Методическая разработка урока русского языка в 1 классе на тему «Ударные и безударные гласные»

1
0
Материал опубликован 28 October 2020 в группе

Муниципальное казённое образовательное учреждение Долговская средняя общеобразовательная школа Урюпинского муниципального района.





Методическая разработка урока .

t1603882112aa.png

Автор : Герасимова Марина Александровна,

учитель начальных классов.



Х. Долгий 2019 год


Методическое обоснование применяемых на уроке педагогических технологий, форм, методов и приёмов .

Методическая разработка раскрывает опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы УМК «Планета знаний» по учебнику для 1 класса под редакцией Т.М. Андриановой, В.А. Илюхиной.

Урок проводится в 1 классе по теме: «Ударные и безударные гласные». Тема урока соответствует программному материалу первого класса.

Урок строится с позиции деятельностного метода обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Непосредственным результатом образовательной деятельности становится способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Тип урока дает возможность всем учащимся класса ощутить себя участником открытия новых знаний.

На уроке используются активные методы и приемы обучения:

приём создания учебной ситуации ( побуждающий от проблемной ситуации диалог);

метод решения учебной задачи ( подводящий к открытию знаний диалог), метод обучения с опорой на ошибки (на этапе самоопределения к деятельности, на этапе открытия новых знаний);

составление алгоритма мыследеятельности ( способ проверки безударной гласной);

построение структурно- логической схемы изучаемого материала ( на этапе открытия новых знаний);

деловая игра ( на этапе первичного закрепления и применения знаний);

текстовые задания ( на этапе самостоятельной работы и проверки по эталону);

приём «Дерево - зеркало настроения»( на этапе рефлексии)

На уроке используются современные образовательные технологии:

Технология проблемно-диалогического обучения, технология деятельностного метода обучения, ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии .

Технология проблемно- диалогического обучения.

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

На уроке изучения нового материала проработаны два звена:

Постановка учебной проблемы;

Поиск решения (это этап открытия нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Технология проблемно-диалогического обучения, прежде всего, формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая развитие умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:

1 шаг мотивация (самоопределение к деятельности).

2 шаг актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности, актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся проблема в деятельности учащихся, которая фиксируется самостоятельно.

3 шаг постановка учебной задачи (исследовательский этап).

Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом деятельности (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют в учебном диалоге причину затруднения. Учитель организует деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока.

4 шаг построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода происходит выдвижение и проверка гипотез. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников в форме «мозгового штурма», побуждающего диалога и т.д.

5 шаг – проверка гипотез, реализация проекта.

На данном этапе устанавливается, что учебная задача разрешена.

6 шаг первичное закрепление знаний.

Учащиеся в форме коммуникативного общения решают типовые задания на новый способ действий с фиксацией установленного алгоритма.

7 шаг самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении этого этапа используется работа в парах: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами её оценивают. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

8 шаг рефлексия деятельности (итог урока).

Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Информационно-коммуникационная технология.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на данном уроке являются:

 игровая деятельность;

 создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип доверительности

2. Принцип обратной связи

3. Принцип занятия исследовательской позиции.

Здоровьесберегающие технологии помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. На уроке использованы педагогические приёмы, позволяющие решить задачу сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Это:

- учет возрастных особенностей;

- демократический стиль общения на уроке;

- игровые минутки;

- динамические паузы у первоклассников.


Тема урока: Ударные и безударные гласные.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила проверки безударных гласных в слове;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

личностные умения:         

- принимать и осваивать социальную роль ученика;       

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

регулятивные умения:        

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

 - отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

познавательные умения:   

 - ориентироваться в учебнике, в тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

формировать умения совместно вырабатывать порядок проверки безударного гласного в слове ;

развивать умения распознавать проверочные и проверяемые слова;

совершенствовать умения находить в слове ударный и безударный гласный.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа , парная работа.

Методы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

персональный компьютер, мультимедиа- проектор;

учебник ( Русский язык: учебник/ Т,М. Андрианова, В,А. Илюхина. –М.:АСТ Астрель,2015 );

рабочая тетрадь (Русский язык: рабочая тетрадь/ Т,М. Андрианова, В,А. Илюхина. –М.:АСТ Астрель,2015);

карточки для парной работы; шапочки для игры «Спасатели»; рисунки совы, дерева, капелек, птиц; мультимедийная презентация; карточки для составления опорной схемы.

Основные этапы урока :

Самоопределение к деятельности ( 3 мин.)

Актуализация знаний ( 7 мин)

Постановка ученой задачи (3 мин)

Построение проекта выхода из затруднений( открытие нового знания) ( 10 мин)

Первоначальное закрепление во внешней речи (7 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Рефлексия ( 5 мин)



Ход урока.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

Слайд 1. (Урок русского языка . 1 класс) t1603882112ab.png

Слайд 2 (весенняя капель, музыка)

Звучит музыка «Весенняя капель»

-Ребята, вы слышите звуки?

