Цикл уроков по предмету «Прикладное творчество» на тему «Русские пряники: традиции и современность» (3 класс)

7
0
Материал опубликован 3 January 2020 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Костерево»

Петушинского района Владимирской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка цикла уроков

по учебному предмету

«Прикладное творчество»

для 3-го класса

дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»

 

(Предметная область ПО.01.УП.02.)

 

Тема: «Русские пряники: традиции и современность»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Екатерина Валерьевна Пышкина,

преподаватель МБУДО «ДШИ г. Костерево»

 

 

 

 

 

 

Костерево - 2018

 

 

1. Пояснительная записка…………………....................................................3

1.1 Направленность занятий, актуальность…………...……...........................3

1.2 Цели и задачи уроков………………............................................................3

 

2. Методы и формы занятий, оборудование………………………..……...4

2.1 Методы и формы организации воспитания и обучения………………...4

2.2 Дидактический материал, техническое оснащение занятий………….....5

 

3. Ведение в тему. Теоретическая часть………………………………...…5

3.1. Организационный момент………………………………………………...5

3.2. Теоретическая часть занятия ……….…………………….……………....5

 

4. Практическая часть занятия……………………………………………11

4.1. Задачи практической части ………………………………….………….11

4.2. Содержание практической части………………………………………..12

4.3. Описание хода работы на уроке……………….………………………...12

 

5. Подведение итогов………………………………………………………...14

 

6. Заключение………………………………………………………………...15

 

Литература……………………………………………………………………16

 

Приложение…………………………………………………………………..17

 

1. Пояснительная записка.

 

1.1 Направленность занятий, актуальность.

Рассматриваемый цикл уроков на тему «Русские пряники: традиции и современность» включает в себя работу по учебному предмету «Прикладное творчество». Серия занятий состоит из теоретической и практической части. На первом уроке учащиеся знакомятся с историей происхождения пряника, видами, с технологией изготовления древних и современных пряников. На втором и третьем уроках ученикам предлагается вылепить и расписать вырезной пряник - «Рождественский пряничный домик». Практическая работа состоит из нескольких этапов - выполнение эскиза пряника, рельефная лепка, роспись красками и контурами. В преддверии подготовки к новогодним праздникам, эта тема актуальна и интересна для детей.

Пряники - это не просто сладкая выпечка. Пряники - неотъемлемая принадлежность нашего старого быта. Российский пряник являлся неизменной принадлежностью всех социальных слоев - от царского стола до бедной крестьянской избы. Они были связаны со многими народными обычаями и традициями, ритуальными сельскохозяйственными обрядами, религиозными праздниками. Разнообразно было их употребление, достаточен был и спрос. Изготовление пряников соединяло воедино ремесло и художественное творчество, делая пряник произведением народного декоративно-прикладного искусства.

Сегодня современная роспись пряников - это настоящее кондитерское искусство. Пряник может быть не только вкусным угощением, но и прекрасным сувениром ручной работы.

Актуальность представленной работы заключается в сохранении и развитии культуры и народных традиций своей Родины.

1.2 Цели и задачи уроков.

Цель изучения темы:

1. Развитие познавательного интереса к русской культуре, эстетического и эмоционального восприятия действительности.

2. Продолжать совершенствовать навыки работы по лепке и прикладному творчеству.

3. Развивать умение видеть прекрасное в окружающем.

4. Воспитывать аккуратность, доброжелательность.

Задачи занятий:

1. Образовательная: систематизировать знания о художественном образе в художественно- выразительных приемах.

2. Воспитательная: воспитание любви и уважения к традициям русской культуры, различным видам народного и современного творчества

3. Творческая: развитие художественно - творческих способностей.

4. Техническая: повторить практические навыки создания изделия в технике рельефная лепка. Повторить технику выполнения основных элементов народной росписи. Обучение новой технике - роспись витражными красками и контурами по пластилиновой поверхности.

Основные новые понятия на занятиях: печатный пряник, лепной пряник, вырезной пряник.

 

2. Методы и формы занятий, оборудование.

