12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коджамонян Оксана Игоревна107
Учу - не ворчу)
Россия, Краснодарский край, Белореченск
6

Методическая разработка урока информатики в 7 классе «Знакомство с электронными таблицами»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 им.Н.И.Кондратенко пос.Молодёжного

муниципального образования Белореченский район Краснодарского края















Методическая разработка урока информатики

в 7 классе

«Знакомство с электронными таблицами»











подготовила

заместитель директора по учебно-методической работе,

учитель информатики и ИКТ

Коджамонян Оксана Игоревна






2021

Методическая разработка урока информатики
по теме «Знакомство с электронными таблицами»

Класс - 7

Раздел программы – Информационное моделирование

Тема урока – Знакомство с электронными таблицами

Цели урока:

Образовательная цель: формирование навыка использования электронных таблиц при решении задач.

Развивающая цель: развитие познавательного интереса к предмету, развитие алгоритмического и логического мышления, приобретение опыта ведения диалога на основе учебного материала, развитие речи, внимания.

Воспитательная цель: воспитание взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи, воспитание чувства ответственности и аккуратности.

Задачи урока:

Расширить знания учащихся о табличных информационных моделях.

Совершенствовать навык преобразования текстовой информации в табличную форму.

Сформировать представление о структуре и возможностях электронных таблиц.

Сформировать умения создания, редактирования, форматирования электронных таблиц, выполнения простейших вычислений в электронных таблицах, освоить технологические приемы работы с электронными таблицами.

Тип урока комбинированный (урок усвоения новых знаний и выработки практических умений и навыков)

Оборудование:

Проекционное оборудование.

Рабочее место ученика, учителя (программное обеспечение - MS Excel)

Рабочий файл (Приложение1_Материалы к уроку.xls), заранее установленный на компьютере учителя.

Раздаточный материал (Приложение2_Найдите ошибки.docx)

Доска для ведения записей опорного конспекта.

Дополнительный материал для учителя (Приложение3_заготовки к домашнему заданию.docx, Приложение4_Вопросы.docx)




Основные понятия: электронная таблица, рабочая книга, рабочий лист, строка, столбец, ячейка, адрес ячейки, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула.

Описание хода урока:

Структура урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Формулирование темы и цели урока.

Объяснение нового материала.

Фронтальная работа (закрепление полученных теоретических знаний).

Физкультминутка.

Индивидуальная практическая работа.

Постановка домашнего задания.

Итог урока.

Ход и содержание урока:

Организационный момент.

Приветствие учащихся, создание позитивного настроя на урок. Проверка готовности к уроку.

Ребята, оцените свою готовность к уроку. Для урока необходимо:

Учебник.

Печатная рабочая тетрадь.

Тетрадь для ведения записей.

Дневник.

Итак, мы готовы к покорению новых вершин.

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках основным объектом нашего пристального изучения были табличные модели. Напомним о них друг другу.

Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?

Приведите примеры применения табличных моделей в вашей учебной деятельности и докажите, что использование таблиц в этих случаях более эффективно.

Какие классы задач вы умеете решать с помощью таблиц типа ООО («Объекты – объекты - один»)?

Комментарии: выслушиваются ответы учащихся, при необходимости учитель может попросить учащихся дополнить свой ответ или ответ своего одноклассника примерами или контрпримерами. Если при ответе на вопрос задания был дан неправильный ответ, попросить других учащихся сформулировать вопрос и задать его учащемуся. Обдумывая вопрос, ученик смог бы сам обнаружить свою ошибку и таким образом повторно сформулировать свой ответ, но уже правильно. Данная работа позволяет активизировать всех учащихся, требует от них внимания в ходе при выслушивании ответов других. Проводится работа над грамотной устной предметной речью, ребята могут почувствовать помощь и поддержку от своих одноклассников. Можно использовать такой прием: за грамотный ответ или вопрос и помощь при ответе в тетрадь ставить смайлики (если у учителя есть такая возможность – заказываются в фирмах по изготовлению печатей – печать в виде смайлика). Это позволяет активизировать работу учащихся, сделать ее более интересной, особенно для учащихся с низкой самооценкой.

