Методическая разработка проведения урока написания письма «Письмо в 1941-й год»

3
0
Материал опубликован 31 October в группе

II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект урока

с мультимедийным сопровождением



t1730347301aa.jpg

Методическая разработка

проведения урока написания письма

«Письмо в 1941-й год»





t1730347301ab.jpg



Разработала: преподаватель русского

языка и литературы ГБПОУ Уфимский

государственный колледж технологии и дизайна

Халимова Айгуль Мусаевна

Уфа – 2024 г.



Пояснительная записка

Самые опасные потери - это те, которые происходят постепенно, незаметно и сказываются так нескоро, что потом уже просто не знаешь, откуда пришла беда. Вот так, день за днем, уходит из нашего мира речь. Уходит, унося с собой ту неповторимую теплую атмосферу, ту охранительную ауру, которую специалисты называют психотерапевтической функцией мира.

Мы сегодня понимаем, что капитулировали перед техникой, не сумели указать ей время и место. Но почва для обеднения речи начала, видимо, создаваться еще раньше: тогда, когда мы перестали писать.

Первыми, еще в 20-30-е годы, приняли на себя удар девичьи альбомы для стихов. Те самые, которые некогда так нравились Пушкину. Затем пришла оче6редь дневников. Да что дневники! Ведь и писем мы пишем сегодня гораздо меньше. Когда-то существовала шутливая присказка для отъезжающих: «Пишите мелким почерком» - то есть пишите подробнее, больше умещайте на бумаге. Сейчас длинное письмо стало почти анахронизмом. И часто слышим не сокрушенное, а почти гордое: «Не умею я писать письма!»

Очень хочется, чтобы сегодняшняя молодежь научилась писать письма, поняла, насколько важна роль слова в письме, поняла, что существует магия слова. «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог» - и сказано в Евангелии от Иоанна. Так древний пророк ощутил созидательную и исцеляющую мощь слова.

Актуальность урока. Вашему вниманию предлагается проект урока (1 курс), завершающего тему литературы «Великая Отечественная война в произведениях поэтов и писателей», урока, который, будучи последним в теме, должен выполнить задачи повторения материала на основе проектной исследовательской работы студентов.

Великая Отечественная война - одна из ярких страниц в истории страны. Победа в этой войне открывает многолетнюю гегемонию нашего государства в Европе и мире, гегемонию не только силовую, но и социокультурную, и нравственно-духовную. Победа в войне – непререкаемая, «праведная». Такое содержание позволяет без дидактических натяжек реализовать весь комплекс педагогических целей урока и продемонстрировать ход и результаты этой реализации. В рамках заявленной темы и выбранного типа урока можно увидеть, как органически связываются между собой задачи обучения, развития и воспитания, как тесно соединяются в деятельности студентов твердые учебные науки, эвристические состояния, нравственные убеждения. Содержание данного урока и его место в теме, в курсе литературы и русского языка предоставляют прекрасные возможности для постановки и осуществления также и целей развития собственно образовательного процесса: диагностических, познавательных, исследовательских. Думается, что данный урок будет интересен и для собственного профессионального развития преподавателя.

Важной стороной предлагаемого проекта выступают возрастные особенности студентов 1 курса, где проводится урок. Главная трудность молодых людей этого возраста, тем более таких, которые пришли в колледж за профессией – отсутствие специфической учебной мотивации (основа учебной мотивации – практическая необходимость, сдачи зачетов и экзаменов, получение диплома). Именно поэтому проект данного урока дидактически актуален. Здесь можно увидеть динамику формирования сложных метапредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать, делать выводы. Также следует отметить, что на данном уроке виден предмет экспериментирования: это выяснение степени возможного сочетания вариативности образования (содержательной, дидактической, индивидуально-личностной) и жестких ограничений, накладываемых самой формой осуществления педагогической деятельности, - уроком как элементом классно-урочной системы, единственно возможной на сегодня для массовых учебных заведений.

К проведению данного урока предшествовало долгое изучение военных писем, газет и журналов, в которых даны письма солдат, стихотворений, биографий поэтов, писателей, рассказов и повестей о Великой Отечественной войне, сбор фактического материала. Эта работа легла в основу проектной исследовательской работы «Осколки войны. Фронтовые письма». На основе данной работы студентов был проведен урок написания письма «Письмо в 1941-й год».

Целью данного урока – показать роль письма во время самых сложных дней в истории страны – во время Великой Отечественной войны, когда солдаты находили время написать хоть два-три слова о себе, спросить у родных, как у них дела и подтолкнуть студентов на написание писем своим родным, близким в самые обычные дни.

Результатами данного урока стали письма не только в 1941-й год, студенты написали письма и в будущий 2041-й год. Были написаны письма-воспоминания прабабушкам, письма матери-Земле, письма фашистам, которые пролили кровь на нашу землю (Приложение 2).

На уроке был использован слайд-шоу «Письмо в 1941-й год» (Power-Point). На слайдах даны отрывки из писем солдат для того, чтобы у студентов была возможность не только услышать выступающего, но и видеть текст для лучшего восприятия. Слайд-шоу преподаватели могут изменить по своему усмотрению.


Конспект

Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Подготовка к восприятию темы.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны поэту Николаю Зиновьеву пришло письмо из города Умани: «…может быть, вы просто однофамилец моего брата. Он пропал без вести в 45-м году. Я писал на радио «Маяк» и в Международный Красный Крест, но нигде не могу его отыскать. Это у меня последняя надежда». И поэт откликнулся (стихотворение я читаю наизусть, разворачивая конверт-треугольник):

Прости, что ответил не сразу.

Другого года я солдат.

Диктует мне истину разум,

а сердце готово солгать.


И я выбираю неправду-

пустое, без стекол, окно,

где вновь появляется брат твой,

которого ждешь ты давно.


Пусть он не дошел до рейхстага,

но ты продолжаешь хранить,

как ту шелковинку от флага,

надежды алую нить.


Погиб он простым радистом.

Был шаг до Эльбы всего…

Но, в эти секунды родившись,

открыл я глаза за него.


Я брат твой. И это не фраза.

Глаза. И походка. И рост.