2.1 Методы и формы организации воспитания и обучения.

Организация обучения:

Цикл уроков «Русские пряники: традиции и современность» разработан для учащихся 3-го класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» с 8-милетним сроком обучения. Возраст детей 8 - 10 лет. Количественный состав группы - 6 человек.

Цикл уроков проводится в 3 этапа (занятия), длительность одного занятия - 40 мин.

Первое занятие - теоретическая часть.

Второе занятие - практическая часть.

Третье занятие - практическая часть, повторение пройденного материала.

Тип занятий - комбинированный.

Методы, используемые на занятиях:

1. Словесные - рассказ, беседа, опрос.

2. Наглядные методы обучения.

3. Практические методы обучения.

4. Методы контроля и самоконтроля.

5. Методы поощрения.

6. Методы мотивирования.

Формы организации учебной деятельности: групповая.

Технологии обучения:

1. Личностно-ориентированная

2. Творческая

3. Игровая

4. ИКТ-технология

2.2 Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

Оборудование:

- Зрительный ряд: интерактивное оборудование (ноутбук), компьютерная презентация «Русский пряник», наглядные пособия (элементы народной росписи, приемы декорирования пряников), готовые изделия из пластилина для примера.

- Для практической работы: рабочая одежда (фартук, нарукавники), бумага для рисования, простой карандаш, ластик, маркер, плотный гофрированный картон, ножницы, доска для лепки, цветной пластилин, скульптурные стеки, гуашевые краски, клей ПВА, кисти белка № 1,3,6, контуры по стеклу и керамике, витражные краски.

 

3. Введение в тему. Теоретическая часть.

3.1. Организационный момент.

Первый урок. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы, цели и задачи занятия.

3.2 Теоретическая часть занятия.

Пряник- происхождение, история, виды.

«Каких только пряников на Руси не бывало! Пряники узорные - с хоромами и теремами, с гусями-лебедями, с богатырями конными и пешими. Пряники вырезные, фигурные - петушки, рыбки, птицы, львы и коровки…

Пеклись пряники из подкрашенного розовым и малиновым сиропом теста, покрывались цветным варёным сахаром и сладкой позолотой.

Пряники совсем малые, с детскую ладошку, и такие громадные, что на подводе не увезёшь. А выпекали эти пряники сахарных дел мастера - прянишники.

Многие старинные города славились своими пряниками - Вологда и Тверь, Москва и Тула, Вязьма и Городец». (Яхнин, Л.Л. Вкусные картинки. / Л.Л. Яхнин. - М.: Малыш, 1988).

 

Тема нашего урока - «Русские пряники: традиции и современность».

Пряник - мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста. Выпекается на меду или сахаре с пряностями. Для вкуса могут добавляться орехи, цукаты, изюм, фруктовое или ягодное повидло. Пряник происходит от прилагательного пряный. Исторически пряник - символ праздника, поскольку его ингредиенты были дорогими и не относились к повседневным.

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с мёдом и ягодным соком, мёд в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам сегодня. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами». Каких только сухих духов не добавляли в тесто: имбирь и ваниль, гвоздику и мяту, лимон и анис, тмин и мускат, корицу и кардамон, итальянский и черный перец, - радуга вкусов и ароматов! Для придания аппетитного жёлтого цвета пряничное тесто подкрашивали жжёным сахаром.

С начала XV века пряники становятся неотъемлемой частью русской национальной культуры и присутствуют во всех сферах жизни: быту, празднествах и ярмарках, народных гуляньях, фольклоре.

Пекли пряники обычно к празднику Рождества Христова, на Пасху, без них не обходились ни свадьба, ни именины. Для выражения чувств уважения к старшим их подносили в Прощеное воскресенье, последний день Масленицы. Они служили лакомством для детей, для подарков влюбленным с различными надписями и рисунками. Присутствовали пряники и в печальных обрядах. Поминальная трапеза заканчивалась угощением пряниками. Им даже приписывали лечебные свойства, пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей оставался невредимым, упав на землю. В торжественных случаях пряники выпекались крупные, заливались сверху сусальным золотом. Обычно же - разноцветной глянцевой сахарной глазурью, подчеркивающей узорочье пряничной поверхности.