В каких ситуациях еще могут быть полезны табличные модели?

Ваше домашнее задание заключалось в работе с вычислительной таблицей. Покажите результаты вашей работы по заданию 2 работы 7 компьютерного практикума. Проверка задания проводится визуально.

Комментарии: домашнее задание к уроку - §2.7, №41, 42, стр. 59 – печатная тетрадь, компьютерный практикум стр. 186 (учебник), работа 7, задание 2. При выполнении задания 2 требовалось заполнить предложенную структуру таблицы данными из текста задания и выполнить вычисления по данным таблицы. Задание можно было сделать «вручную» - заполнить таблицу в тетради и выполнить необходимые вычисления. Можно было задание выполнить на компьютере, результат работы распечатать и вклеить в тетрадь распечатку. Можно проверить некоторые результаты вычислений с помощью вопросов:

Какие данные вы использовали для определения общей прибыли предприятия «Ветерок»?

Как найти, и чему равен вклад всех предприятий в городской бюджет? и т.д.

Что изменилось бы, если бы число предприятий увеличилось?

Какие таблицы называются вычислительными?

В таблицах какого типа можно проводить вычисления?

В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите примеры.

Подводя итог, проговорите, в чем заключается основной признак вычислительных таблиц. В задании №42, стр. 59 печатной тетради вам надо было после прочтения §2.7 записать признак вычислительных таблиц, проверьте, правильно ли вы это сделали.

Формулирование темы и цели урока.

Домашнее задание сегодняшнего урока будет также состоять в работе с вычислительной таблицей, но эту таблицу мы уже будем называть не просто вычислительной, а электронной таблицей. Тема урока: Знакомство с электронными таблицами (ЭТ).

Комментарии: тема записывается на доске учителем и в тетрадях учеников.

Основной объект изучения на уроке – электронная таблица. Исходя из темы урока, подберите глагол или глаголы, которые будут основными ориентирами в нашей работе сегодня (знать, уметь). Сформулируем цель нашей работы вместе.

Наша цель сегодня:

Узнать все об электронных таблицах (что это такое; что отличает электронные таблицы от других таблиц; в чем особенность электронных таблиц).

Научиться создавать электронные таблицы, вносит исправления, придавать таблицам определенный внешний вид. (Уметь создавать, редактировать и форматировать электронные таблицы).

Комментарии: можно предложить учащимся на полях в рабочей тетради записать кратко цель урока: ЗНАТЬ, УМЕТЬ (с, р, ф). Эти слова-сигналы могут быть полезны, на них следует обращать внимание учащихся на определенных этапах урока.

Я надеюсь, что знакомство с электронными таблицами пройдет интересно, продуктивно и мы с вами достигнем поставленных целей. Я думаю, что знакомство перерастет в настающую дружбу и вы будете профессионалами при работе с электронными таблицами.

Объяснение нового материала

Комментарии: при работе над новым теоретическим материалом оформляется конспект. Учитель делает записи на доске, учащиеся делают записи в тетради, записи добавляются по ходу объяснения. Ниже представлен примерный вид конспекта. Работа с конспектом будет продолжена при выполнении домашнего задания этого урока.

Электронная таблица (табличный процессор) – это специальная программа, используемая для автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме.

Комментарии: Определение записывается в тетрадях учащихся.

Мы познакомимся с табличным процессором Microsoft Excel. (Демонстрируется запуск программы.)

Окно табличного процессора Excel содержит знакомые вам элементы. Назовите их (строка заголовка, строка меню, панели инструментов – стандартная, форматирования, полосы прокрутки). Обратим внимание на пиктограмму программы и название файла по умолчанию – книга, почему?

