна1773
Работаю учителем начальных классов МБОУ СОШ п. Тыр
Россия, Хабаровский край, п. Тыр
11

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру 3 класс «Развитие рыб и земноводных»

Автор: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ п. Тыр

Предмет: окружающий мир

УМК: « Гармония»

Тема: развитие рыб и земноводных

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с развитием рыб и земноводных

Задачи:

1.Изучить этапы развития рыб и земноводных; выявить отличие в развитии рыб и земноводных

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные умения:

Познакомиться с этапами развития рыб и земноводных.

Метапредметные умения:

Познавательные: работа с различными источниками и видами информации. Развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Коммуникативные: Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе. Развивать умение принимать коллективное решение.

Регулятивные: Самостоятельно решать поставленные на уроке задачи, используя свои знания, умения и практические навыки. Контролировать и координировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Личностные умения:

Осознание необходимости обучения. Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. Учиться выражать свое мнение.

Оборудование:

Учебник О. Т. Поглазова «Окружающий мир» ч.2, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2013 г.

Маршрутные листы для учащихся

Набор карточек «Собери схему развития рыб» (по количеству учащихся)

Приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к личному опыту.

Ход урока

Орг. момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать,

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

- Определим наши действия на уроке.

У - учиться позвать окружающий мир

Р - рассуждать, рассказывать

О - открывать для себя новое, обсуждать

К - коллективно работать

-Зачем мы с вами будем выполнять эти действия? (Эти действия будем выполнять для того, чтобы познакомиться с новым учебным материалом)

Проверка домашнего задания

- На уроке будем работать по маршрутному листу, и оценивать работу сигнальными карточками: карточка зелёного цвета – работа выполнена без ошибок, карточка жёлтого цвета – работа выполнена с 1-2 ошибками, карточка красного цвета – 3-4 ошибки.

- Выполните задание №1 в маршрутном листе: тестовую работу по теме «Размножение животных и птиц»

Тестовая работа.

Время появления потомства у большинства животных

А) весна

Б) осень

В) зима

Г) лето

У млекопитающих детёныши

А) появляются из икринок

Б) развиваются из яиц

В) рождаются

Г) происходит несколько стадий превращений

У птиц и пресмыкающихся детёныши

А) появляются из икринок

Б) развиваются из яиц

В) рождаются

Г) в развитии происходит несколько стадий превращений

Что находится в желтке яйца

А) скорлупа

Б) питательные вещества, необходимые для его роста и развития

В) белок

Г) ничего

Какую роль играет яичный белок?

А) в нем находятся питательные вещества, необходимые для его роста и развития

Б) в белке находится зародыш

В) никакую

Г) предохраняет зародыш от ударов о стенки яйца

- Проверим правильность выполнения работы.

- Оцените свою работу.

- Проверка выполнения работы показала, что домашний материал усвоен вами хорошо.

Актуализация знаний

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это… (щука)

До ушей зелёный рот.

В камышах она живёт.

И в болоте хохотушка

Громко квакает … (лягушка)

- К какой группе животных относится щука? Лягушка? (щука – рыбы, лягушка – земноводные)

- Назовите основные признаки рыб, земноводных. (Рыбы – среда обитания – вода, тело покрыто чешуёй, дышат с помощью жабр, плавают с помощью плавников. Земноводные – взрослые представители живут и на суше, и в воде, кожа у них голая и влажная, дышат лёгкими и кожей)

Определение темы урока

- Из наборов букв составьте слова и назовите тему сегодняшнего урока. (Р з а и в т е и б ы р и е з м н о в о ы д н х)

- Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с развитием рыб и земноводных, узнать отличия в их развитии)

- Для чего надо знать, как развиваются рыбы и земноводные? (Рыбы и земноводные являются частью окружающего нас мира.)

Ознакомление с новым материалом

- Сейчас будем выполнять работу в парах. Давайте вспомним правила работы в парах, группе. (Уважай мнение одноклассника (ов). Не перебивай собеседника. Не согласен – предлагай!)

- Прочитайте текст в учебнике на стр. 76 и в маршрутных листах выполните задание №2: допишите предложения.

1. Рыбы развиваются из ……. (икринок)

2. Когда водоёмы весной освободятся ото льда, самки речных, озёрных и морских рыб находят неглубокие места с чистой проточной водой и вымётывают там икру, начинается …..(нерест)

3. Из икры развиваются маленькие смешные существа с глазками и хвостиками. Их называют …(личинки)

4. Через некоторое время личинка становится похожей на взрослую рыбу – это … (малёк)

- Проверим правильность выполнения работы. (Учащиеся читают дописанные предложения и сверяют правильность выполнения со слайдом на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Составьте схему «Стадии развития рыб». (Икринка-личинка-малёк-рыба)

- В какое время года, и в каких местах самки рыб вымётывают икру? (Весной, когда водоёмы освободятся ото льда, самки речных, озёрных и морских рыб находят неглубокие места с чистой проточной водой и вымётывают там икру)

- В зависимости от вида рыбы, в помете бывает от 800 до нескольких десятков тысяч икринок. Огромное число икринок гибнет, и от каждой самки выживает несколько особей. Подумайте и назовите причины гибели икринок. (Причины гибели икринок: зародыши могут стать пищей для взрослых рыб, могут погибнуть из-за нехватки кислорода, волна может выбросить икринки на берег и они пересохнут и погибнут)

- У личинок есть желточный мешочек с остатками желтка из икринки, который содержит питательные вещества. Это помогает личинке первое время питаться, расти, не занимаясь поисками пищи. После того, как желточный мешочек рассосётся, личинка ищет себе корм – различные микроорганизмы, которых много в воде.

