Методическая разработка «Свобода и ответственность — выбор 21 века» (деловая игра)

4
1
Материал опубликован 12 November 2019

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТПЕтЕРБУРГСКИЙ КАДЕТСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРПУС

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

t1573550896aa.jpg

 

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

 

деловая игра «Свобода и ответственность – выбор 21 века»

 

Автор-составитель; Лукина Наталья Викторовна

_____________________________________________________

Петергоф – 2019 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

Сценарий мероприятия

Презентация

Оборудование, раздаточный материал

Используемые материалы и литература

 

Если Вы достаточно умны, чтобы сказать: "Да!",

то я недостаточно глуп, чтобы сказать: "Нет!".

(Владимир Борисов)

 

Игла испорченного компаса не дрожит.

Свободна от ответственности.

(Станислав Ежи Лец)

 

Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить, как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Современное общество открывает перед человеком много вариантов выбора. Жизнь общества строится на основе существующей морали, традиций, норм, права. Тем не менее человек сам выбирает свой путь. Но свободный в выборе человек должен осознавать и ответственность за свой выбор. Ответственность моральную и юридическую.

Подростки часто, почувствовав себя взрослыми людьми, стремятся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое свобода, принимая за свободу вседозволенность. Свобода без ответственности равна свободе безответственности. Данное воспитательное мероприятие нацелено на осознание воспитанниками того, что человек всегда ответственен за выбор, который он делает в своей жизни.

Цель: формирование активной гражданской позиции, основанной на понимании ответственности за свои решения и поступки

Задачи:

Обучающая: раскрыть понятия терминов: «свобода», «выбор», «ответственность»;

Развивающая: формировать умение принимать взвешенные решения, давать нравственно-этическую оценку поступкам. развивать коммуникативные навыки, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее в ходе дискуссии.

Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, принятию ответственных решений.

Основные понятия: свобода, абсолютная и относительная свобода, выбор, ответственность.

Форма: деловая игра

Оборудование: раздаточный материал, презентация, видеоролик «Я свободен?» «Иду в народ»

Ход занятия:

Организационная часть

(участники делятся на группы, выбирается капитаны команд)

Вступление

 

1.Определение темы, цели мероприятия

 

(слайд №2 Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)

 

На слайде вы видите фотографию уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.

Давайте рассмотрим иллюстрацию и попытаемся сформулировать основную тему.

Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)

- Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений …)

т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением?

(Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

- Давайте попробуем назвать эти ограничения. Что нас ограничивает в этом мире?

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки)

- Как можно назвать одним словом?

- О чем пойдет речь?

-Что мы постараемся уяснить для себя в процессе игры?

Воспитатель предлагает определить тему и цели, и обозначает все многообразие подходов к теме. Объясняет условия игры: каждый предварительный этап (отборочный конкурс определяет участников следующего тура, таким образом, состав группы постоянно меняется, с остальными участниками группы в период выполнения задания, проводятся игры со зрителями. Задания оцениваются по 10-балльной шкале.

 

II.Основная часть

 

Воспитатель: Ребята, все эти годы учёбы, мы учили вас уметь преодолевать трудности, жить, соблюдая законы, быть ответственными, готовили вас к самостоятельной жизни.

И вот скоро долгожданное слово - с в о б о д а

Воспитатель: Как вы распорядитесь своей свободой? Как правильно вы будете поступать, какой выбор вы будете делать в той или иной ситуации, от этого будет зависеть ваша жизнь.

 

Быть свободным – хорошо или плохо?

Как связаны жизнь и свобода?

Какого цвета свобода? Больше чего свобода? Меньше чего свобода?

 

 

1 Этап Разминка «Что такое свобода»

Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», воспитатель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.

(слайд №3 Свобода — это)

отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;

сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;

способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;

не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;

степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;

наличие прав и их гарантированность;

один из основополагающих принципов правового государства.

Воспитанникам предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

 

Примеры из высказываний:

«Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода — это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».

«Если каждый будет думать, что свобода — это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».