Создаваемый и сохраняемый в Excel документ называется рабочей книгой. Книга состоит из рабочих листов, по умолчанию их 3, Лист 1, Лист 2, Лист 3. Книгу можно листать, переход осуществляется по ярлыкам листов. (Продемонстрировать листание, так как листы будут не заполнены, то учащиеся не увидят результата перехода на другой лист). Откроем файл, который специально для вас приготовлен к уроку (Приложение1_Материалы к уроку.xlsx). Еще раз можно продемонстрировать переходы на другие листы (результат листания уже виден).

При необходимости листам можно давать свои названия. Назовем первый лист «Знакомство». Для этого вспомним два вопроса-подсказки при работе на компьютере.

С чем работаю? Выделить объект щелчком левой кнопки мыши.

Что можно (или что хочу) сделать? Открыть контекстное меню щелчком правой кнопки мыши.

Комментарии: на уроке используется рабочий файл Приложение1_Материалы к уроку.xlsx, созданный в версии табличного процессора, с которой будут работать учащиеся. Работа с файлом на протяжении всего урока позволит более наглядно продемонстрировать теоретический материал и некоторые приемы работы. В файле настроен масштаб отображения 300% для более удобной демонстрации, созданы 5 рабочих листов, некоторым из них даны новые имена. Файл будет полезен на следующих уроках.

Основная часть – рабочий лист. Из чего он состоит? Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Предлагаю собрать досье – всю информацию об элементах электронной таблицы. Итак, начнем. Нарисуем таблицу.

Комментарии: варианты организации работы по оформлению структуры электронной таблицы в опорном конспекте могут быть различны:

1) Начертить на доске и в тетради небольшую часть электронной таблицы. Эта работа не требует дополнительной подготовки, по ходу объяснения нового материала таблицу можно дополнять необходимыми записями и графическими элементами (стрелки, штриховка, цвет.

2t1626177406aa.png ) Можно заготовить бумажный вариант рабочего окна, распечатать, вырезать и раздать его учащимся, попросить вклеить в рабочую тетрадь. При объяснении нового материала обращать внимание учащихся на изображение, дополнительно показывая элементы на большом экране. Изображение рабочего окна привлечет внимание и интерес учащихся, и опорный конспект в тетради будет иметь аккуратный и привлекательный вид,

Таблица состоит из строк. Каждой строке дан номер, все строки пронумерованы сверху вниз - 1, 2, 3, … Как узнать номер последней строки? Нажать клавишу управления курсором . (Показать.) Как долго мне это делать? Ctrl+, Ctrl+ - сочетания клавиш позволяют быстро переместиться на первую и последнюю строку. Номер последней строки зависит от версии программы, с которой вы работаете. Обязательно узнайте, сколько строк в версии программы на вашем домашнем компьютере. Щелчок левой кнопки мыши на номере строки позволяет выделить всю строку, несколько соседних строк выделяем, протягивая мышь. А как выделить несколько групп строк? На помощь придет клавиша Ctrl (продемонстрировать процесс выделения нескольких групп строк).

Какие действия можно выполнить со строкой? Откроем контекстное меню. (Продемонстрировать меню, проговорить некоторые операции, выполнить команду изменения высоты строки).

Таблица состоит из столбцов. Столбцы поименованы с помощью латинских букв слева направо. A, B, C, … и т.д. Их количество также зависит от версии программного обеспечения, например, в версии 2003 столбцов было 256. (Пауза.) В этом случае назовите имя последнего столбца. Z? Подсказка: сколько букв в латинском алфавите? (26) Получается букв меньше, столбцов больше. Как можно решить эту проблему. А вот как решили ее разработчики программы. (Продемонстрировать) A, B, C, …, X, Y, Z, AA, AB, AC,…,AZ. Какое имя имеет следующий за AZ столбец? BA, BB, BC, …, BZ, CA, … За СZ? DA и т.д.

