Методическая разработка урока английского языка для 5 класса «Покупка сувениров»
Методическая разработка урока английского языка для 5 класса
«Покупка сувениров»
Руденко Елена Витальевна,
учитель английского языка,
МАОУ «Лицей №56»
Новоуральск 2023
Пояснительная записка
Руденко Елена Витальевна, учитель английского языка,
МАОУ «Лицей №56», Новоуральский городской округ.
Данный урок английского языка представлен на Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по гуманитарному направлению.
Урок разработан в соответствии с рабочей программой для 5 классов. Преподавание иностранного (английского) языка ведется по УМК «Spotlight 5 (Английский в фокусе), издательства «Просвещение» 2016 г. Данный УМК разработан и составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. По учебному плану на изучение иностранного (английского) языка в 5-м классе отводится 3 часа в неделю (102 часа в год). Данный учебник в каждом модуле имеет раздел Culture Corner. Сюда включены небольшие тексты и диалоги о культуре, традициях и жизни в англо-говорящих странах. Кроме того, многие тексты включают в себя познавательный элемент, расширяя, таким образом, представление учащихся о своей стране. Сравнивая и сопоставляя две культуры, дети имеют возможность оценить свою собственную культуру.
Во втором разделе «Это я!» был проведен урок «Покупка сувениров» (Culture corner). Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
В группе учащихся 5а класса 12 человек (7 девочек, 5 мальчиков). Дети очень активны, любознательны, социально адаптированы, мотивированы к изучению иностранного языка. Несколько человек из группы также дополнительно занимаются английским языком в организациях дополнительного образования города. Уровень работоспособности обучающихся соответствует возрастным нормативам. Согласно психологическому опросу 9 человек в классе визуалы и 3 ребенка смешанного типа визуало-аудиалы.
При планировании содержания урока учитывались психофизические особенности учащихся 5 класса. Ведущая деятельность в этом возрасте – учебная. Интерес к учебной деятельности формируется через создание ситуаций успеха, фиксирование своих достижений и создание конкретных продуктов на уроке. Возрастные и психофизиологические особенности учащихся этого возраста определяют ведущие дидактические принципы: наглядности (картинки, видеоролик), доступности (методы и средства обучения подобраны в соответствии с психофизиологическим уровнем развития учащихся), систематичности (переход от низшего к высшему), ситуативности (рассматривается конкретная жизненная ситуация), эмпатии (понимание психических состояний, эмоций, чувств, переживаний учащихся).
Данный урок разработан с использованием нескольких технологий.
Технология проблемно-диалогического обучения применяется в начале урока, дети самостоятельно формулируют цель урока (подводящий диалог) и план для достижения этой цели.
Коммуникативная технология является неотъемлемой частью обучения иностранному языку. Коммуникация реализуется в речевых ситуациях, подготовленных учителем или возникших на уроке спонтанно. В течение урока несколько раз меняются партнеры для речевого общения. При написании электронного письма учащимся предлагается ситуация, приближенная к реальной жизни.
Использование на уроке коммуникационных технологий (ноутбуки, проектор) и современных приложение (QR код, e-mail, Power Point) направлено на формирование у ребенка положительной мотивации обучения, активизацию познавательной деятельности.
На уроке использовались здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных особенностей. Дети младшего школьного возраста не приемлют монотонности в занятиях, таким образом, через каждые 7-10 минут происходит смена видов деятельности в учебном процессе, также проводится физкультминутка.
Урок насыщен активными методами обучения, которые активизируют мышление учащихся и мотивируют к обучению: «Корзина идей» - сбор идей по определенной теме (на данном уроке сбор лексики), работа с аудиозаписью, работа с текстом, работа с дидактическим материалом.
В уроке используются разнообразные формы работы: индивидуальная, парная и групповая. Выбор формы работы связан с этапами урока. Фронтальная – на этапе вызова, парная – на драматизации диалога, групповая – на написания письма (для снятия затруднения при выполнении заданий и взаимоконтроля), индивидуальная – на этапе рефлексии (для самооценки и контроля уровня усвоения).