«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

2 Этап «Смысл свободы»

Отборочный конкурс: вспомнить отрывки из песен, пословицы и поговорки со словом «свобода» и однокоренными словами

Участникам раздаются карточки с определением свободы, данным разными авторами.

Задание : опираясь на данную мысль, привести пример литературного героя, которого Вы считаете свободным и от его имени составить обращение к потомкам, с напутствием о том, как обрести свободу

(слайд №4 Цитаты о свободе)

«…Свободу нельзя не из чего вывести, в ней можно только изначально пребывать… Человек – это свобода». Н. Бердяев

Свобода – любовь, рабство – вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь, есть путь победы над грехом, над низшей природой» Н.Бердяев.

Свобода – это познанная необходимость. … мы увидим… насколько мудрый могущественнее (свободнее) невежественного». Б. Спиноза

«Величайший плод ограничения желаний- свобода». (Эпикур)

«Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)

Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости”. (Вольтер, философ)

Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. (Ф.Бэкон)

«Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения». (Цицерон)

«Свобода и распущенность - понятия, одно другому совершенно противоположное» (Квинтилиан)

«Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает (Б.Ауэрбах)

«Истинная свобода должна быть основана на принципе честности, доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не пошлый, недостойный себялюбивый недостаток». (Э.Берк)

« Кто истинно свободен? – тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям». (Ф.Н.Глинка.)

«Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим». (М. Клаудице.)

 

«Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует её для всех, несправедливый - только для себя».(Л.Берне)

«Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным – значит не придаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать». (Ж.Лабрюйер).

 

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой”. (Ф.М.Достоевский

Время на подготовку – 5 минут, высшая оценка – 10 баллов

Во время подготовки. Играем в игру – представив их живыми существами, а) сказать какие это живые существа; б) описать их отношения:

Свободы и необходимости

Свободы и воли,

Свободы и вседозволенности

Свободы и счастья

Свободы и любви

Свободы и добра

Свободы и истины

Свобода и жизнь

3 этап «Путь к свободе»

Вопросы для обсуждения:

За что мы ценим свободу?

Может ли человек быть абсолютно свободен?

В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?

Что ограничивает это стремление?

Воспитатель: Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Кадеты называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.

Подводятся итоги первого тура. Зачитываются обращение к потомкам как обрести свободу.

Зрители, после каждого тура, поднимая карточки с баллами, дают нравственно-этическую оценку

 

В ценности и значимости понятия свобода вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.

Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.

Слайд №3 Таблица

 

Я свободен в принятии решений

Раннее детство

Настоящее время

Взрослая жизнь

Детство

Что есть на сладкое

Какой игрушкой играть

С кем дружить

 

 

Настоящее

Когда делать уроки

Выбирать занятия

Решать, что есть

 

Будущее

Выбирать супруга

Выбирать работу

Выбирать место жительства

 

 

 

 

 

 

 

Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно — возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.

Участникам конкурса дается карточка с описанием начертанного философами пути к свободе.

Задание: опираясь на эту мысль, придумать (при желании разыграть) рассказ о похождениях на пути к свободе, в котором обязательными действующими лицами должны быть литературные или исторические персонажи.

1. «Создавать новые ценности – этого не может еще лев, но создавать себе свободу для нового созидания может сила льва. Завоевать себе свободу и священное НЕТ даже перед долгом – для этого, братья, нужно стать львом». Ф.Ницше

2. «Истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождение духа человеческого из плена необходимости… Путь освобождения от «мира» для творческой жизни есть путь освобождения от греха, преодоление зла». Н.Бердяев

3. «Мы одиноки и нет нам извинения… человек осужден быть свободным. Осужден, потому что сам себя создал и отвечает за все, что делает». Ж.П.Сартр

4. «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном также несвободны как и животные; но каждый шаг вперед по пути к культуре был шагом к свободе». К.Маркс, Ф.Энгельс

Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка 10 баллов

Во время подготовки – игра со зрителями «продолжи мысль». Ведущий задает мысль, которую нужно продолжить после слов «потому что». Я хочу быть свободным…; Я боюсь быть свободным…. Я не хочу быть свободным…, мне нравится быть свободным…., Я не могу быть свободным… и др.

