Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему «Ударные и безударные гласные»
Муниципальное казённое образовательное учреждение Долговская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района.
Методическая разработка урока .
Автор : Герасимова Марина Александровна,
Х. Долгий 2019 год
Методическое обоснование применяемых на уроке педагогических технологий, форм, методов и приёмов .
Методическая разработка раскрывает опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы УМК «Планета знаний» по учебнику для 1 класса под редакцией Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной.
Урок проводится в 1 классе по теме: «Ударные и безударные гласные». Тема урока соответствует программному материалу первого класса.
Урок строится с позиции деятельностного метода обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Непосредственным результатом образовательной деятельности становится способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытия новых знаний.
На уроке используются активные методы и приемы обучения:
приём создания учебной ситуации ( побуждающий от проблемной ситуации диалог);
метод решения учебной задачи ( подводящий к открытию знаний диалог), метод обучения с опорой на ошибки (на этапе самоопределения к деятельности, на этапе открытия новых знаний);
составление алгоритма мыследеятельности ( способ проверки безударной гласной);
построение структурно- логической схемы изучаемого материала ( на этапе открытия новых знаний);
деловая игра ( на этапе первичного закрепления и применения знаний);
текстовые задания ( на этапе самостоятельной работы и проверки по эталону);
приём «Дерево - зеркало настроения»( на этапе рефлексии)
На уроке используются современные образовательные технологии:
Технология проблемно-диалогического обучения, технология деятельностного метода обучения, ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии .
Технология проблемно- диалогического обучения.
Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
На уроке изучения нового материала проработаны два звена:
Постановка учебной проблемы;
Поиск решения (это этап открытия нового знания).
Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
Технология проблемно-диалогического обучения, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая развитие умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:
1 шаг – мотивация (самоопределение к деятельности).
2 шаг – актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся, которая фиксируется самостоятельно.
3 шаг – постановка учебной задачи (исследовательский этап).
Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.
4 шаг – построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода происходит выдвижение и проверка гипотез. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме «мозгового штурма», побуждающего диалога и т.д.
5 шаг – проверка гипотез, реализация проекта.
На данном этапе устанавливается, что учебная задача разрешена.
6 шаг – первичное закрепление знаний.
Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма.
7 шаг – самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении этого этапа используется работа в парах: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
8 шаг – рефлексия деятельности (итог урока).
Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Информационно-коммуникационная технология.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на данном уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
1. Принцип доверительности
2. Принцип обратной связи
3. Принцип занятия исследовательской позиции.
Здоровьесберегающие технологии помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. На уроке использованы педагогические приёмы, позволяющие решить задачу сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Это:
- учет возрастных особенностей;
- демократический стиль общения на уроке;
- игровые минутки;
- динамические паузы у первоклассников.
Тема урока: Ударные и безударные гласные.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила проверки безударных гласных в слове;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
формировать умения совместно вырабатывать порядок проверки безударного гласного в слове ;
развивать умения распознавать проверочные и проверяемые слова;
совершенствовать умения находить в слове ударный и безударный гласный.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа , парная работа.
Методы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ресурсы:
персональный компьютер, мультимедиа- проектор;
учебник ( Русский язык: учебник/ Т,М. Андрианова, В,А. Илюхина. –М.:АСТ Астрель,2015 );
рабочая тетрадь (Русский язык: рабочая тетрадь/ Т,М. Андрианова, В,А. Илюхина. –М.:АСТ Астрель,2015);
карточки для парной работы; шапочки для игры «Спасатели»; рисунки совы, дерева, капелек, птиц; мультимедийная презентация; карточки для составления опорной схемы.
Основные этапы урока :
Самоопределение к деятельности ( 3 мин.)
Актуализация знаний ( 7 мин)
Постановка ученой задачи (3 мин)
Построение проекта выхода из затруднений( открытие нового знания) ( 10 мин)
Первоначальное закрепление во внешней речи (7 мин)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
Рефлексия ( 5 мин)
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.
Слайд 1. (Урок русского языка . 1 класс)
Слайд 2 (весенняя капель, музыка)
Звучит музыка «Весенняя капель»
-Ребята, вы слышите звуки?
-Что они вам напоминают?
-Капель.
