12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федотова Тамара Николаевна74
0

«Методические материалы, обеспечивающие реализацию предмета ОРКСЭ модуль « Основы православной культуры» основанные на семейных ценностях и традициях».

Название конкурсной работы :

«Методические материалы, обеспечивающие реализацию предмета ОРКСЭ модуль « Основы православной культуры» основанные на семейных ценностях и традициях».

4 «а», 4 «б», 4 «в» классы

Возраст уч-ся: 10-11 лет

Федотова Тамара Николаевна

учитель











р.п. Куйтун Иркутской области

2022г уч.г.



Содержание.

1.Титульный лист.

2.Введение. Актуальность.

3.Основная часть.

1.1. Родительское собрание по выбору модуля курса ОРКСЭ.

1.2. Технологическая карта урока « Христианская семья»

1.3 Внеклассное мероприятие совместно с родителями

4. Заключение.




Глава 1.Введение в работу.

Актуальность:

Роль православной культуры в формировании семейных ценностей современной молодежи является основой для создания здорового и полноценного общества.

Я считаю, что именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей у наших детей. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности ребёнка. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищённости, что необходимо для их гармоничного развития и уверенности в собственных возможностях.

Семейные традиции обеспечивают ребёнку, который ежедневно сталкивается с непонятным и далеко не всегда приветливым окружающим миром, стабильность уклада жизни, уверенность в том, что близкие люди рядом. Традиции помогают сделать детство по-настоящему счастливым , они учат ребёнка воспринимать жизнь позитивно, сохраняя гордость за себя и свою семью.

Одним из важнейших условий успешной работы по формированию семейных ценностей  является тесное взаимодействие учреждений системы образования с семьями учащихся. Думаю, что необходимо объединить усилия семьи и системы образования в создании единого воспитательно - образовательного пространства для развития духовной личности ребенка. Это тоже в свою очередь способствует сплочению семей, сближает всех участников процесса.

Таким образом, семье нужно реализовать некоторые важные задачи: во-первых, признать необходимость становления своей семьи как «домашней церкви», единой по духу и по образу жизнедеятельности, а, во-вторых, осуществлять постоянные творческие усилия, направленные на поддержание этого единства и целостности. Решив данные задачи, члены семьи получат возможность свободно общаться и взаимодействовать друг с другом,  начнут больше доверять друг другу, прощать и любить, а вместе с этим в семьях будет формироваться совместная христианская жизнь.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что принятие  христианских ценностей  семьей не только приносит добрые плоды, вызывая заинтересованность и благодарность членов семьи, но и способствует формированию семейных традиций.

Поэтому . начинать надо с выбора модуля на родительском собрании, продолжить работу н а уроках и скреплением внутрисемейных взаимоотношений является так же проведение внеклассных мероприятий совместно с родителями и детьми.

Глава 2. Основная часть

1.1.Родительское собрание по выбору модуля курса ОРКСЭ.

Модуль: « Основы православной культуры ( ОПК)»

Уважаемые родители !

Культура России формировалась под воздействием Православия и все её сферы тесно связаны с Православием. Без знания основ православной культуры невозможно полноценное освоение ценностей российской культуры. Детей необходимо приобщать к православным культурным ценностям. Без их изучения и знания трудно воспитать гражданина и патриота, человека, который любит свою страну и гордится ею.

В рамках православной культурной традиции в нашем обществе сформировался уникальный православный уклад жизни. Нельзя лишить ребёнка возможности изучения этого уклада и приобщения к нему.

Также необходимо отметить, что при недостатке знаний в области религии тема духовного бытия часто обрастает фантазиями, становится источником предрассудков. Человек должен ориентироваться в области религии и не стать жертвой существующих и возникающих сект, деятельность которых страшна и приводит к психическим заболеваниям и деградации личности.

В школьном возрасте ребёнок осмысливает и определяет для себя систему ценностей. Ребёнок каждую минуту стоит перед выбором, что выбрать: добро или зло. Если он выбрал зло осознанно – это его ответственность, а если неосознанно, т.е. он не имеет чёткого понятия добра и зла, виноваты мы, потому что мы не дали ему этих понятий. Уроки Основы православной культуры ( ОПК) дают такую возможность.

Преподавание этого предмета направлено на духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника.

Что нового предлагает Министерство образования и науки РФ?

Министерство образования предлагает познакомить детей с религиозной культурой и традиционными нравственными ценностями народов России.