На каждой фазе урока шла работа по формированию универсальных учебных действий, а именно на фазе вызова - формулировка темы и цели урока учащимися, построение плана, на фазе осмысления – самостоятельный поиск нужной информации в тексте, систематизация полученных знаний и их последующее применение на практике, на этапе рефлексии – адекватная самооценка.
Принцип индивидуально - дифференцированного подхода осуществляется за счёт обучения учащихся с разным уровнем освоения знаний в одной группе. При такой организации деятельности не нарушается нормальный характер детских взаимоотношений. Создаются условия для взаимодействия учащихся, привлечения их к оказанию помощи друг другу. Также дифференциация осуществляется за счёт сочетания, фронтальной, групповой, и индивидуальной форм работы. Дифференцированное домашнее задание соответствует принципу минимакса, (каждому ученику предлагается содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивается его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС).
Контроль усвоения знаний учащихся происходит при помощи использования опросника «Now I can», помогает определить достигнутый уровень знаний и развивает способность работать самостоятельно.
Данные принципы преподавания способствуют достижению поставленной цели и планируемых результатов в соответствии с ФГОС начального образования.
Конспект урока
Тема раздела: «Это я!»
Тема урока: Покупка сувениров
Класс: 5
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
УМК: Spotlight 5 (Английский в фокусе), 2016г
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умений использовать в речи лексический материал по теме «Покупка сувениров», способствовать развитию логического мышления и коммуникативных умений, познакомить с написанием электронного письма.
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
осознание иностранного языка как средства, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие;
Метапредметные:
самостоятельно формулировать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,
работать в группе – эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности,
пользоваться современными способами связи и ИКТ,
следовать намеченному плану в своем учебном труде,
работать с разными видами текстов (печатным и видео),
оценивать правильность выполнения действий.
Предметные:
активизировать лексику по теме «Покупка сувениров»,
читать про себя и понимать основное содержание текста, находить в тексте нужную информацию,
познакомиться с написанием электронного личного письма,
распознавать в речи основные коммуникативные типы предложений, общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения.
Межпредметные связи: география
Материалы и оборудование:
Видеозапись с посланием,
Ноутбуки с выходом в интернет,
Интерактивная доска, раздаточный материал.
Конспект урока «Покупка сувениров»
Организационный этап
Цель: подготовка учащихся к англоязычной речи, обеспечение благоприятного климата во время урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1.Приветствует учащихся. Good morning, dear children. I’m glad to see you. 2. Организует приветствие в группах. Smile to each other. 3. Задает вопросы о настроении учащихся. Просит учащихся спросить друг у друга о настроении по кругу. How are you today? | 1.При входе в класс делятся на четыре группы.Good morning. We’re glad to see you, too. 2. Приветствуют друг друга и улыбаются. 3. Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы друг другу, отвечают на вопросы одноклассников. | формирование интереса (мотивации) к учению, выражение своего настроения. развитие умения слушать и реагировать на вопросы других. |
Результат: учащиеся включены в процесс говорения на английском языке, положительно настроены на учебную работу.
Фаза вызова.
Цель: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, самостоятельная постановка цели и составление плана урока.
Учитель | Ученики | Формирование УУД |
Фронтальная работа 1.Указывает на экран. Look at the whiteboard. Do you know what it is? На экране QR код. (Приложение 1)
2.Задает вопросы по электронному письму. Who is this e-mail from? От кого это сообщение? What collection has she got? Что за коллекция у нее? What does she want? Чего она хочет? Can we help her? How? А мы можем ей помочь?
