Методическая разработка мероприятия «правовой образовательный квест «Путешествие в страну прав и обязанностей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
Смоленская область, г. Ярцево, Школьный переулок д.8
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ
«ПРАВОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ»
АВТОР: Волонцевич Г.А.
педагог дополнительного образования,
педагог-организатор
2022 г.
Актуальность: Каждый человек, независимо от возраста, представляет собой самостоятельную личность, имеющий свою точку зрения, волю и намерения. Проживая в социуме, он также наделён правами и обязанностями, которые необходимо знать и владеть ими. Работая с детьми на протяжении долгих лет, мною была выявлена закономерность: дети 10-13 очень хорошо знают свои права, но, к сожалению, не соблюдают обязанности. Одной из воспитательных задач педагога является создание условий для педагогической коррекции личностных качеств обучающихся, которые создают основу для понимания негативных влияний общества, воспитания социальной личности, которая опирается на ценности правовой культуры. Отсюда следует, что одним из первостепенных направлений современного учебно-воспитательного процесса является формирование правовой культуры обучающихся, профилактика правонарушений и девиантного поведения. Современные дети намного продуктивнее усваивают знания в процессе самостоятельного поиска, изучения и систематизации новой информации. Правовой квест, не только позволяет каждому участнику проявить свои знания и способности в правовом поле, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, их аналитических способностей, развивает фантазию и творчество. Подобная технология, в силу своей доступности и относительной несложности, игровой формы подачи служит эффективным инструментом в организации работы по формированию ответственности и предупреждению различных правонарушений среди обучающихся.
Область применения: разработку можно применять во внеурочной
деятельности, при проведении классных часов, внеклассного мероприятия.
Участники: обучающиеся 5-7 классов, педагоги.
Форма проведения: тематический образовательный линейный квест (все задания выполняются последовательно, без пропусков).
Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый
Нормативно – правовые основы, определяющие проведение правового квеста:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о Поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020);
- Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года N 51- ФЗ;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры обучающихся.
Задачи:
- формировать правовое самосознание, воспитать уважение к правам и свободам личности;
- воспитывать правовую грамотность обучающихся, способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей;
- развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.
- вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс, побуждать к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные проблемно-правовые ситуации.
Прогнозируемые результаты:
- каждый обучающийся вовлечен в активный познавательный процесс, усиливается мотивация к получению новых правовых знаний и компетенций;
- развивается интерес к Законам государства,
-формируются навыки исследовательской деятельности, развиваются навыки работы с информацией,
- воспитывается правовая грамотность, социально-коммуникативные качества детей и повышается гражданская активность обучающихся.
Этапы проведения:
I. Этап подготовки:
1.1. Определение ответственного(ых) в образовательной организации
за проведение квеста.
1.2. Распределение обязанностей среди организаторов и определение
основных этапов квеста.
1.3. Определение местоположения станций на территории Центра детского творчества.
1.4. Подготовка маршрутных листов для команд-участниц, информационного
и методического материала.
II. Этап проведения:
2.1. Объявление темы квест - игры.
2.2. Формирование команд игроков, определение капитанов (презентация
команд: название и девиз).
2.3. Проведение инструктажа для участников квест - игры (правила
прохождения маршрута, определение времени для выполнения заданий на
каждой из станций, переходы между станциями).
2.4. Прохождение станций командами.
III. Этап подведения итогов:
3.1. Рефлексия.
3.2. Награждение.
Описание игры: на территории Центра детского творчества в кабинетах размещены локации, на которых дети должны выполнять определенные задания. Квест линейный, прохождение маршрута строго по маршрутным листам, с указанием времени прохождения и оценочных баллов. Участвуют в квесте три и более команды, вместе с командой по локациям проходят педагоги-кураторы, их задача – направлять команду по заданному маршруту. Все участники квеста перед стартом собираются в одном кабинете и получают разъяснительную информацию от ведущей. Здесь же дети разбиваются по командам (применяются жетоны разных цветов по количеству детей/цвета по количеству команд), выбирают капитанов и придумывают названия своим командам. Затем капитанам вручаются маршрутные листы.
На каждой станции при полном выполнении задания капитану вручается часть пропавшего закона Центра детского творчества. Та из команд, которая раньше всех восстановит пропавший закон и принесет его к ведущей без штрафных баллов и без перебора, обозначенного в игре времени, и станет победителем игры.
Ход мероприятия
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые! Мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране. И имя ей - «Страна прав и обязанностей».
