12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кривошеева Наталья Александровна128
Россия, Тюменская обл., Тюмень

Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Оксиды»


Автор

Учитель химии высшей квалификационной категории Кривошеева Н.А.

Предмет

химия

Класс

8

Тема

Оксиды

Цель

формирование у обучающихся представления о классе оксидов, умение их называть и классифицировать.

Задачи

образовательные: сформировать у учащихся следующие специальные умения: «классификация», "оксиды", "основные оксиды", «кислотные оксиды»; описывать физические свойства оксидов; различать признаки веществ.

развивающие: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;

развивать у учащихся умение составлять схемы, планы, формулировать выводы или контрольные вопросы.

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательные: содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через средства обучения;

содействовать формированию у учащихся бережного отношения к природе и экологической культуры.

Формируемые УУД

Личностные: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических навыков;

формирование ценностного отношения к товарищам, учителю, всем участникам образовательного процесса;

умение познавать мир через моделирование, через образы и формы;

Регулятивные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные: Умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

формировать у учащихся представление о номенклатуре неорганических соединений;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Коммуникативные: Умение высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; умение принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

Основные понятия

Основные, кислотные и амфотерные оксиды.

Тип урока

Урок открытия новых знаний с использованием исследовательской деятельности и информационных технологий

Технологии

Кейс-технологии, технология развития критического мышления.

Методы и приемы

«Корзина фактов», частично-поисковый, кейс-метод, рефлексивные вопросы.

Ресурсы (учебники, учебные пособия, наглядные пособия, информационные источники т.д.)

Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2019 курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений Н.Н.Гара.

Оборудование и реактивы

учебники, таблица растворимости; индикаторы; стаканы с порошками оксидов (CaO, CuO, H2O); карточки с инструкциями к уроку.



Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Метапредметные УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовности к уроку.

Настраиваются на предстоящую совместную деятельность



формирование готовности к осознанному выбору образовательной траектории


II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Фронтальная работа с классом

Отвечают на вопросы учителя

В течение года мы изучили уже много различных веществ.

-Скажите, на какие две группы можно разделить все вещества по составу? (Простые и сложные)

- Какие простые вещества вам известны?

-С какими сложными веществами мы уже встречались в процессе изучения химии? (оксиды, кислоты, гидроксиды, соли)

Формирование устойчивого понятия классификации неорганических соединений.

П: структурирование знания,

Л: формирование собственных границ знания и «незнания».

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Загадка, обозначающая тему урока.



Собираем «Корзину фактов»: «Что вы знаете об оксидах?»

Учитель дает инструкции по дальнейшей работе на уроке.

Отвечают на загадку, формулируют тему урока, цели.


Приводят известные факты об оксидах.

«Их получают путем горения 
Или сложных веществ разложения. 
В них два элемента, один – кислород. 
Я отнесу к ним и известь, и лед». 
Какие это вещества?»

Заполняют вместе с учителем «Корзину фактов» об оксидах.


Л: умение осознавать значимость своих знаний.

Р: умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, определить цель учебной деятельности.

П: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение преобразовывать информацию, умение анализировать.



IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Познакомить классификацией, физическими свойствами и способами получения оксидов.

1.Контролирует работу учащихся с листом-инструкцией.














2.ЛО: Физические свойства различных оксидов.


3. Контролирует правильность выполнения задания.

1.Работа в группах по листу – инструкции (изучают материалы параграфа, записывают определения, составляют схему)

(Приложение)







2.Наблюдают, комментируют, описывают наблюдения.


3.Работают с инструкцией и таблицей в учебнике.

Изучите материал § 40 на стр.131-133 (до химических свойств оксидов).

Какие вещества называются оксидами?

Какие оксиды называются кислотными? Основными? Запишите определение в тетрадь.

Какие оксиды называются амфотерными?

Заполните схему, приведите примеры:

t1593761867aa.gif

t1593761867ab.gift1593761867ab.gift1593761867ab.gif


примеры:

___________ __________ ___________

Изучите физические свойства оксидов, выданных учителем. Устно опишите их физические свойства.



Рассмотрите схему «Общие способы получения оксидов» на стр.134.

Изучите таблицу «Химические свойства оксидов» на стр. 134, запишите в тетрадь, дополните схемы реакций.

умение формулировать определения; классифицировать классы соединений на примере оксидов; определять физические свойства; прогнозировать продукты реакции, опираясь на знания химических свойств оксидов.


Л: умение формировать адекватную самооценку, умение видеть и признавать свои ошибки.

П: наблюдать, строить план эксперимента, умение ориентироваться в своей системе знаний, выбирать необходимую информацию, анализировать ее, строить логические рассуждения.

Р: видеть конечный результат.

К: умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре.








