Методическая разработка открытого урока "Чтение" 3 класс

0
1
Материал опубликован 10 November

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАКЕЕВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №36»















Методическая разработка

Открытого урока в 3 классе коррекционной школы по предмету:

чтение 3 класс

Тема:

В. А. Сухомлинский. Притча «Потому что я – Человек».

















Разработала:

преподаватель первой категории

Коваленко Т.И.







Макеевка 2024




Тема урока:

В. А. Сухомлинский. Притча «Потому что я – Человек».

Цели и задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навык осознанного чтения;

- учить читать плавно, выразительно, четко, правильно;

- учить работать в группах;

- учить правильно интонировать;

- учить анализировать события, выражать свое отношение к

героям произведения;

- развивать способность замечать добрые поступки;

- формировать нравственные качества;

- формировать коммуникативную компетентность;

- расширять и закреплять знания обучающихся о творчестве

В. А. Сухомлинского.

Коррекционно – развивающие:

- развивать устную речь;

- развивать критическое мышление;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- корригировать звукопроизношение;

- уточнять и расширять словарь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к чтению;

- воспитывать нравственные качества;

- воспитывать доброту, благодарность, заботу о других.

Формирование БУД:

Познавательные:

- умение читать;

- сравнивать, обобщать;

- постановка и решение проблем.

Коммуникативные:

- умение слушать;

- вступать в контакт, вступать в диалог;

- участвовать в обсуждении;

- интегрироваться в группу сверстников;

- строить продуктивное сотрудничество.

Регулятивные:

- умение организовывать в свою учебную деятельность

( планирование, оценка, саморегуляция).

Личностные:

- осознание, исследование, принятие жизненных ценностей;

- умение ориентироваться в нравственных нормах и правилах;

- вырабатывать свою жизненную позицию.

Оборудование:

пословицы, интерактивная игра « Ассоциативный куст», портрет В. А. Сухомлинского, красные, желтые, синие, зеленые кружочки, фотографии с изображением В. А. Сухомлинского, смайлики, тесты, заготовка для составления предложения (игра «Напиши начало предложения»).


Ход урока.

I. Подготовительный этап.

1.Оргмомент.

Учитель:

Прозвенел и стих звонок,

Начинаем наш урок.

А у нас сегодня гости,

Поприветствуем их!

Обучающиеся:

Наши ушки на макушке

Глазки шире открываем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Учитель:

- Сели ровненько, ребята! Посмотрите на плакат « Сиди правильно». Как правильно сидеть?

Ноги? – на месте.

Руки? – на месте.

Локти? - у края.

Спинка? – прямая.

3. Учитель:

- Ребята! Сегодня прекрасный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам и всем присутствующим, вы тоже улыбнитесь всем присутствующим и мне, а теперь улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начнем наш урок.

- У нас сейчас урок «Чтение».

Учитель:

- Давайте подготовим наш артикуляционный аппарат к

дальнейшей работе:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Плавно, четко говорим,

И тихонечко сидим.

- Произносим гласные: а, о, у, е, ы, ю, и, я, е.

- Чистоговорки:

За – за – за –вот идет коза.

Зу – зу –зу – розу я везу.

Са – са – са – живет в лесу лиса.

Дыхательные упражнения.

Упражнение « Задуй свечу».

Упражнение « Сдуй бумажечку».

« Игра « Молния».

- В каждом столбике слов выберите лишнее:

ЛИС СЫН РИС

ЛИС СЫН РЫСЬ

ЛИС СЫР РИС

ЛЕС СЫН РИС

4. Учитель:

- Ребята, а зачем нам нужно уметь читать?

( Ответы детей).

- А какое произведение вам было задано вчера на дом?

- Нам задавали читать стихотворение М. Исаковского «Вишня».

Учитель:

- Сегодня я проверю домашнее задание при помощи тестов.

- У вас на парте лежат листочки с тестами. На них вопросы и ответы к ним. Вам необходимо выбрать правильные ответы и поставить напротив них галочку. Работать вы будете в парах.

Приступаем к работе. Работаем тихо, чтобы не мешать друг другу.

- Закончили? Молодцы! (Подведение итогов тестирования, оценить работу обучающихся).

Работаем дальше.

5. Учитель:

- Посмотрите на доску. На доске пословицы.

Добра желаешь, добро и делай.

Жизнь дана на добрые дела.

- Какое слово объединяет эти две пословицы?

- Правильно, « добро».

- А теперь, скажите: какие ассоциации у вас вызывает слово

« Человек»? Каким должен быть Человек?

( Интерактивная игра « Ассоциативный куст».)

Добро:

-человечность

-благородство

-порядочность

-бескорыстность

-любовь

-дружба

- Какое слово объединяет пословицы и характеристику

Человека?

- Добро, доброта.

II. Основной этап урока.

1. Сообщение темы и задач урока.

-Ребята! Мы продолжаем читать рассказы, стихотворения о доброте, о

добрых поступках. Сегодня мы будем читать притчу « Потому что я -

человек».

Словарная работа.