Виды пряников.

По способу приготовления пряники бывают заварные и сырцовые.

По форме - печатные, вырезные и лепные.

Заварные пряники делали достаточно долго. Тесто замешивали на горячем паточном сиропе, смешивали его с мёдом и держали какое-то время горячим. Затем охлаждали и оставляли на несколько дней для созревания.

Сырцовые пряники делали с чуть большим количеством мёда, замешивая все компоненты одновременно при температуре 20-22 градуса.

Печатные пряники - самые распространённые, изготавливались с помощью пряничной доски, сделанной из лиственных пород деревьев, на которой вырезан обратный рельеф. При изготовлении пряничных досок предпочтение отдавалось: клену, ореху, груше, березе, липе. В старину мастеров - изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Доски вырезали толщиной около пяти  сантиметров, потом сушили от пяти до двадцати лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой или воском. На готовую доску художник-резчик наносил рисунок. Пласт теста вдавливали в узорную резьбу, и оригинальный рисунок отпечатывался на поверхности пряника. Резная доска нередко представляла собой подлинное произведение народного искусства. Печатные пряники делали с изображением различных животных, птиц, персонажей сказок и былин, а также народных гуляний, свадьбы, катания на тройках. Пряничные доски долговечны, многие, хорошо сохранившиеся образцы, можно увидеть в музеях нашей страны и за рубежом.

Лепной пряник - самый древний, выпекали его ещё в языческой Руси. Сегодня лепные пряники - это большая редкость. Традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утка, тетёрка с птенцами - это всё образы древнерусской языческой мифологии. Исходный материал - грубая ржаная мука, соль и вода. Пряники лепили из теста, как лепят глиняные игрушки. Каждый лепной пряник - своеобразная миниатюрная декоративная скульптура. Лепные пряники особенно были распространены на Севере. Раскрашенные лепные пряники назывались «мукосольками» или «солонушками», а не раскрашенные - «козуля». Козулями также называют вырезные пряники.

Разновидность лепных пряников - «тетёры» или «витушки». Эти пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры.

Вырезные (силуэтные) пряники появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу XX века силуэтные пряники благодаря своим декоративным качествам стали наиболее массовыми и популярными. Силуэтный пряник вырезали из пластины раскатанного теста с помощью заготовленных из дерева или металла трафаретов в форме птиц, животных, разнообразных фигурок, в виде букв: по ним дети впервые грамоте учились. После выпекания пряники расписывались сахарной глазурью. Их широкое распространение, особенно в Центральной России, предопределило и разнообразие художественных решений - разные по цветовой гамме и разнообразные по методам росписи: с линейным рисунком, объемной заливкой, рисунок вне формы пряника, кружевные. И в наши дни вырезные пряники пользуются такой же популярностью, и появляется все больше техник их росписи: кружевная, мокрое по мокрому, кракелюр (эффект покрытия пряников трещинами), через трафарет или с помощью штампа, пайпинг (особая техника заливки, с помощью которой можно получить объемный рисунок на прянике), витраж и многие другие.

 

Существовали также пряники, которые современные исследователи называют комбинированными. В них сочетались плоский силуэт из темного теста и вылепленная на нем фигурка из цветного сахара. Такие пряники, обычно выпекавшиеся в Коломне и Калуге, были небольшого размера и предназначались для украшения новогодней елки.

(Просмотр учащимися слайдов на ноутбуке - примеры печатных пряников, лепных, силуэтных).

 

Географические отличительные особенности пряников.

Пряники были распространены во многих русских городах. Их производство значится в Архангельске, Перми, Калуге, Твери, Городце, Вязьме, Воронеже, Нижнем Новгороде, Белгороде и других. Самые известные среди российских городов, где традиционное пряничное производство существует с давних времен и поныне,- Тула (тульский пряник), Городец (городецкий пряник), Вязьма (вяземский пряник), Архангельск (козули). В каждой губернии выпекали пряники по своему особому рецепту, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение.

