12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лысакова Маргарита Викторовна136
Я работаю в КГБПОУ "Таймырский колледж" 18 лет. Основные дисциплины - Русский язык и литература, но еще преподаю Русский язык и культуру речи, Речевую культуру. готова поделиться опытом работы, особенно в методическом направлении.
Россия, Красноярский край, Дудинка
2

Методическая разработка практического занятия по теме "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры"


Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Таймырский колледж»











Методическая разработка практического занятия

по теме «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры»

дисциплина «Русский язык»

специальность: 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы









Разработчик: Лысакова М.В., преподаватель русского языка.




















Дудинка, 2020







Пояснительная записка.

Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями в области русского языка, опытом творческой деятельности и направлены на достижение следующих результатов (выписка из рабочей программы):

личностных


1.Воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

2.Понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

3.Осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

4.Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5.Способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

6.Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

7.Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

метапредметных



1.Владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

2.Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3.Применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4.Овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

5.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

6.Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

предметных



1.Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2.Сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

3.Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

4.Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

5.Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

6.Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7.Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

8.Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9.Владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10.Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.



Условные сокращения.

При указании достигнутых результатов в практической работе будет проставлено:

- личностные Л(1,2);

-метапредметные М(1,4,6);

- предметные П(1,2,9).


Инструкционная карта на выполнение практического занятия



Тема: Язык как средство общения и форма существования национальной культуры

Цель занятия: совершенствовать навыки работы с научно-учебным текстом; способствовать повышению письменной грамотности; воспитывать уважение к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов.

Результаты:

Л (1,2,3,4)

М (1,4,5,6)

П (7)

Норма времени: 90 минут.

Оснащение рабочего места: инструкционная карта.

Контрольные вопросы при допуске:

- Каковы две основные функции русского языка в жизни человеческого общества?

- Какова роль русского языка в жизни нашего государства?

- К какой группе славянских языков он относится?

- Помогает ли это в общении людей славянской национальности?

- Назовите реформаторов русского языка?



Теоретическая информация


Перед вами громада — русский язык!

Наслажденье глубокое зовёт вас,

наслажденье погрузиться во всю неизмеримость

его и изловить чудные законы его...

Н. В. Гоголь

«Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому», — писал великий Л.Н. Толстой. В этой фразе хорошо выражена мысль о специфике языка: с помо­щью слова, т. е. с помощью языка, люди имеют возможность общать­ся, передавать из поколения в поколение знания, опыт, всё то, чего добилось человечество за всю историю своего развития. Язык непо­средственно связан с мышлением, он является орудием мышления. Следовательно, язык — необходимое условие существования и разви­тия общества, это элемент его духовной культуры.

Русский язык — язык великого русского народа, имеющего герои­ческую историю, выдающиеся достижения в области науки, культу­ры, литературы, общественной мысли и т. д.

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира.

О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие учёные, поэты, писатели. Н.В. Гоголь назвал русский язык «живым как жизнь», подчёркивая его способность постоянно обога­щаться и совершенствоваться. Он говорил и о меткости русского сло­ва: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырыва­лось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

И.С. Тургенев неоднократно призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, передан­ное нам нашими предшественниками». Он также советовал: «Бере­гите чистоту языка, как святыню!»

Русский язык является государственным языком Российской Фе­дерации и языком межнационального общения народов России.

Русский язык — один из мировых языков. Он активно функцио­нирует в современном мире, является одним из официальных, рабо­чих языков ООН и некоторых других международных организаций.

Высшей формой национального языка является литературный язык.

Основоположником современного русского литературного языка считают А.С. Пушкина. И.С. Тургенев писал о Пушкине: «Нет сомне­ния, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением...» Впоследствии развитие и совершенствование норм русского языка продолжались в творчестве крупнейших писателей и публицистов, а также во всей многообразной деятельности русского народа, русского общества.

Язык, будучи средством общения людей, тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отклик в языке.

Прежде всего это отражается на словарном составе языка. Уход из жизни тех или иных понятий, предметов сопровождается исчезновением из общего употребления и соответствующих слов

(Архаизмы - устаревшие слова, вытесненные более современными: град - город, страж - сторож. Историзмы - называют предметы, вышедшие из употребления: боярин, пищаль, урядник, конка.)