Диктует мне истину разум.

Закон совпадения прост.


Вот только мне лет не хватает.

Иль просто кажусь молодым,

и страшно, никто не признает

меня твоим братом родным.


Прости ты мне эту неправду

у знамени тишины.

И все-таки – слышишь – я брат твой!

Вот только не помню войны.


Потерявшая сына,

Я сын твой.

Потерявшая мужа,

Я муж твой.

Потерявшая брата,

Я брат твой.


Как хочу я стать вашей надеждой!

Как хочу я холодным рассветом,

в час, когда распыляется тьма,

треугольным простым конвертом

постучаться в ваши дома…

(Н. Зиновьев. «Я - брат твой»)


Это стихотворение – ответ-письмо. Ответ-письмо не только одному человеку, а всем тем, кто так и не дождался с войны родных, близких, друзей, подруг.

Ежегодно 9 мая весь мир отмечает Победу над фашизмом. Постепенно уходят из нашей жизни свидетели этой страшной войны, родственники тех, кто пережил тяжелые годы . Вместе с ними теряются документы, извещения о гибели, фотографии и письма. Фронтовые письма. Солдатские письма. Письма защитников человечества.

По статистике военных лет, с 1941 года по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 млн. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. На письмах и открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Каждое письмо с фронта – это откровения людей, странички их радости и боли. Письма с фронта и на фронт – особая страница жизни, истории целого поколения, истории страны, мира.

На войне, когда писались письма иногда в 2-5 строчек, солдат, герой войны, герой жизни, «хозяин мечты», думал лишь об одном - о Победе. Почта для солдата, приближавшего Победу, стала отдушиной, прекрасным забытьем на войне.


Геройству лишних слов не надо,

Но каждый день и час

Они со смертью жили рядом,

Чтоб оградить от смерти нас.

Чтоб мир стал еще чудесней,

Чтоб тишина царила в нем…

И им пришлось родным и близким

Писать под вражеским огнем.


t1730347301ac.jpg

На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о письмах, но об особых. О тех письмах, которые дарили людям, разделенным войной, надежду на светлое, мирное будущее. Мы будем перечитывать письма, которые помогут найти ответы на вопросы: что же позволило одержать победу в Великой Отечественной войне нашим защитникам? в чем была их сила?

Письма, иногда последние письма, настенные записки-письма узников гестаповских тюрем, письма-завещания тех, кто выбрал смерть ради жизни будущего, просто солдатские письмена на стенах Рейхстага, нанесенные рукой, привычной держать оружие, помогут нам услышать голоса известных и неизвестных героев, мужественных солдат и хрупких девушек, голоса из далеких 40-х. А урок завершим написанием письма в тот далекий 41-й год, солдатам, матерям, которые проводили своих сыновей и дочерей на войну, женам, оставшимся охранять домашний очаг, детям 41-го, которые продолжали играть в войну, ожидая своих отцов, матери-Земле, потрясенной от увиденного ужаса.


Изучение фронтовых писем. Выступления студентов-исследователей, изучавших фронтовые письма

А) 1 сообщение «Осколки войны. Фронтовые письма» (доклад сопровождается слайдом-шоу). Остальные студенты-слушатели получают задание: заполнить таблицу по ходу слушания сообщения (Приложение 1).

С началом Великой Отечественной войны миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких – в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта – в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.

Многие письма бойцов написаны самым простым языком о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям – Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».

Война никого не щадила. Жестоко она обошлась и с этой семьей. У Василия Волкова в годы войны погибли два брата. Его сестра Мария жила в Ленинграде, где заведовала детским садом. Во время переправы по «Дороге жизни» машина с детьми от артобстрела на ее глазах ушла под лед. Мария, потрясенная увиденным, тяжело заболела, а в 1947 году умерла. Погибли в боях и братья жены Василия Волкова. Сам старший лейтенант Василий Волков пал смертью храбрых в 1943 году. Трудно пришлось Мане Волковой. Зое в это время только исполнилось 10 лет, ее сестре Вале – 7, братику Коле – 3 года.

Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году: «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».

Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей в письме рядового Алексея Петрова: «Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много». А вот что писал сын Иван отцу в деревню: «Батя, какие идут тяжелые бои… знал бы ты, как сражаются мои товарищи».

Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…»

Николай Иевлев написал свое письмо домой за 3 недели до начала войны: «Мама, обо мне не тревожьтесь. Все хорошо. Очень жаль, что нашим садом некому заниматься. У нас ведь чудесные яблони. В месте, где находится наше военное училище, очень красивые леса. По утрам можно увидеть лосей».

В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, – писал Алексей жене из Новочеркасска, – приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верусинька, и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно. 

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Не случайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».

Я, делая вывод: Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.


t1730347301aa.jpg


Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»…

t1730347301ad.jpg t1730347301ae.jpg


Уже давно переписка близких людей той поры перестала быть личным делом. Это уже история. Перед нами история одного письма, последнего письма.

Б) 2 сообщение. Письмо «Мама, если меня не будет, то живите без меня»

Изучая газеты и журналы, в которых были напечатаны письма фронтовиков, дневниковые записи, я прочитала удивительное письмо, которое меня затронуло до глубины души. Оно необычное, оно звучит как завещание. Хочу ознакомить вас с этим письмом.

Самая обыкновенная женщина Людмила Борисовна Долгова прислала в редакцию «Комсомольской правды» самое дорогое, что у нее сохранилось: последнее письмо и фото своего дяди, погибшего летом 1942 года. Причем, все в оригинале, а это говорит, что она прислала историю в неизмененном виде (авторский стиль, пунктуация сохранены).

«Читая Вашу газету, я увидела рубрику «Вспомним солдат поименно» и решила написать о своем двоюродном брате Хрусталеве Виталии Михайловиче 1924 года рождения, погибшем в июне 1942 года под Ржевом. Я о нем знаю только по рассказам его мамы и своей. Их уже давно нет в живых, брат (младший) Владимир тоже недавно умер. Так что только я помню о Виталии. Как-то я рылась в старых документах и нашла его письмо с фронта. Оно было последним. Прочитанное настолько потрясло меня, что перечитывая его, я всегда плачу.
Из рассказов родных я знала, что он умер от ран в госпитале где-то в районе Торжка. Я порывалась найти какие-то следы, но все без результата.