Давным-давно, тысячу лет назад на земле с появлением людей одновременно появились и вопросы:
- Что они обязаны делать, а что могут не сделать?
- На что имеют право, и что для них под запретом?
К сожалению, люди стали решать эти важные вопросы не в беседах между собой и путем международных переговоров, а в драках и войнах. В конце концов, им удалось придти к разрешению проблемы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Именно этот документ являлся основой при создании Конвенции прав ребенка. Конвенция ООН о правах ребёнка была принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Основная идея Конвенции – наилучшее обеспечение интересов ребёнка. На территории нашей страны Конвенция о правах ребёнка вступила в силу 15 сентября 1990 года
Четыре общих принципа Конвенции
Недискриминация (статья 2)
Наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3)
Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6)
Представление взглядов ребёнка (статья 12)
Но прежде, чем мы отправимся в страну прав и обязанностей, нам необходимо разобраться, что, же такое права?..как вы думаете?
Права - это нормы и правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Прав не существует без обязанностей. Так что же такое обязанности, как вы понимаете это слово?
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, желаниям самого человека.
Сегодня мы проведем правовой квест «Путешествие по стране прав и обязанностей» узнаем, как хорошо вы их знаете, и не забудем об обязанностях. Но прежде, чем вы приступите к прохождению маршрута, необходимо разбиться на команды (жетоны по цветам - по необходимости). Теперь вам необходимо выбрать капитана и придумать название команды.
Давайте познакомимся:
Команда № 1 - _________________________________________,
Команда № 2 - _________________________________________,
Команда № 3 - _________________________________________,
Команда № 4 - _________________________________________,
Каждая команда должна посетить 5 локаций. Время пребывания на локации не более 7 минут.
Первое задание вы получаете от куратора локации, причем оно состоит из двух этапов. Продолжать маршрут вы сможете только тогда, когда вам в маршрутных листах будут проставлены заработанные баллы. После прохождения всех локаций вы сдаете маршрутные листы нашей счетной комиссии. Всем все понятно? Тогда НИ ПУХА, НИ ПЕРА в испытаниях!!!
1 локация: «Камень мудрости»
Из 12 человеческих ценных качеств дети выбирают пять для них наиболее значимых, остальные вычеркивают
таблица «Человеческие ценности»
Ценность |
Общительность |
Самодисциплина |
Честность |
Независимость |
Скромность |
Умение слушать |
Тяга к знаниям |
Самоуважение |
Терпение |
Ум |
Совесть |
Аккуратность |
таблица «Права или обязанности»
Необходимо распределить в две колонки права и обязанности школьников (в таблицу заносятся цифры, соответствующие действиям)
Права | Обязанности |
Бесплатное образование
Активность в приобретении знаний
Уважать мнение всех учащихся и учителей
Удобное рабочее место
Посещать школу в предназначенное для этого время
Защита личной собственности
Посещение школьных мероприятий
Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
Вести себя корректно на переменах и на уроках
Деловое сотрудничество с учителем
Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
Беречь школьное имущество
(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)
2 локация «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).
Куратор локации: В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд, кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Вам нужно найти и вычеркнуть слова:
Читать можно по вертикали, по горизонтали и под углом
2. таблица «Спрятанные слова»
О | Н | В | Е | Н | Ц | И | О | К | Л | С | Р | У | |
Ч | З | Р | П | Л | Е | М | Я | Н | О | И | Т | А | А |
Г | О | С | М | Н | О | С | Т | Ь | Н | О | Р | Т | Я |
Д | Е | У | Д | А | Р | С | А | Т | С | Д | Е | Ь | Л |
Е | Д | Е | В | Щ | Г | Т | Я | Т | Т | И | Ь | Я | Ы |
О | О | Н | С | А | Я | В | О | Н | Б | Т | Р | А | Т |
Е | Ч | С | В | Е | К | О | Р | А | Н | У | Ц | Ч | Е |
Р | Е | Ц | О | Н | Н | О | С | В | П | И | И | Я | Т |
О | Б | Я | З | А | Я | Р | Т | Ь | Р | Е | Ц | Х | Я |
С | Е | Е | К | К | О | Ю | Ж | Д | А | Е | Ж | А | Б |
Н | Н | В | Е | С | Н | К | Д | И | В | О | Э | Р | А |
З | О | Л | О | В | К | А | А | З | П | Ь | Ю | Ж | Н |
Ш | К | Р | И | Н | Б | А | Н | И | Н | К | С | У | Д |
ООН СУД ОБЯЗАННОСТЬ ПРАВО КОНВЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВО КОНСТИТУЦИЯ СТАТЬЯ
3 локация «ПРАВОВАЯ»
Куратор локации: Ребята, посмотрите, какая нужная книга вас здесь встречает. И название уже знакомо «Права ребёнка» Давайте прогуляемся по страницам этой книги и посмотрим, в каких любимых сказках нарушаются права героев, а где они веселы, счастливы, смеются.
