Методическая разработка практического занятия по теме «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры»
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Таймырский колледж»
Методическая разработка практического занятия
по теме «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры»
дисциплина «Русский язык»
специальность: 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Разработчик: Лысакова М.В., преподаватель русского языка.
Дудинка, 2020
Пояснительная записка.
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями в области русского языка, опытом творческой деятельности и направлены на достижение следующих результатов (выписка из рабочей программы):
личностных | 1.Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; |
2.Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; | |
3.Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; | |
4.Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; | |
5.Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | |
6.Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; | |
7.Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; | |
метапредметных | 1.Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; |
2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; | |
3.Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | |
4.Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; | |
5.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | |
6.Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; | |
предметных | 1.Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; |
2.Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | |
3.Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; | |
4.Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; | |
5.Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; | |
6.Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; | |
7.Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; | |
8.Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | |
9.Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; | |
10.Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
Условные сокращения.
При указании достигнутых результатов в практической работе будет проставлено:
- личностные Л(1,2);
-метапредметные М(1,4,6);
- предметные П(1,2,9).
Инструкционная карта на выполнение практического занятия
Тема: Язык как средство общения и форма существования национальной культуры
Цель занятия: совершенствовать навыки работы с научно-учебным текстом; способствовать повышению письменной грамотности; воспитывать уважение к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов.
Результаты:
Л (1,2,3,4)
М (1,4,5,6)
П (7)
Норма времени: 90 минут.
Оснащение рабочего места: инструкционная карта.
Контрольные вопросы при допуске:
- Каковы две основные функции русского языка в жизни человеческого общества?
- Какова роль русского языка в жизни нашего государства?
- К какой группе славянских языков он относится?
- Помогает ли это в общении людей славянской национальности?
- Назовите реформаторов русского языка?
Теоретическая информация
Перед вами громада — русский язык!
Наслажденье глубокое зовёт вас,
наслажденье погрузиться во всю неизмеримость
его и изловить чудные законы его...
Н. В. Гоголь
«Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», — писал великий Л.Н. Толстой. В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: с помощью слова, т. е. с помощью языка, люди имеют возможность общаться, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. Язык непосредственно связан с мышлением, он является орудием мышления. Следовательно, язык — необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры.
Русский язык — язык великого русского народа, имеющего героическую историю, выдающиеся достижения в области науки, культуры, литературы, общественной мысли и т. д.
Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.
О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие учёные, поэты, писатели. Н.В. Гоголь назвал русский язык «живым как жизнь», подчёркивая его способность постоянно обогащаться и совершенствоваться. Он говорил и о меткости русского слова: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
И.С. Тургенев неоднократно призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Он также советовал: «Берегите чистоту языка, как святыню!»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения народов России.
Русский язык — один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и некоторых других международных организаций.
Высшей формой национального языка является литературный язык.
Основоположником современного русского литературного языка считают А.С. Пушкина. И.С. Тургенев писал о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением...» Впоследствии развитие и совершенствование норм русского языка продолжались в творчестве крупнейших писателей и публицистов, а также во всей многообразной деятельности русского народа, русского общества.
Язык, будучи средством общения людей, тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отклик в языке.
Прежде всего это отражается на словарном составе языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов сопровождается исчезновением из общего употребления и соответствующих слов
(Архаизмы - устаревшие слова, вытесненные более современными: град - город, страж - сторож. Историзмы - называют предметы, вышедшие из употребления: боярин, пищаль, урядник, конка.)
С развитием техники, науки, искусства, всех сфер общественной жизни появляются новые понятия и новые слова. Новые орудия труда, предметы домашнего обихода, новые представления о мире несут с собой и новую лексику. Вместе с ними в языке беспрерывно появляются неологизмы.
Более медленно, но всё же изменяются и фонетический строй языка, и его морфология, синтаксис. Связано это и с внутренними закономерностями языка, и с жизнью общества, ускорением темпа жизни, повышения уровня грамотности и общей культуры носителей языка.