Лет пять назад я как-то была в гостях у Владимира (брата Виталия – он на три года младше), и разговорились о войне. И он тогда мне рассказал, что не очень давно к нему на работу (он работал на Каменском протезно-ортопедическом предприятии) пришел мужчина и вызвал его на проходную. Затем спросил, есть ли у него брат. Владимир сказал, что был брат Виталий, но он погиб на войне. Тогда мужчина сказал, что Виталий его спас от смерти, вытащив с поля боя раненого. А сам был ранен и погиб. Мужчина сказал, что до своей смерти не забудет Виталия.

К сожалению, больше подробностей я не знаю, но и эти сведения для меня много значат. 

Мальчишка в 18 лет совершил подвиг, и я хочу, чтобы об этом знали люди».

t1730347301af.jpg





Из письма Виталия Хрусталева:

«17/6/42 год. 

Здравствуй, дорогая Мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя, Костя, Валя, Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня, тетя Поля и дядя Вася, Таня и Коля.

Привет от бойца…

Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую. Нет наших… почти все на фронте. 

Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир. 

Мама, если меня не будет, то живите без меня...».

Последнее и единственное сохранившееся письмо Виталия Хрусталева 

Беседа по услышанному

Что испытываете, читая, слушая последние письма солдат-фронтовиков?

………

О чем писали защитники Родины?

Кому адресованы их письма?

С помощью каких слов, выражений они показывают свое отношение к родным, близким?

Как выражают свое отношение к врагу?

Какие виды писем вы услышали? (письмо-информация, письмо- отношение к чему – либо, письмо - выражение впечатления от увиденного или услышанного…).

Как бы вы определили вид последнего письма Виталия Хрусталева, в котором всего 7 предложений, а первое, очень длинное, это обращение? (письмо-завещание: «…Мама, если меня не будет, то живите без меня...»).


Я: Самыми, пожалуй, трогательными были письма матерям. В них и нежность, гордость, вера, надежда, в них благодарность матерям, за то, что они их родили, в них бесконечная любовь. Это своеобразные письма-клятвы. Поэты-фронтовики писали стихи-письма. Они были обращены не только их родным матерям, их учили все солдаты. Переписывали и отправляли своим матерям, потому что в них были общие думы, мысли, стремления.

Студент, продолжая, сообщение:

«Письмо с фронта» написано поэтом-фронтовиком Эдуардом Асадовым в 1943 году:

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!


Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если не физик, бывало.

Суровою двойкой дневник украшал,

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром ребятам читал.


Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки, московские споры, -

Все – сказка, все в дымке,

как снежные горы…

Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!


Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-тол по мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру…


Поэт Малих Харис в стихотворении «Письмо» тоже обращается к матери:


Я знаю, мама, как тебе несладко

С печалью в доме быть наедине!

Выходишь на дорогу ты, солдатка…

Дорога заблудилась на войне!


Я знаю, мама, горькие морщины

На светлом лике новые легли…

Сегодня снова гордые мужчины

В атаку, мама, за тебя пошли!


Гремит, гремит над нами канонада.

Уходим в бой. Земля моя в огне.

Коль упаду, то слез по мне не надо,

А только вспомни тихо обо мне:


«Он, верный сын, любил свою Отчизну.

Как много сил она ему дала!

Он жизнь свою отдал во имя жизни,

А значит, смерть прекрасною была!»… (пер. Д. Даминова)


В) 3 сообщение «Если любишь, пиши»1


Мне попались воспоминания Галины Васильевны Твердохлеб. Она прожила долгую жизнь. Известный химик, профессор университета, автор 13 учебников для вузов. Сливочное масло, приготовленное по ее научным «рецептам», едят и сегодня космонавты и геологи – оно хранится более двух лет. Галина Васильевна была дважды замужем. Старший ее сын – профессор Сорбонны, средний – кандидат наук, нейрохирург, младший – врач-стоматолог.

Радоваться бы – как удачно сложилась жизнь. А она по вечерам включала настольную лампу и с лупой читала желтые от времени, истрепанные письма. Читала и плакала. «Никто и никогда» не любил ее так, как Андрей.

Они встречались всего неделю. Познакомились почти случайно. В конце сентября 1942 года по пути из военного училища на фронт заехал в родной город бывший одноклассник старшей сестры Гали Митя Буханов. С которым Нина встречалась уже несколько лет. С ним его друг – Андрей Буджерак. Нина попросила Галю «завлечь» Андрея, дабы тот не торопил Митю с отъездом.

Андрей пел под гитару украинскую песню. Галя взглянула на него и снова рассердилась на сестру, поэтому она и не помнит их первого вечера. На следующий день Галя разглядела природную красоту Андрея: высокий рост, статность, голубые ясные глаза, хорошее воспитание и необычайно чистую душу.

Познакомились они 23 сентября, а 28 сентября Андрей с Митей уезжали. Она обливалась слезами, а он целовал ее на лестничной площадке и говорил, говорил… Тогда же вручил ей свое первое письмо:

«… Твой чистый образ будет всегда стоять перед моими глазами, и с ним я умру или получу победу!»

А потом конверты с обратным адресом «Полевая почта» стали приходить бессистемно: то долго ничего нет, то вдруг сразу несколько писем. И в них любовь, вера.

«Галя, милая! На меня сейчас напала такая тоска, что если это будет дальше, я не выдержу… Знай: что тебя так никто, никогда душевно, искренно, сердечно не полюбит, как я».

«За что я тебя полюбил? Будет правильный ответ, если скажу – за все. И если больше не увижу тебя, так эта любовь запомнится мне на всю жизнь… Прошу тебя, учись, пока есть возможность, такие, как ты, в армии не нужны, ибо к трудностям нужно привыкать, а уж мы как-нибудь сами счастье завоюем»

«… письмо дописываю в госпитале. Был сбит. Подобрали пехотинцы. Временно сволочи (о фашистах) вывели из строя. Но ничего! Я их еще отблагодарю. Сейчас на нашем фронте идут ожесточенные бои. Но, заверяю, наши держатся крепко! Мы не отступим! Победим или умрем!...»