4 Этап Смысл жизни и свобода

Путь к свободе и путь к смыслу жизни – один и тот же путь или это два разных пути?

Задание – «снять» немое кино на тему «Свобода и смысл жизни» (участ

ники на ноутбуках из предложенных картинок создают фильм)

5 Этап Ответственность и свобода

«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». (Б.Шоу)

Предварительная беседа: Что значит быть ответственным? С чем связана ответственность? Может ли существовать ответственность без свободы? Свобода – друг или враг ответственности? У кого больше (свободы) ответственности у раба или господина? В чем состоит их ответственность (свобода)? Ответственным быть трудно или легко

Отборочный конкурс: Продолжить фразу одним словом - Ответственность можно… (нести, бояться и т.п.)

Цитата: « …человек… есть лишь то, что он из себя делает,… человек ответственен за то, что он есть. … человек свободен, человек - это свобода, …однажды брошенный в мир, он отвечает за все что делает» Жан Поль Сартр.

Задание:–придумать Притчу о Свободе и Ответственности: а) Политика; б) Ребенка; в) Военоначальника; д) Философа

Время на подготовку – 10 минут, высшая оценка – 10 баллов

Во время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «Придумай определение». У него заготовлены карточки с отдельными предлогами, вытаскивая одну из карточек, он предлагает всем зрителям определить свободу через ответственность или ответственность через свободу, сообразуясь с предлогом. Пример: Свобода от желаний есть ответственность перед собой или Ответственность перед собой есть свобода от желаний.

Предлоги – «ЗА», «НАД», «ПЕРЕД», «В», «ОТ», «ДЛЯ».

5 Этап Ответственность и любовь

Отборочный конкурс - вспомнить как можно больше стихов, песен, крылатых выражений со словом ответственность или однокоренными словами (ответ, ответственный, отвечать).

Победившие занимают место за игровым столом и получают карточки с цитатой из книги Эрика Фромма «Душа человека».

Заданиепрокомментировать эту мысль, и используя ее, придумать и разыграть продолжение сказки, начиная свой рассказ со слов знаменитой сказки А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«Помни, что ты навсегда в ответе за тех, кого сумел приручить».

Цитаты:

1. …любить всегда означает отдавать, это значит также заботиться, нести ответственность, уважать и знать. Что же отдает один человек другому? … он делится тем, что есть в нем живого: своей радостью, своими интересами, своими мыслями, своими знаниями, своими настроениями, своей печалью – всеми проявлениями своей жизни. Э.Фромм

2. … ответственность в настоящем смысле слова – это полностью добровольный акт; это мой ответ на нужны другого человека, выраженные и невыраженные. Быть «ответственным» – значит быть способным и готовым «ответить». Э.Фромм

3. Тот, кто любит, отвечает. Жизнь его брата касается не только его брата, но и его самого. Э.Фромм

4. Ответственность легко могла бы опуститься до подавления и до отношения к другому человеку как к собственности, если бы не… уважение. Э.Фромм.

Время на подготовку 5 минут, высший балл – 10 баллов.

Во время подготовки ведущий играет с залом в игру «Скульптор». Приглашает из зала трех желающих, которым предлагается создать изваяние, отражающие понятия: «Ответственность» «Свобода» «Выбор»

6 Этап Ответ и ответственность.

Воспитатель Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Кадеты вспоминают ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

 

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.


Что значит держать ответ? Всем желающим предлагается вспомнить и изобразить картину известного художника, в которой заложен смысл «Держать ответ!»

Взвод разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

«Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);

«Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);

«Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);

«Ответственный человек — это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом, выстраивается своеобразный «круг ответственности».

Свобода связана с ответственностью за свой свободный выбор.