Необходимо особо подчеркнуть, что курс ОРКСЭ носит культурологическую направленность. Его преподавание не предусматривает обучения религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения, обучение молитве, участию в обрядах и таинствах Церкви. В рамках же курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий

Поэтому Основы Православной Культуры(ОПК) – светский модуль.

Но человека, не знающего культуры своей страны, мы не можем назвать вполне образованным.

Дети всего мира изучают культуру той страны, в которой они живут. В России исторически сформировалась русская культура, которая, как говорят этнографы, является вмещающей для всех остальных. Русская культура за тысячу лет создана многими поколениями православных людей.

Именно Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности и культуры. Понять отечественную историю, литературу и искусство – всё то, чем жили наши предки, и то, что отличает современную Россию от других стран, невозможно без знания православной культуры.

Мы не выбирали семью, в которой родились и страну, в которой родились, следовательно, не выбираем и культуру, мы в ней рождаемся и живём. Каждый гражданин РФ должен знать культуру своего отечества.

Что главное в ОПК? Это христианская этика и непосредственно культура.

Православие оказало влияние на все области искусства и знания.

Содержание учебного модуля ОПК:

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.Подвиг.

Что даёт изучение ОПК:

Православная культура предлагает высочайший образец нравственности. В основе православной культуры лежат традиционные национальные ценности, такие как почитание родителей и уважение к старшим, целомудрие, ответственность, честность и трудолюбие, любовь и верность в браке и т.п..

Возможность познакомить детей с русской национальной культурой, которой более тысячи лет. Именно православие питало отечественную культуру все эти годы.

История православия поможет детям в изучении русского языка, истории, литературы, МХК и искусства.

Вовлечь родителей в процесс школьного воспитания детей. Преподавание ОПК предполагает участие родителей в подготовке заданий.

Создать условия для развития толерантности у детей (православие миролюбиво ко всем культурам).

Помочь детям не стать жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации (профилактика попадания в секты).

Профилактика растления. Целомудрие – одна высочайших христианских добродетелей.

По данным социологических опросов, в школах, где преподаются ОПК, отмечается улучшение взаимопонимания среди учащихся, родителей и педагогов.

Доктор педагогических наук, профессор Курского государственного университета В. М. Меньшиков говорит:

«…Мы уже много лет спорим, нужна ли религиозная культура в школе, а в это время на наших глазах нравственно деградирует целое подрастающее поколение.

Надо не спорить, а всем миром делать все, чтобы их спасти. Там, где нормально поставлено преподавание православной культуры, нет детской преступности. Это факт, это практика»...

Курс ОПК призван способствовать не только укреплению межрелигиозного мира в нашей стране, но и духовно-нравственному воспитанию школьников, развитию внутренних связей между школьным образованием и семейным воспитанием. В целом это весомый вклад в обновление воспитания и в школе, и в обществе.

Спасибо за внимание!

1.2. Технологическая карта урока.

Тема урока№ 27: «Христианская семья»

Педагогическая цель: создать условия для знакомства учащихся с основами христианской семьи, формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи:
1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологии : приёмы смыслового чтения.

Методы обучения:

-проблемно-поисковые

-практические

-словесные

Формы организации познавательной деятельности:

-групповая

-фронтальная

-индивидуальная

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

закрепить и расширить знания учащихся о форме и характере своей семьи; закрепить ценности, которые передаются в семье;

-приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий :семейные ценности -формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Метапредметные :

учить добывать информацию из текста; использовать жизненный опыт; формировать умение извлекать фактическую информацию; работать с дополнительной литературой; делать выводы.

-умение описывать памятные события родного края, школы, семьи.

Личностные результаты :

-осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность); 

-развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям.

-настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- умение определять свое отношение к семье и уважительное отношение к окружающим; развитие творческой активности и речи учащихся; воспитание внимания к окружающим, готовности прийти на помощь; оценивание жизненных ситуаций (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-иметь мотивацию к учебной деятельности, умение выражать эмоции.

Основные термины и понятия: семья, венчание, традиции

Технологическая карта Приложение №1

1.3. Внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие совместно с родителями

"Семейные ценности и традиции".

Цель:
- формировать чувство уважения, любви к традициям своей семьи; 
- вырабатывать чувство ответственности за свою семью.

Предварительная работа :
- проведение выставки детских рисунков «Традиции моей семьи» 
- беседы с родителями о традициях семьи; 
- заучивание с детьми пословиц и стихотворений о семье.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Радость моя»

Ведущий 1. Добрый вечер, дорогие друзья!

