Методическая разработка урока по истории России «Главные политические центры Руси», 6 класс
Методическая разработка урока по истории России
Тема урока: «Главные политические центры Руси»
Класс: 6
Краткая характеристика места и роли данного учебного занятия в изучении отечественной истории: Урок является вторым в разделе рабочей программы «Русь Удельная в XII-XIII веках», первым по теме «Главные политические центры Руси» (на данную тему отводиться 2 ч.). На предыдущем уроке учащиеся познакомились с началом периода раздробленности на Руси, роли Любеческого съезда князей, выявили причины раздробления земель.
Цель урока: формирование представлений о трех моделях политического развития русских земель в период раздробленности (Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской и Новгородской), об общем и особенном в организации государственной власти в них.
Задачи
- обучающие: знакомство с особенностями политической организации основных центров Руси удельного периода, выявление факторов, определивших формирование трех основных вариантов государственной власти;
- развивающие: формирование компонентов информационной компетентности (умения самостоятельного поиска и обработки информации, соотнесения информации из различных источников); развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать, формулировать выводы и аргументировать их.
- воспитательные воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины .формирование компонентов информационной компетентности (умения самостоятельного поиска и обработки информации, соотнесения информации из различных источников);
Планируемые результаты:
Предметные: умение работать с информацией, получить целостное представление об историческом развитии главных политических центров в XII веке, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений.
Метапредметные:
Познавательные: Систематизировать исторический материал, делать выводы, решать проблемное задание и убедительно представлять результаты своей деятельности
Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода.
Личностные: Формирование устойчивого познавательного интереса, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
Тип урока: открытия нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ресурсное обеспечение урока: ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, презентация, OMS Mobule file (Владимиро-суздальское княжество, Галицко-волынское княжество, Господин Великий Новгород), карты, дополнительный материал, учебник, маркеры, ватман
Предварительная работа: При входе в класс каждый ребенок получил жетон определенного цвета. Таким образом, формируются 3 группы.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм урока |
|
II. Актуализация знаний III. Формулирование темы урока и постановка задач |
Фронтальный, словесный, игровой, беседа Фронтальная. Словесный. Беседа |
Организует игру и на ее основе беседу, с помощью наводящих вопросов подводит учащихся теме урока Подводит к формулированию учащимися задач урока |
Выполняю игровую задачу, отвечают на вопросы, Слушают учителя, формулируют тему урока и учебную задачу |
Вступают в диалог, высказывают мнение, анализируют и систематизируют информацию принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий Самостоятельная работа |
Групповая, практический, работа с текстами, OMS Mobule file, картами; оформление результатов исследования |
Организует работу групп. Наблюдает, направляет. |
Распределяют обязанности, изучают информацию, обсуждают результаты, разрабатывают план представления результатов |
самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера, анализируют и систематизируют информацию, извлекая ее из разных источников, вступают в диалог, аргументирую позицию, |
|
Представление результатов V. Оценивание |
Представление результатов исследования |
Организует выступление групп, направляет диалог. Знакомит с критериями оценки , задает вопросы по результатам оценивания |
Представляют результаты работы. Формулируют выводы Заслушивают выступление других групп. Задают вопросы. Оценивают работу групп Оценивают работу групп, объясняют оценку |
Выстраивают монологическое высказывание, Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, доброжелательное отношение к окружающим, Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения учебного действия, осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; |
|
VI. Домашнее задание |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Знакомит с вариантами домашнего задания. |
Изучают варианты домашнего задания, делают выбор |
Принимают учебную задачу, самостоятельно анализируют условия достижения цели, планируют выполнение задания |
|
VII. Рефлексия |
фронтальный |
Организует в игровой ситуации проверку степени удовлетворенности каждым учащимся результатом урока |
С помощью знаков: ладошка с пятью пальцами – все понятно, ладошка с четырьмя пальцами – есть над чем поработать, кулак – много непонятно, надо изучить внимательно. Учащиеся оценивают степень усвоения знаний, и свою работу. |
анализируют собственную работу, эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности |
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
II. Актуализация знаний (6 минут)
- Ребята, я попрошу вас подойти ко мне поближе, пожалуйста. Протяните ко мне левую руку, а правую руку положите на плечо своему однокласснику стоящему справа от вас. Что я сделала? (Собрала вокруг себя).
- Точно такой же процесс происходил в истории нашей страны в IХ – Х веках. Как называется этот период истории России? (Собирание земель). Вокруг какого города шло объединение земель? (Киев)
- Но затем начался другой процесс. Продемонстрируйте, пожалуйста, что произошло с российскими землями дальше. (Дети отходят от учителя и отделяются друг от друга). Как называется этот процесс? (Разделение земель)
- Какое историческое событие закрепило (узаконило) начавшееся разделение Русских земель и в каком году? (Любеческий съезд князей, 1097 году).
- Подтвердите это словами из «Повести временных лет» («Каждый держит отчину свою»). - Как вы понимаете эти слова?
Таким образом, к середине XII века, на Руси наступил период раздробленности. Сколько образовалось земель? (15).
- Спасибо, ребята, можете занять свои места.
Постановка проблемного вопроса.
