Методическая разработка урока физики «Тепловые явления»

6
2
Материал опубликован 3 January 2020 в группе

Министерство образования Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА



Тепловые явления



t1578053281aa.gift1578053281ab.gif



Выполнила: Литвиненко Ирина Витальевна

преподаватель физики

ГАУ КО ПОО «Колледж сервиса и туризма»

г. Калининград, ул. Литовский Вал 27-А



Калининград 2019



«Наука начинается с удивления».

(Аристотель)


План урока


Дисциплина: «Физика»



Тема: «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»



Цели урока:

о б у ч а ю щ а я – формирование знаний, умений и навыков по теме «Тепловые явления»; обеспечить и развить умение применения знаний и способов действий по теме; организовать деятельность и проверить умение по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях


р а з в и в а ю щ а я – развивать познавательную деятельность, интеллектуальные способности, творческий потенциал студентов; содействовать развитию диалогической и монологической речи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент; развивать коммуникативные способности и навыки работы в команде; осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку учебной деятельности


в о с п и т а т е л ь н а я – прививать интерес к предмету, окружающему миру, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного; способствовать формированию активной жизненной позиции


Тип урока: урок изучения нового материала


Метод проведения: работа в группах, презентация, практический


Межпредметные связи: химия


Используемые учебники и учебные пособия: 

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс. - М.: Просвещение, 2013г.



Используемая методическая литература: 

Давиташвили М.Д. Наш друг чай. – М.: Колос, 1979.

Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: АСТ, 2003.

Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. – М.: Детская литература, 2002.

Тихомирова С.А. Физика в пословицах  сказках. – М.: Школьная пресса, 2002.

Фещенко Т., Вожегова В. Физика. Справочник школьника. – М.: АСТ, 1996.

Оборудование:

Персональный компьютер, с установленным ПО (Microsoft Office Power Point 2010, проигрыватель Windows Media), мультимедийная доска (проектор).

Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация Power Point) – презентация №1

Самовары, чайник, чайная посуда, салфетки, скатерть, баранки.

Карточки-задания – приложение №1, (ответы: презентация №1 слайд 35, приложение №2).

Раздаточный материал: приложение №3,4

Бублики, для поощрения команд во время игры (или жетоны-«смайлы» (приложение №5 )).

Лабораторное оборудование:

опыт №1: пробирка, кристаллический йод, спиртовка, спички;

опыт №2 бумажный стаканчик, металлический держатель, спиртовка, спички;

опыт №3: стакан с холодной и горячей водой, перманганат калия (марганец), чай, сахар рафинад.

Призы команде-победителю и самым активным участникам.

Используемые ЦОР: 

Музыкальное сопровождение:

Иосиф Кобзон – «Русский чай» (автор неизвестен)

Леонид Осипович Утесов – «У самовара я и моя Маша» (композитор Ф.М. Квятковская, автор Фанни Гордон)

Видеоролики:

1.Видеоролик «Закипание воды в бумажном стакане» http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/d5877037-6684-4b19-96af-b413a079b6ee/8_86.avi

2.Видеоролик «Зависимость скорости растворения в жидкости от ее температуры» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42b1fe3c-04f9-42a9-991e-5fd9ebc4870f/8_42.avi


Требования к результатам освоения учебной дисциплины: Студент должен знать:

- Понятие тепловые явления, кипение;

- Свойства паров, жидкостей и твердых тел;

- Основные агрегатные состояния вещества.

Студент должен уметь:

- Определять виды тепловых явлений;

- Определять агрегатные состояния вещества;

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- Приводить примеры практического использования физических знаний.

Структура урока

Организационный момент. (2 мин.)

Актуализация знаний студентов и мотивация учебной деятельности. (5 мин.)

Изучение новой темы: «Тепловые явления». (10 мин.)

Проверка усвоения знаний (ответы по карточкам - заданиям).(3 мин.)

Закрепление знаний. Работа в группах (шарады, практические ситуации, конкурс «опыт»). (15 мин)

Подведение итогов урока. Выставление отметок студентам. Выводы по достижению целей урока .(5 мин.)

Домашнее задание. (3 мин.)

Рефлексия. (2 мин.)

