Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру 3 класс «Развитие рыб и земноводных»

11
1
Материал опубликован 2 May 2017

Автор: Зюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ п. Тыр

Предмет: окружающий мир

УМК: « Гармония»

Тема: развитие рыб и земноводных

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с развитием рыб и земноводных

Задачи:

1.Изучить этапы развития рыб и земноводных; выявить отличие в развитии рыб и земноводных

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные умения:

Познакомиться с этапами развития рыб и земноводных.

Метапредметные умения:

Познавательные: работа с различными источниками и видами информации. Развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Коммуникативные: Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе. Развивать умение принимать коллективное решение.

Регулятивные: Самостоятельно решать поставленные на уроке задачи, используя свои знания, умения и практические навыки. Контролировать и координировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Личностные умения:

Осознание необходимости обучения. Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. Учиться выражать свое мнение.

Оборудование:

Учебник О. Т. Поглазова «Окружающий мир» ч.2, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2013 г.

Маршрутные листы для учащихся

Набор карточек «Собери схему развития рыб» (по количеству учащихся)

Приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к личному опыту.

Ход урока

Орг. момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать,

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

- Определим наши действия на уроке.

У - учиться позвать окружающий мир

Р - рассуждать, рассказывать

О - открывать для себя новое, обсуждать

К - коллективно работать

-Зачем мы с вами будем выполнять эти действия? (Эти действия будем выполнять для того, чтобы познакомиться с новым учебным материалом)

Проверка домашнего задания

- На уроке будем работать по маршрутному листу, и оценивать работу сигнальными карточками: карточка зелёного цвета – работа выполнена без ошибок, карточка жёлтого цвета – работа выполнена с 1-2 ошибками, карточка красного цвета – 3-4 ошибки.

- Выполните задание №1 в маршрутном листе: тестовую работу по теме «Размножение животных и птиц»

Тестовая работа.

Время появления потомства у большинства животных

А) весна

Б) осень

В) зима

Г) лето

У млекопитающих детёныши

А) появляются из икринок

Б) развиваются из яиц

В) рождаются

Г) происходит несколько стадий превращений

У птиц и пресмыкающихся детёныши

А) появляются из икринок

Б) развиваются из яиц

В) рождаются

Г) в развитии происходит несколько стадий превращений

Что находится в желтке яйца

А) скорлупа

Б) питательные вещества, необходимые для его роста и развития

В) белок

Г) ничего

Какую роль играет яичный белок?

А) в нем находятся питательные вещества, необходимые для его роста и развития

Б) в белке находится зародыш

В) никакую

Г) предохраняет зародыш от ударов о стенки яйца

- Проверим правильность выполнения работы.

- Оцените свою работу.

- Проверка выполнения работы показала, что домашний материал усвоен вами хорошо.

Актуализация знаний

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это… (щука)

До ушей зелёный рот.

В камышах она живёт.

И в болоте хохотушка

Громко квакает … (лягушка)

- К какой группе животных относится щука? Лягушка? (щука – рыбы, лягушка – земноводные)

- Назовите основные признаки рыб, земноводных. (Рыбы – среда обитания – вода, тело покрыто чешуёй, дышат с помощью жабр, плавают с помощью плавников. Земноводные – взрослые представители живут и на суше, и в воде, кожа у них голая и влажная, дышат лёгкими и кожей)

Определение темы урока

- Из наборов букв составьте слова и назовите тему сегодняшнего урока. (Р з а и в т е и б ы р и е з м н о в о ы д н х)

- Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с развитием рыб и земноводных, узнать отличия в их развитии)

- Для чего надо знать, как развиваются рыбы и земноводные? (Рыбы и земноводные являются частью окружающего нас мира.)

Ознакомление с новым материалом

- Сейчас будем выполнять работу в парах. Давайте вспомним правила работы в парах, группе. (Уважай мнение одноклассника (ов). Не перебивай собеседника. Не согласен – предлагай!)

- Прочитайте текст в учебнике на стр. 76 и в маршрутных листах выполните задание №2: допишите предложения.

1. Рыбы развиваются из ……. (икринок)

2. Когда водоёмы весной освободятся ото льда, самки речных, озёрных и морских рыб находят неглубокие места с чистой проточной водой и вымётывают там икру, начинается …..(нерест)

3. Из икры развиваются маленькие смешные существа с глазками и хвостиками. Их называют …(личинки)

4. Через некоторое время личинка становится похожей на взрослую рыбу – это … (малёк)

- Проверим правильность выполнения работы. (Учащиеся читают дописанные предложения и сверяют правильность выполнения со слайдом на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Составьте схему «Стадии развития рыб». (Икринка-личинка-малёк-рыба)

- В какое время года, и в каких местах самки рыб вымётывают икру? (Весной, когда водоёмы освободятся ото льда, самки речных, озёрных и морских рыб находят неглубокие места с чистой проточной водой и вымётывают там икру)

- В зависимости от вида рыбы, в помете бывает от 800 до нескольких десятков тысяч икринок. Огромное число икринок гибнет, и от каждой самки выживает несколько особей. Подумайте и назовите причины гибели икринок. (Причины гибели икринок: зародыши могут стать пищей для взрослых рыб, могут погибнуть из-за нехватки кислорода, волна может выбросить икринки на берег и они пересохнут и погибнут)

- У личинок есть желточный мешочек с остатками желтка из икринки, который содержит питательные вещества. Это помогает личинке первое время питаться, расти, не занимаясь поисками пищи. После того, как желточный мешочек рассосётся, личинка ищет себе корм – различные микроорганизмы, которых много в воде.

- Чем отличаются личинки от икринок? (Личинки, в отличие от икринок, имеют глаза и хвостик, способны передвигаться и искать себе корм)

- Почему мальков можно встретить на мелководье рек и озёр? (Вода на мелководье теплее и нет рыб хищников)

- Очень оригинально заботится о своем потомстве африканская рыбка тилапия: она носит икру и мальков в своем рту! Мальки спокойно плавают вокруг своей матери, что-то глотают, плавают... Но стоит возникнуть малейшей опасности, как мать подает сигнал, резко двинув хвостом и по-особому подрагивая плавниками, и... мальки тут же устремляются в убежище - рот матери.

- Из набора карточек собери схему развития рыб. (Работа индивидуальная)

- Проверьте и оцените свою работу.

- Какую задачу, запланированную в начале урока, выполнили?

-

Физминутка

Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.

Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.

Сколько гуппи здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз.

Ознакомление с новым материалом

- Для того чтобы познакомиться с развитием земноводных, я предлагаю выполнить работу в группе. Каждый участник группы получает текст, знакомится с его содержанием, рассказывает информацию всей группе и вместе участники группы составляют сообщение по теме «Развитие земноводных».

- Давайте вспомним критерии оценивания выполнения работы.

(Последовательность изложения правильная.

Ошибки по форме изложения отсутствуют.

Изложение текста полное.)

Тексты для детей.

Весной в прудах, тихих заводях рек, озёр и болот, когда вода прогревается, самки лягушек и жаб мечут комки икринок, очень похожих на икру рыб.

Развитие икры. Чем выше температура воды, тем быстрее появляется головастик. Этот этап длится 7-10 дней: из икринки появляется личинка лягушки - головастик. 

 

Развитие головастика продолжается в течение двух месяцев. Появившийся головастик напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. В первые дни жизни головастик лишен рта и питается благодаря запасу питательных веществ.

Головастик дышит жабрами, которые представляют собой светлые пучки-жгутики, расположенные с обеих сторон головы. Вскоре начинают появляться задние конечности, а затем передние, с плавательными перепонками между пальцами. Через некоторое время исчезают жабры и развиваются легкие.

Через 2-3 месяца головастик теряет хвост и превращается в маленького лягушонка. Через 3 года он превратится во взрослую лягушку и начнёт метать икру.

(проверка выполнения работы учащимися, оценивание работы)

- Составим схему «Стадии развития земноводных».

- Послушайте интересные факты о размножении лягушек.

Лягушачья икра может находиться в самых разных местах: цепляться за водоросли, или собранная в длинную «верёвку», плавает у поверхности воды. В икринке личинка лягушки растёт не по дням, а по часам, так как окружена питательным веществом – желтком. Появившийся головастик несколько дней висит, присосавшись к водорослям, а когда запасы желтка, унесённого из икринки, кончаются, головастик плывёт туда, где зеленеют подводные травы, которыми он будет питаться до превращения в лягушку.

У лягушки озерной превращение головастика в маленького лягушонка длится всего 5 дней. Превращение головастика в маленького лягушонка сопровождается уменьшением размеров тела.

В Средней Европе, на Юге Западной Сибири, в Крыму, на Северном Кавказе, в Казани и Ленинграде живут лягушки чесночницы. Головастик чесночницы достигает в длину от 7 см до17 см и более, а взрослая особь достигает в длину 5-7 см.

- Какую из запланированных задач выполнили?

Закрепление изученного материала

- Назовите, что общего и в чём отличие в развитии рыб и земноводных.

- В маршрутном листе выполните задание №3 - вставьте пропущенные слова в схемах развития рыб и земноводных.

- Проверьте правильность выполнения работы. Оцените себя.

Рефлексия

- Подведём итог работы и продолжим предложения

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

-Что нового узнали на уроке?

-Кому было интересно?

- А теперь поднимите зелёные карточки, кому всё было понятно в течение урока, жёлтые - было интересно, но не всё понятно, красные – если на уроке ничего не понятно и было не интересно. (Оценивание учителем детей)

Итог урока. Домашнее задание.

- Творческое задание: составить сказку о том как

1 ряд – появился маленький лягушонок

2 ряд – появилась маленькая рыбка

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная разработка!

4 May 2017