12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ошвинцева Лариса Николаевна332
Россия


t1654198572aa.gif



Методическая разработка на тему 




«ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ РУССКОГО ЯЗЫКА»


t1654198572ac.gif





Автор: преподаватель Ошвинцева Л. Н.

E-mail: OshvintsevaLN@yandex.ru


г. Пермь

2022





Актуальность

Изучая раздел орфографии русского языка, многие учащиеся сталкиваются с трудностями в понимании и запоминания большого количества правил. Некоторые школьники пользуются недостаточно эффективными методами запоминания. Знание закономерностей работы аппарата памяти может способствовать повышению качества учебной деятельности.

Иновационность

Инновационность методической статьи заключается в классификации орфографический правил русского языка с учетом наилучших приёмов запоминания информации учащимися.

Адресат

Методическая статья адресована педагогам образовательных учреждений для проведения уроков русского языка , родителям и детям на семейном образовании.

Цель и задачи методической статьи

Основной целью методической статьи помощь педагогам при проектировании урока русского языка , родителям учащихся при проверке домашнего задания.

Задачами методической разработки являются:

- систематизация способов и приёмов запоминания информации, выявление наиболее эффективноых приёмов запоминания правил;

-проектирование учебного материала с учетом эффетивных приёмов запоминания информации.




Память.

В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.

В настоящее время существуют несколько определений памяти.

М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков дают определение памяти как интегрированного психического отражения прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационного фонда его жизнедеятельности.

Л.Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как «процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения» (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках).

А. Н. Леонтьев определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта .

С.И. Крутецкий дал следующее определение: «память – это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации».

Л.Д. Столяренко определил память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Процессы памяти.

Различают три основных процесса памяти: запоминание, воспроизведение и узнавание. Процессы памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами: восприятием, вниманием, волей, мышлением. Процессы памяти, процессы, влияющие на память, виды памяти условно можно представить в виде схемы:

t1654198572af.gif

Особенности запоминания и воспроизведения учебной информации младшими школьниками


М.В. Пронина отмечает, что заинтересованность ученика в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются превращают память младшего школьника в высшую психологическую функцию, память ученика из опосредованной и эмоциональной становится логической, смысловой. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры и средств запоминания, ученики овладевают опосредованным запоминанием, используя письменную речь как знаковое средство.

А.А. Смирнов утверждает, что в детстве преобладают образный и эмоциональный виды памяти. Поэтому младшие школьники запоминают наглядный материал: предметы, которые окружают ребенка и с которыми он взаимодействует. Продуктивность запоминания материала значительно выше, чем запоминания словесного материала.

Психологические исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова выявили зависимость запоминания от характера деятельности. В своих трудах учёные выделяют условия успешного запоминания, которые представлены в виде схемы:

t1654198572ag.gif

М.В. Пронина выделяет следующие приемы запоминания :

группировка – разбиение материала на группы по каким-либо

основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.);

опорные пункты – выделение какого-либо краткого пункта, служащего

опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы

излагаемого в тексте, примеры и т.д.);

мнемический план – совокупность опорных пунктов;

классификация – распределение каких-либо предметов, явлений,

понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих

признаков;

структурирование – установление взаимного расположения частей,

составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;

систематизация – установление определенного расположении частей целого и связей между ними;

схематизация – изображение или описание чего-либо в основных

чертах или упрощенного представления запоминаемой информации;

аналогия –установление сходства, подобия в определенных

отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных;

мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания;

перекодирование – вербализация (проговаривание, называние) невербального материала или представление вербального материала в образной форме, а также

преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т.д.;

достраивание запоминаемого материала – привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки или метод мест);

серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве и т.д.;

ассоциация – установление связей по сходству, смежности или

противоположности запоминаемого с индивидуальным опытом субъекта.

  Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективными для учащихся являются комбинированные приёмы мнемотехники.

  Учитывая особенности памяти младшего школьника для быстроты, запоминания правила представлены в виде короткого обучающего видеоролика, в котором орфографические правила русского языка систематизированы и представлены в виде схемы:

t1654198572ah.gif​​​​​​​

​​​​​​​

ИСТОЧНИКИ

Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979.

Кинякина О. Н. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция, М. «Эксмо», 2007.

Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352с.

Статья - Основные методы успешного запоминания | Статья: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

Методы систематизации информации (spravochnick.ru)













Дата проведения: по 2 июня
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.