What do we need for an e-mail? Что нам для этого нужно? What are we going to buy today? Что мы будем сегодня покупать? 3. Вывешивает тему урока «Buying a souvenir» Can you write an e-mail now? А сейчас вы можете написать электронное письмо? What do you need? Что вам еще необходимо? We have a plan: To learn words about souvenirs To find information about Russian souvenirs To write an e-mail 4. Предлагает вспомнить, что люди покупают в качестве сувениров (Прием «Корзина идей») What can people buy as a souvenir? Tourists usually buy souvenirs with symbols of the country. Let’s revise symbols of different countries. What symbols of the UK do you know? Туристы обычно покупают сувениры с символом страны. Какие символы Соединенного королевства вы знаете? Индивидуальная работа 5.Предлагает соединить символ и страну. Match the country and the symbol. (Приложение 2). 6. Let’s check your answers. На доске появляется слайд с правильными ответами. Фронтальная работа 7. Спрашивает, что нужно для покупки чего-либо?What do you need to buy a thing? What currency do people use in Russia (Great Britain, Europe)? Учитель выдает им бумажные деньги. (Приложение 3) | 1.Ребята смотрят видео от Дианы (она рассказывает о своей коллекции сувениров и просит помочь с сувениром из России) 2.Отвечают на вопросы учителя. From Diana. От Дианы. She has got souvenir collection. У нее коллекция сувениров. She wants a souvenir from Russia. Она хочет сувенир из России. Yes, we can help her. We can write an e-mail to her. Мы можем ей помочь и отправить электронное письмо. We need a computer and some information about souvenirs. Нам нужен компьютер и информация о сувенирах из России. Souvenirs. Покупать сувениры. 3.Отвечают на вопросы и составляют план. No, we can’t. Нет, не можем. We need Russian souvenirs. We need the words about souvenirs. Нам необходимы английские слова о сувенирах, примеры русских сувениров. 4.Составляют на доске список сувениров: flags, magnets, pens, caps, mugs, key rings. Называют символы, которые они выучили на предыдущем уроке. The double-decker bus is the symbol of The UK (Big Ben, Queen, the Union Jack). 5.Выполняют задание индивидуально. 6. Проверяют свои ответы, делают работу над ошибками при необходимости. 7.Отвечают на вопросы. We need money. People use rubles in Russia, pounds in Great Britain, euros in Europe, dollars in the USA. Рассматривают банкноты. Соотносят валюту и страну. | умение работать с разными источниками информации (электронное письмо); умение с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли; умение работать с информацией; умение формулировать самостоятельно тему и цель урока; умение составлять план; развитие памяти, внимательности. умение высказывать свою точку зрения, адекватное реагирование на высказывания других; адекватное оценивание своих знаний. |
Результат: учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока и поставили его цель (написать и отправить электронное письмо), составили мини-план, учащиеся вспомнили символы и валюту разных стран.
3. Фаза осмысления.
Цель: знакомство с новой информацией, её соотнесение с уже имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленный вопрос.
Учитель | Ученики | Формирование УУД |
Фронтальная работа 1. Вводит новую лексику по теме «Сувениры» и речевые клише при помощи учебника с.42 и аудиозаписи. Look at the whiteboard! And repeat the following words after mе: key ring, teddy bear, doll, umbrella, t-shirt, thermos flask, bell, mug, magnets, flags. What souvenirs do you have at home? Where are they from? Повторяйте слова за мной. Какие сувениры есть у вас дома? Откуда они? 2.Listen to the dialogue and answer my questions. What souvenir does Marta buy? How much does it cost? How many key rings does she want? How much money does she pay? Парная работа 3.Предлагает разыграть диалог в парах, выбрав один из сувениров. Act out a dialogue in pairs. 4.Знакомит с текстом Russian souvenirs и предлагает выбрать понравившиеся сувениры для Дианы.(Приложение 4) | 1. Читают слова, соотносят их с картинками (Уч.с.42.), отвечают на вопросы: I’ve got a collection of bells. My bells are from Moscow, Sochi, Volgograd, Ekaterinburg. 2.Слушают диалог и отвечают. She buys a key ring. It costs £4. She wants 2 key rings. She pays £8. 3.Разыгрывают диалог. 4.Читают тексты и выбирают сувениры. | Умение работать над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение Самостоятельный поиск нужной информации из текста, систематизация полученных знаний, следуют поставленной цели. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; |
Результат: учащиеся извлекли и систематизировали необходимую информацию из текста, подготовились к написанию электронного письма.
