Методическая разработка «Значение игры в формировании личности ребёнка»

0
0
Материал опубликован 4 March 2020

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"


УТВЕРЖДЕНО

на методическом совете

"15" сентября 2018 г.

Директор МБУДО «ЦДТ»

Соловьева Г.Э.







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Значение игры в формировании личности ребенка


Игровая деятельность – путь к развитию детскому творчеству













Автор - педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории

Гончарова Ю.Н.









г.Елизово

Значение игры в формировании личности ребенка

Игровая деятельность – путь к развитию детскому творчеству


Культура начинается с детства. Научить ребёнка слышать, видеть, чувствовать прекрасное и эмоционально на него откликаться – это то, что так нужно человеку в его дальнейшей жизни. Воспитанию личности ребёнка, развитию его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей способствует музыкально-танцевальная деятельность.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Отсюда возникает необходимость таких форм работы, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание урока и так же активно участвовать в творческом самовыражении. Современные технологии музыкального воспитания предлагают применять игровые методы, помогающие преподавателю в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребёнку – легко его усвоить. Применение игровых форм деятельности на уроках хореографии помогает детям без принуждения овладевать двигательными навыками, учиться понимать и передавать тончайшие импульсы настроения и эмоций, развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным. Радость творчества, активное взаимодействие с преподавателем в процессе игровой деятельности уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. В рамках игры возможно решить практически все образовательные задачи и именно органичное сочетание систематического обучения и творческого, игрового начала даёт возможность комплексно подойти к развитию личности ребёнка.

Хочется отметить, что игра является ведущим видом деятельности в детстве. С самого раннего возраста она сопровождала ребёнка в древности и не в коей мере не утратила своего значения для воспитания, развития и взросления детей в наше время. Игра выполняет все важнейшие функции детства: коммуникативную, креативную, воспитательную, образовательную, познавательную.

Именно в игре развиваются качества, которые становятся основой успешного обучения – самосознание, воля и произвольность, целеустремлённость, способность планирования и последовательности действий. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие ребёнка.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила. Особенность игр, проводимых на занятиях хореографии – музыкальное сопровождение (вокальное, инструментальное). Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей, вызывает радостные эмоции, содействует подъёму настроения. Она облегчает выполнение движений, которые становятся более чуткими и энергичными, либо плавными и выразительными, в зависимости от ее характера. Музыка организует, помогает двигаться согласованно, а также способствует музыкальному развитию. Дети начинают чувствовать форму произведения, учатся ощущать сильную долю такта, высоту звучания, динамику, темп. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Согласованность текста с музыкой, движением способствует детскому перевоплощению, проявлению большей самостоятельности при выборе способов действий и средств художественной выразительности для передачи образа (интонация, мимика, жест, пластика). Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка можно рассматривать в трёх аспектах:

- физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус. Регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций;

- психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений;

- педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм) и координации движений;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:

- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;

- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);

- развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- формирование эстетическое отношения к окружающему;

- развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Развивающие:

- познавательную активность;

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.


Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, объяснение и освоение детьми игрового содержания. На втором этапе идёт формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность детей.

Игровой материал рекомендуем использовать в каждой части урока: в начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности, предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес детей. Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической прямой, то есть для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.

Особое внимание следует уделять следующим играм:

- развивающим выразительность жестов;

- формирующим умение действовать с предметами или с воображаемыми предметами;

- закрепляющим навыки передачи в ритмопластических импровизациях черты разных характеров, оттенки настроений;


- совершенствующим навыки воспроизведения музыкальных образов с помощью мимики и жеста.

Следует учитывать, что игры, следующие друг за другом и требующие сосредоточенности, направленные на развитие одного навыка, утомляют ребёнка. Игры следует комбинировать и сочетать, чтобы они оказывали разностороннее воздействие.

Предлагаем игровой материал, который может быть использован на занятиях ритмики в младших группах хореографических коллективов, на музыкальных занятиях в детских садах с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Материал опробован на уроках ритмики в младших группах в хореографическом коллективе «Незабудки».


«Музыкальная змейка»

Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.

Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Группы выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. ( Например: 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Концертмейстер проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди своей команды ставится игрок, хорошо знающий танцевальный шаг. Правила игры:

1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.

2. По сигналу педагога все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в произвольном порядке.

Описание игры:

Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее. По сигналу педагога змейки должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается выигравшей.


t1583270806aa.jpg

«Ледяные фигуры»

Музыкальное оформление: 3-4 разнохарактерных произведения.

Игра-импровизация направлена на побуждение к самостоятельному творческому проявлению через движение, развитие слухового внимания, учит различать характер музыки и передавать его через движение.

Ход игры: без предварительного прослушивания, звучит музыкальная фраза одного из произведений. Дети вместе с преподавателем двигаются под музыку в любом направлении, подбирая движения по характеру соответствующей мелодии. По окончанию музыки дети «замирают» в любой необычной позе и не двигаются до тех пор, пока не зазвучит следующая мелодия.

Как вариант можно вводить ведущего, который, наблюдая за импровизацией детей, выбирает лучшего танцующего.



t1583270806ab.jpg t1583270806ac.jpg


t1583270806ad.jpg















«Чей кружок быстрее»

Описание игры:

Дети образуют 4 кружочка, в середине которого стоит водящий, в руках он держит платочек. Играет хороводная музыка, дети водят хоровод, водящий исполняет движения русского характера. Изменяется характер музыки на плясовую, быструю, дети свободно танцуют, исполняя быстрые движения (бег). Музыка останавливается, дети приседают и закрывают глаза. Водящий меняет свое место и поднимает платочек. С началом музыки дети открывают глаза и бегут к своему водящему, и становятся вокруг него в кружок. Побеждает тот кружок, который всех быстрее собрался и взялся за руки.



t1583270806ae.jpg



Танец розы (вальс из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”)

Под красивую мелодию исполняется этюд на развитие пластики рук, или танец удивительно прекрасного цветка – розы. Ребенок сам придумывает к нему движения. Внезапно музыка прекращается – это порыв северного ветра “заморозил прекрасную розу”. Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза “застывшей, замерзшей розы”.

t1583270806af.jpg

«Поймай ритм!»

Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить. По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.

Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши.



t1583270806ag.jpg




t1583270806ah.jpg




Конечно, таких игр существует великое множество и ровно столько же можно придумать самостоятельно. Главное помнить очень важное правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно. Только при этом условии развитие всех сторон его личности будет гарантированным и полноценным.


Список литературы

1. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2008.

2. Боякова Е. В. Играем в музыку //Музыкальный руководитель. – 2009. - №4. – С.21-23.

3. Буренина А. И.., Родина М. И. Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Музыкальная палитра, 2008.

4. Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-метод.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002.

5. Руднева С. Музыкальное движение. – М.: 1969.

6. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: 1994.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.