«И если бы ты видела, дорогая, с каким упорством люди дерутся на земле и в воздухе: герои – вот истинное название всем тем, кто дерется под Орлом. Ты знаешь, нашему полку присвоили звание «Орловский краснознамённый полк». Большая честь воевать в таком полку…».

«Здравствуй, Галя!!! Теперь, когда Димки нет. Он погиб 22. 07. 43 под Орлом, когда я уже лежал в госпитале. Он выпрыгнул из горящей машины на парашюте между нашими и немецкими войсками, но ветер его отнес к немцам, так что, возможно, он в плену (если его не расстреляли)…»

Потом еще письмо. Листок в косую линейку, ровный, аккуратный почерк, конверт подписан Буджераком. Но письмо не от него:

«Галя, Андрюша 6 сентября 1943 года погиб… Летали мы тогда вместе м ним. Вот и все, о чем я хотел написать.

Он погиб как воин Красной Армии, мужественно сражающийся за освобождение нашей родной земли, так же, как храбро сражался его боевой друг Дима Буханов… С приветом Василий, боевой друг Андрюши».

Потом еще одно, последнее письмо. От летчика Ковалева Михаила Терентьевича:

«Хотя я вас не знаю, но здравствуй, Галя. Вы спрашиваете, какова была гибель Андрюши… Как вам известно, в сентябре 1943 г. был бой в воздухе. Три зверинских стервятника напали на нашу сталинскую машину, где пришлось с ними сражаться. Но по количеству противник был сильнее. В воздухе убили Андрюшку. После этого зажгли нашу машину. Горим мы, и горит один змей противника. Командир дает команду мне прыгать. Я не прыгнул. И приземлился в болоте, где торчал 5 часов…

В похоронах участвовал весь корпус. Держали речь командиры последние мои…»

Когда наши войска освободили Украину, Галя написала родителям Андрея. Старшая сестра Андрея назвала его именем одного их своих сыновей, а послевоенную дочку – Галиной. В память об этой большой любви.


Г) 4 сообщение «Ждите меня. Я вернусь»

Я, предваряя сообщение студента:

Особую страницу истории писем с фронта составляют письма, обращенные к своим любимым женам, детям, а значит, письма, обращенные не только в настоящую жизнь, но и в будущую. А самым знаменитым письмом стало стихотворение К. Симонова «Жди меня», написанное в самом начале Великой Отечественной войны, в 1941 году. Когда Константина Михайловича просили рассказать историю этого стихотворения, он был немногословен. «У стихотворения «Жди меня» нет никакой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах» (Из письма читателю, 1969 год). Впервые Симонов прочитает это стихотворение в октябре 1941 года на Северном фронте фотокору Григорию Зельме. 9 декабря 1941 года Симонова просят заехать на радио и прочитать новое стихотворение. Так чуть больше 70 лет тому назад страна впервые услышала «Жди меня». Шли 171-е сутки войны. 4-й день нашего контрнаступления под Москвой. В 1942-м все, от бойцов до генералов, посылали в письмах женам и невестам симоновские строки: «Ожиданием своим ты спасла меня». И летели навстречу женские строки: «Милый, я умею ждать, как никто другой». В январе 2012 года исполнилось 70 лет со дня публикации (газета «Правда» от 13 января 1942 года) «Жди меня»(стихотворение читаю сама наизусть, или можно дать послушать аудиозапись песни-романса «Жди меня» К. Молчанова на стихи К. Симонова в исполнении хора из г. Дмитрова)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И сними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941


Потом появляется стихотворение Тухвата Мурата «Ты только жди»2 на башкирском языке. Это стихотворение знал каждый башкир, татарин, воевавший за освобождение Родины (стихотворение может прочитать наизусть подготовленный студент, можно прочитать и на башкирском языке):

На полстраны, на полземли.

В сраженьях и тревоге,

Нас развели, нас развели

Большой войны дороги.


Ты в снег выходишь и в дожди,

С дорог не сводишь взгляда…

Ты только жди,

Ты только жди,

Жди своего солдата.


Легли меж нами две зимы,

Две осени, два лета.

О, сколько выстрадали мы

В войне суровой этой!


Война стучит у нас в груди,

Войной земля объята…

Ты только жди,

Ты только жди,

Жди своего солдата.


Себя в атаку торопя,

Иду я в грохот рыжий.

Ведь чем я дальше от тебя,

Тем встреча наша ближе.


Она светлее впереди,

Победы нашей дата…

Ты только жди,

Ты только жди,

Жди своего солдата


Беседа по содержанию стихотворений


- О чем эти два стихотворения?

- Как бы вы определили жанр этих стихотворений? Почему?


Я делаю выводы, обобщая ответы студентов:

«Эти строки зацитированы до лоска, а вслушиваешься – пронзают» (Л. Аннинский). И К. Симонов и Тухват Мурат выдохнули владевшие тогда всеми чувства, они более страстные, чем даже молитвы, они поддержали многих тогда. Эти стихи - живые, о тех, кто ушел на войну, зашел в пекло войны «не долюбив, не докурив последней сигареты». Эти стихотворения давали силы ждать и надеяться. Многие из тех, кто отправил эти стихи домой своим любимым, не вернулись, но надежда с женщинами, получившими их, жила еще долго, а иногда и сегодня живет, ибо они верят, что их любимые живы и вот-вот возвратятся домой. И, старясь, уходят сегодня из жизни с этой неугасаемой верой. Им посвящается стихотворение «солдатская вдова» Ивана Пологут:

Его осколками убило-

Сразило миной наповал,

Когда из вражеского тыла

К своим он раненый

шагал.

Друзья по горю,

как умели,

Простились с ним

в вечерней мгле,

Предав безжизненное

тело

Навеки матери Земле.

Промчались годы.

Отшумела,

Сгорела в пламени

война.

Седою стала, постарела

Солдата павшего жена.

В ее глазах – печали

стужа.

Но, как всегда,

из года в год

Она не верит в гибель

мужа

И все надеется и ждет…

О нем тоскует с прежней

силой,

но не придет солдат

домой,

его забытая могила

давно исчезла

под травой.