-Что это значит?
-Это значит, наступила весна.
Я желаю вам сегодня теплого весеннего настроения . Подарите друг другу солнечную улыбку и тогда наш урок будет удачным.
Актуализация опорных знаний.
Цели:
актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;
организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
К нам тоже долетели весенние капельки, но необычные.
Слайд 3.
- Это буквы
- Назови буквы.
- Что вы о них знаете? ( это буквы гласных звуков)
а о и е я
Мозговой штурм.
1. Какие звуки называют гласными?
2. Сколько гласных букв в русском алфавите?
3. Сколько гласных звуков?
4. Какие гласные называют ударными?
5. Какие – безударными?
- Напишите буквы в строчке.
- А вот на доске ещё капелька, да такая большая . На ней что- то написано. Давайте прочитаем.
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышкам она гроза.
(Сова)
Слайд 4
- Что вы знаете об этой птице?
-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.
3. Постановка учебной задачи.
Цели: выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Сова пожаловала к нам с подарочком . Посмотрите на него.
Слайд 5.
В лису живёт леса.
- Что это такое?(предложение)
- Вам оно понятно? (сигналы)
-Что- то здесь не так.
-Мы можем записать это предложение? (нет)
- Какие буквы у вас вызвали сомнение?
-Что о них можно сказать? (они безударные гласные)
- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.
Слайд 6. Тема нашего урока: Ударные и безударные гласные.
- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.
Слайд 7.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
- Почему причиняет много мук?
- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?
- Учиться правильно писать безударные гласные в слове.
- вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать
Будем с вами изучать.
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).
5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний).
Цель: организовать составление совместного плана действий.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Вернёмся к нашему предложению. Слайд 8.
В лису живёт леса.
-Что будем делать?
- Исправлять ошибки.
- Составим опорную схему..
Способ проверки безударного гласного в слове. |
Шаг. Поставить ударение в слове. |
Шаг. Найти безударную гласную . |
Шаг.Подобрать проверочное слово. |
Какое проверочное? ( правило в учебнике) |
Шаг. Записать букву гласного звука. |
Дети выполняют шаги по ходу составления схемы, исправляют ошибки в словах предложения.
е и
В лису живёт леса.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Познавательные УУД: добывать новые знания: решать орфографическую задачу, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь решать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.
Слайд 9.
- Сова приглашает нас посетить лесную поляну, на которой для вас есть задание. Необходимо проверить написание этих слов и исправить ошибки.
Грочи слиды грибы нара ( слова написаны на доске)
Работаем по нашей памятке.
Деловая игра «Спасатели». Участники игры: волшебник Ударение, сыщик, спасатели.
Волшебник Ударение ставит ударение в слове.
Сыщик находит безударную гласную.
Спасатели подбирают проверочное слово и называют букву гласного.
Оценить свою работу сигналами + - ?
Физминутка.
Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.
Как они сядут , тоже покажем, крылья сложим назад.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, организовать самопроверку по эталону
С лайд 10.
Музыка «Птичьи голоса»
На полянку прилетели птицы
и принесли вам задания.
Задания для работы в парах.
Запиши безударную гласную,
подбери проверочное слово.
На тр. ве блестит р.са.
Летит за мёдом пч. ла.
Гр.чата пищат в гн.зде.
По лесу рыщет в.лчище.
Работа в парах по карточкам. Проверка по слайду. Слайды 11, 12, 13,14.
Оценивание парных работ с помощью значков + - ?
Слайд 15. ( Советы совы . Как вести себя в лесу)
7.Рефлексия.
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- По какой теме мы с вами работали?
- Ударные и безударные гласные.
- Какую цель ставили?
- Учиться правильно писать безударные гласные в слове.
Слайд 16, 17.
Ответы детей по схеме:
У каждого ребёнка на столе прикреплены листики : зелёный, жёлтый, красный.
Весна приносит нам много радости: солнечное тепло, звонкая капель и ,конечно , первые листочки на деревьях.
Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо работали- возьмите зелёный листик, если вы не очень довольны собой, то жёлтый, а если у вас совсем ничего не получилось- красный. Прикрепите свои листики на наше дерево настроения.
Большинство ребят считают, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу вас поблагодарить за урок. Поапплодируем себе!