Право на жизнь
Чтобы узнать с героями, какой сказки вам предстоит сейчас встретиться, нужно отгадать загадку:
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз
Кто-то страшный встретится девочке сейчас …
Звучит музыка, входит Красная Шапочка. За ней бежит Волк
Волк: Стой, постой, сестрица, ты куда идёшь, девица?
Красная Шапочка:
Я иду вон в ту избушку, хочу проведать нашу бабушку,
А послала меня к ней моя матушка.
(Волк хватает Красную Шапочку за руку)
Красная Шапочка: Волк - волчище, отпусти, Волк-волчище, не тащи!
Волк: Я тебя не отпущу, я тебя здесь проглочу!
Ведущий: Ребята, подскажите, какое право здесь нарушается и кем?
Право на жизнь- Волк нарушает.
Красная Шапочка: Волк - волчище, отпусти, Волк-волчище, не тащи!
Волк:
Так и быть, отпущу, так и быть - не проглочу!
Девочки, не бойтесь, мальчишки, успокойтесь,
Я не злой, не злой совсем, вашу девочку не съем,
Я живу не в чаще, я ненастоящий! (дарит букет цветов), кланяются и уходят.
Сразу же звучит мелодия из к\ф «Айболит 66», появляется сам Айболит
Айболит: Здравствуйте, дети!
Вы не будете болеть, ну а вдруг случится,
Буду горлышко вам греть, в ноги класть горчицу,
К вам домой всегда приду, выпишу лекарства,
Ведь нельзя болеть вам всем, кашлять и сморкаться. Ребята, о каком праве я сейчас вам рассказал? Верно, о праве на оказание медицинской помощи. Но, что-то и вы обязаны сделать, чтобы сохранить своё здоровье? Что вы должны делать? Кто знает?
(Ответы детей)
- Но друзья, мне пора бежать, нужно зверятам в Африке витамины раздавать!
Вновь звучит музыка вбегает испуганный заяц.
Заяц. Помогите! Ну помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня же и выгнала.(входит Лиса)
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Ведущая: Подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей) Правильно: каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе жить будем(уходят)
Ведущая: Ребята, а у нас еще одни сказочные гости. Но прежде, чем они появятся, я начну рассказывать вам сказку. Жили- были Старик со Старухой. Жили они ладно, дружно. Вот только одно горе - у них детей не было. Вот пришла зима снежная, намела сугробов до пояса, старик на них смотрит, да и говорит.
-А что, старуха, давай мы себе из снега дочку сделаем.
Старуха согласилась. Вышли они в огород и принялись дочку из снега лепить. Слепили и спать пошли , а на утро вышли на неё полюбоваться и видят…
Старик: Глянь, Старуха, что за чудо! Наша Снегурочка ожила!
Старуха: Чудеса! Как красива, как мила!
Снегурочка: Матушка! Батюшка! Как хорошо, что у меня есть семья!
Ведущая: Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей) О каком праве Снегурочки говорится в этой сказке?
(Ответы детей)
Звучит мелодия фильма «Приключение Буратино», появляются Буратино и Мальвина
Мальвина: Я сейчас займусь вашим воспитанием и образованием.
Запомните пять важных правил
Нельзя в варенье лезть руками.
Глотать пирожные целиком,
Болтать ногами под столом.
Нельзя на скатерть кофе лить,
Нельзя за завтраком шалить.
Буратино:
Что за такое наказание?
Зачем мне это воспитание?
Мальвина:
Прошу внимания у Вас.
Займёмся счётом мы сейчас.
У Вас в кармане есть две груши.
Одну Вы мне дадите скушать.
И сколько груш у Вас осталось?
Буратино: (выворачивает карманы)
Нет ни одной, как оказалось.
Мальвина:
Слушайте внимательно!
У Вас в кармане есть две груши.
Одну Вы мне дадите скушать.
Буратино:
Свои я груши никому
Я никогда не отдаю.
Мальвина:
Вы не способны ни к чему.
Буратино: Учиться, учиться!
Какой от счёта прок?