Ход урока

Класс украшен красочными плакатами с изображением самовара. Звучит песня «Русский чай» в исполнении Иосифа Кобзона (см. Презентация 1, слайд 1).



1.Организационный момент

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас открытый урок!

Мы давайте повернемся

И улыбкой своей поприветствуем гостей!

Тема урока: «Тепловые явления. Кипение» (см. Презентация 1, слайд 2).

Цели урока (см. Презентация 1, слайд 3).

Эпиграфом нашего мероприятия стали слова Аристотеля: «Наука начинается с удивления» см. Презентация 1, слайд 4). Так давайте же удивляться!

2. Актуализация знаний (см. Презентация 1).

Преподаватель:

Разделимся на 2 команды. Выберем командиров.

За верные ответы команды получают баллы (бублики или жетоны- «смайлы» (Приложение №5)).

- Давайте вспомним агрегатные состояния вещества (см. Презентация 1, слайды 6-13).

- Вспомним, что должен знать и уметь технолог. Специальность "Технология продуктов общественного питания" (см. Презентация 1, слайды 14-18). Так как технолог должен знать работу повара, то он должен знать и понимать такие процессы как конденсация, испарение, кипение и уметь влиять на них. Давайте более подробно поговорим о тепловых процессах.

3. Изучение новой темы: «Тепловые явления. Кипение».

Объяснение преподавателя по теме: «Тепловые явления. Кипение» (см. Презентация 1, слайды 19- 33).

Слайд №19. Все мы не раз по утрам включали чайник и наблюдали процессы закипания воды. Слышали бурное кипение и наблюдали испарение воды. Сегодня мы объясним все то, что вы видите, садясь традиционно выпить чашку чая. Итак, включаем чайники и самовары.

Слайд № 23. Преподаватель проводит опыт-демонстрацию сублимации.

Преподаватель: Давайте проведем опыт. Возьмем немного твердого йода, насыпаем в пробирку, закроем резиновой пробкой и нагреем на горелке. Мы видим, как кристаллы йода начинают испаряться с образованием фиолетового пара.

Слайд № 30. Преподаватель: Ребята, представим такую ситуацию. Вас пригласили в поход, в горы и предложили приготовить на привале обед. Скажите, пожалуйста, можно ли сварить мясной суп в горах или яйца «в крутую»? Почему?

Ответ: Нельзя. При подъеме в горы атмосферное давление уменьшается, поэтому уменьшается температура кипения. На высоте 7134 м (пик Ленина на Памире) давление приближенно равно 4*t1578053281ac.gifПа (300 мм рт. ст.). Вода кипит там примерно при 70t1578053281ad.gif , а при такой низкой температуре мясо и яйца сварить невозможно.

Слайд № 31. Преподаватель: Ребята, представим такую ситуацию. Вас пригласили поучаствовать в космической экспедиции и при выходе в космос вам необходимо провести эксперимент: закипятить воду в открытом космосе. Что вы будете наблюдать?

Ответ: Так как в открытом космосе давление очень низкое, то произойдет перегрев воды и ее бурное вскипание. Теплота перегрева расходуется на парообразование, поэтому жидкость быстро охлаждается. На поверхности вода кипит, а на дне вода почти замерзает.





t1578053281ae.pngt1578053281af.png


t1578053281ag.pngt1578053281ah.png



t1578053281ai.pngt1578053281aj.png


t1578053281ak.pngt1578053281al.pngt1578053281am.pngt1578053281an.png



t1578053281ao.pngt1578053281ap.png

t1578053281aq.pngt1578053281ar.png





4. Закрепление материала

А) Решение карточек – заданий ( Приложение №1). Взаимопроверка. Собираем карточки с ответами 1-й команды и передаем для проверки 2-й команде и наоборот.

Проверку осуществляем с использованием презентации №1, слайд 35.

Командиры команд собирают работы с оценками и передают преподавателю.

В целях экономии времени новая тема не конспектируется, а раздается в виде раздаточного материала (Приложение № 4).

Преподаватель:

Мы продолжаем наш урок

Сегодня надо повторить, то, что успели изучить,

Чтоб на экзамене, весной, всем нам пятерки получить!

