Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Оксиды»
Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме «Оксиды»
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные УУД | Метапредметные УУД | |||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие учащихся, проверка посещаемости, готовности к уроку. | Настраиваются на предстоящую совместную деятельность | | | формирование готовности к осознанному выбору образовательной траектории | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Фронтальная работа с классом | Отвечают на вопросы учителя | В течение года мы изучили уже много различных веществ. -Скажите, на какие две группы можно разделить все вещества по составу? (Простые и сложные) - Какие простые вещества вам известны? -С какими сложными веществами мы уже встречались в процессе изучения химии? (оксиды, кислоты, гидроксиды, соли) | Формирование устойчивого понятия классификации неорганических соединений. | П: структурирование знания, Л: формирование собственных границ знания и «незнания». | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Загадка, обозначающая тему урока. Собираем «Корзину фактов»: «Что вы знаете об оксидах?» Учитель дает инструкции по дальнейшей работе на уроке. | Отвечают на загадку, формулируют тему урока, цели. Приводят известные факты об оксидах. | «Их получают путем горения Заполняют вместе с учителем «Корзину фактов» об оксидах. | | Л: умение осознавать значимость своих знаний. Р: умение обнаружить и сформулировать учебную проблему, определить цель учебной деятельности. П: умение ориентироваться в своей системе знаний, умение преобразовывать информацию, умение анализировать. | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить классификацией, физическими свойствами и способами получения оксидов. | 1.Контролирует работу учащихся с листом-инструкцией. 2.ЛО: Физические свойства различных оксидов. 3. Контролирует правильность выполнения задания. | 1.Работа в группах по листу – инструкции (изучают материалы параграфа, записывают определения, составляют схему) (Приложение) 2.Наблюдают, комментируют, описывают наблюдения. 3.Работают с инструкцией и таблицей в учебнике. | Изучите материал § 40 на стр.131-133 (до химических свойств оксидов). Какие вещества называются оксидами? Какие оксиды называются кислотными? Основными? Запишите определение в тетрадь. Какие оксиды называются амфотерными? Заполните схему, приведите примеры: примеры: ___________ __________ ___________ Изучите физические свойства оксидов, выданных учителем. Устно опишите их физические свойства. Рассмотрите схему «Общие способы получения оксидов» на стр.134. Изучите таблицу «Химические свойства оксидов» на стр. 134, запишите в тетрадь, дополните схемы реакций. | умение формулировать определения; классифицировать классы соединений на примере оксидов; определять физические свойства; прогнозировать продукты реакции, опираясь на знания химических свойств оксидов. | Л: умение формировать адекватную самооценку, умение видеть и признавать свои ошибки. П: наблюдать, строить план эксперимента, умение ориентироваться в своей системе знаний, выбирать необходимую информацию, анализировать ее, строить логические рассуждения. Р: видеть конечный результат. К: умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре. | |
V. Первичное проверка понимания Цель. Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Фронтально заслушиваются основные способы получения оксидов и химические свойства основных и кислотных оксидов, задает уточняющие вопросы.. | Комментируют свои записи, отвечают на уточняющие вопросы. | Какие вещества называются оксидами? Какие оксиды называются кислотными? Основными? Амфотерными? Приведите примеры. Перечислите способы получения оксидов путем горения. Разложением каких сложных веществ можно получить оксиды? Что образуется при взаимодействии кислотных и основных оксидов с водой? Каковы условия протекания данной реакции? Могут ли взаимодействовать оксиды между собой? Какие оксиды? Что при этом образуется? Какие оксиды могут взаимодействовать с кислотами? С основаниями? Каков тип этих реакций? Что образуется в процессе реакции? Какие оксиды могут взаимодействовать и с кислотами, и с основаниями? Приведите примеры таких оксидов. | соотносить свои знания с заданием, уметь решать учебные задачи. | Л: положительное отношение к проделанной работе. К: умение самостоятельно организовать работу в группе. П: находить в предложенных источниках нужную информацию. | |
VI.Первичная проверка знаний Цель. Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Контролирует правильность выполнения уравнений у доски. Написанные уравнения сопровождаются демонстрационным опытом учителя. | Выполняют задание в тетради, затем проверяют с записью на доске (3 учащихся). | 1. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите тип химической реакции: CaО + Н2О→ SO2 + Li2O → CO2 + NaOH→ | соотносить свои знания с заданием, уметь решать учебные задачи. | Л:- формирование мотивов достижения целей, Р: принятие и сохранение учебной задачи. П: установление причинно-следственных связей, умение наблюдать и анализировать наблюдения. | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Учитель задает ситуацию, максимально приближенную к действительности. После обсуждения учитель проводит эксперимент. | Ученики исследуют ситуацию, предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшее из возможных решений. Учащиеся наблюдают опыты, записывают уравнения реакций. | Задание - кейс: лаборант в химической лаборатории в спешке не подписал емкости с порошкообразными оксидами: CaO, P2O5, ZnO. Предложите способ анализа этих веществ. (добавить воду, затем индикатор) | умение применять знания химических свойств различных типов оксидов для решения экспериментальных задач. | П: формировать навык поисковой деятельности; - анализировать и синтезировать информацию. К: строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Р: осуществлять анализ учебного материала. | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Учитель задает вопросы на выявление затруднений и успешности работы учащихся (рефлексивные впросы). | Высказывают свое мнение, комментируют свою работу на уроке. | Насколько успешны вы сегодня были на уроке? (по пятибалльной шкале) поднятие рук на различный уровень успешности. Что вызвало затруднения? Какие задания вам показались наиболее интересными? Что требуется повторить дома? | | К: строить монологическое высказывание; оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Р: соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить. | |
IX. Инструкция по домашнему заданию | | | § 40 (изучить), № 2 (а-г,з,и), № 4 (б, в, д, е) | |
Приложение
Лист-инструкция по теме «Оксиды»
Изучите материал § 40 на стр.131-133 (до химических свойств оксидов).
Какие вещества называются оксидами?
Какие оксиды называются кислотными? Основными? Запишите определение в тетрадь.
Какие оксиды называются амфотерными?
Заполните схему, приведите примеры:
примеры:
___________________ ___________________ ____________________
Изучите физические свойства оксидов, выданных учителем. Устно опишите их физические свойства.
Рассмотрите схему «Общие способы получения оксидов» на стр.134.
Изучите таблицу «Химические свойства оксидов» на стр. 134, запишите в тетрадь, дополните схемы реакций:
Основные оксиды | Кислотные оксиды |
1.осн.оксид+кислота→соль+вода: CuO + H2SO4 → | 1.кисл.оксид+основание→соль+вода: CO2 + Ca(OH)2 → |
2.осн.оксид+вода→гидроксид: Li2O + H2O → | 2.кисл.оксид+вода→кислота: P2O5 + H2O → |
3.осн.оксид+ кисл.оксид → соль: СаO + CO2 → | |
| 4. соль1 + кисл.оксид1→соль2 + кисл.оксид2: CaCO3 + SiO2 → |
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, укажите тип химической реакции:
CaО + Н2О→ SO2 + Li2O → CO2 + NaOH→
Выполните задание: лаборант в химической лаборатории в спешке не подписал емкости с порошкообразными оксидами: CaO, P2O5, ZnO. Предложите способ анализа этих веществ.
Домашнее задание: § 40 (изучить), № 2 (а-г,з,и), № 4 (б, в, д, е)