Перемещение по столбцам таблицы осуществляется с помощью клавиш управления курсором , . Узнать имя последнего столбца поможет сочетание клавиш Ctrl+, Ctrl+.

На пересечении столбца и строки образуется наименьший элемент электронной таблицы – это ячейка. Каждая ячейка имеет свое уникальное имя – адрес ячейки. Имя состоит из имени столбца и номера строки, на пересечении которых находится данная ячейка. (Демонстрация). Назовите имена выделенных ячеек. Где, кроме выделенных цветом имени столбца и номера строки, можно увидеть адрес выделенной ячейки? Адресная строка. Перемещаться по ячейкам можно с помощью клавиш перемещения курсора клавиатуры , , , щелчком мыши, а можно воспользоваться адресной строкой.

Назовите адрес ячейки и увидим, как быстро эта ячейка будет найдена с помощью адресной строки. (Учащиеся называют адреса ячеек, учитель вводит эти адреса в адресную строку, и демонстрируется переход к заданной ячейке).

Комментарий: учитель может «забыть» сменить раскладку. Следует обсудить ситуацию, когда адрес ячейки набран русскими буквами. Обратить внимание учащихся на алфавит при записи адреса ячейки.

Выделенный прямоугольник t1626177406ab.png называется табличный курсор. Вспомните, какой вид имел курсор в программе MS Word? В виде вертикальной линии |. В электронных таблицах курсор имеет вид прямоугольника, его можно перемещать в любую ячейку, и та ячейка, в которой в данный момент находится табличный курсор, называется активной. Что значит активная? С ней мы в данный момент работаем, мы можем вводить в нее данные, их редактировать, форматировать, изменять параметры, выполнять определенные операции. (Продемонстрировать учащимся ввод текста в ячейку, проговорить некоторые команды контекстного меню, обратить внимание на команду Формат ячеек …) Почему данная команда заканчивается многоточием? (Продемонстрировать задание параметров выравнивания, шрифта, цвета текста, границы и заливки ячейки.)

Какую или какие команды необходимо выполнить, чтобы изменить цвет заливки не у одной ячейки, а у нескольких? Будем работать с каждой ячейкой в отдельности? Необходимо работать с несколькими ячейками.

Р t1626177406ac.png асположенные подряд ячейки образуют диапазон, ячейки могут располагаться либо в одной строке, либо в одном столбце или прямоугольнике (демонстрация диапазона). Как дать имя диапазону? Необходимо перечислять все ячейки или это можно сделать проще? При задании диапазона указывают его начальную и конечную ячейки. (Демонстрация примеров.)

Задание: Назовите диапазон ячеек. Диапазоны выделены разными цветами.



Комментарии: работа с файлом Приложение1_Материалы к уроку.xlsx, лист Диапазоны.

Сколько ячеек содержит данный диапазон. Можно ли без использования таблицы, а только по имени диапазона определить, сколько ячеек он содержит (записать на доске А1:В10)? (Выслушиваются мнения учащихся, определяется алгоритм действия в такой ситуации, можно предложить проверить предположение учащихся на таблице) Может ли быть полезна клавиша Ctrl при работе с диапазонами? (Демонстрация выделения нескольких диапазонов одновременно и задание им одного цвета заливки).

Рассмотрим пример электронной таблицы. (Таблица создана на листе Таблица файла Приложение1_Материалы к уроку.xlsx). Назовите диапазон, который занимает данная таблица (А1:Е9). Какие типы данных содержит таблица? (Текст, числа)

Назовите ячейки, содержащие текст. Тест используется для заголовка таблицы, строк и столбцов, различных надписей, пояснений, наименования единиц измерения и т.д. Содержимое ячейки отображается как в самой ячейке, так и в строке формул. (Демонстрация).

t1626177406ad.png

При подготовке таблицы к уроку я столкнулась с ситуацией: в ячейке электронной таблицы появилась последовательность символов #### ( ячейка D11). Можно ли утверждать, что данная ячейка содержит текстовую информацию? В адресной строке указан адрес этой же ячейки, но в строке формул видно, что в ячейке располагается число. С такой ситуацией можете столкнуться и вы. Как вы думаете, почему так получилось? Что же все-таки находится в ячейке D11? Как разрешить данную проблему? В ячейке располагается не текст, а число. Размер ячейки недостаточен для размещения числа. Решение – изменить размер ячейки или параметры форматирования содержимого ячейки.