Каждой группе кадет предлагается текст сопоставить со статьей УКРФ

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который состоит, как – бы из 2-х частей. В первой части юноша совершает одно преступление за другим, не задумываясь над последствиями своих действий. Во 2-й части в этих же ситуациях ведёт себя достойно, благородно, воспитанно, за что ему – почёт и уважение. (просмотр видеоролика с последующим обсуждением)

Воспитатель: Только на плёнке можно перемотать всё назад и начать всё по – другому, а в реальной жизни – сделал выбор и понёс наказание за содеянное. Поэтому: свобода без ответственности – путь в никуда. Полной свободы в природе не существует, если только в полном вакууме, но такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек тем и отличается, что он несёт ответственность за свои поступки, не перекладывая вину за последствия на других и задумывается над тем, какими будут последствия для меня и окружающих меня людей. У вас сейчас сложный возраст, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к жизни, миру, людям, к делу, событиям, собственное отношение к себе и окружающим и вы, как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти. Витязь думает, а мы иногда делаем, потом думаем.

 

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.

 

Воспитатель: Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени — через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности — это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

Подведение итогов


 

- Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских ценностях идет речь в каждой из них.

«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и подчиненными, лишенными всяких прав».

Ценность: свобода.

«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».

Ценность: ответственность.

«Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, чтобы вам хотелось сделать».

Ценность: выбор

 

Рефлексия В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.

Правила написания синквейна:

1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);

2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;

3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;

4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;

5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.

 

Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ВЫБОР:

Свобода.

Независимая. Самостоятельная.

Мыслить. Делать. Быть.

Всего дороже на свете.

Полет.

Ответственность.

Самостоятельная. Честная.

Была. Есть. Будет.

Тяготит тебя или радует.

Свобода.

Свобода.

Независимая. Достойная.

Думать. Говорить. Действовать.

Свобода — право каждого человека.

Независимость.

Ответственность.

Надежный. Обязательный.

Обещаю. Выполню. Смогу.

Всегда отвечу за слова!

Исполнительность.

Достоинство.

Личное. Возвышенное.

Ценить. Отвечать. Уважать.

Достигай величия любой ценой.

Честь.

Достоинство.

Надежный. Уверенный.

Уважать. Действовать. Решать.

Должно быть в человеке.

Самоуважение.

Выбор.

Уверенный. Свободный.

Подумать. Решить. Принять.

Готов ты сделать выбор?

Решай!

Выбор.

Свободный. Достойный.

Искать. Пробовать. Действовать.

Ответственное решение здравомыслящего человека.

Поиск.

 

 

У каждого свой путь, своя дорога

Определена она судьбой,

а может случаем, иль волей Бога,

Но выбор есть всегда, он за тобой.

 

И всё же каждый вправе что – то поменять:

Сломать, разрушить, или же создать.

Всем людям в мире свойственно мечтать,

Желать, страдать, а иногда осуществлять.

 

Все люди разные и судеб разных много,

И счастья все хотят любой ценой.

У каждого свой путь, своя дорога,

Но выбор есть – он за тобой.

 

Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться.

Верить и хотеть...

Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить.

Поддаться. Угасать...

 

Два выбора.

И две судьбы.

Ну, а итог решаешь ты...

 

 

 

 

Приложение 1

Выдержки из Конституции Российской Федерации

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.


 

Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.


 

Тест

. Что такое право?

* правила, выраженные в законах;

правила, не связанные с законами;

правила поведения в школе;

 

2.Чьи интересы должно выражать право?

небольшой группы лиц;

*всего населения страны;

президента;

 

3. Что такое законы?

*правила, обязательные для всех, к исполнению которых принуждает

государство;

правила, которые не обязательны для исполнения;

правила, которые должна выполнять небольшая часть населения;

 

4. Что такое право на жизнь?

возможность избежать наказания за преступление;

запрет на смертную казнь;

*право человека прожить от рождения до глубокой старости;

 

5. Есть ли в России смертная казнь?

в России есть смертная казнь, как исключительная мера наказания;

*в России не применяется смертная казнь;

в России временно отменена смертная казнь;

6. Что такое свобода?

*возможность действовать без принуждения;

возможность помочь товарищу;

возможность делать всё, что хочешь;

 

7. Что ограничивает свободу человека в государстве?