Городецкий пряник. 

Городецкий пряник известен со второй половины XVIII века и считается разновидностью русского печатного пряника.  Городецкие пряники отличались большими размерами и изысканными узорами. Потомственные мастера-старообрядцы вырезали на пряничных формах птиц и рыб, поезда и пароходы, надписи и пожелания. Известно около тридцати сортов городецких пряников. Но всё производство угасло после революции и только недавно возобновилось. Современный городецкий пряник глазируется с двух сторон - сверху и снизу. В 2008 году в Городце открылся музей пряника.

Тульский пряник.

Тульский пряник - самый популярный русский печатный пряник, который известен еще с XVII века. Некоторые историки-исследователи утверждают, что пряничный промысел возник в Туле намного раньше, чем оружейный, самоварный или гармонный. Производство пряников в Туле привело к появлению целых династий пряничного дела. За вкусовые качества и красоту пряники были отмечены множеством наград на российских и международных выставках. С 1917-го года производство тульских пряников было остановлено. После Октябрьской революции большинство предприятий, которые выпускали знаменитый продукт, были разбиты или разграблены. Современное производство пряников в Туле возобновилось с 1954 года. Сегодня, благодаря трепетному труду тульских кондитеров пряник смог вернуть к себе былую славу и получить новое качество, перевоплотившись из уникального кондитерского изделия в эксклюзивный оригинальный подарок. Традиционная прямоугольная форма или плоская фигура, минимальный орнамент, начинка из повидла или сгущенного молока - являются самыми узнаваемыми в наше время. Знаменитый музей, посвященный тульскому прянику, был открыт в 1996 году. С 2016 года в Туле проходит фестиваль «День пряника».

Вяземский пряник.

Вяземский пряник появился в одно время с тульским. Это заварной пряник небольшого размера, такого небольшого, что название города на нём полностью не вмещалось. Но пряник был не так прост и стоил дороже тульского, его даже иногда называли королевским. Вяземские пряники были образцом качества для всех других пряников России. В XIX веке в городе работало восемь пряничных фабрик, а после Октябрьской революции производство было прекращено. В результате старинный рецепт пряника, который по легенде любила сама английская королева, был безвозвратно утерян. Восстанавливает производство вяземских пряников Вяземский хлебокомбинат. В его ассортименте заварные пряники разных форм и с разными начинками, но самый главный продукт - это изготовленный вручную битый вяземский пряник. Такой пряник крепок и вязок, есть его надо маленькими кусочками, отогревая их во рту или руках.

Архангельские козули.

 

Архангельские расписные пряники - козули появились на Русском Севере в XVIII веке, выпекались только на Рождество. Из ржаного теста с помощью металлических пряничных силуэтов разделывались заготовки и после выпечки раскрашивались белой или розовой глазурью (взбитая белковая масса с сахаром с добавлением природных красителей). Чаще всего пряники выпекали в форме различных животных - козочки, оленя, барашка, коровки. В святочные недели козули выставляли на окна изб, дарили родственникам, раздавали колядующим, особенно детям, чтобы в семье было благополучие. Считалось, что козули охраняют дом от злых духов и приносят счастье. Рецепты пряничного теста зачастую хранятся в семьях десятилетиями.

На сегодняшний день «Архангельские козули» пекутся не только на их родине, но и в других местностях. Современные люди уже давно отступили от традиций, поэтому делают их к любым торжествам в качестве вкусного и оригинального десерта. Формы пряников стали разнообразными - домики, сердечки, мультипликационные герои. Но и сейчас на Севере при выделке пряников большое значение придается их художественному исполнению - как знак уважительного отношения к традициям предков.

 

Покровский пряник.

