Методическая разработка родительского собрания «Роль самооценки в формировании личности»
ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1» (техникум)
Департамента спорта и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта)
Методическая разработка родительского собрания
Тема: «Роль самооценки в формировании личности»
Группа 9ф-11
Куратор: Блинова И.И.
«Почетный работник образования Москвы»
Высшая квалификационная категория
Цель: Формирование мотивации родителей к повышению самооценки у детей.
Задачи:
-Познакомить с понятием «самооценка», определить роль самооценки в формировании личности ребенка.
-Формировать умения определять пути повышения самооценки.
-Воспитывать стремление родителей к повышению самооценки детей
Оборудование: ручки, листы бумаги, фломастеры, ситуационные задачи,
передвижная доска, раздаточный материал.
Ход собрания
1. Организационный момент.
-Уважаемые родители, я бы хотела поговорить с вами на очень важную тему. Мы с нашими юношами и девушками проводим много игровых, конкурсных программ и сегодня я бы хотела, провести наше родительское собрание в форме игровой программы. Ведь мы все родом из детства, и никогда не помешает для нас, взрослых, вспомнить его, почувствовать себя ребенком подросткового возраста. Предлагаю вам разделиться на две группы. Те из вас, кто получил на входе красную карточку садятся за стол, который от меня справа, а получившие зеленую карточку садятся за стол, который находится от меня слева.
- Я много работаю с детьми подросткового возраста. С ними мы много говорим о той особенности человека, которая формируется с детства и влияет на всю его жизнь, на успех в делах. В словаре это слово определяется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей»
- Каждый из наших учащихся не хочет, чтобы она оказалась низкой.
- А что это за особенность вы узнаете, выполнив мое задание.
- Это слово состоит из десяти букв. О чем Я говорила?
- Напишите маркером это слово, используя клеточки.
- Какое слово у вас получилось? САМООЦЕНКА.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Возможно, уже кто-то догадался, о чем мы будем говорить сегодня? И какова будет цель нашего родительского собрания?
- Итак, я бы хотела познакомить вас с понятием самооценка, а также определить, какова роль самооценки в формировании личности.
- Предлагаю вам выполнить некоторые упражнения, работать мы будем в группах, на столах у вас лежат звезды, после выполнения каждого упражнения вы должны определить, кто достоин за выполненное упражнение получить звезду.
3. Основная часть мероприятия
- Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое самооценка?
-Попробуйте своими словами объяснить значение слова этого слова.
Каждая группа высказывает свои точки зрения.
После педагог делает обобщение:
- Почему важно, чтобы человек не имел низкую или завышенную самооценку?
-Почему так важно работать над развитием самооценки в подростковом возрасте?
-Человек который обладает высокой самооценкой, не завышенной, а высокой. Всегда верит в себя и свои силы, стремится «выложиться» для достижения цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «повести» за собой окружающих. Такой человек обладает лидерскими качествами.
- Человек с низкой самооценкой, напротив не верит в себя, в свои силы, он всегда сомневается в успехе дела. Его заниженная самооценка влияет на его жизнь, на его целеполагание, на его общение с окружающими. Он, как правило, имеет барьеры в общении с окружающими, не имеет перспектив стать лидером. У него возникают проблемы в учебной и трудовой деятельностях. Не веря в себя в свои силы, он не может закончить начатое дело, не строит планы на будущее.
- Давайте определим признаки того, что у подростка низкая самооценка.
К признакам низкой самооценки относят:
нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
возникновение повышенной тревожности, паники;
уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
отказ от публичных выступлений в колледже или на семейных мероприятиях;
зависимость от мнения окружающих;
подражание своим одногруппникам или экранным образам;
замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в колледже или на улице).
- Уважаемые родители! Нет такой сферы деятельности, в которой не нужно бы было принимать решения и брать на себя ответственность. Умение адекватно оценить себя - своеобразный индикатор развития, самодостаточности.
- Как вы думаете, трудно воспитывать подростка с высокой самооценкой?
Каждая группа высказывает свои точки зрения.
- Попробуйте назвать имена людей, у которых, по вашему мнению, высокая самооценка? (известные полководцы, мореплаватели, спортсмены, ученые, деятели литературы, культуры, музыки искусства и науки, артисты).
-Как вы считаете, самооценка воспитывается или с ней рождаются наши дети?
-Темперамент человека влияет на самооценку?
Каждая группа высказывает свои точки зрения.
-Как правило лидеры – обладатели высокой самооценкой!
- А давайте мы с вами попробуем выявить среди вас, родители, лидеров!
предлагаю вам следующее упражнение:
Упражнение «10 секунд»
-Итак, порошу группу встать. И за 10 секунд выстроиться в шеренгу по определенному признаку:
-по росту;
-по размеру обуви;
-по цвету волос от самого светлого, до темного.
- Прошу вас оценить работу противоположной группы. Если группа справилась с заданием, поднимите руки вверх.
-Прошу всех сесть. А теперь давайте проведем маленький анализ выполнения задания.
- Обратить внимание – кто из вас пытался организовать всех, чьей воле подчинились остальные.
-Тем самым мы определили в вашей группе человека, который обладает наиболее выраженными качествами лидера.
-Мы выявили среди вас лидеров, значит обладателей высокой самооценки.