Физкультминутка.
Цель: снятие напряжения и общей усталости, смена вида деятельности в целях повышения работоспособности учащихся на уроке.
Учитель | Ученик | |
Let’s go to the shop! Stand up and do physical exercises. | Учащиеся выполняют движения под музыку. | Развитие памяти, внимательности, доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности |
Результат: учащиеся работают с хорошим настроением, активны.
Фаза применения знаний на практике
Цель: суммирование и систематизация новой информации, её оценка, представление информации в новом виде и её применение (написание и отправка электронного письма).
Учитель | Ученик | Формирование УУД |
Групповая работа Учитель предлагает написать электронное письмо в группах, используя все необходимые материалы и оборудование (Приложение 5). What have we got for writing an e-mail? Что у нас теперь есть для написания электронного письма? Did we help Diana? Мы помогли Диане? Good job! | Группы работают с ноутбуками, в которых есть выход в интернет, выходят на сайт www.mail.ru, где им представлено электронное письмо, с пропущенными словами. Заполняют пропуски, затем зачитывают получившиеся тексты, затем отправляют свои электронные письма. Yes, we did. Да. | Учащиеся применяют навыки письменной речи, учатся самостоятельно выполнять задания, связанные с использованием компьютера и интернета, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; |
Результат: учащиеся обработали полученную информацию и представили её в новой форме, в виде электронного письма, а также воспользовались ресурсами интернета и отправили его, достигнув, тем самым, цели урока.
Фаза рефлексии
Цель: проанализировать насколько хорошо были выполнены задачи, поставленные в начале урока
Учитель | Ученик | Формирование УУД |
Индивидуальная работа Для проведения контроля усвоения полученных знаний и самооценки учащимся предлагается заполнить опросник «Now I can». (Приложение 6) | Выполняют задание, отмечают ответы. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Адекватная самооценка. |
Разноуровневое домашнее задание: (продвинутый уровень) создать карту с сувенирами России (Учебник стр.41 №4) (базовый) Уч.с.42 №2 (работа с лексикой, вставить слова в пропуски). |
Результат: Учащиеся проанализировали и оценили свою работу на протяжении урока.
Приложение 1
Приложение 2
England |
|
Canada |
|
The USA |
|
Scotland |
|
France |
|
Wales |
|
Northern Ireland |
|
Приложение 3
| |
| |
American dollar | pound | ruble | euro |
Приложение 4 «Russian souvenirs»
Samovar is one of the symbols of Russian tea-break. People use it mostly during weekends and on special days. Families and guests sit at a large dinner table and discuss the latest events while drinking hot tea. Samovars are usually made in Tula.
Matryoshka is the most popular Russian souvenir. It is a set of painted wooden dolls. They are different in size and they are put one inside another. Traditional Matryoshka represents a woman dressed in a Russian dress wearing a scarf on her head.
Wooden spoons, plates and bowls, painted in Khohloma style (red and gold colors over a black background) are fantastic souvenirs.
Gzhel is a style of ceramics with traditional dark blue painting. You can see a lot of things such as tea sets, toys, bells.
Valenki boots are traditional Russian winter footwear. If you live in a cold climate – you should buy these Russian traditional winter boots. In cold weather you can wear them!
If you collect musical instruments, you can buy a Russian balalaika.
Приложение 5 (образец письма)
Приложение 6
Tick the answer. | ||||
| Now I can… | | | |
Name souvenirs | | | | |
Name symbols of different countries | | | | |
Buy souvenirs | | | | |
Write an e-mail about souvenirs | | | | |
Choose how I feel | | | |
+ Плюс | - Минус | Интересно |
| | |
+ Плюс | - Минус | Интересно |
| | |