Методическая разработка урока физики "Астрономия ближнего космоса"

1
0
Материал опубликован 20 January в группе



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

по УПБ. 08 Физика

на тему

«АСТРОНОМИЯ БЛИЖНЕГО КОСМОСА»


Автор: Сидорович Е.В., преподаватель ГБПОУ НСО "Колыванский аграрный колледж"


Пояснительная записка

Современный урок сегодня это гибкая форма организации обучения, а если это урок в нетрадиционной форме, то он включает разнообразный методический инструментарий, применение которого вызывает у обучающихся не только удовлетворение от самого процесса обучения, но и приближает его к жизни, будущей профессии и реальной действительности, которую можно продемонстрировать с помощью различных мультимедийных материалов. Образовательный фильм – основной элемент киноурока. Ведь просмотр документальных и/или художественных короткометражных фильмов на учебном занятии порождает чувство понятности тех явлений, процессов, технических устройств, которые сложно описать на уроке. Особенно это касается учебных занятий по астрономии, где нет никакой возможности продемонстрировать обучающимся явления и объекты космоса. Единственным верным педагогическим приемом тут выступает просмотр и последующий анализ фильмов либо фрагментов полнометражных фильмов, которые помогают совершенствовать коммуникативные навыки, дают наглядность и новую информацию, расширяют кругозор, формируют логическое и критическое мышление, а также формируют правильное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и технологий.

Цель работы: показать, как использование мультимедийных средств  будет способствовать формированию личностных и предметных результатов в области астрономии.

Задачи:

 Изучить теоретический материал по применению киноуроков.

Отобрать фильм для киноурока и другие мультимедийные средства.

Разработать технологическую карту  по теме «Астрономия ближнего космоса».

Разработать практическое задание.

Провести занятие.

Проанализировать эффективность применения мультимедийных средств на киноуроке в формирован ии личностных и предметных результатов по астрономии.

Киноурок как инструмент образовательного процесса

Киноурок в обучении — это метод, который использует элементы кино и видеоматериалов для улучшения процесса обучения. Он может включать в себя просмотр фильмов, документальных лент или образовательных видеороликов, за которыми обязательно следует обсуждение, анализ или выполнение заданий.

Использование киноуроков в образовательном процессе позволяет:

Визуализация информации: киноуроки помогают визуализировать сложные концепции и идеи, делая их более доступными для понимания.

Эмоциональное вовлечение: фильмы и видеоматериалы могут вызывать эмоции, что способствует более глубокому усвоению материала.

Критическое мышление: после просмотра фильма или видеоролика студенты могут обсуждать и анализировать содержание, что развивает навыки критического мышления.

Мотивация: использование кино в обучении может повысить мотивацию студентов, так как это более увлекательный и интересный способ получения знаний.

Междисциплинарный подход: киноуроки могут объединять различные предметы, например, астрономия, физика, история, география и др.

Практические задания: после просмотра фильмов студенты могут выполнять проекты, писать эссе, отвечать на вопросы, выполнять задания теста или даже создавать собственные видеоролики, что способствует применению полученных знаний на практике.

Культурное обогащение: фильмы на уроке могут знакомить обучающихся с различными культурами, историческими событиями и социальными проблемами, что способствует расширению их мировосприятия.

Стимулирование обсуждения: просмотр фильма может стать отправной точкой для глубоких и содержательных дискуссий, где обучающиеся могут обмениваться мнениями и идеями.

Подготовка киноурока включает несколько ключевых шагов, которые помогут сделать его эффективным и интересным:

Определение цели урока:

нужно четко формулировать, какие знания или навыки будут развиваться у обучающихся.

Выбор материала:

подобрать фильм или видеоматериал, который соответствует теме и целям урока, убедиться, что содержание подходит для возрастной группы, не содержит неприемлемых сцен и не нарушает законодательство;

подобрать педагогические приемы и методы для этапов занятия.