Нужна ли единая языковая политика в государстве? Если нужна, то почему?
Создаются словари и справочники, нормирующие произношение, ударение, словоупотребление, построение словосочетаний и предложений, защита родного языка от его огрубления, принижения, засорения ненужными заимствованиями из других языков - всё это дело языковой политики, осуществляемое самим обществом, передовой его частью под руководством государственных органов. Мы должны бережно относиться к культурным, духовным ценностям, запечатлённым в языке. Язык должен помогать в воспитании патриотических чувств россиян, национальной гордости, т. е он связан с историей.
Языки бывают естественные и искусственные.
Естественные языки возникают без предварительного замысла в процессе мыслительной, трудовой и общественной деятельности больших групп людей. Как правило, естественные языки образуются на протяжении длительного периода времени. Они обслуживают все сферы жизни людей. Естественный язык создаётся народом, а не каким-то отдельным человеком.
Разноязычие всегда мешало народам общаться друг с другом, поэтому попытки создать язык, понятный для всех, «по предварительному замыслу», предпринимаются с XVII века.
Искусственные языки — это языки, которые созданы одним человеком или группой людей за непродолжительный период времени. В зависимости от цели использования они делятся на специализированные и неспециализированные.
Специализированные языки — это прежде всего языки программирования (PL, PASCAL, BASIC), символические языки математики, физики, химии. Неспециализированные искусственные языки — это языки, созданные для международного общения. Различных проектов искусственных международных языков более 2 тысяч.
Историческая справка о реформаторах русского языка:
М.В. Ломоносов: Центральное место среди его трудов занимает «Российская грамматика» (1755) — первая грамматика русского языка. Идея создания грамматики русского языка была вызвана практической потребностью в хорошем руководстве, поскольку до него существовали две грамматики славяно-русского языка — Л. Зизания (1596) и М. Смотрицкого (1619), а также две грамматики русского языка, одна из которых вышла в Англии на латинском языке (грамматика Г. Лудольфа), вторая — анонимная грамматика на немецком языке. В «Грамматике» Ломоносов определил грамматические, орфоэпические, орфографические и лексико-стилистические нормы русского языка середины XVIII в. и наметил тенденции их дальнейшего изменения. Ломоносовская «Грамматика» была законодательницей русского языка почти 80 лет, вплоть до появления грамматики А.Х. Востокова.
А.Х. Востоков: В 1831 г. опубликовал два пособия, в которых излагалась его грамматическая концепция, — «Сокращённая русская грамматика...» и «Русская грамматика...». Первая книга была предназначена для уездных учебных заведений и не содержала исторических справок, стилистических замечаний. Во второй книге, составленной как школьный учебник, не было теоретических рассуждений, но был огромный фактический материал, представленный в виде кратких и точных определений; он позволяет оценивать её как одну из лучших русских грамматик. Особенность «Грамматики» Востокова заключается в том, что в её основу учёный положил живой разговорный язык.
Ф.И. Буслаев: Книга «Опыт исторической грамматики русского языка» в середине XIX в. имела такое же огромное значение для установления норм русского литературного языка, какое для середины XVIII в. имела «Российская грамматика» М.В. Ломоносова. Грамматика Буслаева является исторической по содержанию, но по своим теоретическим положениям — логической.
Буслаев сформулировал принципы исторической грамматики русского языка и определил цели сравнительной грамматики родственных языков.
В. И. Даль: Главным трудом его жизни стал «Толковый словарь живого великорусского языка», которому он посвятил свыше 50 лет своей жизни. Словарь содержит около 200 тысяч слов, 83 тысячи из которых, по замечанию самого В.И. Даля, не встречаются ни в одном словаре. Этот словарь стал огромным событием в истории отечественной лексикографии. Сам автор писал, что свой словарь он составлял, опираясь на «устную речь простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством».