- Вы сказали, что образовалось 15 земель, а команд у нас всего три. Подумайте, почему я вас поделила не на 15 групп, а на три? Какова может быть тема нашего урока? (Варианты детей, вывод на тему: Главные политические центры Руси)
- Действительно, в этот период на Руси выделилось три основных центра. Как вы думаете, какой самый главный вопрос встал перед правителями земель после отделения от Киева? (варианты ответов учащихся)
Подсказка (слайд)
- Эти три всадника, символизируют три главных центра. Они остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне - надпись:
«На право пойдешь – будешь полным хозяином в своем уделе.
Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр.
Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении».
И так На какой же главный вопрос они должны ответить? (Кто и как будет управлять княжеством? )
Т.е. мы можем сказать, что они должны выбрать форму государственного правления?
Сегодня вы не просто ученики, а представители Русских земель: «владимирцы», «новгородцы», «галичане». Переверните жетон лежащий у вас на столе и узнайте чью роль вы сегодня исполняете. И так, какая задача стоит сегодня перед вами? (учащиеся формулируют задачу: рассказать о своем княжестве, определить сложившуюся форму правления, объяснить, почему именно такая форма сложилась). Вы сейчас можете представить рассказ? (нет). Почему? (не хватает информации, сведений, данных)
Что надо сделать, чтобы информация появилась? (изучить различные документы, карты, дополнительную литературу)
Как вы думаете, какие факторы (причины) могли повлиять на выбор формы правления? (формируют план изучения материала)
Географическое расположение,
Природно-климатические условия
Экономика. Основные занятия населения
Выдающиеся князья
И так у вас есть 15 минут на то, чтобы собрать информацию о княжестве представителями, которого вы сейчас являетесь. Затем каждая группа представит свое княжество, ответив на главный вопрос – форма правления. Подумайте, отчего зависел именно такой выбор. Информацию изложите кратко в виде кластера, схемы, таблицы или любого другого элемента.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе
Памятка «Как работать в группе»
1.Уважительно относись к своим одноклассникам.
2. Внимательно продумайте задание.
3.Ознакомься с изучаемым материалом, выдели главное.
4. Старший в группе распределяет вопросы для изучения между членами группы. Изучение отдельных вопросов может взять на себя 2-3 ученика.
5. Изучи необходимые источники по данной теме, используйте карту.
6. Внимательно слушай выступления учеников из других групп.
Еще одно правило – если у вас в ходе работы возникнут вопросов, затруднения вы можете поднять сигнальная карточку и обратиться за помощью к любому человеку, присутствующему в классе.
III. Самостоятельная работа в группах 16 минут
IV. Представление результатов (18 минут) - Напоминаю, во время выступления групп, вы внимательно слушаете одноклассников, после выступления задаете вопросы, в конце урока оцените работу каждой группы и звезду определенного цвета.
Критерии оценки выступления
Отличная работа, все понятно |
|
Хорошая работа, есть вопросы, участники группы на все ответили |
|
Слабая работа, много непонятно, участники группы затруднялись ответить на вопросы |
Выступление групп. Ответ на основной вопрос урока. Обсуждение. Вопросы групп.
Вывод учащихся:
Галицко-Волынское княжество выбирает дорогу, ведущую налево, так как в этих землях боярство было влиятельной силой и князьям, чтобы сохранить свою власть, приходилось считаться с их волей (ограниченная монархия).
Владимиро-Суздальское княжество выберет дорогу, ведущую направо, так как в этих землях князья старались усилить свою власть, меньше считались с мнением бояр (складывание абсолютной монархии)
Северо-Западные земли выбирали дорогу, ведущую прямо, в этих землях князья приглашались вече, заключали договор с Новгородом и были ограничены в своих правах (боярская республика).
- Таким образом, мы увидели, что в трех княжествах сложилась разная система правления: абсолютная монархия, ограниченная монархия и республика. И во многом формирование системы зависело от природно-климатических условий княжества
V. Оценивание (2 минуты)
- Мы выслушали всех, я предлагаю каждому из вас оценить работы групп. Согласно критериям выберите звезду и приклейте на презентационный материал группы. ( учащиеся производят оценку. Учитель комментирует результат)
- Вторая оценка – это оценка работы каждого из вас.
Обсудите в группе какой вклад каждый из вас внес в выполнение задания, прочитайте критерии, оцените работу каждого. Оценки проставьте в таблицу.
Критерии оценок.
«5»---предлагал интересные содержательные гипотезы, отвечал подробно на вопрос, активно работал в группе, оформлял ответ;
«4»---предлагал гипотезы, дополнял ответ, уточнял, помогал в оформлении ответа;
«3»---единичные высказывания и дополнения по ответу.
Фамилия ученика |
оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. Домашнее задание (2 минуты)
На выбор:
Найти с помощью средств Интернета и подготовить дополнительную информацию о князьях, с деятельностью которых они познакомились в ходе работы
Составь кроссворд по теме «Главные политические центры Руси»
Индивидуальное для …… Заполнить карточку с кластером в котором имеются пробелы.
VII. Рефлексия (1 минута)
- наш урок подходит завершению, и сейчас я прошу провести его оценку:
- если урок понравился, вам было интересно, и все понятно, покажите ладошку с пятью пальцами
- если урок не очень понравился, вы не все поняли, покажите четыре пальца
- если урок не понравился, многое осталось непонятным, покажите кулачок.
Спасибо за работу!
Сомова Светлана Геннадьевна