Вот я сейчас Вам покажу
Особенный урок! Достает рогатку, целится в детей
Куратор локации: Ребята, о каком праве здесь идет речь и какую обязанность нарушает Буратино? (Ответ детей)
Куратор локации: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями! Удачи вам на следующей станции!
4 локация «Соображалия»
Куратор локации: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру « Разрешается – запрещается». Я буду говорить о каком-либо правиле, а вы дружно отвечаете: разрешается или запрещается.
Вот в углу стоит мальчишка.
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго ….
В семье дети должны жить
Мамочке цветы дарить –
Это…..
Мать с ребенком разлучают,
В рабство сына отправляют
Это ….
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться
Это….
Если трудится ребенок,
Мало у него силенок.
Ноги подгибаются,
Это …
В мире вместе дружно жить,
С разными детьми дружить.
Это…
И еще одно задание: вы видите слова, в которых перепутаны буквы. Ваша задача за 3 минуты их прочитать правильно:
КЕОНВЦИНЯ
ИЗЖЬН
ЗКАОН
СКОНТУЦЯИНТ
ОРБАЗОАВЕНИ
5 локация « Чрезвычайных Ситуаций»
1 команда - задания:
Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*
Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
2 команда – задания
Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и, надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.
Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядком?
( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)
Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
команда - задания
Мама: Сынок, я ухожу, помой после себя посуду, пожалуйста.
Сын: У Меня завтра контрольная…
Мама: Но это же ты не убрал за собой!…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.
Как вы думаете, кто прав? И что может ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования.)
Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну личной переписки)
4 команда – задания:
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать?
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…
На чьей стороне закон? (Закон на стороне учительницы. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).
Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
После сдачи маршрутных листов, пока подводятся итоги.
Ведущая: Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Давайте еще раз вспомним ваши права:
Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться
Имею право любить,
Но бить – ни в коем случае.
Имею право жить
И надеяться только на лучшее.
Имею право грустить,
Но творить суицид – опомнитесь!
Только раз дается жизнь –
Это прекрасное право помните.
Имею право дружить,
Но ссориться как – то не хочется.
Я готова вас всех любить,
Лишь бы не было в мире жестокости!
Имею право дарить Цветы,
Улыбки, подарки и почести,
Чтоб стало чуть-чуть теплей,
И не было одиночества.
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
И жизнью пользуясь по праву,
Мы гордо говорим: имеем право!
Рефлексия «Наполни шкатулку»
Ведущая: Наш квест завершается.Пока кураторы команд подсчитывают баллы и готовятся к награждению, организаторам квеста очень важно узнать ваше мнение о его проведении, понравилось вам в нем участвовать или нет. (На столе лежат серые и желтые камешки на всех участников квеста.) Сейчас каждому из вас предстоит оценить наше мероприятие, если вам понравилось -возьмите желтый камешек, если нет – серый и положите в шкатулку с аналогичным цветом.
Награждение кураторами локаций участников правового квеста. Команда-победительница зачитывает собранный закон центра детского творчества.
Ведущая: На этом «Путешествие в страну прав и обязанностей» закончено, но мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны. До свидания, ребята! До новой встречи!
Заключение:
Правовое воспитание - это процесс, направленный на воспитание правовой культуры, правового сознания личности путём целенаправленного воздействия.
Разработанная мною программа правового квеста для школьников среднего звена включает в себя соревновательные моменты: мозговой штурм, ребусы, кроссворд, кейсовые задания и т.д. Выполняя задания квеста, дети учатся формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Воспитательная нагрузка мероприятия, его нравственный аспект реализуется через выбор актуальной темы, общение в неформальной обстановке и в виде диалога, через возможность научиться договариваться и согласовывать свои действия с другими людьми – обучение толерантности; квест не только способен создать условия для повышения уровня правовой культуры и правового сознания обучающихся, путём расширения знаний прав и обязанностей личности, правовых норм и позволит правильному пониманию их смысла и содержания; сформирует у детей мотивацию к получению новых правовых знаний.
Литература
Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства ребенка: координация усилий семьи и школы, М.: Просвещение, 2022.
Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Я – ребенок, и я имею право, М.: Просвещение, 2019
Нищева Н.И., Мои права. Школьникам о правах и обязанностях. М.: ООО Издательство «Детство-пресс»,2018.
Осяк С.А., Султанбекова С.С. «Образовательный квест – современная интерактивная технология»// «Современные проблемы науки и образования» - 2017.- № 1-2.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ учебное пособие М.: Академия, 2019.
Шорыгина Т.А., «Беседы о правах ребёнка», М. ТЦ «Сфера», 2021.