- Что такое притча?

Словарь русского языка С. В. Ожегова. «При́тча» - это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне.

-Чему учат притчи? (они учат людей хорошим поступкам, намекают на то, как надо жить)

Наша притча будет посвящена теме добра и зла.


Написал притчу великий педагог В. Сухомлинский. (Показать портрет В. Сухомлинского). Мы уже читали много рассказов Сухомлинского. Родился Сухомлинский в 1918 г. в селе Васильевка Кировоградской области в семье селянина – бедняка. Прожил В. Сухомлинский 52 года. В 1970 году его не стало. Во время войны он воевал на фронте. Посмотрите сколько у него медалей и орденов. В его сочинениях преобладает доброта, так ка он сам был очень добрым человеком, и хотел, чтобы дети вырастали добрыми, чуткими, трудолюбивыми, чтобы любили родителей, Родину, отчий дом.

Переходим к работе над текстом.

Задачи, над которыми мы будем с вами работать:

- Научиться читать текст.

- Научиться отвечать на вопросы к тексту.

- Научиться пересказывать текст.

- Будем учиться высказываться.

2. Чтение текста рассказа «Потому что я - человек» одним из обучающихся

класса.

Словарная работа:

Путники – люди, которые путешествуют пешком или идут пешком.

Обочина – край дороги.

3. Предварительная работа над текстом.

- Понравился ли вам рассказ?

- Назовите главных героев рассказа.

5. Чтение хором слогов, слов:

Спо- ,кря-, вто-, тре -, вни -, два-, ста-, спро-.

Вни-ма-тель-но, се-ми-лет-ний, спотк-нул-ся, за-мед-ли-ли, ос-та-но-вил-ся, раз-думь- е, взяв.

6. Самостоятельное чтение рассказа обучающимися.

7. Аналитическая работа.

Чтение текста обучающимися частями, разбор каждой части по вопросам:

а) – Кто шел по дороге?

- Что случилось с отцом?

б) – Что случилось с отцом на второй день?

в) – Что сказал отец сыну на третий день?

- Был ли камень на дороге?

- Кого встретили отец и сын?

г) – О чем спросил старика мальчик?

- Что сделал старик?

8. ФИЗМИНУТКА.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

9. Отдохнули, продолжаем работать.

Учитель:

- Кто из героев рассказа вам понравился больше всех?

- Чем вам понравился старик?

- Подходят ли к характеристике старика все вот эти слова?

( Слова из « Ассоциативного куста ».)

-Да.

Старик:

-добрый

-благородный

-бескорыстный

-любит людей

- Почему старик убрал камень?

- Зачем старик убрал камень? Он это сделал для себя?

Правильно, для всех, он ничего с этого не имел, т. е. бескорыстно.

Бескорыстие – словарная работа:

Качество человека, совершающего гуманные поступки и не стремящегося получить плату или выгоду.

- Кто из героев рассказа вам не понравился?

- Чем вам не понравился отец и сын?

- Как должны были поступить отец с сыном?

- Как можно охарактеризовать отца?

- Как вы думаете, мальчику стало стыдно за отца?

- На кого из героев вы бы хотели быть похожими?

- На какое произведение похож по содержанию рассказ

«Потому что я - человек »?

10. Инсценировка рассказа по ролям с пересказом текста хором.

11. Игра « Хвостики».

Учитель начинает читать какой-то отрывок из притчи, а дети ищут этот отрывок в тексте и продолжают его читать дальше.

12. Самостоятельная работа обучающихся:

Дети составляют предложение, которое заканчивается словами:

«…………………………………

потому что я – человек».

Учитель:

- Молодцы, ребята! Я очень хочу, чтобы вы всегда помнили, что вы – люди, и в жизни совершали только добре поступки.

III. Заключительный этап урока.

1. Итог урока.

Урок сегодня был удачный

Не прошел для вас он зря,

Вы все очень постарались,

Вам понравилось, друзья?

- Понравился ли вам урок?

- Если понравился – поднимите красный кружочек,

если не понравился – желтый.

- Что мы делали на уроке?

2. Рефлексия.

- Поднимите зеленый кружочек, если вы можете о себе так

сказать:

« Я все понял, я молодец!»

- Поднимите синий кружочек, если вы считаете, что

« Не все понял, я могу лучше!»

3. Оценка работы обучающихся учителем.

4. Домашнее задание.

Выразительно читать притчу В. Сухомлинского «Потому что я - Человек», отвечать на вопросы.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Ивановна, спасибо за конспект интересного урока! И, наверное, открытый урок прошёл хорошо. Однако после знакомства с содержанием у меня возникло много вопросов: в чём заключается суть дыхательного упражнения « Игра « Молния» и интерактивной игры «Ассоциативный куст». А, может, кто-то не знает суть остальных упражнений... Какие слова лишние в каждой строчке и почему? Обязательно нужно это указать. И предполагаемые ответы детей тоже должны быть в конспекте, чтобы любой, кто воспользуется Вашим конспектом, без труда смог провести по нему свой урок.

10 November

Похожие публикации