С развитием техники, науки, искусства, всех сфер общественной жизни появляются новые понятия и новые слова. Новые орудия труда, предметы домашнего обихода, новые представления о мире несут с собой и новую лексику. Вместе с ними в языке беспрерывно появляются неологизмы.

Более медленно, но всё же изменяются и фонетический строй языка, и его морфология, синтаксис. Связано это и с внутренними закономерностями языка, и с жизнью общества, ускорением темпа жизни, повышения уровня грамотности и общей культуры носителей языка.

Нужна ли единая языковая политика в государстве? Если нужна, то почему?

Создаются словари и справочники, нормирующие произношение, ударение, словоупотребление, построение словосочетаний и предложений, защита родного языка от его огрубления, принижения, засорения ненужными заимствованиями из других языков - всё это дело языковой политики, осуществляемое самим обществом, передовой его частью под руководством государственных органов. Мы должны бережно относиться к культурным, духовным ценностям, запечатлённым в языке. Язык должен помогать в воспитании патриотических чувств россиян, национальной гордости, т. е он связан с историей.

Языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки возникают без предварительного замыс­ла в процессе мыслительной, трудовой и общественной деятель­ности больших групп людей. Как правило, естественные языки образуются на протяжении длительного периода времени. Они обслуживают все сферы жизни людей. Естественный язык созда­ётся народом, а не каким-то отдельным человеком.

Разноязычие всегда мешало народам общаться друг с другом, поэтому попытки создать язык, понятный для всех, «по предва­рительному замыслу», предпринимаются с XVII века.

Искусственные языки — это языки, которые созданы одним человеком или группой людей за непродолжительный период времени. В зависимости от цели использования они делятся на специализированные и неспециализированные.

Специализированные языки — это прежде всего языки про­граммирования (PL, PASCAL, BASIC), символические языки математики, физики, химии. Неспециализированные искус­ственные языки — это языки, созданные для международного общения. Различных проектов искусственных международных языков более 2 тысяч.

Историческая справка о реформаторах русского языка:

М.В. Ломоносов: Центральное место среди его трудов занимает «Российская грамматика» (1755) — первая грамматика русского языка. Идея создания грамматики русского языка была вызвана практичес­кой потребностью в хорошем руководстве, поскольку до него су­ществовали две грамматики славяно-русского языка — Л. Зизания (1596) и М. Смотрицкого (1619), а также две грамматики русского языка, одна из которых вышла в Англии на латинском языке (грамма­тика Г. Лудольфа), вторая — анонимная грамматика на немецком языке. В «Грамматике» Ломоносов определил грамматические, орфо­эпические, орфографические и лексико-стилистические нормы рус­ского языка середины XVIII в. и наметил тенденции их дальнейшего изменения. Ломоносовская «Грамматика» была законодательницей русского языка почти 80 лет, вплоть до появления грамматики А.Х. Востокова.

А.Х. Востоков: В 1831 г. опубликовал два пособия, в которых изла­галась его грамматическая концепция, — «Сокращённая русская грамматика...» и «Русская грамматика...». Первая книга была предназ­начена для уездных учебных заведений и не содержала исторических справок, стилистических замечаний. Во второй книге, составленной как школьный учебник, не было теоретических рассуждений, но был огромный фактический материал, представленный в виде кратких и точных определений; он позволяет оценивать её как одну из лучших русских грамматик. Особенность «Грамматики» Востокова заключает­ся в том, что в её основу учёный положил живой разговорный язык.

Ф.И. Буслаев: Книга «Опыт исторической грамматики русского языка» в середине XIX в. имела такое же огромное значение для уста­новления норм русского литературного языка, какое для середины XVIII в. имела «Российская грамматика» М.В. Ломоносова. Граммати­ка Буслаева является исторической по содержанию, но по своим теоре­тическим положениям — логической.

Буслаев сформулировал принципы исторической грамматики русского языка и определил цели сравнительной грамматики родственных языков.

В. И. Даль: Главным трудом его жизни стал «Толко­вый словарь живого великорусского языка», которому он посвятил свыше 50 лет своей жизни. Словарь содержит около 200 тысяч слов, 83 тысячи из которых, по замечанию самого В.И. Даля, не встречают­ся ни в одном словаре. Этот словарь стал огромным событием в исто­рии отечественной лексикографии. Сам автор писал, что свой сло­варь он составлял, опираясь на «устную речь простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством».

