Методическая разработка родительского собрания «Стрессоустойчивость дома и в школе» (1–5 класс)
Сценарий родительского собрания «Стрессоустойчивость в семье и в школе»
Задачи собрания:
1)Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами стрессоустойчивости детей - школьников.
2)Познакомить кратко с видами темперамента детей, способностью каждого темперамента переносить стресс.
3) Объяснить взаимосвязь здоровья (питание, спорт, режим дня) и положительных эмоций.
4)Совместно разработать рекомендации для создания комфортных взаимоотношений в семье и школе.
Ход собрания
Учитель: Стресс – это нормальная реакция здорового организма на угрозу или переутомление. Как вы думаете, каковы причины стресса? (обсуждение)
Причины стресса
-конфликты в семье и в школе;
-недовольство;
-усталость;
-недостаток витаминов, плохое питание;
-страхи;
-резкая смена окружающей обстановки и др.
Учитель: А как определить, стрессует ли ребенок. Какие признаки стресса, тревожности? (обсуждение)
Учитель: меланхолики и холерики менее устойчивы к стрессу, в отличие от них сангвиники и флегматики достаточно легко переносят стрессовые ситуации. Обратите на это с учетом темперамента своего ребенка.
Можно предложить родителям анкету, где они укажут темперамент, наличие тревожности у ребенка сейчас, признаки стресса, которые они заметили, напишут хобби своего ребенка.
Признаки стресса
- невозможность сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности;
- беспричинные приступы раздражительности, злобы, недовольство окружающими;
- вялость и слабость, депрессия;
- бессонница, кошмары.
- невозможность расслабиться;
- панические приступы, постоянное ощущение страха;
- грусть, желание плакать, тоска;
- недоверие к другим;
- низкая самооценка, неверие в себя.
- отсутствие аппетита или избыточный аппетит;
- внезапные смех или слезы;
- повышенная потливость, возбудимость, зуд и боль головы;
- головокружение, учащенное дыхание;
- онемение конечностей;
- нервные тики, обгрызание ногтей;
- хроническая усталость
- постоянное теребение чего-либо, потрясывание ногами, вертлявость.
- Учитель: Как же бороться со стрессом и ребенку, и взрослому? (обсуждение)
Способы борьбы со стрессом
- Присесть и расслабиться.
- Чаще улыбаться и смеяться, для этого занимаемся любимым делом, тем, что приносит удовольствие.
- Просмотр комедии.
- Аудио книги, чтение интересных книг.
- Провести горизонтально указательным пальцем по губам.
- Напрячь все мышцы, сжать кулаки и стиснуть зубы. Можно сильно сминать бумагу.
- Прогуляться, пройтись, пробежаться.
- Принять ванну, душ.
- Попить чай из трав, плитка шоколада,
- Хобби (порисовать, лепить, петь).
- Попытаться отрицательное перевести в положительное. И другие способы.
- Правильно питаться.
- Спорт и закаливание.
Учитель: Надо научиться контролировать стресс. Иногда даже небольшое изменение способа жизни улучшает состояние и уменьшает отрицательное воздействие стресса. Каковы же условия создания положительного климата дома и в школе? (обсуждение)
Условия комфортных взаимоотношений:
– создание благоприятного психологического климата;
– роль самооценки ребенка (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы.
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка;
– учет темперамент;
–развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Учитель: Мы с ребятами разработали такие правила общения (на доске и раздала на листах). Ознакомьтесь. Нужно ли скорректировать их? (меняем , если надо, дополняем). Придерживайтесь их, пожалуйста, и в семье.
Правила общения
- Не бери вещи чужого без спроса (воровство-это плохо)
- Учись правильно просить что-либо, но сам делись. Просить-не стыдно
- Если тебя попросили правильно и что-то разумное, дай (с жадинами не дружат)
- Не дерись. Все конфликты решают словами.
- Зовут играть, иди, не зовут, спроси разрешения.
- Играй честно, не обманывай.
- Не дразни, не ябедничай, не капризничай, не вредничай
- Из-за отметок не плачь, учись исправлять плохие отметки.
- Будь воспитанным, вежливым, аккуратным
- Будь дружелюбным, не стесняйся показывать хорошие эмоции.
Учитель: Заботьтесь о себе и своих детях. Говорите им приятные слова, что вы их любите, цените, доверяете, уважаете, что у них все получится. Спасибо за внимание. До свидания. До новых продуктивных встреч!
Список использованной литературы
- 1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2016.
- 2. Бохан, Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования : монография / Т. Г. Бохан. — Томск : Изд-во «Иван Федоров», 2008.
- 3. Василюк, Ф. Е. Пережить горе / Ф. Е. Василюк // Психологический журнал. — 1991. — № 2. — С. 5—10.
- 4. Бачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через сказкоте- рапию / И. В. Бачков. — М.: Ось-89, 2017.
- 5. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса: психологическая антропология стресса : монография / Л. А. Китаев-Смык. — М. : Академический проект, 2019.
- 6. Либина, А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. — М. : Эксмо, 2018.
- 7. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2021.
- 8. Лурия, А. Р. Экзамен и психика / А. Р. Лурия // Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. — М.: Смысл, 2013.
- 9. Магомед-Эминов, М. Ш. Позитивная психология человека / М. Ш. Магомед-Эминов. — М., 2017.
- 10. Мадди, С. Теории личности Сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб.: Речь, 2012.
- 11. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2022.
- 12. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А. А. Налчаджян. — М.: Эксмо, 2016.
- 13. Одинцова, М. А. Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. — М.: Флинта, 2015.
- 14. Одинцова, М. А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых / М. А. Одинцова. — Самара : Бахрах-М, 2018.
- 15. Орел, В. Е. Синдром психического «выгорания» личности / В. Е. Орел. - М., 2015.
- 16. Петровский, А. В. Человек над ситуацией / А. В. Петровский. — М.: Смысл, 2020.
- 17. Петровский, А. В. Психология и время / А. В. Петровский. — СПб., 2017.
- 18. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс ; пер. с англ. М. Злотник. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2011.
- 19. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2019.
- 20. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 2002.
- 21. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школа-Пресс, 2005.
- 22. Ферс, М. Г. Тайный мир рисунка / М. Г. Форс. — СПб. : Деметра, 2013.
- 23. Хухлаев, О. Е. Обычная работа в необычных условиях: психологическое консультирование, осложненное травматическим стрессом / О. Е. Хухлаев. - М. : Изд-во МГППУ, 2016.
- 24. Шефов, С. А. Психология горя / С. А. Шефов. — СПб.: Речь, 2016.
- 25. Юрьева, Л. Н. История. Культура. Психические и поведенческие расстройства / Л. Н. Юрьева — Киев : Сфера, 2012.
Фролова Мария Анатольевна
Фролова Мария Анатольевна
Фролова Мария Анатольевна
Тимофеев Юрий Александрович
Язенина Ольга Анатольевна