Б) Шарады

Преподаватель:

Поиграем в шарады ( Презентация №1, слайды 36-41).


В) Практические ситуации

Раздаются задания командам. Идет обсуждение.

Задания:


1-й команде:

- Какой суп будет охлаждаться медленнее: не жирный или жирный ?

Ответ:

Слой жира на поверхности супа препятствует выходу быстрых молекул воды. Жидкость почти не испаряется, и ее температура падает медленно (сам жир испаряется крайне медленно, так как его большие молекулы более прочно сцеплены друг с другом, чем молекулы воды).


2-й команде: - Если налить в чистый стакан немного кипятка. Что произойдет. Почему?

- До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?

Ответ: Стенки стакана запотели: кипящая вода испарялась, ее пар, соприкасаясь с холодными стенками стакана, конденсировался на них, образуя туман.

Ответ: До температуры воздуха в помещении.


Г) Конкурс «Опыт» (проводят студенты).

Преподаватель. Предлагаю командам провести эксперимент и объяснить его с научной точки зрения. После выступления команд я представлю видеосюжеты с верными ответами, чтобы мы могли оценить точность ответов участников.

Опыт для первой команды. Продемонстрируйте опыт закипания воды в бумажном стаканчике. Почему бумага не воспламеняется?

Проверим наши выводы, просмотрев видеоролик «Закипание воды в бумажном стакане».

Опыт для второй команды. Продемонстрируйте опыты растворения заваривания чая и сахара рафинада в холодной и горячей воде, а также перманганата калия. Почему в горячей воде процессы протекают быстрее?

Проверим наши выводы, просмотрев видеоролик «Зависимость скорости растворения в жидкости от ее температуры».

Можно провести дополнительный конкурс на разгадывание загадок (Приложение №6 «Отгадалки»).

5. Подведение итогов урока. Выставление отметок студентам. Выводы по достижению целей урока.

6. Домашнее задание (см. Презентация 1, слайд 42):

Провести опыт: «Кофе с молоком»

Вы утром торопитесь на работу или в школу.
На столе стоит чашка горячего кофе, который вы должны выпить через пять минут.
Как лучше поступить, чтобы не обжечься:

    * сразу добавить холодное молоко, и пусть кофе постоит так;
    * добавить молоко в последний момент - перед тем, как выпить кофе;
    * разницы нет

Ответ: По законам термодинамики: теплообмен между телами идет тем интенсивнее, чем больше разница их температур (в данном случае имеются в виду кофе и окружающий воздух). Поэтому, если молоко не добавлять сразу, кофе будет остывать быстрее.

Подготовить сообщение: « Значение влажности воздуха в животном и растительном мире ».

7. Рефлексия (см. Презентация 1, слайд 43).

Закончите предложения:

Для меня на уроке:

- новое …

- интересное …

- трудности …

- замечания и предложения: …

Мое эмоциональное состояние (обведи):


Преподаватель:

Давайте попьем чаю и вспомним те процессы, которые сопровождают церемонию чаепития.

Приятного чаепития (см. Презентация 1, слайд 44).

Звучит песня в исполнении Леонида Осипович Утесова – «У самовара я и моя Маша».


Преподаватель / Литвиненко И.В./

Приложение №1

Карточка - задание по теме: « Тепловые явления. Кипение»

Вариант №1

1

явление превращения жидкости в пар

1

сублимация

2

явление превращения пара в жидкость

2

давление насыщенного пара

3

это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре

3

испарение

4

парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости

4

кипение

5

переход вещества из кристаллического (твердого) состояния в жидкое

5

конденсация

6

испарение твердых тел

6

плавление

7

число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно в среднем числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость (при постоянной температуре)

7

парообразование

8

пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью

8

ненасыщенный пар

9

давление пара, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром

9

динамическое равновесие

10

газ, который простым сжатием можно превратить в жидкость

10

насыщенный пар

Карточка - задание по теме: « Тепловые явления. Кипение»

Вариант №2

1

явление превращения жидкости в пар

10

сублимация

2

явление превращения пара в жидкость

9

давление насыщенного пара

3

это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре

8

испарение

4

парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости

7

кипение

5

переход вещества из кристаллического (твердого) состояния в жидкое

6

конденсация

6

испарение твердых тел

5

плавление

7

число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно в среднем числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость (при постоянной температуре)

4

парообразование

8

пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью

3

ненасыщенный пар

9

давление пара, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром

2

динамическое равновесие

10

газ, который простым сжатием можно превратить в жидкость

1

насыщенный пар



Карточка - задание по теме: « Тепловые явления. Кипение»

Вариант №3

1

явление превращения жидкости в пар

5

сублимация

2

явление превращения пара в жидкость

6

давление насыщенного пара

3

это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре

7

испарение

4

парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости

8

кипение

5

переход вещества из кристаллического (твердого) состояния в жидкое

9

конденсация

6

испарение твердых тел

10

плавление

7

число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно в среднем числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость (при постоянной температуре)

1

парообразование

8

пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью

2

ненасыщенный пар

9

давление пара, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром

3

динамическое равновесие

10

газ, который простым сжатием можно превратить в жидкость

4

насыщенный пар



Приложение №2

Тема урока: « Тепловые явления. Кипение»



ОТВЕТЫ



1 вариант

вопровопроса

1 1

231211

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

7


5

4

3

6

1

9

10

2

8







2 вариант

вопровопроса

1 1

231211

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

4


6

7

8

5

10

2

1

9

3







3 вариант

вопровопроса

1 1

231211

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

1


9

8

7

10

5

3

4

6

2









Приложение №3

Карточка ответов



Тема урока: « Тепловые явления. Кипение»

Ф.И.________________________ вариант №________



вопровопроса

1 1

231211

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ














































Приложение №4

Тема урока: « Тепловые явления. Кипение»



парообразование - явление превращения жидкости в пар

конденсация явление превращения пара в жидкость

кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре

испарение парообразование, происходящее при любой температуре со свободной поверхности жидкости

плавление – переход вещества из кристаллического (твердого) состояния в жидкое

сублимация – испарение твердых тел

динамическое равновесие - число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно в среднем числу молекул пара, возвратившихся за то же время в жидкость (при постоянной температуре)

насыщенный пар – пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью

давление насыщенного пара - давление пара, при котором жидкость находится в равновесии со своим паром

ненасыщенный пар – газ, который простым сжатием можно превратить в жидкость

Свойства:

- давление насыщенног пара не зависит от объёма, но зависит от температуры;

- чем выше давление насыщенного пара, тем ниже температура кипения







Приложение №5


Жетон - «смайл»


t1578053281as.jpg
























Приложение №6


«Отгадалки»


1. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (запах)

2. Чего в избе не видно? (тепла)

3. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (снег)

4. Я - вода, по воде же и плаваю. (лёд)

5. Днём окно разбито, за ночь вставлено. (ледяная плёнка на проруби)

6. Белая морковка зимой растёт. (сосулька)

7. Рассыпался горох

На семьдесят дорог,

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (град)

8.Видно нет у ней ума: ест она себя сама. (свеча)

9. Со стороны избы мёрзнет, а с улицы нет. (оконное стекло)

10. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча)

11. Внутри горит, кругом бурлит, вода кипит, пить чай велит, вверх пар валит. (самовар)

12. Как можно принести воду в решете? (заморозив)

13. Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

14. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (дождь)

15. Ну-ка в горсть её схвати - не удержится в горсти. (вода)

16. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (вода)

17. В белом бархате деревни - и заборы, и деревья.

И как ветер нападает, этот бархат опадает. (иней)

18. Свет пропускает,

А тепло не выпускает. (стекло)

19. Дерево даёшь - съедает,

От воды – умирает. (огонь)

20. Над водою - ушко,

Под водою - брюшко. (айсберг)


21. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем? (воздух)

22. Вырос лес, белый весь. Пешком в него не войти, На коне не въехать. (морозный узор на окне)

23. У избы побывал - Всё окно разрисовал, У реки погостил -Во всю реку мост мостил. (мороз)

24. Книзу летит капельками, а кверху невидимкою. (вода)

25. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое? (лёд)

26. Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (облака)







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная разработка урока! Спасибо за публикацию!

3 January 2020

Спасибо за добрые слова!

3 January 2020