*закон;

общественное мнение;

внутренние убеждения человека;

 

8. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком считается лицо:

не достигшие 14лет;

не достигшие 16лет;

*не достигшие 18лет;

 

9. Какие международные документы защищают права детей?

*Декларация прав ребёнка;

*Конвенция о правах ребёнка;

Решение ООН;

 

10. Гражданский кодекс рассматривает:

трудовые отношения;

*имущественные отношения;

семейные отношения;

 

11. На какое время могут задержать несовершеннолетнего сотрудники органов правопорядка для установления его личности?

на 1час;

*не более 3часов;

на 3суток;

 

12. На какое время может быть задержан несовершеннолетний при подозрении, что он совершил преступление?

*на 24часа;

на 72часа;

на 4суток;

 

13. С какого возраста подросток может устроиться на работу?

*с 14лет;

с 15лет;

с 16лет;

 

14. В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних?

*на вредных и опасных для жизни работах;

*в ночное время с 22часов до 6 утра;

С 9 утра до 12часов;

 

15.Что такое наркотики?

лекарства;

*вещества, поражающие нервную систему;

яд;

 

16. С какого возраста наступает ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотиков?

с 14 лет;

*с 16 лет;

с 18 лет;

 

17. Какие меры ответственности предусматривает закон за преступления, связанные с оборотом наркотиков?

лишение свободы от 3 до 8 лет;

лишение свободы сроком до 3 лет;

лечение в специализированном учреждении;

лишение свободы сроком до 15 лет; (в зависимости от тяжести преступления)

 

ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Ты кто?

А ты что, не видишь? Я Свобода.

Какая ещё Свобода? Не знаю таких.

«Какая-какая» - обижается Свобода. - Я разная. Я свободная. Я кадетская. Я преподавательская. Я необходимая.

Да поняла я. Ты толком говори.

Свобода теряется и чешет в затылке.

Ну в общем так, - наконец говорит она.

Понятно, - ехидничает собеседница.

Нет, ты слушай, - Свобода машет руками, - Во-первых, я осознанная необходимость.

Знаем, читали, - собеседница зевает.

Во-вторых, смотри, кадеты свободны делать всё, что не запрещено. Преподаватели тоже.

Подерутся.

Нет, не подерутся, - у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» - Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Ну, например... Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если их свободы пересекаются, то начальник свободен разбираться как захочет. В пределах разумного, конечно.

Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.

А ты-то кто такая умная?

Я? - гордо, - Я Ответственность.

И чё?

Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня, без Ответственности? Это же Произвол получается.

Ммм... - Свобода напряженно мыслит, - Наверно...

Ты не мычи, ты головой подумай, - Ответственность откровенно развлекается. - Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой кадет: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.

Слу-ушай! - радуется Свобода. - Да это же закон природы!

Угу.

Это же здорово!

Угу.

Это же...

Да ясно, ясно... Заболтались мы с тобой, пошли лучше завтракать.

Ответственность, я тебя обожаю!

Скажи проще: ты без меня не можешь, - Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.

Ага, и это тоже! Пошли завтракать!

 

 

 

 

Притча о короле, который дал свободу своим сыновьям

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией. Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля

.— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

 

 

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка –

деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы

нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует

кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело!

подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал,

если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!»

Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что,

если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом

доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут

его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей

жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше

козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг

чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка –

деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы

нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует

кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело!

подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал,

если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!»

Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что,

если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом

доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут

его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей

жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше

козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг

чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка –

деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы

нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует

кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело!

подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал,

если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!»

Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что,

если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом

доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут

его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей

жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше

козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие

 

Используемые материалы:​​​​​​​

https://studopedia.ru/11_162949_igra-svoboda.html

https://studopedia.ru/11_162950_igra-otvetstvennost.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Данная методическая разработка предназначена для воспитанников 11 класса. Деловая игра не включает в себя принцип соревновательности, но учит давать нравственно-этическую оценку поступкам и решениям. Человек ответственен за выбор, который он делает в своей жизни - основной лейтмотив меропрития.

12 November 2019