-Что они вам напоминают?

-Капель.

-Что это значит?

-Это значит, наступила весна.

Я желаю вам сегодня теплого весеннего настроения . Подарите друг другу солнечную улыбку и тогда наш урок будет удачным.

Актуализация опорных знаний.

Цели:

актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы;

организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.


К нам тоже долетели весенние капельки, но необычные.

Слайд 3.

- Это буквы

- Назови буквы.

- Что вы о них знаете? ( это буквы гласных звуков)

t1603882112ac.gift1603882112ad.gift1603882112ae.gif

t1603882112af.gift1603882112ag.gift1603882112af.gift1603882112ah.gif а о и е я


Мозговой штурм.

1. Какие звуки называют гласными?

2. Сколько гласных букв в русском алфавите?

3. Сколько гласных звуков?

4. Какие гласные называют ударными?

5. Какие – безударными?

- Напишите буквы в строчке.

-t1603882112ai.gif А вот на доске ещё капелька, да такая большая . На ней что- то написано. Давайте прочитаем.

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышкам она гроза.
(Сова)

Слайд 4

- Что вы знаете об этой птице?

-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

3. Постановка учебной задачи.

Цели: выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Сова пожаловала к нам с подарочком . Посмотрите на него.

Слайд 5.

В лису живёт леса.


- Что это такое?(предложение)

- Вам оно понятно? (сигналы)

-Что- то здесь не так.

-Мы можем записать это предложение? (нет)

- Какие буквы у вас вызвали сомнение?

-Что о них можно сказать? (они безударные гласные)

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.

Слайд 6. Тема нашего урока: Ударные и безударные гласные.

- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.

Слайд 7.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Учиться правильно писать безударные гласные в слове.

- вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать
Будем с вами изучать.

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).

5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний).

Цель: организовать составление совместного плана действий.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Вернёмся к нашему предложению. Слайд 8.

В лису живёт леса.

-Что будем делать?

- Исправлять ошибки.

- Составим опорную схему..


Способ проверки безударного гласного в слове.

Шаг. Поставить ударение в слове.

Шаг. Найти безударную гласную .

Шаг.Подобрать проверочное слово.

Какое проверочное? ( правило в учебнике)

Шаг. Записать букву гласного звука.

Дети выполняют шаги по ходу составления схемы, исправляют ошибки в словах предложения.

е и

t1603882112aj.gift1603882112ak.gift1603882112al.gift1603882112am.gift1603882112an.gift1603882112ao.gifВ лису живёт леса.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Познавательные УУД: добывать новые знания: решать орфографическую задачу, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь решать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

Слайд 9.

- Сова приглашает нас посетить лесную поляну, на которой для вас есть задание. Необходимо проверить написание этих слов и исправить ошибки.

Грочи слиды грибы нара ( слова написаны на доске)

Работаем по нашей памятке.

Деловая игра «Спасатели». Участники игры: волшебник Ударение, сыщик, спасатели.

Волшебник Ударение ставит ударение в слове.

Сыщик находит безударную гласную.

Спасатели подбирают проверочное слово и называют букву гласного.

Оценить свою работу сигналами + - ?

Физминутка.

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.

Как они сядут , тоже покажем, крылья сложим назад.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, организовать самопроверку по эталону

Сt1603882112ap.png лайд 10.

Музыка «Птичьи голоса»

На полянку прилетели птицы

и принесли вам задания.

Задания для работы в парах.

Запиши безударную гласную,

подбери проверочное слово.

На тр. ве блестит р.са.

Летит за мёдом пч. ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.

По лесу рыщет в.лчище.


Работа в парах по карточкам. Проверка по слайду. Слайды 11, 12, 13,14.

Оценивание парных работ с помощью значков + - ?





t1603882112aq.pngt1603882112ar.png


t1603882112as.pngt1603882112at.png

Слайд 15. ( Советы совы . Как вести себя в лесу)

7.Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


- По какой теме мы с вами работали?

- Ударные и безударные гласные.

- Какую цель ставили?

- Учиться правильно писать безударные гласные в слове.

Слайд 16, 17.

Ответы детей по схеме:

t1603882112au.png

У каждого ребёнка на столе прикреплены листики : зелёный, жёлтый, красный.

Весна приносит нам много радости: солнечное тепло, звонкая капель и ,конечно , первые листочки на деревьях.

Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо работали- возьмите зелёный листик, если вы не очень довольны собой, то жёлтый, а если у вас совсем ничего не получилось- красный. Прикрепите свои листики на наше дерево настроения.

Большинство ребят считают, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу вас поблагодарить за урок. Поапплодируем себе!

t1603882112av.png



Презентация к уроку
PPTX / 3.67 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации