12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петров Иван Владимирович118
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Волгоградская область



Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко»



География



10 класс



Петров Иван Владимирович































Тема урока: Формирование политической карты мира

(методическая разработка на основе УМК издательства «Русское слово»)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Сравнивать и анализировать карты различных периодов;

Называть древний, средневековый, новый (колониальный), новейший периоды в формировании политической карты мира;

Формулировать и объяснять понятия «количественные и качественные изменения политической карты мира», «суверенное государство», «колония», «метрополия»;

Показывать на карте количественные изменения политической карты мира, страны мира;

Приводить примеры многообразия стран мира.

Метапредметные

Регулятивные УУД

1. Формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Личностные

1. Должен обладать: целостным мировоззрением; российской гражданской идентичностью.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Политическая карта; количественные, качественные изменения; древний, средневековый, новый (колониальный), новейший периоды; суверенное государство, колония, метрополия; капиталистическая, социалистическая, колониальная системы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ОРГМОМЕНТ

Приветствие учащихся, контроль готовности к уроку. Отмечает отсутствующих. Настраивает учащихся на рабочую обстановку.

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала:

Выполните задания по вариантам: Тестовые задания (Приложение 1).

Задает учащимся вопросы, уточняет их ответы, задает дополнительные вопросы; предлагает учащимся дополнить ответ или исправить ошибки; анализирует ошибки; проводит коррекцию ответов;

Показывает личную заинтересованность в успехе каждого ученика.

Вспомните:

1. Что такое политическая карта?

2. Какую информацию можно получить с использованием политической карты?

3. Как обозначаются государства на политической карте?

Учащимся, у которых возникают трудности, необходимо повторить материал.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3950/start/25662/


2. ЭТАП Создание проблемной ситуации, целеполагание, планирование - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию: Демонстрация слайдов с картами разного периода (например, карта 1922 г.) (Приложение 2)

Вопросы: Что мы с вами видим необычного на этой карте? Почему? Давайте посмотрим на современную карту в атласе. Как вы думаете, почему политическую карту мира рассматривают как историческую категорию?

Создает готовность к предстоящей деятельности:

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте цель урока.

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план.

3 ЭТАП «Открытие» нового знания

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие в поисковой деятельности.

Подумайте: Какие изменения на политической карте мира происходят? В чем проявляются количественные и качественные изменения политической карты мира? (стр. 18 учебника) Давайте запишем…

количественные изменения

качественные изменения

изменения кол-ва государств, размеров, границ

изменения государственного строя, ФП, АТУ

При изучении нового материалы мы с вами будем заполнять таблицу:

Период/этап

Длительность

Основные черты

Примеры существовавших государств (распад, образование государств)

Древний




Средневековый




Новый




Новейший




Давайте рассмотрим Древний период (стр. 19 учебника). Когда начался этот период, когда закончился? Что происходило в это время? Вспомните из курса истории какие государства существовали (используем атласы по истории)? Где они находились? Что они оставили после себя? Какой главный итог этого периода? Основные черты? Запишем выявленную информацию в таблицу…

Рассмотрим Средневековый период (стр. 19 учебника).

Сколько времени продолжался период? Какие государства в этот период достигали могущества, какие империи существовали в это время? Какие государства появлялись в разных частях света?

Вспомним историю: что происходило в это время на территории современной России? Давайте дополним список средневековых государств, расположенных в пределах современной территории России. (Используем атласы по истории).

(Демонстрация слайдов) (Приложение 3). Запишем выявленную информацию в таблицу…

Что дало толчок к Новому периоду формирования политической карты мира? (стр. 19-20 учебника). Почему этот период называют колониальным? Вспомните: что такое суверенное государство? Что такое колония и метрополия? Какие страны имели обширные колонии? Колонии Великобритании и Франции (пример, демонстрации слайдов) (Приложение 4).

Проанализируем рис. 4 на стр. 20 учебника. Почтовые марки колоний Франции, Великобритании, Бельгии, Италии, Испании. Какие колонии имела Франция, исходя из почтовых марок? (Индокитай, Гвиана (Фр.), Реюньон), какие из этих территорий остаются колониями Франции (заморские департаменты) в настоящее время? Давайте их найдем на карте. (Приложение 5)

Какую из колоний Великобритании вы узнали? (Гонконг) Что представляет собой эта территория в наше время? (Сянган – административный район Китая).

К сожалению, остальные марки не читаемы, лишь на испанской марке можем узнать черепаху (Какую, как вы думаете?) – галапагосскую. Острова Галапогос к какому государству относятся? Найдем на карте. (Приложение 6).

Запишем выявленную информацию в таблицу…

Рассмотрим Новейший период. (стр. 20-22) Почему Мировые войны разделили период на 2 этапа? Какие империи распались после Первой Мировой войны? Наиболее важным итогом ПМВ становиться раскол мира на капиталистическую и социалистическую системы (Это количественные или качественные изменения?). Когда происходить крушение колониальной системы? Когда происходить разрушение социалистической системы?

Давайте проанализируем Рис. 5. Фрагмент карты Европы 1985 г. (стр. 21 учебника) (Приложение 7) и современную карты Европы (в атласе). Какие изменения произошли? Какие государства ушли в историю?

Какие изменения политической карты мира произошли уже в XXI в.? Какие появились государства (Вост. Тимор, Ю. Судан…), какие границы изменились (Крым вошел в состав РФ), это все количественные изменения, а какие качественные изменения произошли? (Непал был унитарной монархией стал федеративной республикой и т.д.). Как вы думаете какие события в мире в последнее время приводят к резким изменениям (к перекраиванию) политической карты мира? (агрессивная политика США и блока НАТО).

Используя, карты атласа, дополнительные источники, заполните таблицу:

Изменения политической карты мира в XXI в.

количественные изменения

качественные изменения



4 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания

Деятельность учителя

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока.

Фронтальная работа:

Вопросы:

1. Какие существуют виды изменений на политической карте?

2. В чём заключается суть количественных изменений на политической карте? Чем отличаются количественные изменения от качественных?

3. Сколько существует периодов формирования политической карты мира?

4. Какой из периодов формирования политической карты мира является самым длительным?

5. Какой из периодов формирования политической карты мира является самым богатым на события?

6. Для какого периода формирования политической карты мира характерно возникновение наибольшего количества государств? Почему?

7. Почему новый период называют ещё колониальным этапом формирования политической карты?

8. Какое историческое событие и почему является началом новейшего периода?

Задание:

Составьте список стран, возникших на постсоветском пространстве. Распределите страны по их принадлежности к частям света. По результатам работы заполните таблицу.

Название страны

Столица

Часть света




Задания формата ЕГЭ (Приложение 8).


5 ЭТАП Рефлексия

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Вспомните, какую цель урока мы с вами поставили? Достигли ли мы ее? Какую работу мы сегодня выполняли? Чему научились? Кто или что вам помогало справиться? Помогли ли вам знания истории?

Чек-лист

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:

Я знаю, что такое количественные и качественные изменения политической карты мира.

Я могу объяснить, почему происходят изменения политической карты мира.

Я знаю и могу показать крупные количественные изменения на политической карте.

Я умею сравнивать карты разных периодов и умею выявлять с помощью этих карт изменения политической карты мира.

6 ЭТАП Домашнее задание: § 3. Выполните практические, самостоятельные, исследовательские и проектные работы (по выбору, см. задание в конце параграфа).



Приложения

Приложение 1

Тестовые задания на актуализацию знаний

1 вариант

1. На современной политической карте мира насчитывается государств и территорий:

1) около 190 3) более 230

2) около 250 4) около 150


2. Вставьте название государства на место пропуска.

Амур — река на Дальнем Востоке. Её длина от слияния Шилки и Аргуни составляет 2824 км. Она протекает по территории России и границе России и ________.


3. Страны, не имеющие выхода к морю:

1) Великобритания 2) Боливия 3) Танзания 4) Замбия

5) Германия 6) Македония 7) Лаос 8) Саудовская Аравия


4. Какой буквой на карте обозначено государство Аргентина?

t1628451330aa.png

1) A

2) B

3) C

4) D



5. Какой буквой на карте обозначена Испания?

t1628451330ab.png

1) А

2) B

3) C

4) D






2 вариант

1. Урегулированием международных отношений занимается:

1) НАТО 3) «Красный Крест»

2) ООН 4) ЕС


2. Напишите название пролива.

Одна из стран, с которой РФ имеет общую границу, является США. Напишите название пролива, по которому проходит граница.



3. Страны, не имеющие выхода к морю:

1) Россия 2) Сербия 3) Аргентина 4) Узбекистан

5) Чехия 6) Болгария 7) Уганда 8) Оман

4. Какой буквой на карте обозначен Алжир?

t1628451330ac.png

1) A

2) B

3) C

4) D



5. Какой буквой на фрагменте политической карты зарубежной Европы обозначено государство Швеция?

t1628451330ad.png

1) A

2) B

3) C

4) D













Приложение 2

Политическая карта мира 1922 г.

t1628451330ae.png


Приложение 3

Карта Европейской части России в Средневековый период

t1628451330af.png


Приложение 4

Карты колоний Британской империи и Франции

t1628451330ag.pngt1628451330ah.png

Приложение 5

Колонии Франции на современной политической карте мира

t1628451330ai.pngt1628451330aj.jpg


Приложение 6

Карта островов Галапагос

t1628451330ak.jpgt1628451330al.png


Приложение 7

Фрагмент карты Европы 1985 г. t1628451330am.png

Приложение 8

Задания формата ЕГЭ на применение нового знания

Вставьте в текст пропущенные слова из списка.

90-е годы ознаменовались крушением мировой ____ системы: распад ____ и образование 15 независимых государств – эпохальное событие на политической карте мира; Чехословакия разделилась на два суверенных государства: ____ и _____; две ____ стали одним государством _____; распад Федеративной Республики Югославии на независимые государства: Словению, Хорватию, ______, Боснию и Герцеговину, Югославию.

социалистической

СССР

Чехию

Словакию

Германии

ФРГ

Македонию



На ленте времени разместите карты государств, согласно времени их существования.


XIV В.


XIX В.


XX В.


XXI В.






t1628451330an.png t1628451330ao.jpg

t1628451330ap.jpg t1628451330aq.jpg


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.