Свои мастера по выпечке пряников были и на нашей Владимирской земле - в городе Покрове. Для печатных пряников здесь использовали свой особый рецепт, бережно хранимый и переходивший по наследству. В отличие от выпечки из других городов, покровский пряник готовился без яиц, а в тесте в изобилии присутствовала смесь пряностей, состоящая из корицы, гвоздики, кардамона и имбиря. Первый покровский пряник был сделан более двухсот лет назад в имении графа Баскакова. Оригинальный рецепт с годами был утерян, однако, частично его удалось восстановить. Почти забытую технологию изготовления печатных и вырезных покровских пряников возродили современные умельцы. Сегодня каждый покровский пряник изготавливается вручную. Тесто формируется в специальных пряничных досках и выпекается в специальной пряничной печи. В качестве начинки используется вареное сгущенное молоко с грецким орехом. Затем пряники вручную расписываются художниками-мастерами.

Совсем недавно во Владимире открылся «Музей пряника», посвящённый истории одной из самых любимых традиционных русских сладостей.

(Просмотр учащимися слайдов на ноутбуке - примеры различных пряников).

Еще одна рождественская пряничная традиция - изготовление пряничных домиков. Впервые украшать рождественский стол домиком из пряников стали в Германии в XIX веке. Скоро обычай переняли и другие страны, и сладкие домики с узорами из глазури и разноцветными конфетками стали непременным атрибутом Рождества. Пряничные домики можно было увидеть и у нас, правда, делали их с особенным, русским, размахом - «Стоят палаты узорные. Остроконечные башенки на витые колонки опираются. Вьются ленточки флагов на тонких шпилях. За коваными затейливыми решётками поблескивают окошки. Одни круглые - солнышком, другие полукруглые - полумесяцем. А ворота двойные, богатые. Что это за палаты такие? Деревянные они или каменные? Ни то ни другое - домик этот пряничный. Бери его и ешь». (Яхнин, Л.Л. Вкусные картинки. / Л.Л. Яхнин. - М.: Малыш, 1988).

Такого разнообразия пряников, как в России, нет ни в одной стране мира. Есть даже музеи пряников, где хранятся экспонаты, которым около трехсот лет. Пряник всегда был воплощением русской народной культуры, произведением искусства. Красивый, продуманный резчиком орнамент и форма, богатый вкус пряника, радость подарка - всё это создаёт ощущение прикосновения к мудрости наших предков и истокам русской культуры.

Устный опрос учащихся:

С какими видами пряников вы познакомились? Где производились пряники? На какие праздники выпекались? Далее учащиеся анализируют наглядные пособия.

 

4. Практическая часть занятия.

Тема практической работы нашего занятия - «Рождественский пряничный домик». При выполнении данного задания, учащиеся повторяют пройденный ранее материал и расширяют свои знания при помощи практической работы. В данном задании мы с учениками попытаемся совместить традиции и современность - изготовим вырезной пряник, напоминающий архангельский - символ празднования Рождества, но выполним более современную форму - домик. В росписи пряников будем использовать традиционные северные цвета и добавим дополнительные, т.к. в современном пряничном изготовлении нет ограничений по форме, декору и цвету.

4.1. Задачи практической части.

 

Практическая часть состоит из двух этапов. Предусмотрено выполнение задания за два занятия.

Задача на первый урок:

1. Придумать эскиз пряничного домика.

2. Выполнить шаблон.

3. Выполнить работу пластилином.

4. Декорировать пряник рельефной лепкой.

5. Выполнить заливку деталей пряника «глазурью».

Задача на второй урок:

1. Роспись пряника гуашевыми красками.

2. Проработка мелких деталей контурами по стеклу и керамике.

4.2. Содержание практической части.

1.Введение в тему. Учитель объявляет тему и поставленные задачи на уроке.

2. Просмотр примеров готовых изделий. Просмотр слайдов и фото.

3.Определяется последовательность лепки пряника, преподаватель проговаривает каждое действие. В процессе работы происходит индивидуальное обсуждение и уточнение эскиза пряника, с учетом того, что впоследствии этот эскиз необходимо выполнить в рельефе.

4.Самостоятельная работа. Учащиеся самостоятельно подбирают орнамент, цветовую гамму росписи пряника, на основе теоретических знаний на первом уроке и предыдущих занятиях.