А. А. Шахматов: В 1894 г. представил в Московский университет магистерскую диссертацию «Исследования в области русской фонетики». Его фонетические исследования «открывали новую эпоху в построении истории звуков русского языка». Ценный вклад в разработку русской грамматической теории внесли труды «Очерк современного русского литературного языка» (1925; 4-е изд. 1941) и «Синтаксис русского языка» (1925—1927).
Ход занятия
Задание 1. Используя приведённые ниже высказывания, докажите важность и объективную необходимость изучения русского языка в качестве средства межнационального и международного общения.
Одним из самых мощных стимулов изучения русского языка для меня было огромное желание познакомиться с книжным, литературным богатством русского народа. И мои ожидания не были обмануты... Иногда, задумываясь, ловлю себя на мысли о том, какой же я счастливый человек, что владею таким богатством, таким совершеннейшим инструментом человеческого мышления, как русский язык! От всего сердца, от всей души говорю спасибо великому, могучему и доброму русскому языку — языку русских былин, русской песни, языку русского народа — источнику света и тепла, радости и счастья людей.
(Юрий Рытхэу, чукотский писатель, 70-е гг. ХХ в.)
Русский литературный язык. не утратит своего культурного и государственного значения. Не говоря уже о том, что он остаётся сейчас общим государственным языком всего «Союза Советских Социалистических Республик» и останется таковым и впредь, независимо от того, какие перемены произойдут со временем в государственной конструкции и строе этого «Союза», — можно с уверенностью утверждать, что он останется языком культурного и делового общения между представителями разных народов. <...> Образованный зырянин будет всегда говорить с образованным грузином именно на русском литературном языке.
(Н.С. Трубецкой, лингвист, 1930 г.)
Задание 2. Прочитайте. О какой социальной функции русского языка говорится в этом тексте? • Какова роль русского языка на международной арене?
▪Перечислите все социальные функции русского языка. • Найдите и подчеркните ключевые слова текста.
Русский язык не только государственный язык РФ и язык межнационального общения. Он относится к числу мировых языков — языков, служащих средством международного общения народов разных государств. Из более чем двух с половиной тысяч языков, известных в мире, международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Выдвижение языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью культуры, основанной на этом языке. Статус языка как мирового юридически закрепляется путём признания его официальным или рабочим языком международных организаций или конференций (ООН, ЮНЕСКО и др.).
Так, русский язык признан одним из шести официальных языков ООН наряду с английским, арабским, испанским, китайским и французским, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.
Русский язык изучается в большинстве стран. Преподаватели русского языка как иностранного из различных стран мира объединены Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).
Задание 3. Прочитайте. О каких функциях языка говорится в данном тексте?
Почему именно эти функции являются важнейшими?
• Опираясь на текст, сформулируйте суть каждой функции языка, запишите. Например: Язык служит средством общения людей. Это его коммуникативная функция.
У языка несколько назначений, несколько функций. Основные из них — информационная и коммуникативная — передавать информацию и служить общению людей. Когда говорят о языке как о средстве общения, на первый план выдвигается обозначающее, то есть то, что мы непосредственно воспринимаем. Оно делает речевое намерение явным, доступным для других. Но важен и весь знак целиком, вместе с обозначаемым.
Язык служит и для мышления, он является средством мысли. На первый план здесь выдвигается обозначаемое: понятия и представления, всё это — мысль. Но при этом опять-таки важен весь знак целиком. Без обозначающего мысль была бы неясной и для самого мыслителя, и для других. Эта функция языка называется познавательной (когнитивной).
Язык как средство общения — это мышление «на людях», для всех. Язык как средство мышления — это общение с самим собой,внутренний диалог, спор с собой, согласие. Эти назначения, функции языка связаны неразрывно.
Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначения и действия в обществе. Помимо важнейших, базовых функций языка — информационной, коммуникативной и когнитивной, он обладает и рядом других функций. Среди них выделяют кумулятивную (культуроносную) и эстетическую функции.
Кумулятивная функция языка состоит в хранении и передаче традиций и своеобразия национальной культуры, истории народа, в отражении национального самосознания.
Эстетическая функция языка состоит в эстетическом воздействии, она наиболее полно реализуется в художественной литературе, особенно в поэзии, способствует развитию у человека чувства прекрасного.
Задание 4. Прочитайте. Выделите в тексте информацию о законах искусственного языка эсперанто.
▪Составьте опорную схему, фиксирующую эти законы.
▪Попробуйте объяснить, почему иностранцу легче освоить язык эсперанто, чем русский.
▪На языке эсперанто trato- брат; tilo- сын. Переведите на эсперанто: братья, сыновья; брата, сына (В.п.), братьев, сыновей (В.п., мн.ч.); сестра, дочь (используйте суффикс, образующий слова женского рода, -in-).
Первый искусственный язык был сконструирован в 1879 году в Германии и назывался волапюк (англ. world(мир) — на волапюке vol(мир), англ. speak(говорить) - на волапюке puk(язык), то есть волапюк — «всемирный язык»). Однако этот язык не получил широкого распространения, так как был труден для изучения.
Самым удачным искусств енным языком международного общения признан язык эсперанто (в переводе с этого языка «надеющийся»), созданный польским врачом-окулистом и полиглотом Людвиком Заменгофом в 1887 году. Над своим проектом Заменгоф работал более 10 лет, но отказался от авторских прав на изобретение, разрешив вносить в новый язык усовершенствования.
Алфавит эсперанто построен на основе латинского, причём каждая буква читается всегда одинаково, независимо от места в слове и сочетаний с другими буквами. Ударение у всех слов — на предпоследнем слоге. Лексика набрана из наиболее распространённых европейских языков.
Отсутствуют грамматический род, разные типы склонений и спряжений, неправильные глаголы и т.п. Падежей только два — именительный и винительный, а значения остальных передаются с помощью предлогов. Легко различать части речи: у всех существительных окончание -о, у всех прилагательных — -а. К ним могут присоединяться показатели мн.ч. — -jи винительного падежа - -n. Например: najbaro- сосед, najbaroj- соседи, najbaron- соседа (В.п.), najbarojn- соседей (В.п., мн.ч.). Глаголы в неопределённой форме имеют окончание -i, например: esti- быть, vidi- видеть. Всё это делает грамматику эсперанто предельно простой.
Каждый изучающий эсперанто найдёт в нём что-то близкое своему родному языку. Русский - свободный порядок слов в предложении, француз или итальянец - знакомые корни слов, венгр или узбек - способ словообразования «приклеиванием» морфем и т.д.
Количество эсперантистов в мире достигает 20 миллионов человек. На эсперанто издаётся свыше 150 газет и журналов. Изучение эсперанто включено в обязательную программу многих школ в Венгрии, Литве, Китае. Появились такие школы и в некоторых городах России.
(По «Энциклопедии для детей.Языкознание. Русский язык»)
Задание 5.(по выбору студентов, при желании повысить оценку за практическое занятие). Напишите по одному из высказываний небольшое сочинение в форме рассуждения.
►Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придаёт фразе силы и убедительности. (М. Горький)
►Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Толстой)
►Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. (А. Чехов)
Требования к отчету: задания должны быть выполнены в тетради для практических работ.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий
Критерии оценки схем:
-Соответствие оформления и содержания теме схемы.
Оценка «5 (отлично)»:
- схема составлена правильно, четко, логично и соответствует теме;
- проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;
- отражены все составляющие;
Оценка «4 (хорошо)»:
- схема составлена правильно, но допущены незначительные ошибки;
Оценка «3 (удовлетворительно)»:
- схема недостаточно полная; допущены существенные ошибки;
Оценка «2 (неудовлетворительно)»
- схема составлена неправильно, не соответствует теме;
- не проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;
- не отражены основные составляющие.
Список рекомендуемой литературы:
Бунеев Р.Н., Бунева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык и литература. Русский язык — М., 2016.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык часть 1, 2 — М., 2014.