В ячейках электронной таблицы могут располагаться числа. С помощью чисел задаются различные количественные характеристики рассматриваемых объектов. Назовите ячейки или диапазоны, которые содержат числовые данные. Посмотрим, что произойдет с таблицей, если мы изменим некоторые числовые данные (демонстрация). Что происходит с таблицей?

Происходит перерасчет значений в некоторых ячейках таблицы. Проведем еще одно испытание. Происходит мгновенный автоматический перерасчет. В некоторых ячейках значения не меняются, а в некоторых – меняются. Почему так происходит? В некоторых ячейках расположено не число, а инструкция, по которой таблица и производит вычисления.

Такие своеобразные инструкции к действию называются формулами. Предположите, в каких ячейках могут находиться такие инструкции. Заглянем в ячейку F4. На экране мы видим число, а в самой ячейке оказывается некоторая последовательность символов, это и есть формула. Посмотрим другие примеры формул (ячейки B9, F9, G4). Формулы разные, но есть что-то общее. Запись формулы начинается со знака «=». Этот знак говорит программе, что необходимо действовать согласно заданным командам.

Рассмотрим формулу =А1+В1. Как программа читает эту запись? Знак «=» говорит о том, что необходимо выполнять действия согласно следующим командам (сигнал к началу действий). Берется содержимое ячейки А1 и к нему прибавляется содержимое ячейки В1, результат вычисления в виде числа отображается в той ячейке, где записана формула. В ячейке мы видим результат вычисления по формуле, а в строке формул – саму формулу.

Что могут содержать формулы? Имена ячеек, знаки действий +, -. А что еще, вы узнаете, прочитав дома §2.8 и дополнив конспект в тетради? Это часть вашего домашнего задания.

Благодаря формулам наши таблицы становятся «живыми», происходит автоматический, мгновенный перерасчет в ячейках таблицы, и это важнейшее свойство электронных таблиц, которое отличает их от остальных таблиц.

Изменение содержимого ячейки приводит к автоматическому перерасчету значений всех ячеек таблицы, в которых есть ссылки на данную ячейку. (Вывод записывается в тетрадь, после записи важнейшего свойства электронных таблиц попросить назвать слова, которые несут особую важность в этом выводе и их подчеркнуть.)

Итак, подведем итог. Что мы знаем об электронных таблицах? Назовите основные понятия и факты, связанняе с электронными таблицами. (Выслушиваются ответы учащихся, что они знают об электронных таблицах, желательно ответ начинать со слов Я знаю, что….)

Комментарии: теоретический материал интересный, важно задать хороший темп работы, максимально активизировать и задействовать всех учащихся. Есть возможность организовать диалог с каждым учеником. От учителя требуется выдержать временной промежуток данного этапа урока, так как следует уделить особое внимание индивидуальной практической работе.

Перед тем как мы приступим к достижению нашей второй цели (уметь создавать, редактировать и форматировать электронные таблицы) предлагаю вам проверить свои знания.

Пt1626177406ae.jpg римерный вариант оформления записей материала урока.

Знакомство с электронными таблицами (ЭТ). ЗНАТЬ

Э t1626177406ab.png Т (табличный процессор) – это специальная программа, используемая для УМЕТЬ автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме. * С

Рабочая книга – листы. * Р

Строки ( 1, 2, 3, …) , * Ф

Столбцы ( A, B, C, …, X, Y, Z, AA,
AB, …, AZ, BA, BB,…, BZ, CA,…),

Ячейка – имя (адрес) А1, С3 (клавиатура,
мышь, адресная строка) Ctrl+
Home - A1

Табличный курсор t1626177406ab.png– активная ячейка

Диапазон А1:В10

Данные ЭТ

Текст

Число

Формула (инструкция) =А1+В1

Имена ячеек

Знаки действий (+, -, …)

! Изменение содержимого ячейки приводит к автоматическому перерасчету

значений всех ячеек таблицы, в которых есть ссылки на данную ячейку.

Фронтальная работа (закрепление полученных теоретических знаний).

Учащимся предлагается выполнить задание «Найдите ошибки», им выдается бумажный вариант задания (Приложение2_Найдите ошибки.docx), озвучивается задание и дается некоторое время на обдумывание. Затем на большом экране демонстрируется вариант оформления этого же задания, но выполненный в электронных таблицах (Приложение1_Материалы к уроку.xlsx, лист Проверим себя). Учащиеся дают ответы, при ответе следует придерживаться плана, который дан в самом задании. После обсуждения ответа на каждое задание результат фиксируется в электронной таблице выбором номера столбца ошибочного варианта (это может сделать учитель, можно попросить это сделать самих учащихся), на экране отображается оценка правильности ответа.

Примерный вариант работы над заданием:

Задание 1. Объекты – столбцы. В именах столбцов электронной таблицы используются только латинские буквы. Ошибка – вариант 4, используются русские буквы.

Задание 2. Объекты – строки. Строки нумеруются, при нумерации используются натуральные числа. Ошибка – вариант 1, используется дробное число.

Задание 3. Объекты – ячейки. Имя ячейки состоит из буквенного имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка. Вариант 1- единственно правильное задание имени ячейки. Ошибки – вариант 2, 3, 4. В чем ошибки, как их исправить?

Задание 4. Объекты – диапазоны. При задании диапазона указывается его начальная и конечная ячейки. Ошибка – вариант 2, неправильно указана конечная ячейка диапазона. Вариант 3 демонстрирует пример наименьшего диапазона – одна ячейка.

Задание 5. Объекты – диапазоны. Пример внешнего вида диапазона ячеек электронной таблицы. Диапазон – прямоугольная область расположенных подряд ячеек. Ошибка – вариант 4, область не прямоугольная.

Задание 6. Объекты – формулы. Запись формулы в электронных таблицах начинается со знака «=». Ошибка – вариант 3, запись без знака «=», формулой не является. Что будет отображаться в ячейке, если вы введете данную последовательность символов? Будет распознан как текст.

Задание 7. Объекты – формулы. Формулы в электронных таблицах записываются в одну строку. Ошибка – вариант 2, запись содержит дробную черту. Каким знаком можно заменить дробную черту? (Внести дополнение в опорный конспект в тетради и на доске – знаки действий +, -, /, …). Дополнительный вопрос: как будет выглядеть формула электронной таблицы для вычисления квадрата (куба) некоторого числа, значение которого записано в ячейке А1?

По окончании работы можно обратить внимание учащихся на то, что электронные таблицы можно использовать для тестирования. В чем, по вашему мнению, преимущества такого тестирования по сравнению с бумажным аналогом?

Комментарии: выполняя задания, на данном этапе учащиеся могут увидеть и оценить преимущества работы с электронными таблицами. В зависимости от уровня подготовленности учащихся, учитель может внести изменения в содержание заданий.

А вот здоровье и хорошее самочувствие это всегда преимущество. Физкультминутка!

Физкультминутка.

У меня для вас есть замечательный совет для сохранения правильной осанки.

Учитель произносит команды, учащиеся выполняют их за учителем. Упражнение можно выполнять сидя или стоя.

Поднимите правую руку вверх.

Левую руку опустите вниз.

Соедините обе руки за спиной.