Подготовка дополнительных материалов:

подготовить вопросы и/или ключевые понятия и термины, даты, события и т.п., на которых следует заострить внимание по ходу просмотра фильма;

разработать практические задания, выполнение которых позволит обобщить и закрепить увиденное (например, вопросы для обсуждения, схемы и таблицы для заполнения, тесты, памятки и даже игры).

Планирование структуры урока:

разработать сценарий (конспект) занятия, технологическую карту с планом урока и временными рамками для каждого этапа.

Следуя этим шагам, можно создать интересные, познавательные и продуктивные учебные занятия, которые будут способствовать достижению планируемых результатов.  

Использование фильма на уроке может быть эффективным на разных этапах занятия в зависимости от целей и задач. В своей практической деятельности активно использую фильмы на следующих этапах:

Введение в тему (мотивационный): для привлечения внимания и мотивации студентов демонстрируется короткий отрывок, связанный с темой урока, что помогает настроиться и заинтересоваться.

Основная часть: во время основной части урока демонстрируется более длинный фрагмент фильма, который иллюстрирует рассматриваемые вопросы темы, сложные для понимания или которые нельзя продемонстрировать очно (например, полет ракеты, работа ДВС, строение планет, звезд и многое другое), что однозначно полезно для лучшего понимания материала.

Закрепление материала: после просмотра фильма обязательно проводится обсуждение или заранее разработанное практическое задание, чтобы студенты могли осмыслить и обобщить увиденное, что помогает закрепить знания и развивает критическое мышление.

Домашнее задание: в качестве домашнего задания предлагается посмотреть фильм или его фрагмент и подготовить анализ, рецензию, доклад или даже составить тест, кроссворд и др. Это расширяет возможности изучения темы внеаудиторно.

Один из таких уроков астрономии представлен в п.3 данной разработки, где фильм используется на этапе изучения нового материала, а также в качестве домашнего задания.

Технологическая карта занятия

Тема

Астрономия ближнего космоса

Цель

Методическая цель: показать использование мультимедийных средств при проведении    киноурока для    формирования личностных и предметных результатов по астрономии, а также повышении интереса студентов колледжа к изучению достижений нашей страны в освоении космоса.

Образовательная цель: сформировать у студентов представления

о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира,

о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки;

о методах получения научных астрономических знаний;

Воспитательная цель: сформированность российскую гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, технологиях и труде.

Планируемые образовательные результаты

Сформированность понятий: ближний космос, космический аппарат, орбитальная станция, космонавт, модуль, МКС

Сформированность предметных умений: интерпретация и представление учебной и научно-популярной информации; развитие умений критического анализа получаемой информации

Понимание / освоение / овладение компетенцией:

о роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии,

работать в группе с выполнением различных социальных ролей,

планировать работу группы,

рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях

Основные понятия

Астрономия, космос, космические аппараты, быт космонавтов

Целевая аудитория

1 курс (10-11 класс)

Формы, методы, технологии

Тип занятия: комбинированное

Вид учебного занятия: киноурок

Междисциплинарные связи: история, физика

Используемые методы обучения:

1) словесные: лекция, беседа;

2) наглядные: демонстрация презентации, фильма и интерактивный тест;

3) практические: составление конспекта, решение теста

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и парная

Средства обучения

1) образовательные ресурсы (в т.ч. цифровые): https://zeroplus.tv, https://unislide.io/

2) учебно-методические: фильм об истории создания и устройстве Международной космической станции, интерактивный тест, презентация

3) технические: ММП, колонки, смартфоны с выходом в Интернет

Ход учебного занятия

Этапы занятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент (3 мин.)

Подготовка к занятию

Приветствие обучающихся, перекличка, оформление журнала, проверка готовности аудитории к занятию

Включение обучающихся в рабочий ритм.

2. Мотивация (5 мин.)

Мотивация к занятию, беседа

Вступительное слово о значимости освоения космоса, цели занятия и темы

- что такое ближний космос?

- на каком расстоянии находится космос?

- какими космическими аппаратами сейчас изучается ближний космос?