Какая горькая утрата!

В слезах запутались

слова…

Земля, отдай,

верни солдата!

Его ждут дети и вдова.


Выступление студента с сообщением-комментарием:


«12 января 1942 г. Дорогой Амине

Не видя никаких особых причин своей грусти и переживаний в день расставания, я с испугом начал сомневаться: не есть ли это предчувствие того, что я больше не увижу ни тебя, ни Чулпан. Но такая мысль пришла только на миг, и недолго она оставалась в моей голове. Я просто не знал, чем объяснить, что так тяжело расставаться. Но расставаться было очень тяжело...

Мы разбудили (дочь Чулпан). Она спросонья ничего не поняла. Я спросил: "Чулпаночка, я уезжаю, до свиданья! Можно мне уехать?"

Она, не открывая глаза, утвердительно покачала головой. Значит, "можно". Значит, дочь отпускает папу на священную битву.

Это был трогательный момент. Если даже я не вернусь из этой поездки и Чулпаночка вырастет, сохраняя в душе туманное воспоминание об отце, этот ее последний ответ в последние минуты расставания будет самым существенным в ее жизни: она, лишившись отца, все же гордо будет думать, что она сама отпустила папу на великую войну. Она сказала: "можно", и этот, может быть, бессознательный ответ 4-летней девочки означал ее слово самому дорогому, самому любимому человеку: "Поезжай, папа! Защищай Родину, уничтожай фашистов гадов! Ничего, что я останусь без папы... пока, а может даже и... навсегда. Ну, ничего, поезжай, так надо!" Вот что я прочел в ее глазах, когда она сказала: "можно". Она вырастет и осознает что, а это уже героизм 4-летней девочки, во имя Родины расставшейся с дорогим папой.

Когда я думаю о Чулпаночке, мне очень тяжело. Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так. Я не знаю тот момент, когда я, будучи под опасностью, со страхом думал о смерти. Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над личными чувствами страха. Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: есть еще жизнь за смертью (загробная жизнь); не та "жизнь на том свете", которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет. А вот есть жизнь загробная, после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь - "жизнь после смерти". Потому, что обо мне будут говорить, писать, печатать, портреты [помещать] - чего доброго. Если этого я заслужил, то зачем же бояться смерти? Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать. Вот и думаю я: если я погибну в Отечественной войне, проявляя отвагу, то эта кончина совсем не плохая. Ведь когда-нибудь-то должно кончиться мое земное существование, оборвется же нить моей жизни когда-нибудь по законам природы. Если не убьют, то умру на постели. Да, конечно, тогда, быть может, я не буду молод: умру, может быть, в глубокой старости и за 30-40 лет, оставшиеся до этого момента, я сумею создать очень много хороших вещей, принесу много пользы для общества. Это, конечно, правильно. Больше жить, значит, больше трудиться, больше приносить пользы обществу. Поэтому небоязнь смерти вовсе не означает, что мы не хотим жить и нам все равно. Совсем не так. Мы очень любим жизнь, хотим жить и поэтому презираем смерть! А если эта смерть так необходима (в войне, за Родину) и эта славная смерть за Родину компенсирует 30-40-летнюю спокойную трудовую жизнь до старости (т. е. равносильна ей своим значением), то незачем бояться, что рано погиб. "Жил и творил для Родины, а когда нужно было, погиб для Родины" (и эта гибель - уже есть его бессмертие!).

Если вот так рассуждать - а я так рассуждаю - смерть вовсе не страшна. Но мы не только рассуждаем, а так чувствуем, так ощущаем. А это значит- это вошло в наш характер, в нашу кровь...

Но... бывают минуты (мгновения), когда я думаю о Чулпаночке, представляя ее без папы.... Она никогда больше не услышит его родную речь! Вот это ужасно! Когда я думаю об этом, мне становится жутко. Я начинаю дрожать, невольно появляются слезы на глазах. Все трудности, все муки и страдания может переносить моя душа, но она никак не может мириться с той возможностью, что 8/1 [1942 г.] вечером Чулпан, провожая отца, видела его последний раз. Вся душа протестует против этого - ибо так сильна моя любовь к Чулпаночке. Эта любовь сильнее всех смертей.

Ну, до свидания, милая!.. До победы!..

Муса»


«28 февраля 1942 г. Милая моя Чулпаночка!

Наконец поехал на фронт бить фашистов-мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения. Я собирался сделать тебе очень хороший подарок, приеду, - сделаю.

Ну, пока, дорогая, до свидания! Я уже сажусь в вагон.

Крепко целую.

Я поехал на фронт под Ленинград.

Папа»

«4 марта 1942 г. Дорогая Чулпаночка!

Это письмо пишу с дороги. Я еду на фронт. Будем воевать о мерзавцами-фашистами. Вот я тебе посылаю эту открытку. На ней нарисовано, как наши отважные красные кавалеристы, догоняя фашистов, бьют их мечами. Так им и надо!.. Они напали на нашу землю, убивают людей, детей, стариков и старух. Хотели даже взять Москву и Ленинград. Но сейчас мы их каждый день дальше отбрасываем. Я буду защищать Ленинград. Когда окончательно уничтожим их, я приеду. Будем по-прежнему весело и дружно жить. Приедем в Ленинград. Я тебе покажу места, где воевали. Ну, пока, не скучай!

Передай привет маме.

Крепко целую тебя.

Папа»

« 9 марта 1942 г.

Дорогая моя Чулпаночка!

Видишь, как я тебе часто пишу. Потому, что я люблю тебя и скучаю по тебе. Я из Москвы прислал тебе несколько таких открыток, по дороге тоже прислал такую открытку и еще вот пишу. Я уже еду на фронт воевать с фашистами. Уже совсем мало осталось доехать до фронта. Мы выгоним этих мерзавцев-фашистов из Ленинградской обл., а потом совсем с советской земли. Тогда будет все спокойно и хорошо. Я написал стихи про тебя и сдал в Москве издать их книгой. Скоро выйдет эта книга, и ты прочтешь их. А вот эта картина показывает войну с немцами. Это точно так, как написано в моей книге "Ильдар". Про Ильдара мама тебе расскажет. Ну, пока. Крепко тебя целую.