Опустите руки.

Поднимите левую руку вверх.

Правую руку опустите вниз.

Соедините обе руки за спиной.

Индивидуальная практическая работа.

Наша цель – научиться создавать качественные электронные таблицы, приступим к выполнению практической работы.

Объявляется задание компьютерного практикума - работа 8, стр. 187, задание 1 «Первое знакомство с электронными таблицами».

Комментарии к индивидуальной практической работе.

Обращаю ваше внимание на то, что обеспечит вам успех в работе.

Внимательное прочтение инструкций.

Последовательное выполнение инструкции.

Некоторые пункты работы подробно не прописаны. Будьте внимательнее!

Если задание не поняли – прочитайте его еще раз или вернитесь на несколько команд назад.

Если вам необходима моя помощь, дайте знак – ваша поднятая рук. Помните – мы уважаем друг друга, поэтому не мешаем работать другим.

При выполнении работы вы познакомитесь с работой некоторых кнопок, можете внести дополнения в конспект, зарисовав их и записав их название.

Учащиеся приступают к выполнению индивидуальной практической работы. После выполнения работы учитель вместе с учеником сравнивает полученный результат с результатом в учебнике на стр. 191.

Комментарии: существует опасность, что некоторые ученики, увидев конечный результат в учебнике, могут напечатать только его, не следуя инструкциям по ходу практикума. В их работе, скорее всего, будут отсутствовать формулы. Поэтому при постановке практикума следует заранее четко и ясно дать понять, что необходимо внимательно читать и выполнять каждую инструкцию, чтобы не лишать себя удовольствия знать и уметь больше. Инструкции к работе разбиты на шаги, им даны названия, учащиеся самостоятельно смогут оценить себя: что они уже научились делать. Задание 2 и 3 выполняются в зависимости от наличия времени (задание 3 предлагается более подготовленным ученикам, задание 2 – менее подготовленным). Если время не позволяет, можно предложить выполнить эти задания дома как тренировку отработанных на уроке умений самостоятельно.

Постановка домашнего задания

Домашнее задание записать на доске:

§2.8, дополнить опорный конспект в тетради.

РТ №43, стр. 59.

Работа 8, задание 4, стр. 193, в тетради подготовить таблицу.

Пояснения к заданию 4 работы 8:

Вместе с ребятами открыть учебник на стр.193, задание 4. Прочитать первые строчки задания: Продумайте структуру и создайте таблицу (в программе MS Excel) для решения следующей задачи…

Что нужно сделать в первую очередь?

Внимательно прочитайте текст задания, выделите в тексте имена объектов, свойства объектов. Продумать структуру таблицы.

Заполните таблицу, при необходимости внесите изменения в структуру.

Добавьте в таблицу строки или столбцы, для того чтобы из таблицы можно было получить ответы на вопросы задания.

Запишите грамотно необходимые формулы в соответствующие ячейки.

Задание аналогично домашнему заданию к сегодняшнему уроку. Но если в предыдущем задании у вас в учебнике была дана структура таблицы, то сейчас вам надо самим ее продумать, если вам были даны инструкции по расположению и виду формул, то сейчас вам надо их продумать самим. Таблицу можно оформить так же, как вы это делали к сегодняшнему уроку: можно сделать «вручную» - заполнить таблицу в тетради и записать необходимые формулы, можно выполнить на компьютере и результат работы распечатать и вклеить в тетрадь.

Комментарии: учитель может продемонстрировать учащимся лист с готовой таблицей домашнего задания, для того чтобы они могли внешне увидеть, что от них требуется. Возможны другие варианты организации работы:

1) Выдать учащимся заготовленные заранее листы с распечатанной сеткой электронной таблицы, на этих листах выполняется задание.

2) Выдать листы с сеткой и уже готовой структурой таблицы, необходимо только внести данные и записать формулы.