А. А. Шахматов: В 1894 г. представил в Московский университет магистерскую диссертацию «Исследования в области русской фонетики». Его фонетические исследования «открывали новую эпоху в построении истории звуков русского языка». Ценный вклад в разработку русской грамматической теории внес­ли труды «Очерк современного русского литературного языка» (1925; 4-е изд. 1941) и «Синтаксис русского языка» (1925—1927).


Ход занятия


Задание 1. Используя приведённые ниже высказывания, докажите важность и объективную необходимость изучения русского языка в качестве средства межнационального и международного общения.


Одним из самых мощных стимулов изучения русского языка для меня было огромное желание познакомиться с книжным, лите­ратурным богатством русского народа. И мои ожидания не были обмануты... Иногда, задумываясь, ловлю себя на мысли о том, какой же я счастливый человек, что владею таким богатством, таким совершеннейшим инструментом человеческого мышления, как русский язык! От всего сердца, от всей души говорю спасибо великому, могучему и доброму русскому языку — языку русских былин, русской песни, языку русского народа — источнику света и тепла, радости и счастья людей.

(Юрий Рытхэу, чукотский писатель, 70-е гг. ХХ в.)

Русский литературный язык. не утратит своего культурного и государственного значения. Не говоря уже о том, что он остаётся сейчас общим государственным языком всего «Союза Советских Социалистических Республик» и останется таковым и впредь, независимо от того, какие перемены произойдут со временем в государственной конструкции и строе этого «Союза», — можно с уверенностью утверждать, что он останется языком культурного и делового общения между представителями разных народов. <...> Образованный зырянин будет всегда говорить с образован­ным грузином именно на русском литературном языке.

(Н.С. Трубецкой, лингвист, 1930 г.)


Задание 2. Прочитайте. О какой социальной функции русского языка говорит­ся в этом тексте? • Какова роль русского языка на международной арене?

Перечислите все социальные функции русского языка. • Найдите и подчеркните ключевые слова текста.


Русский язык не только государственный язык РФ и язык межнационального общения. Он относится к числу мировых язы­ков — языков, служащих средством международного общения народов разных государств. Из более чем двух с половиной тысяч языков, известных в мире, международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Выдвижение языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью культуры, осно­ванной на этом языке. Статус языка как мирового юридически закрепляется путём признания его официальным или рабочим языком международных организаций или конференций (ООН, ЮНЕСКО и др.).

Так, русский язык признан одним из шести официальных язы­ков ООН наряду с английским, арабским, испанским, китайским и французским, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

Русский язык изучается в большинстве стран. Преподаватели русского языка как иностранного из различных стран мира объ­единены Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).



Задание 3. Прочитайте. О каких функциях языка говорится в данном тексте?

Почему именно эти функции являются важнейшими?

Опираясь на текст, сформулируйте суть каждой функции языка, запишите. Например: Язык служит средством общения людей. Это его коммуникативная функция.


У языка несколько назначений, несколько функций. Основные из них — информационная и коммуникативная — передавать информацию и служить общению людей. Когда говорят о языке как о средстве общения, на первый план выдвигается обознача­ющее, то есть то, что мы непосредственно воспринимаем. Оно делает речевое намерение явным, доступным для других. Но важен и весь знак целиком, вместе с обозначаемым.

Язык служит и для мышления, он является средством мысли. На первый план здесь выдвигается обозначаемое: понятия и пред­ставления, всё это — мысль. Но при этом опять-таки важен весь знак целиком. Без обозначающего мысль была бы неясной и для самого мыслителя, и для других. Эта функция языка называется познавательной (когнитивной).

Язык как средство общения — это мышление «на людях», для всех. Язык как средство мышления — это общение с самим собой,внутренний диалог, спор с собой, согласие. Эти назначения, функ­ции языка связаны неразрывно.

Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначения и действия в обществе. Помимо важнейших, базо­вых функций языка — информационной, коммуникативной и когнитивной, он обладает и рядом других функций. Среди них выделяют кумулятивную (культуроносную) и эстетическую функции.