- Стихотворение о семье ( читают уч-ся)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья –это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Ведущий 1 Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает нам о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. В семье все
чем - то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером.

Семья - это тыл, в который мы возвращаемся после успехов и неудач, после наград и проигрышей, неполадок на работе, после контрольных в школе, первых обид в детском саду, это место где всегда нас встречают добром и добром провожают в путь. Дом, в котором нас любят, ждут и понимают! 

Ведущий 2 Сколько в семье загадок и поучительных открытий! Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное, дает росток. На нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Ведущий 1. В каждой семье есть свои традиции, обычаи и они передаются из поколения в поколение. Молодая семья строится не на пустом месте, она имеет за плечами опыт родительских семей, семей своих близких. В одних семьях традицией является встреча Нового года, Рождества, Дня Победы. В этот день соберётся вся семья, приготовят любимые кушанья. Другие семьи своей семейной традицией считают посещение мемориала погибшим в годы Вов, посещение на Пасху церкви. В - третьих семьях имеется фамильная драгоценность, которую передают от одного члена семьи к другому, например, кольцо. А в фильме «с лёгким паром» традицией главного героя было посещение на Новый Год бани.

Ведущий 2. Например, в семье моей подруги есть традиция в новогоднюю ночь ровно в полночь всем взяться за руки и высоко подпрыгнуть, так они все вместе «впрыгивают» в Новый год.

В некоторых семьях принято на праздники и дни рождения выпускать поздравительные газеты.

А как замечательно своими руками изготовить елочные украшения и всей семьей украсить новогоднюю елку. И если рядом с ребенком в этот момент и папа, и мама, то начинается настоящее волшебство.

Ведущий 1. Да что мы будем рассказывать? О своих традициях нам сегодня расскажут замечательные семьи ребят


Встречайте!

Семья……… ……………..


Пушкова Анастасия, стихотворение ………………………………………….



О своих семейных ценностях расскажет семья………………………………….









Сценка: «Дамочки – мадамочки»

1 Тяжело быть мамой знаем!

2 Надо всюду успевать.

3 Мы сегодня не отстанем

4 Будем в мам сейчас играть

1 (вынимает куклу из коляски)

Ой, девочки, вчера мой Мишутка не хотел есть кашу!

Все: Как это!

1 Рот не открывал. Так я ему кашу по щекам размазала. А потом в раковине полчаса отмывала.

2 (вынимая куклу из коляски) А моя Аленка ничего не ест. Только глазками моргает . Хлоп-хлоп.

3 (обращается к 4 девочке) А как у тебя ребенка зовут?

4 Женя. (достает куклу из коляски)

3 А у тебя мальчик или девочка?

4 Мальчик. Ой, девочка. Нет, пусть будет мальчик или девочка…. Ну, в общем я еще не решила

3 (вздыхая) Да, с детьми так тяжело!!!

5 (выбегает) Девчонки, пошли во двор на скакалке попрыгаем!

Все хотят уйти, кроме первой девочки

1 (все хотят уйти, кроме первой девочки)

Эй, мамаши! А детишек на кого оставили?

Девочки останавливаются

2 Ой, точно, совсем забыли.

Все: Угу!

3 (говорит 5 девочке) Не пойдем, некогда нам.

Все: Угу!

4 Надо еще пелёнки поменять.

Все (вздыхая) Забот полон рот!

Поют на мотив песни «Папа может, папа может все что угодно»

Мама может, мама может все что угодно-

Мыть посуду, красить губы и борщ варить.

Мама может, мама может все что угодно-

Только мамой, только мамой непросто быть.

Выходит мальчик.

Мальчик: Во что играем девчонки? В дочки матери, наверное?

2 Уйди Петров! Не мешай нам.

Мальчик: Да не буду я вам мешать. Больно нужно!

3 (заботливо) Петров, а что это ты такой бледный? Ты не заболел?

Мальчик: Нет. Просто вчера меня мама вымыла.

1 Ладно, Петров, иди гуляй! Нам ещё детей спать укладывать. Потом на «паникюр» и «медикюр»

4 А как дети заснут, шопингом займемся. У меня тут где-то 10 рублей завалялись. На чупа-чупс хватит.

Мальчик: Ой-ёй-ёй, строят тут из себя дамочек – мадамочек.

Все: А мы и есть маленькие дамы. (танец на мотив песни Beyonce «Single ladies».)


Ведущий 1. Из этих девчонок вырастут очень хорошие мамы. - Только в жизни роль мамы гораздо сложнее. Нужно вырастить ребѐнка здорового, умного, воспитанного. Сколько у мамы забот!!!