Папа».


Я, делая выводы и дополняя:

Это письма Героя Советского Союза, поэта, узника берлинской тюрьмы Моабит Мусы Джалиля, который был обезглавлен, своей жене Амине и маленькой дочери Чулпан. В них и искренняя любовь, в них и доверие, в них и стремление побить врага и победить, в них и предчувствие того, что он больше никогда не увидит своих родных. Это история не только одного человека, а история целой страны, потому что таких писем приходило домой по всей стране тысячами. И сила этих писем – в самых лирических стихах, в песнях, в письмах к друзьям, возлюбенным, женам, детям - была в одном: в них звучал не только частный голос, в них звучал голос России. В своих письмах герои войны - самые простые солдаты – просили, чтобы их ждали, потому что каждый знал, что ожидание дарит надежду на возвращение. И каждый автор письма, будь это поэт, писатель, пахарь, кузнец, вернулся с поля боя, вернулся в память нашу.


Д) Сообщение «Прощальное письмо»


2 августа 1944 года было написано прощальное письмо подпольщицы О.Э.Грененберг своей дочери Ромене.

«Милая моя Ромена!

Пытки и тюрьма меня не сломили. Когда меня поведут к месту казни, я пойду с поднятой головой и приму смерть с открытыми глазами...

Тебе, милая доченька, надо знать, за что пошла на смерть твоя мама, за что шли на смерть бесчисленные тысячи борцов. Мы защищали Советскую власть и идеалы Коммунистической партии. Это означает, что я отдаю свою жизнь за тебя, за твое будущее. И так - все! Мы идем на смерть за светлое будущее и счастье молодого поколения. Я отдаю свою жизнь, чтобы ты, милая Роменочка, не знала ужасов войны и чтобы радость твоей молодости никогда не омрачала черная свастика...

Я нахожусь в камере, в которой сейчас нас 12 женщин коммунистического подполья. Силу нам дает уверенность, что наша борьба справедлива... Мы все решили, что по дороге к месту казни будем петь «Широка страна моя родная». Эту песню мы все хорошо знаем. Да, красива наша Родина! За нее стоит бороться. В нашей славной Родине и жизнь красива. Большинство из нас еще сравнительно молодые. Поэтому естественно, что мы любим жизнь, но мы жертвуем свои пламенные сердца, чтобы счастливы были все трудящиеся нашей прекрасной Родины, которые останутся жить после нас...

Моя милая Роменочка!

Когда ты подрастешь, ты так же должна любить свою Родину и, если нужно, уметь так же бороться за Родину, как это делали я и твой папочка.

Уже долго я нахожусь на пороге жизни и смерти. В июне многих увезли на расстрел, в июле - не меньше и в августе - наша очередь.

Мою могилу ты, милая доченька, никогда не найдешь. Всех расстрелянных палачи сбрасывают в одну общую яму и сравнивают землю, чтобы никто не мог ее найти.

Идя в последний путь, я в мыслях последний раз тебя нежно обласкаю и поцелую.

Учись, Роменочка, как полагается комсомолке, и работай, как настоящий ленинец, так как только в труде на благо общества человек находит подлинное счастье жизни.

Твоя мамочка Оля».

Это последнее материнское послание было написано в одном из гитлеровских застенков оккупированной Риги, где томились и уничтожались массы непокорных советских патриотов.

Ольге Эрнстовне Грененберг, латышке по национальности, было тогда 29 лет. Рожденная в семье революционера-коммуниста, прошедшего сквозь царские тюрьмы и ссылку, Оля выросла патриоткой. Юность ее прошла в старом русском городе Смоленске. Здесь она получила образование, здесь стала комсомолкой и здесь же встретилась с веселым и душевным русским парнем Сергеем Глушанковым; они поженились, а вскоре у них родилась девочка, которую назвали необычным именем - Ромена. Назвали ее так в честь известного французского писателя-гуманиста Ромена Роллана, с которым Глушанковы находились в дружеской переписке с 1935 года.

Когда началась Великая Отечественная война, Ромене не исполнилось и четырех лет. Отец ушел на фронт, а вскоре вслед за ним и Ольга. Они мечтали воевать вместе. Война же распорядилась по-другому. Сергей Венедиктович сражался под Ленинградом. А Ольга Эрнстовна была медицинской сестрой. Потом поступила в специальную школу, готовясь работать в подполье во вражеском тылу. Осенью 1941 года она выбросилась с парашютом над одним из районов Латвии. Приземлилась благополучно и направилась по условленному адресу. Ей нужно было войти в доверие к гитлеровцам и местным предателям. С помощью верных людей это Ольге удалось, и она устроилась работать в магазин аптечных товаров. Это позволило развернуть активную разведывательную деятельность.

С помощью других подпольщиков Ольга организовала выпуск листовок на русском и латышском языках. С ее участием в леса к партизанам переправлялось вооружение и боеприпасы, а бежавшие военнопленные снабжались надежными документами. Почти каждый день спускалась в подвал аптеки и по установленному там радиопередатчику передавала за линию фронта ценные сведения, в которых так нуждалось советское командование. Ее передачи велись с постоянным риском для жизни. Но она регулярно сообщала номера и численность новых воинских частей врага, прибывавших в район Риги, сведения о пропускной способности местных аэродромов, о настроении оккупантов и населения, о фактах сопротивления гитлеровцам...

Подпольная деятельность Ольги продолжалась почти 900 дней.

Ее схватили в одну из студеных ночей 1944 года. Сразу же начались пытки, били изощренно, с расчетом. Но она молчала. Лицо, грудь кололи иголками, пропускали по телу электрический ток - враги надеялись узнать, с кем была связана, с кем работала.

Но Ольга молчала. Узнав о предстоящем расстреле, она написала последние слова своей дочери. 1 августа 1944 года это письмо она отдала своей тете, которая сидела в той же рижской тюрьме, но должна была выйти на волю. А на другой день Ольги не стало...