V. Первичное проверка понимания

Цель.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Фронтально заслушиваются основные способы получения оксидов и химические свойства основных и кислотных оксидов, задает уточняющие вопросы..

Комментируют свои записи, отвечают на уточняющие вопросы.

Какие вещества называются оксидами?

Какие оксиды называются кислотными? Основными? Амфотерными? Приведите примеры.

Перечислите способы получения оксидов путем горения.

Разложением каких сложных веществ можно получить оксиды?

Что образуется при взаимодействии кислотных и основных оксидов с водой? Каковы условия протекания данной реакции?

Могут ли взаимодействовать оксиды между собой? Какие оксиды? Что при этом образуется?

Какие оксиды могут взаимодействовать с кислотами? С основаниями? Каков тип этих реакций? Что образуется в процессе реакции?

Какие оксиды могут взаимодействовать и с кислотами, и с основаниями? Приведите примеры таких оксидов.

соотносить свои знания с заданием, уметь решать учебные задачи.


Л: положительное отношение к проделанной работе.

К: умение самостоятельно организовать работу в группе.

П: находить в предложенных источниках нужную информацию.


VI.Первичная проверка знаний

Цель.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Контролирует правильность выполнения уравнений у доски.




Написанные уравнения сопровождаются демонстрационным опытом учителя.

Выполняют задание в тетради, затем проверяют с записью на доске (3 учащихся).


1. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите тип химической реакции:

CaО + Н2О

SO2 + Li2O →

CO2 + NaOH→

соотносить свои знания с заданием, уметь решать учебные задачи.


Л:- формирование мотивов достижения целей,
К: использование речи для регуляции своего действия.

Р: принятие и сохранение учебной задачи.

П: установление причинно-следственных связей, умение наблюдать и анализировать наблюдения.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель задает ситуацию, максимально приближенную к действительности.





После обсуждения учитель проводит эксперимент.

Ученики исследуют ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшее из возможных решений.


Учащиеся наблюдают опыты, записывают уравнения реакций.

Задание - кейс: лаборант в химической лаборатории в спешке не подписал емкости с порошкообразными оксидами: CaO, P2O5, ZnO. Предложите способ анализа этих веществ. (добавить воду, затем индикатор)

умение применять знания химических свойств различных типов оксидов для решения экспериментальных задач.

П: формировать навык поисковой деятельности;

- анализировать и синтезировать информацию.

К: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Р: осуществлять анализ учебного материала.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель задает вопросы на выявление затруднений и успешности работы учащихся (рефлексивные впросы).

Высказывают свое мнение, комментируют свою работу на уроке.

Насколько успешны вы сегодня были на уроке? (по пятибалльной шкале) поднятие рук на различный уровень успешности.

Что вызвало затруднения? Какие задания вам показались наиболее интересными?

Что требуется повторить дома?


К: строить монологическое высказывание;

оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Р: соотносить цели и результаты собственной деятельности;

анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

IX. Инструкция по домашнему заданию



§ 40 (изучить), № 2 (а-г,з,и), № 4 (б, в, д, е)






Приложение

Лист-инструкция по теме «Оксиды»

Изучите материал § 40 на стр.131-133 (до химических свойств оксидов).

Какие вещества называются оксидами?

Какие оксиды называются кислотными? Основными? Запишите определение в тетрадь.

Какие оксиды называются амфотерными?

Заполните схему, приведите примеры:

t1593761867ac.gif



t1593761867ad.gift1593761867ad.gift1593761867ad.gif





примеры:

___________________ ___________________ ____________________



Изучите физические свойства оксидов, выданных учителем. Устно опишите их физические свойства.

Рассмотрите схему «Общие способы получения оксидов» на стр.134.

Изучите таблицу «Химические свойства оксидов» на стр. 134, запишите в тетрадь, дополните схемы реакций:

Основные оксиды

Кислотные оксиды

1.осн.оксид+кислота→соль+вода:

CuO + H2SO4

1.кисл.оксид+основание→соль+вода:

CO2 + Ca(OH)2

2.осн.оксид+вода→гидроксид:

Li2O + H2O

2.кисл.оксид+вода→кислота:

P2O5 + H2O

3.осн.оксид+ кисл.оксид → соль: СаO + CO2


4. соль1 + кисл.оксид1→соль2 + кисл.оксид2:

CaCO3 + SiO2

Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите тип химической реакции:

CaО + Н2О→ SO2 + Li2O → CO2 + NaOH→

Выполните задание: лаборант в химической лаборатории в спешке не подписал емкости с порошкообразными оксидами: CaO, P2O5, ZnO. Предложите способ анализа этих веществ.

Домашнее задание: § 40 (изучить), № 2 (а-г,з,и), № 4 (б, в, д, е)




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.