5. Индивидуальный подход к детям (показ приемов лепки, повторение видов орнамента, основных элементов росписи), преподаватель следит за техникой выполнения, техникой безопасности и порядком на рабочих местах.

4.3. Описание хода работы на уроке.

Занятие проходит в игровой форме: учащимся предлагается «испечь» вырезной пряник в форме домика - символа уюта, очага и тепла по старинному русскому рецепту, украсить его, проявить свои умения и фантазию. Учитель рассказывает о традициях пряничного дела о тонкостях выпекания силуэтных пряников.

Первый этап практической части:

1. Преподаватель предлагает детям придумать эскиз силуэтного пряничного домика, нарисовать, вырезать и перенести на плотный гофрированный картон. Шаблон домика послужит нам твердой основой, т.к. мы работаем с пластичным материалом, который не застывает на воздухе. С помощью учителя дети вырезают шаблон. По желанию можно сделать отверстие в картонной заготовке, и в конце работы вставить ленту или веревочку, тогда домик может служить елочной игрушкой.

На шаблон наносим основные детали - крышу, окно, дверь, узоры. Обводим их ярким маркером, чтобы рисунок проглядывал через тонкий слой пластилина. (Приложение, стр.17, рис. 1,2).

2. «Замешиваем тесто». Учитель рассказывает о старинном русском рецепте приготовления пряников. Основу его составляет смесь ржаной муки или пшеничной и меда (в старых рецептах соотношение было равным, но потом мёда добавляли меньше), желтки и молоко (в некоторых видах пряников). Разрыхлителями теста служил сам мед и небольшое количество сметаны.

В нашем случае мы с учениками берем равные пропорции пластилина коричневого цвета (ржаная мука) и желтого (мед), немного белого (сметана). Смешиваем до однородной массы - получаем светло-коричневый цвет.

3. Теперь наносим тонкий слой полученного пластилина на заготовку пряничного домика и размазываем его сначала с одной, потом с другой стороны. Стараемся, чтобы поверхность получилась ровной и гладкой. Срезы картона закрываем раскатанными тонкими жгутиками и примазываем. Стекой еще раз намечаем рисунок. (Приложение, стр.18, рис.3).

4. Приступаем к декорированию изделия. Оформление кондитерских пряников любого вида начинается с декорирования краев. Мы с учениками будем украшать наше изделие по такому же принципу. Раскатываем тонкий длинный жгутик из белого пластилина, обводим им контур домика. Вылепливаем по контуру основные детали пряника - крышу, окна. Далее наносим рельефный декор. Для выполнения рельефного рисунка подойдут вылепленные жгутики, сплющенные шарики, спирали, ленточки, собранные в рюши. Вначале следует, расположить средние по размеру элементы, затем мелкие. (Приложение, стр.18, рис. 4).

5. Следующий этап - приготовление «глазури».

После выпечки пряник расписывают разноцветной сахарной глазурью, которая готовится из сахарной пудры, яичного белка и красителей. Традиционно в росписи архангельских пряников использовалась глазурь белого и розового цвета. Белый символизировал снег, а розовый (добавляли сок клюквы или брусники) - северное сияние. Сам же пряник был коричневым - это цвет дерева и земли. Консистенция глазури тоже была разная: более густая для контурной и точечной росписи, а для заливки фона и узоров - более жидкая.

Нам же с ребятами эти ингредиенты заменят - клей ПВА и гуашь. В отдельных емкостях смешиваем клей ПВА и гуашь нужного нам цвета. Для заливки и нанесения узоров мы применим традиционные для северных пряников цвета - белый и розовый. Розовый цвет получаем при смешивании красного и белого.

Наносим широкой беличьей кистью белую смесь на поверхность крыши, распределяем ровным слоем. Розовую глазурь наносим на выделенные пластилиновым контуром детали и вылепленный рельеф. (Приложение, стр.19, рис.5).

После нанесения заливки и основного узора, нужно дать просохнуть изделию около 10 минут.

В перерыве между занятиями дети отдыхают, наводят порядок на рабочем месте, готовят материалы к следующему этапу урока.