-Мы правы в определении вашей самооценки? Как выдумаете, мы не ошиблись? Вы действительно обладаете высокой самооценкой?
- Задумывались ли вы над тем, как можно определить самооценку подростка.
- Для того, чтобы определить уровень самооценки не обязательно обращаться к специалисту. Существует такой способ, который называется «Лесенка».
- Давайте попробуем распознать вашу собственную самооценку, проведем его. У каждого из вас на листе нарисована лесенка. Представьте себе, что на лесенку сажают ваших знакомых. На верхней сидят самый лучшие, самые успешные, красивые, умные люди. На нижней ступеньке, те кого вы считаете неудачниками, (не состоялись в профессии, не умные, не красивые, вообщем, не очень). А куда вы поставите себя, на какую супеньку.
-Как вы думаете, на какую ступеньку поставит себя ваш ребенок?
-Открою вам секрет, перед проведением нашего собрания мы провели этот тест с подростками и у нас, к сожалению, есть такие студенты, у которых выявилась низка самооценка. И это очень опасно. Ведь самооценка напрямую влияет на формирование личности подростка.
- По словам практикующих педагогов - психологов возможны следующие последствия низкой самооценки:
Чувство неполноценности, возникающее у подростков с заниженной самооценкой, снижает эффективность учёбы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно подросток себя чувствует.
Низкая самооценка не только искажает представления подростка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные учёные пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
Если ощущение неполноценности терзает подростка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогут спрятаться от мира. Прикрытиями могут сталь сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребёнок создаёт свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Упражнение «Цветок»
- У вас на столах лежат лепестки цветка, на них написаны советы родителям по повышению самооценки подростка. Выберите те советы, которые вы примените для повышения самооценки вашего ребенка и постройте с помощью этих лепестков цветок советов.
- Обоснуйте свой выбор.
Каждая группа доказывает правильность своего выбора
Советы:
-Не оценивайте, а интересуйтесь делами ребенка.
-Проговаривайте ощущения и эмоции ребенка;
-Помочь справиться с негативизмом;
-Не критиковать ребенка;
-Поддерживать начинания ребенка;
-Верить в успехи ребенка и говорить ему об этом;
- Не допускать насмешек над ребенком;
-Не драматизировать неудачи ребенка;
-Говорить ему о его уникальности и таланте.
-Скажите, какие советы вы выбрали?
- Уважаемые родители, у вас на столе лежат также рекомендации психолога по поднятию самооценки подростка. Давайте ознакомимся с ними. Вы также можете взять с собой данные рекомендации. ( Приложение 1)
Упражнение «Фото»
-Как вы думаете, подростка с низкой самооценкой легко заметить среди остальных, или внешне он не отличается от сверстников?
-Дорогие родители, у вас на столе лежат фото подростков (вырезки из журналов), определите по внешним признакам у кого из детей низкая самооценка, обоснуйте свой выбор.
Родители отвечают, доказывая свою точку зрения.
- Сейчас я хочу определить, как вы усвоили понятие «самооценка». Давайте попробуем составить синквейн к данному понятию.
- У вас на столах лежат листы с алгоритмом составления синквейнов, а также примеры других слов-синквейнов. Составьте его со словом САМООЦЕНКА. (Приложение 2)
8. Итог родительского собрания.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
-Давайте создадим один общий круг.
-Наше родительское собрание подходит к концу. Давайте подведем итоги. О чем мы с вами сегодня говорили? (о самооценке)
Упражнение «Роль самооценки в формировании личности »
-Все встают в круг, передают по кругу мяч, пока играет музыка, как только музыка останавливается, у кого в руках остался мяч дополняют фразу «Роль самооценки в формировании личности …».
-Дорогие родители, у каждого из вас в руках звезды. Посмотрите на доску, перед вами пьедестал. Что значит иметь высокую самооценку, это значит стремиться быть первым. Если вы сегодня на родительском собрании захотели, чтобы у вашего ребенка была высокая самооценка поместите звезду на первое место пьедестала. Если вы сомневаетесь, в необходимости и важности данного процесса, на второе место пьедестала. А если вы твердо убеждены, что высокая самооценка вашему ребенку-подростку ни к чему поместите свою звезду на третье место пьедестала.
- Я рада, что сегодня большинство наших звезд находятся на первом месте, значит вы стремитесь чтобы у вашего ребенка-подростка была высокая самооценка, чтобы он стал лидером своей жизни.
Список литературы
1.Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в западной психологии– Режим http://www.psyhologymaster.ru/plms-609-1.html
2. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией [ / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011 - Вып. № 1 – С. 54 – 66
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Чтобы помочь подростку сформировать адекватную самооценку необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом);
делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков;
регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом;
не сравнивайте успехи собственного ребенка с другими детьми;
уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным, и ни в ком случае не унижайте его достоинство;
материально обеспечьте по возможности всем необходимым: телефоном, персональным компьютером, одеждой;
следите за внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите подобрать стиль одежды и научите правильно сочетать вещи;
помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное – это их определить;
научите отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.
Синквейн – это стихотворение, из 4 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме
1 существительное,
2 прилагательных,
3 глагола, фраза со смыслом и слово-вывод к первому слову.
Друг.
Лучший, надёжный.
Дружить, общаться, веселиться.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Верность.
11