Письмо дошло до Ромены спустя 20 лет, когда ее нашли боевые друзья матери. Отец - ветеран войны - умер в 1958 году. Ромена же, сама ставшая матерью, мечтает, чтобы ее дети были похожи на Ольгу Эрнстовну. Поиски родных О. Э. Грененберг продолжались много лет. И только 7 января 1969 года в газете «Правда» был опубликован очерк И. Курчавова, откуда мы и перепечатываем этот волнующий документ.

Беседа:

- Перед нами – история жизни и героической гибели мужественной 29-летней женщины, матери. Как вы определите жанр этого письма? (письмо-завещание)

- Что завещает мама своей дочери? Что завещает Ольга Эрнестовна Грененберг нам?


Развитие речи. Написание письма в 1941-й год.

Я, делая выводы к сообщениям, дополняя, подготавливая студентов к написанию письма:

Сегодня перед вами прозвучали стихи-письма поэтов-фронтовиков, письма самых обыкновенных солдат, которые были оторваны от родного дома огнем войны, спалившим их родную землю, Родину. Все они искренние, чистые, простые, и все они об одном: о любви к своему дому, к родным и близким, к друзьям, о Победе, а значит о Родине.

Думы и мысли каждого отдельного солдата сливались в думы и мысли всего народа. Об этом и рассказ К. Паустовского «Снег». Прочитаем вместе письмо (перед всеми отрывок из рассказа в рабочей тетради)

«Милый мой старик. Я часто вспоминаю тебя, папа, наш дом и наш городок. Все это страшно далеко, как будто на краю света. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, выхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени в инее… Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Ты не удивляйся, но говорю тебе совершенно серьезно; я вспомнил об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот маленький и самый милый для меня уголок – и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи над рекой, и даже кота Архипа. Пожалуйста, не смейся и не качай головой. Может быть, когда выпишут из госпиталя, меня отпустят ненадолго домой. Не знаю. Но лучше не жди».


Р. Рождественский написал самое проникновенное произведение – «Реквием» - в котором вся Великая Отечественная война со всеми солдатами, женами, детьми и их письмами. Это и письма погибших нам, потомкам, которым они подарили жизнь. Послушаем их. Я читаю отрывок из «Реквиема»:

Слушайте!

Это мы

говорим.

Мертвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы

говорим.

Оттуда.

Из тьмы.

Слушайте!

Распахните глаза.

Слушайте до конца.

Это мы говорим.

Мертвые.

Стучимся

в ваши сердца…

Не пугайтесь!

Однажды мы вас потревожим

во сне.

Над полями

свои голоса пронесем

в тишине.

Мы забыли,

как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли.

Какой она стала, земля?

Как там птицы?

Поют на земле

без нас?

Как черешни?

Цветут на земле

без нас?

Как светлеет река?

И летят облака

над нами?

Без нас?..


- Сможете ответить на это письмо-вопрос из глубин земли нашей? Что вы расскажете тем воинам, которые хотят знать, как здесь на земле жизнь без них? Та жизнь, за которую они сражались.

- ………..

- Сейчас вам надо написать письмо в тот далекий, но в то же время очень близкий 1941-й год. Жанр письма может быть разным: письмо-обращение, письмо-информация, письмо-клятва, письмо-воспоминание, письмо-размышление, письмо-поклонение перед матерью и т.д. адресаты тоже могут быть разные: дедушка, бабушка ваши, дяди, девушки-зенитчицы, которые погибли, защищая землю, или, может быть, это будет Иван, который погиб как самый настоящий солдат, но не предал своих, или это будет Андрей Соколов, у которого 9 мая погиб сын. Вы можете адресовать свое письмо матери-Земле, которая горела в огне, напилась крови своих детей, которая стонала под тяжелыми сапогами фашистов и рыдала от взрывов бомб. Ждут ваших писем вдовы, матери тех, кто не вернулся с войны. Ждут ваших треугольников те, кто вернулся к нам цветочком черемухи, журавлём в нашу память.


Студенты работают самостоятельно минут 20 в рабочей тетради под звуки музыки песни «В землянке».


Редактирование. Прослушивание писем.

На данном этапе читают свои письма только те, кто хочет. Настаивать ни в коем случае нельзя.


Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Дописать письма дома, отредактировать. Оформит в виде

треугольников ( Приложение 2).


Использованная литература

«Стучимся в ваши сердца»/Уроки литературы, №5-2005/приложение к журналу «Литература в школе», с. 15.

«Солдатские письма»/ Уроки литературы, №4-2005/приложение к журналу «Литература в школе», с.14.

www/RG.RU/PLUS/POEZIA

«Строки, опаленные войной…»Махунова Т.Д., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №9» г.Нефтеюганска Тюменской области ХМАО-Югры

Семейные письма (из архива семьи)





Приложение 1

Рабочая тетрадь к уроку

«Письмо в 1941-й год»



Задание 1. Заполнить таблицу по ходу прослушивания сообщений


Адресаты писем


Слова обращения к адресату

Темы писем

Жанр писем

Остальное

(место боевых действий и т.д.)

мама







мамушка

приветствие

информация

«под Бобруйском»



Задание 2. Текст из письма Виталия Хрусталева для беседы:



«17/6/42 год. 

Здравствуй, дорогая Мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя, Костя, Валя, Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня, тетя Поля и дядя Вася, Таня и Коля.

Привет от бойца…

Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую. Нет наших… почти все на фронте. 

Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир. 

Мама, если меня не будет, то живите без меня...».


Задание 3. Текст письма для беседы

2 августа 1944 года было написано прощальное письмо подпольщицы О.Э.Грененберг своей дочери Ромене.

«Милая моя Ромена!

Пытки и тюрьма меня не сломили. Когда меня поведут к месту казни, я пойду с поднятой головой и приму смерть с открытыми глазами...

Тебе, милая доченька, надо знать, за что пошла на смерть твоя мама, за что шли на смерть бесчисленные тысячи борцов. Мы защищали Советскую власть и идеалы Коммунистической партии. Это означает, что я отдаю свою жизнь за тебя, за твое будущее. И так - все! Мы идем на смерть за светлое будущее и счастье молодого поколения. Я отдаю свою жизнь, чтобы ты, милая Роменочка, не знала ужасов войны и чтобы радость твоей молодости никогда не омрачала черная свастика...