Запись в тетрадь темы, участие в беседе

3. Актуализация знаний (10 мин.)

Устный опрос

Давайте вспомним:

- благодаря кому стали возможны полеты в космос и его освоение?

- кто первым покорил космос?

- какой космический аппарат первым открыл дверь в космос?

-какие космические аппараты осваивали ближний космос в 60-70е годы?

Отвечают на вопросы, пользуясь прошлой темой

4. Изложение нового материала (30 мин)

4.1. Космические аппараты для изучения ближнего космоса

4.2. Орбитальные станции прошлого, настоящего и будущего

Фильм https://zeroplus.tv/film/mezhdunarodnaya-kosmicheskaya-stantsiya ,

презентация

https://cloud.mail.ru/public/6R5c/qgGxaXQwD

4.1. Раскрытие вопросов темы с использованием презентации (ИСЗ, орбитальный телескоп)

4.2. Раскрытие вопросов темы с использованием презентации и видеоролика о МКС:

- записать определение орбитальной станции (ОС);

-перечислить ОС прошлого;

-просмотр фильма о МКС (12,12 мин) (обратить внимание на историю создания и устройство Международной космической станции)

-обсуждение фильма по вопросам:

- в чем заключается работа космонавтов;

- из каких модулей состоит станция;

- какое значение оказывает МКС.

Оказание помощи в составлении конспекта.

Просмотр слайдов и видеоролика.

Прослушивание материала.

Участие в беседе с преподавателем, получение ответов на вопросы.

Конспектирование

5. Закрепление первичных новых знаний (10 мин.)

Онлайн-тест

t1737353609aa.png

Деление студентов на пары.

Демонстрация онлайн-теста с заданиями по пройденному материалу и фильму

Выполнение в парах заданий онлайн-теста

6. Рефлексия, выставление и комментирование оценок (5 мин.)

Подведение итогов

Анализ деятельности обучающихся на занятии: подведение итогов, выставление оценок обучающимся за ответы на тест

Слушают, описывают впечатления, выявляют приобретённые новые знания

7. Домашнее задание (2 мин)

Домашнее задание

Выдает индивидуальные темы сообщений к следующему уроку, которые необходимо написать после просмотра документальных фильмов:

Космодром «Восточный» https://zeroplus.tv/film/kosmodrom-vostochnyy-klyuch-na-start

Первые на Марсе https://zeroplus.tv/film/pervye-na-marse-mechta-sergeya-koroleva

Записывают домашнее задание

Заключение


Мой опыт активного применения в учебном процессе мультимедийных материалов (презентации, фильма, теста и др.) позволил оценить их высокую значимость в формировании личностных результатов, таких как воспитание гражданской идентичности, патриотизма, гордости за свою страну и конструкторов, ценностное отношение к достижениям России в науке и технике, сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Кроме того, занятия в форме киноуроков помогают повысить мотивацию и интерес у студентов к изучению астрономии, достижений нашей страны в освоении космоса. Это отражается в активном участии обучающихся в мероприятиях предметных недель по физике и астрономии, выполняя задания которых большинство демонстрирует знания ученых, конструкторов, их достижения и открытия и т.д.

Также нельзя не отметить, что просмотр фильмов на уроках расширяет кругозор, обогащает словарный запас, что однозначно положительно сказывается на успеваемости студентов.

Но нужно заметить, что в использовании киноуроков нужна мера, поскольку студенты привыкают к необычным способам работы и теряют интерес. Место нетрадиционных уроков, а в частности кино-уроков, в общей системе должно определяться в зависимости от конкретной ситуации, условий и содержания учебного материала.

Таким образом, задействовав кинематограф на учебных занятиях, можно не только успешно решать основные задачи урока, эффективно демонстрировать сложные темы, но и создавать условия для формирования личностных и предметных результатов по любой дисциплине образовательной программы.

Приложения:

- презентация  и фильм по ссылкам в тех.карте

- онлайн-тест 

i1737356001.JPG
v1737355980.JPG




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.