3) Предложить из нескольких вариантов структуры выбрать правильную или найти и исправить ошибку в предложенной структуре, чтобы она соответствовала домашнему заданию, заполнить ее данными и записать формулы.

Вариант организации работы выбирает учитель в зависимости от уровня подготовленности учащихся, но в любом случае будет полезен файл Приложение3_Заготовки к домашнему заданию.docx.

Так как вы все сегодня очень хорошо потрудились, вы молодцы, открою вам секрет. Следующий урок я начну с двух вопросов (вопросы желательно записать на доске, для того чтобы учащиеся смогли их грамотно записать в дневник). У вас есть время подготовиться.

Дэн Бриклин и Боб Франкстон. Кто эти люди?

Super Calc и Excel. Что общего?

Итог урока

Сформулируйте цель нашего урока (подсказка – в тетради, на доске). Оцените одним или несколькими словам ваше отношение к поставленной цели, достигнута ли она вами? Когда человек что-то научился делать, следующее его стремление - добиться в этом деле совершенства, так и мы с вами на следующем уроке будем совершенствовать свои знания и умения в работе с электронными таблицами. Спасибо за урок!




Комментарии к уроку:

Мотивация учащихся на уроке осуществляется через серию логически-выстроенных вопросов-ответов в ходе всего урока. На разных этапах урока создаются ситуации успеха для учащихся разного уровня подготовленности. По ходу всего урока ведется работа над умением осознано строить речевые высказывания, отрабатывается умение вести диалог на материале учебной темы.

Работа над формулированием цели работы и возвращение к цели на разных этапах работы позволяет мотивировать учащихся, учит их осознанному оцениванию своего уровня усвоения материала. При оценивании достижения цели в конце урока формируется цель на следующий урок.

Работа над созданием конспекта по ходу урока позволяет зафиксировать теоретический материал, показывает, как можно это сделать в краткой форме. Ключевые опорные слова, символы, подчеркивание позволяют осмысленно запомнить материал.

При выполнении индивидуальной практической работы за компьютером ученики выполняют последовательность действий, описанных в практикуме учебника, что требует от них внимательного осмысленного прочтения инструкций и аккуратного выполнения. По ходу работы у каждого ученика есть возможность контролировать правильность выполнения каждого шага и конечного результата всего задания, сравнивая его с заданными образцами в тексте практикума. Каждый шаг задания назван и это позволяет учащимся оценивать свой уровень усвоения (что они уже научились делать, чему им предстоит научиться).

При выполнении домашнего задания совершенствуются умение перевода информации в табличную форму. Внесение дополнений в конспект урока после прочтения параграфа позволяет сделать чтение более интересны, осмысленным. Учащимся ставится цель чтения – поиск информации, не отраженной в конспекте. Они осуществляют поиск не только нужной информации, но и определяют место ее расположения в конспекте, исходя из логической последовательности изложения материала.

Поиск ответов на вопросы к следующему уроку носит дополнительный характер, не обязателен для выполнения всеми учащимися, но позволяет привлечь внимание учащихся к некоторым историческим фактам темы, позволяет даже более слабым ученикам себя проявить. При выполнении задания учащимися могут применяться различные виды поиска.

Вопросы фронтальной работы и некоторые факты из практической работы можно использовать на следующем уроке для актуализации знаний и проверки уровня усвоения материала (Приложение4_Вопросы.docx).


Список литературы и Интернет-ресурсов:

Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н.Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Информатика: Учебник для 7 класса / Л.Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний.

Иванова И.А. Информатика. 8 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2005.


17


Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (4)

Ковалева Галина Валентиновна, 13.07.21 в 15:01 1Ответить Пожаловаться
Оксана Игоревна, благодарю за качественную разработку!
Коджамонян Оксана Игоревна, 16.07.21 в 09:50 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за отзыв о моей разработке)
Кияйкина Наталья Федоровна, 13.07.21 в 15:20 0Ответить Пожаловаться
Благодарю! Ценный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.