Я нахожусь в камере, в которой сейчас нас 12 женщин коммунистического подполья. Силу нам дает уверенность, что наша борьба справедлива... Мы все решили, что по дороге к месту казни будем петь «Широка страна моя родная». Эту песню мы все хорошо знаем. Да, красива наша Родина! За нее стоит бороться. В нашей славной Родине и жизнь красива. Большинство из нас еще сравнительно молодые. Поэтому естественно, что мы любим жизнь, но мы жертвуем свои пламенные сердца, чтобы счастливы были все трудящиеся нашей прекрасной Родины, которые останутся жить после нас...

Моя милая Роменочка!

Когда ты подрастешь, ты так же должна любить свою Родину и, если нужно, уметь так же бороться за Родину, как это делали я и твой папочка.

Уже долго я нахожусь на пороге жизни и смерти. В июне многих увезли на расстрел, в июле - не меньше и в августе - наша очередь.

Мою могилу ты, милая доченька, никогда не найдешь. Всех расстрелянных палачи сбрасывают в одну общую яму и сравнивают землю, чтобы никто не мог ее найти.

Идя в последний путь, я в мыслях последний раз тебя нежно обласкаю и поцелую.

Учись, Роменочка, как полагается комсомолке, и работай, как настоящий ленинец, так как только в труде на благо общества человек находит подлинное счастье жизни.

Твоя мамочка Оля».

К. Паустовский, «Снег»

«Милый мой старик. Я часто вспоминаю тебя, папа, наш дом и наш городок. Все это страшно далеко, как будто на краю света. Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, выхожу в сад. Зима, снег, но дорожка к старой беседке над обрывом расчищена, а кусты сирени в инее… Эх, если бы ты знал, как я полюбил все это отсюда, издали! Ты не удивляйся, но говорю тебе совершенно серьезно; я вспомнил об этом в самые страшные минуты боя. Я знал, что защищаю не только всю страну, но и вот этот маленький и самый милый для меня уголок – и тебя, и наш сад, и вихрастых наших мальчишек, и березовые рощи над рекой, и даже кота Архипа. Пожалуйста, не смейся и не качай головой. Может быть, когда выпишут из госпиталя, меня отпустят ненадолго домой. Не знаю. Но лучше не жди».


Письмо в 1941-й год



Приложение 2

Минеева Е.

Письмо в 1941-год

1941-й год, какой ты год? Знаю, ты год начала войны. А что я знаю о твоей войне? Много раз я слышала это слово. По телевизору много раз я смотрела фильмы о твоей войне: «А зори здесь тихие», «Иди и смотри», «Я русский солдат», «Семнадцать мгновений весны», «Звезда»… Каждый раз, вновь и вновь пересматривая их, замирает мое сердце. Ждет оно, 41-й, ждет в 41-й раз, ждет в 71-й раз, когда же упавший солдат с автоматом поднимется и шагнет вперед с могучим криком «ура!», чтоб победить тебя. Замерло мое сердце, когда я впервые увидела в Музее Боевой Славы (помню, мне было всего 13 лет) ленинградский хлебец-хлебушек, надежу на жизнь, со спичечный коробок. Замерло оно, когда услышало рассказы о подвигах Александра Морозова и Минигалия Губайдуллина, которые закрыли своей грудью тебя, 41-й год, чтобы спасти своих боевых товарищей, защитников будущей жизни. Как ты мог допустить, чтобы совсем юные мальчишки на поле твоей брани погибли от твоих пуль?!

Как ты, 41-й, мог допустить того, что однажды воины стояли на свежей, вскопанной земле и заметили, что она, земля, шевелится под их ногами? Живая земля под сапогами ее защитников. Живая, потому что в тебе, 1941-й, расстреляли деревню и закопали… Всю деревню… Что ты в это время чувствовал?!

А чем ты ответил своей маленькой девочке, которая поседела за одну ночь и которая, увидев себя на чужом зеркале (свое прятали мама и сестра), спросила: «Мама, я уже бабушка?» Мама тогда нашла отчет своей дочурке, она сказала, что обстригут ее, снова вырастут черные. Вот что твоя война ответила бы ей, страшный 41-й?! Она, наверное, осталась без ответа.

Скажи, почему у маленьких твоих девочек на всю жизнь осталась привычка покупать куклы, хотя они всегда им напоминали о войне, и дарить их всем подряд? Даже иногда мужчинам…

Далекий для меня 41-й, вопросов у меня к тебе очень много. Но сегодня хочу задать последний. Думаю. Что этот вопрос он и для тебя очень страшный. Наверное, твоя война сама даже не ожидала этого от детей. Почему в тебе, в твоей войне, маленькие дети, которые были рождены жить и радоваться каждой минуте, стали убийцами человека, пусть даже врага –немца? Почему ты этого допустил? Почему маленький мальчик, убивая немца, видел, как другой немец застреливал его деде возле их дома, а третий - бабушку у колодца, а мать умирала (и волосы у нее были красные, а не черные) от рук четвертого фашиста? Почему маленького маленьких детей не пугали горы убитых людей вокруг, а идти ночью или вечером через кладбище боялись так же, как и прежде? Что по-твоему страшнее: убитые люди на голой земле, сожженные женщины с белыми красивыми руками (чудом руки остались не тронутыми огнем) или кладбище, где покоились люди, похороненные родными, близкими? Мертвые, которые на земле, не пугали твоих детей, а те, которые были в земле, пугали. Вот что ты натворил со своей войной, 1941-й: твои дети, родившись до тебя, выросли в тебе, пронесли тебя через всю свою жизнь. Мне не хотелось бы, чтобы все это повторилось. Я хочу, чтобы все мы, люди, жили на земле в мире и согласии, потому что нет ничего страшнее слова «война». Она калечит сердца, души всех людей, пугает всех, оставляет на сердце незаживающие раны. Хочу, чтобы твое детище-война никогда больше не повторилась. Потому что тогда,, 40-е годы, слишком высокую цену вы потребовали от людей за эту жизнь, за эти куклы, которые сегодня мы получаем в подарок…

Прощай…

Женя из 2024 года.










































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.