О своих семейных ценностях расскажет семья Кривенок Елен. Никол…………

Всем мамам это стихотворение посвящается. Читает…………………………………..

Как хорошо, что есть на свете мамы.

Не важно дворники они иль бизнесс-дамы.

Они, для нас - детей почти, что боги,

Ведущие по жизненной дороге.

Они нас в муках жизнью одарили.

До самой старости нас - "малышей" любили.

Бывало, мы их часто обижали,

Но мамы нас, конечно же, прощали.

Вернее не найдѐшь ты в жизни друга,

Чем мама - твоя верная подруга.

Она тебе всегда в беде поможет.

Обнимет, поцелует, спать уложит.

И не предаст, как многие "друзья".

Тебе, родная, посвящаю я

Все достижения мои и все победы.

Пускай обходят стороною беды.

Не огорчайся, что бегут твои года.

Тебя не брошу я, родная никогда!

А теперь предоставим слово для выступления семье…………………………..


Маша исполняет танец………………………………………..


Игра « Аплодисменты»
Ведущий: Пока семьи работают над заданием, поиграем. 
Встаньте.
- Кто похож на папу? Аплодисменты.
- Кто похож на маму? Аплодисменты.
-Кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты.
-В чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты.
- У кого нет секретов от родителей? Аплодисменты.
-К кому приходят друзья в гости? Аплодисменты
-Кто помогает родителям по дому? Аплодисменты.
-Кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты.




Ведущий Первый раз, взглянув на своего малыша, родители знают: что их малыш самый лучший, самый красивый, самый любимый. Сколько бы вам не было лет, родители будут любить вас так же крепко и нежно, как в детстве. И только с годами вы начнете ценить все больше и больше любовь родителей, понимать, что вам всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд, добрый совет отца и его крепкое плечо.



Ведущий Почитать родителей – значит: в детстве - их слушать. В молодости-с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что нежное семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды. Бывает, что по одному человеку судят 
о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье



Дети читают стихи

1-й: Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и в судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

2-й: Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

3-й: Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечает папа: «Не было тебя».

Как же может быть такое, чтобы без меня

Родилась такая дружная семья?

4-й: Я так люблю, когда Луна глядит в окошко,

И сказки тихо бродят по углам.

А рядом мама держит за ладошку,

И гладит мои волосы слегка.

5-й: Сегодня в доме выходной,

Сегодня – воскресенье.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,

Для мамы печём печенье.

6-й: Мы стол накрываем и ставим цветы,

Печенье кладём на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет,

А мама помоет посуду.

7-й: Мой папа любит в дневнике

Красиво расписаться,

А с двойками, что ставят мне,

Он разрешает маме разбираться.

8-й: Что такое семья? Это мать и отец,

Братья, сёстры и я.

Сени в доме, крылец.

И соседи, родня, школа, улица, пруд,

Огороды, друзья, что за уши дерут.

9-й: Это то, без чего невозможно прожить,

Это детство моё, и его не забыть…

Оно силы даёт созидать и творить,

Где б ты ни был, зовёт.

Дверь охота открыть,

Посидеть за столом,

10-й: Вспомнить тех, кого нет,

И ещё о былом, словно не был сто лет.

Наши корни – семья, как исток у реки,

Это крепость твоя, говорят старики.

11-й: И отец говорил, повторяла мне мать,

Чтоб я род сохранил, стал его продолжать.

Без семьи не прожить, человеком не стать,

Нужно жить, и любить, и детей воспитать,

Посадить деревцо, также выстроить дом,

Помнить слово отцов – сила Родины в нём.


Ведущий Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в мир добром.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье.

Что может быть еще дороже

На этой сказочной земле?

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в Семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей Ваш дом!



Ведущий Спасибо, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, что вы откликнулись на наше приглашение. Мы всегда рады видеть вас. Надеемся, что наши встречи станут доброй семейной традицией. Счастья и радости вашим семьям.
Пусть ни горе, ни беда над семьёй не будут властны,
Рядом пусть идут всегда доброта, здоровье, счастье!


До свидания! До новых встреч!



Глава 3. Заключение

Как результат изучения ОПК- это уважение к традициям своего народа -.уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры. Умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений. приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа, усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства. Развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России. Знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России. Осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие. Умение следить за своими словами и делами, способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы, настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими. Модуль « Основы православной культуры» положительно влияет на поведение уч-ся и их духовный мир.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.