Второй этап практической части:

1. Роспись изделия. В современной технологии росписи пряников применяются кондитерские посыпки, украшения из сахарной пудры, цветные гелевые карандаши. Используются 3 приёма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.

Перед тем, как приступить к заданию, ученики повторяют основные виды орнамента - геометрический, растительный, зооморфный. Просматривают наглядные пособия. Учащиеся подбирают орнамент для росписи пряника, применяя знания, полученные на занятиях по прикладному творчеству.

В работе используем ранее изученные элементы народной росписи: капельки, капельки с поворотом, усики, спирали, точки, тычки, дуги, штрихи. Учитель напоминает и наглядно демонстрирует их виды и технику выполнения. Добавляем в палитру для украшения пряника гуашь голубого цвета, смешанную с клеем ПВА. Для удобства нанесения рисунка цветную глазурь разбавляем водой. Наносим тонкой беличьей кистью узоры на свободную поверхность домика. (Приложение, стр.19, рис.6).

 

2. Последний этап - нанесение контурной и точечной росписи контурами по стеклу и керамике. Ученики подбирают цвета, прописывают мелкие и сложные орнаменты. На заключительном этапе с помощью педагога выполняется коррекция рисунка, добавление недостающих деталей. (Приложение, стр.20, рис.7).

Также для оформления изделия можно применять витражные краски в тюбиках. (Приложение, стр.20, рис.8).

3. После высыхания контура изделие лакируется. Примеры законченных работ. (Приложение, стр.21, рис.9, 10).

 

5. Подведение итогов.

1. Подведение итогов урока. Просмотр работ, обсуждение работ, подготовка к выставке.

2. Домашнее заданиеповторить пройденный материал.

3. Наведение порядка на рабочем месте.

4. Завершение урока.

Критерии для оценки работ: качество исполнения, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания.

 

6. Заключение

При изучении темы «Русские пряники: традиции и современность» и выполнения практической части занятия «Рождественский пряничный домик», все учащиеся справились с поставленными целями и задачами. Ученики повторили ранее пройденный материал, изучили новый. В практической части нам удалось соединить традиции и современность в изготовлении вырезного пряника.

Немногие пряничные традиции сохранились до наших дней. Но и сегодня в канун праздника можно выполнить расписные пряники всевозможной тематики.

Искусство выпечки и украшения росписью пряников - это неотъемлемая часть русской культуры и народных традиций, а сохранение и развитие пряничного искусства в современном мире является актуальной темой не только для исследования в данной области, но и интересной сферой творчества для детей и взрослых. Народное творчество учит нас видеть красоту в простом и малом.

 

Литература

1. Бредис, В. Пряники - козули.- изд. 2-е. / В. Бредис. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016

2. Галаганов, А. Когда жизнь кажется медом. // Клепа № 12.- М.: Союз-К, 2012

3. Галич, А. Новогодние пряники. /А.Галич. - М.: Хоббитека, 2017

4. Лыкова, И.А., Шипунова, В.А. Вкусная лепка для детей и взрослых. / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: И.Д. Цветной мир, 2014

5. Яхнин, Л.Л. Вкусные картинки. / Л.Л. Яхнин. - М.: Малыш, 1988

 

Электронные ресурсы

Ссылки на интернет - источники:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пряник

2. http://vladimirtravel.ru/obzori/zhivye-promysly-vladimirskogo-kraya/

3. http://музейпряника.рф

4. https://rg.ru/2015/08/07/rodina-pryanik.html

 

Приложение

 

Рис. 1

t1578064293aa.jpg

 

Рис. 2

t1578064293ab.jpg

 

Рис. 3

t1578064293ac.jpg

 

Рис. 4

t1578064293ad.jpg

 

Рис. 5

t1578064293ae.jpg

 

Рис. 6

t1578064293af.jpg

 

Рис. 7

t1578064293ag.jpg

 

Рис. 8

t1578064293ah.jpg

 

Рис. 9

t1578064293ai.jpg

 

Рис. 10

t1578064293aj.jpg

 

 

21

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации