Методическая разработка — квест-игра на экологическую тему «Спасти планету» (1–4 классы)

8
2
Материал опубликован 21 November 2020 в группе

t1605981929aa.jpg





Автор: Луценко Марина Евгеньевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 20 г.Твери


Методическая разработка

Квест-игра на экологическую тему «Спасти планету»




Введение

В настоящее время мы всё чаще слышим, о формировании экологической культуры ребенка, о сформированности его экологического начала и воспитания, как неотъемлемую часть нравственного качества личности. Поэтому главным и важным звеном, связывающим экологическое воспитание и образование, является работа с младшим школьником во внеурочное время. Именно в этот период задача окружающих помочь сформировать представление об окружающем мире, и важно, чтобы эти представления включали в себя и роль природы в жизни человека, взаимосвязей в окружающем мире, т. е. знания об экологии.

В наше время научно-технический прогресс занимает первое место в развитии страны и общества и характеризуется усиливающимся антропогенным воздействием на окружающую среду. При этом возросло негативное влияние человека на природу. Своим потребительским отношением к окружающему миру человечество уже нанесло природе непоправимый ущерб и вред.

Игровой мир настолько богат и разнообразен, что создать полную классификацию его жанров пока никому не удалось. Тем не менее, одна из разновидностей игр под названием «квест» пользуется большой популярностью. В переводе с английского quest означает «поиск, выполнение поручений». В реальной жизни квестом называют игру, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату. Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Квесты могут длиться несколько часов и задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами. Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Если говорить о малышах, то подобные задания заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками,

Экологический квест «Спасти планету»

(развивающая игра на экологическую тему)


Возрастная категория: учащиеся начальных классов


Цель игры:

систематизировать и расширить знания уч-ся о состоянии природы нашей планеты,

раскрыть некоторые экологические проблемы;

сформирование представления о Земле как общечеловеческом доме;

показать важность и направления сотрудничества в области охраны окружающей среды;

способствовать воспитанию ответственного отношения к природе.


Прогнозируемые результаты игры:

учащиеся расширят представление об экологии, как науке;

попробуют найти пути решения некоторых экологических проблем современного мира;

осознают, что неправильное, неразумное отношение к окружающей среде и экологии в целом вредит человечеству.


Задачи:

1. Выработать у детей осознанное отношение к окружающей среде.

2. Научить воспитанников бережно пользоваться ресурсами.

3. Ознакомить детей с правилами взаимодействия с живой и неживой природой.


Познавательные УУД 

1.Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

2.Формируем умение на основе анализа увиденного или услышанного самостоятельно делать выводы.


Регулятивные УУД 

1.Формируем умение высказывать своё предположение по тому или иному поводу, отстаивать свою точку зрения.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение составлять план деятельности с одноклассниками..


Личностные УУД 

1.Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

2. Формируем общее представление о моральных нормах поведения.


Коммуникативные УУД 

1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.


Инвентарь:

проектор, лопаты, перчатки, саженцы, ведро с водой, мусорные пакеты.


Оборудование:

глобус, кроссворд, информационные листы, аудиозапись голоса Земли, интерактивная доска, презентация.

Ход игры

1.Подготовительная работа к включению детей в игру. Мотивация.

Звучит мелодия из песни «Звёздная страна».

Учитель читает стихи, держа в руках глобус.

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, весёлая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

- Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.

(На слайде видна планета.)

Звучит голос Земли: Мне радостно слышать вас и обидно.

Учитель:

Ребята, нас услышала планета - наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

Звучит голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда- то могла радоваться, могла любить? А ведь я любила, любила весь мир, всё вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Как же я была прекрасна в то время! Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание, но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достаёт внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Неужели я создала и вскормила собственного губителя? У вас ещё есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Учитель:

Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется? (см презентацию)

Для того чтобы помочь Земле, нам нужны будут силы.

Ребята, вы наверное уже догадались, какова тема нашего занятия?

Правильно, молодцы! Она так и звучит: «Спасти планету».

Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?

Посмотрите, какое интересное сообщение недавно было перехвачено с другой планеты.

Сообщение о бедствии и призыв помощи:

«Мы плохо себя чувствуем, живем в куполе, как только пытаемся выйти за его пределы, нам становится плохо, что же мы делаем не так. Спасите, пожалуйста, нас. Мы долго не продержимся».

Все проходят в актовый зал (класс), где их встречает ребенок в костюме инопланетянина.


2.Задания.

1.«Что – хорошо, а что - плохо».

Инопланетянин 1:

Привет. Наконец-то вы добрались до нас, мы так рады. Ребята, вот что мне принесли наши разведчики. Это фотографии нашей местности, помогите разобраться, что же тут не так. В некоторых местах мы не способны пребывать.

Выдаются 20 карточек с изображением «хорошей» и «плохой» экологии. Учащиеся сортируют их на 2 группы и объясняют свое решение.

Спасибо, ребята, теперь я начинаю понимать что же происходит.

За выполнение задания ребятам выдается подсказка к следующему заданию. («Среди тех мест, где нам еще можно находиться, есть излюбленное место моего брата, идите туда и помогите ему непременно». Прилагается фотография клумбы около входа в школу).


2. «Научи меня делать добро».

Инопланетянин 2:

Ребята, вы пришли мне помочь? Наконец-то я вас дождался! Мой брат рассказал, что вы разгадали причину наших несчастий. Теперь наша задача благоустроить как можно больше территории. Помогите мне, покажите, как это сделать, мы никогда не занимались подобным на нашей планете.

Рядом с Инопланетянином 2 стоит весь необходимый инвентарь для посадки саженцев. По выполнения задания ребятам выдается конверт с подсказкой для следующего задания.

«Иди на запад 8 шагов».

Рядом с Инопланетянином 2 расположено дерево, на котором написаны стороны света.

3. «Самый умный».

Пройдя 8 шагов на запад, дети видят стенд с наклеенным на него кроссвордом на экологическую тему. Разгадав кроссворд, воспитанники узнают, куда им двигаться дальше по центральному выделенному слову.

Кроссворд:

1. Она бывает «хорошей», бывает «плохой» и мы с нетерпением ждем, когда о ней скажут после программы новостей (Погода).

2. Когда-то ясное, когда-то «затянутое», но всегда красивое. Там и солнышко живет и луна, и звезды (Небо).

3. Поля, леса, горы одним словом (Природа).

4. Водоем с течением (Река).

5. Приятно по ней бегать босиком, а можно и полежать на ней (Трава).

По горизонтали получается слово горка.

Дети должны проследовать к горке должны, где их ожидает следующий Инопланетянин.

4. «Чистюли».

Инопланетянин 3 (ждет около горки ребят ):

Ребята, вы смогли ко мне добраться, как же я рад! Мне никак не попасть домой, что я только не перепробовал, но как только делаю больше 5 шагов от этого места, сразу становится трудно дышать, я не пойму в чем дело. Не так давно я смог поймать сигнал из дома, но мои приборы работают очень слабо, батарейки почти сели и я не смог его расшифровать. Помогите мне, пожалуйста.

Инопланетянин 3 протягивает детям листок с шифром из цифр (соответствуют порядковому номеру букв в алфавите), которые они должны перевести во фразу «Чистота начинается с дома».

Инопланетянин выдает детям мусорные пакеты и перчатки. Все вместе убираются, он рад, что может отправиться домой. В награду они получают конверт с подсказкой. Инопланетянин прощается с ребятами, спеша домой, где так давно не был. (В конверте ребята находят инструкцию «Посчитав все лавочки по этой считалочке, вы ответы найдете и планету спасете»).

На лужок пришли бельчата,

Медвежата, барсучата.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Вот стоят две лавочки,

И сидят там зайчики.

5. «Вопросы-ответы»

Под лавочкой приклеен конверт с заданием. В нем загадки на тему экологии.

Инопланетянин 1 (подходит к ребятам):

Как же я рад, что такие умные дети решили нам помочь, эти загадки составили наши учителя, но мы совсем их не слушали, мне кажется, мы зря так поступали. Но что-то все-таки я помню (Зачитывает им загадки. За неправильные ответы дает им задания, связанные с физической активностью (пройти гуськом вокруг лавочки, 10 раз присесть синхронно, попрыгать на одной ноге…).

Загадки:

Они украшают луга и леса,

И это не только природы краса —

В них пчелы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

(Цветы)

Они лесные санитары,

Так назвали люди их недаром,

Что бы лес был красив и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Они на страже день и ночь,

Гонят разных короедов прочь.

(Муравьи)

Без взрослых с ним развлекаться опасно,

Закончится может забава ужасно,

В лесу очень сухо бывает порой,

И он обернётся серьезной бедой.

(Костер)

Можем мы в траве их встретить,

Ведь жильцов там миллион!

Ты их увидишь на пути,

Не обижай а отойди!

Без них весь лес, друг мой,

И одинокий и пустой.

(Насекомые)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

(Вода)

Ты без него не сможешь жить,

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня.

(Воздух)

Могут исчезнуть цветы и зверята,

Люди в их гибели виноваты.

Редкие виды не следует рвать,

Животных и птиц ни к чему убивать.

Чтобы погибло все, хватит и мига..

Читайте, ребята,... (Красную книгу)

Раскаленный шар из газа,

В небе он заметен сразу,

Дарит нам тепло и свет,

Без него и жизни нет.

(Солнце)

На этой территории животные живут,

Они здесь не боятся, что люди их убьют.

Пространство охраняется, и безопасно тут.

Скажите же, ребята, как те места зовут?

(Заповедники)

Есть у ребят, Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет Сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

6. «Вокруг нас».

Инопланетянин 3:

У нас на планете кроме нас, никто больше не живет, они не смогли приспособиться к среде, мы не поймем в чем причина. Кого мы можем завести, помогите, кого нам стоит завести и охранять:

- Нам хочется, что бы кто-то летал над головой. (Птицы)

-Нам хочется, сто бы кто-то ползал под ногами. (Насекомые)

-Нам бы хотелось, что бы кто-то жил в водоемах. (Рыбы)

-Мы хотим видеть кого-то рядом с нами, в наших домах, кроме себе подобных. (Домашние животные).


Инопланетянин:

К нам в штаб пришло послание от старейшин, они сидят в библиотеке и ищут ответы, что же мы делаем не так.

Далее он их сопровождает обратно на базу (в класс).

Старейшины сказали, что мы выбрасываем слишком много мусора. Надо придумать теперь, что с ним делать. Давайте посоветуемся с главным мастером.

7. «Мастер на все руки».

Приходит Мастер, который рассказывает, что можно вторично использовать большинство вещей, тем самым спасая планету. Проводит мастер-класс из бросового материала «Неземные цветы».

t1605981929ab.jpgt1605981929ac.jpg

В заключении детям нужно по очереди дать определение слова «ЭКОЛОГИЯ», ведь именно из-за нее на этой планете все пошло не так.

3. Итоги игры.

Инопланетянин 1:

Ого, спасибо огромное! Ну, надо же, вот что оказывается, испортилось на нашей планете, вот за чем мы должны следить и заботиться! Об экологии! Мы и забыли об этой науке, изучающую среду вокруг нас. Нужно немедленно разослать сообщение всем жителям нашей планеты, что бы мы смогли исправить наши ошибки и не допускать их вновь.

Учитель: - Спасибо и вам , инопланетяне, что вы помогли нам тоже понять, как важно вместе оберегать свою планету, защищать ее от бед и разрушений.

-А что для этого мы можем сделать, ребята?


4. Выводы:

Учитель:

Можем ли мы с вами помочь спасти нашу планету?

Вдумайтесь в эти слова и запомните их:

« Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, — на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки». Дмитрий Лихачёв

5.В заключительной части игры исполняется песня

«Гимн природе:

Пусть наша планета живет

И каждый ее бережет….».

( возможно совместное чаепитие, обсуждение игры и пр.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень содержательный и полезный материал. Спасибо за работу!

21 November 2020

Интересная работа! Спасибо за творчество!

22 November 2020