- Чем отличаются личинки от икринок? (Личинки, в отличие от икринок, имеют глаза и хвостик, способны передвигаться и искать себе корм)

- Почему мальков можно встретить на мелководье рек и озёр? (Вода на мелководье теплее и нет рыб хищников)

- Очень оригинально заботится о своем потомстве африканская рыбка тилапия: она носит икру и мальков в своем рту! Мальки спокойно плавают вокруг своей матери, что-то глотают, плавают... Но стоит возникнуть малейшей опасности, как мать подает сигнал, резко двинув хвостом и по-особому подрагивая плавниками, и... мальки тут же устремляются в убежище - рот матери.

- Из набора карточек собери схему развития рыб. (Работа индивидуальная)

- Проверьте и оцените свою работу.

- Какую задачу, запланированную в начале урока, выполнили?

-

Физминутка

Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.

Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.

Сколько гуппи здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз.

Ознакомление с новым материалом

- Для того чтобы познакомиться с развитием земноводных, я предлагаю выполнить работу в группе. Каждый участник группы получает текст, знакомится с его содержанием, рассказывает информацию всей группе и вместе участники группы составляют сообщение по теме «Развитие земноводных».

- Давайте вспомним критерии оценивания выполнения работы.

(Последовательность изложения правильная.

Ошибки по форме изложения отсутствуют.

Изложение текста полное.)

Тексты для детей.

Весной в прудах, тихих заводях рек, озёр и болот, когда вода прогревается, самки лягушек и жаб мечут комки икринок, очень похожих на икру рыб.

Развитие икры. Чем выше температура воды, тем быстрее появляется головастик. Этот этап длится 7-10 дней: из икринки появляется личинка лягушки - головастик. 

 

Развитие головастика продолжается в течение двух месяцев. Появившийся головастик напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. В первые дни жизни головастик лишен рта и питается благодаря запасу питательных веществ.

Головастик дышит жабрами, которые представляют собой светлые пучки-жгутики, расположенные с обеих сторон головы. Вскоре начинают появляться задние конечности, а затем передние, с плавательными перепонками между пальцами. Через некоторое время исчезают жабры и развиваются легкие.

Через 2-3 месяца головастик теряет хвост и превращается в маленького лягушонка. Через 3 года он превратится во взрослую лягушку и начнёт метать икру.

(проверка выполнения работы учащимися, оценивание работы)

- Составим схему «Стадии развития земноводных».

- Послушайте интересные факты о размножении лягушек.

Лягушачья икра может находиться в самых разных местах: цепляться за водоросли, или собранная в длинную «верёвку», плавает у поверхности воды. В икринке личинка лягушки растёт не по дням, а по часам, так как окружена питательным веществом – желтком. Появившийся головастик несколько дней висит, присосавшись к водорослям, а когда запасы желтка, унесённого из икринки, кончаются, головастик плывёт туда, где зеленеют подводные травы, которыми он будет питаться до превращения в лягушку.

У лягушки озерной превращение головастика в маленького лягушонка длится всего 5 дней. Превращение головастика в маленького лягушонка сопровождается уменьшением размеров тела.

В Средней Европе, на Юге Западной Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе, в Казани и Ленинграде живут лягушки чесночницы. Головастик чесночницы достигает в длину от 7 см до17 см и более, а взрослая особь достигает в длину 5-7 см.

- Какую из запланированных задач выполнили?

Закрепление изученного материала

- Назовите, что общего и в чём отличие в развитии рыб и земноводных.

- В маршрутном листе выполните задание №3 - вставьте пропущенные слова в схемах развития рыб и земноводных.

- Проверьте правильность выполнения работы. Оцените себя.

Рефлексия

- Подведём итог работы и продолжим предложения

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

-Что нового узнали на уроке?

-Кому было интересно?

- А теперь поднимите зелёные карточки, кому всё было понятно в течение урока, жёлтые - было интересно, но не всё понятно, красные – если на уроке ничего не понятно и было не интересно. (Оценивание учителем детей)

Итог урока. Домашнее задание.

- Творческое задание: составить сказку о том как

1 ряд – появился маленький лягушонок

2 ряд – появилась маленькая рыбка

Опубликовано


Комментарии (1)

Пахомова Татьяна Петровна, 04.05.17 в 22:06 0Ответить Пожаловаться
Интересная разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.