Кумулятивная функция языка состоит в хранении и передаче традиций и своеобразия национальной культуры, истории наро­да, в отражении национального самосознания.

Эстетическая функция языка состоит в эстетическом воздей­ствии, она наиболее полно реализуется в художественной лите­ратуре, особенно в поэзии, способствует развитию у человека чувства прекрасного.



Задание 4. Прочитайте. Выделите в тексте информацию о законах искусствен­ного языка эсперанто.

Составьте опорную схему, фиксирующую эти законы.

Попробуйте объяснить, почему иностранцу легче освоить язык эсперанто, чем русский.

На языке эсперанто trato- брат; tilo- сын. Переведите на эспе­ранто: братья, сыновья; брата, сына (В.п.), братьев, сыновей (В.п., мн.ч.); сестра, дочь (используйте суффикс, образующий слова жен­ского рода, -in-).


Первый искусственный язык был сконструирован в 1879 году в Германии и назывался волапюк (англ. world(мир) — на вола­пюке vol(мир), англ. speak(говорить) - на волапюке puk(язык), то есть волапюк — «всемирный язык»). Однако этот язык не получил широкого распространения, так как был труден для изучения.

Самым удачным искусств енным языком международного общения признан язык эсперанто (в переводе с этого языка «на­деющийся»), созданный польским врачом-окулистом и полигло­том Людвиком Заменгофом в 1887 году. Над своим проектом Заменгоф работал более 10 лет, но отказался от авторских прав на изобретение, разрешив вносить в новый язык усовершенство­вания.

Алфавит эсперанто построен на основе латинского, причём каждая буква читается всегда одинаково, независимо от места в слове и сочетаний с другими буквами. Ударение у всех слов — на предпоследнем слоге. Лексика набрана из наиболее распростра­нённых европейских языков.

Отсутствуют грамматический род, разные типы склонений и спряжений, неправильные глаголы и т.п. Падежей только два — именительный и винительный, а значения остальных передают­ся с помощью предлогов. Легко различать части речи: у всех существительных окончание -о, у всех прилагательных — -а. К ним могут присоединяться показатели мн.ч. — -jи винительного падежа - -n. Например: najbaro- сосед, najbaroj- соседи, najbaron- соседа (В.п.), najbarojn- соседей (В.п., мн.ч.). Глаголы в неопределённой форме имеют окончание -i, например: esti- быть, vidi- видеть. Всё это делает грамматику эсперанто пре­дельно простой.

Каждый изучающий эсперанто найдёт в нём что-то близкое своему родному языку. Русский - свободный порядок слов в предложении, француз или итальянец - знакомые корни слов, венгр или узбек - способ словообразования «приклеиванием» морфем и т.д.

Количество эсперантистов в мире достигает 20 миллионов человек. На эсперанто издаётся свыше 150 газет и журналов. Изучение эсперанто включено в обязательную программу многих школ в Венгрии, Литве, Китае. Появились такие школы и в неко­торых городах России.

(По «Энциклопедии для детей.Языкознание. Русский язык»)





Задание 5.(по выбору студентов, при желании повысить оценку за практическое занятие). Напишите по одному из высказываний небольшое сочинение в форме рассуждения.

Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставле­но, тем больше придаёт фразе силы и убедительности. (М. Горький)

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Толстой)

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать­ся таким же неприличием, как не уметь читать и писать. (А. Чехов)

Требования к отчету: задания должны быть выполнены в тетради для практических работ.


Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполне­но более половины заданий



Критерии оценки схем:

-Соответствие оформления и содержания теме схемы.

Оценка «5 (отлично)»:

- схема составлена правильно, четко, логично и соответствует теме;

- проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;

- отражены все составляющие;

Оценка «4 (хорошо)»:

- схема составлена правильно, но допущены незначительные ошибки;

Оценка «3 (удовлетворительно)»:

- схема недостаточно полная; допущены существенные ошибки;

Оценка «2 (неудовлетворительно)»

- схема составлена неправильно, не соответствует теме;

- не проявлены умения использовать нормативную, справочную, дополнительную литературу;

- не отражены основные составляющие.

Список рекомендуемой литературы:

Бунеев Р.Н., Бунева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык и литература. Русский язык — М., 2016.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык часть 1, 2 — М., 2014.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.