Методическая разработка урока по искусству на тему «Крещение» (6 класс)
Технологическая карта
Урок искусства в 6 классе
Учитель искусства: Кузнецова Ю.С.
28.02.2020 г.
Автор УМК по искусству Г.И. Данилова.
Тема урока: Крещение
Тип урока: изучение и первичное закрепление.
Задачи урока: пробуждать интерес школьников к изучению истории православной культуры, к искусству; воспитывать уважение к традиционной отечественной православной культуре; продолжать формировать понимание символического изображения сюжета Крещения; обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, развивать речь и умение аргументировать свою точку зрения; прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьебережения, информационно-коммуникативные сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические;
методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с учебником, наглядным материалом, презентацией, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания.
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Основные понятия: Крещение, Богоявление, Мессия, Предтеча, Иордань.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД |
1.Организационный момент Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветственное слово учителя: Здравствуйте дорогие ребята, я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Урок у нас сегодня необычный, у нас сегодня гости, а гостям мы всегда рады и встречаем их улыбкой Давайте улыбнёмся друг другу, и с хорошим настроением начнем наш урок. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний. | Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с сюжетами и образами Нового Завета. Давайте вспомним как называлась тема прошлого урока? Дома у вас было задание подготовить сообщения об Иоанне Крестителе. Давайте послушаем. Итак, мы вспомнили кто такой Иоанн Креститель. Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу «Звания Иоанна». Из четырех указанных слов нужно отметить звездочкой те звания, которые были даны Иоанну. А почему слово мессия не походит к Иоанну? Молодцы! А теперь, послушайте стихотворение… Идущий по земле январь Будил крещенские морозы. Погасший на столбе фонарь Держал стеклом сосульки-слезы. Могучим эхом снежный хруст Пугает голубей на крыше. Устало сбросив снега груз, Мороз на окнах что-то пишет. А суетящийся народ Готовит дома угощенье. Уходит - старый Новый год, Приходит - Господа Крещенье. Христа, креститель Иоанн, Крестил в священном Иордане. С тех пор, к священным тем местам Священник едет и мирянин. И с ранних лет своих детей Ведем мы к Таинству Крещенья: Чтобы Господь зажег им Свет И дал от скверны очищенье. | Диалог с учителем. Отвечают на вопросы. Рассказывают сообщения. Выполняют задание, объясняют. Слушают стихотворение. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3.Этап изучения новых знаний и способов действий. Постановка учебной цели. | Итак, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. Совершенно верно тема нашего урока «Крещение». Открываем тетради и записываем тему урока. Ребята, а как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Сегодня на уроке мы узнаем: Как крестился Иисус. Сюжет Крещения в произведениях искусства. Как в современности празднуют Крещение православные Христиане. Какие традиции у этого праздника. И нам предстоит ответить на главный вопрос: почему Крещение Господне также называют Богоявлением. Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне – это событие, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами. Маленькая речка Иордан словно поделила историю планеты на время до Христа и христианскую эпоху, в которой, хочется надеяться, мы живём и сейчас… Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом, люди ждали Его. Поэтому многие приняли за Спасителя мира странного человека, жившего в пустыне, носившего простую одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней. Он призывал людей покаяться, очиститься от грехов, совершив ритуальный обряд омовения в реке Иордан. Этого человека звали как мы помним звали Иоанн Креститель. Но он, конечно, не был Спасителем – он был последним ветхозаветным пророком, которого Бог послал на землю, чтобы предупредить человечество, что Спаситель вот-вот придёт, что Он уже рождён и ходит по этой грешной земле. Крещение – это первое событие в публичной деятельности Христа. О том, как Он жил и что делал до крещения в Иордане, нам почти ничего неизвестно. Однако именно крещение в Иордане стало (не для Христа – Он-то прекрасно знал, что с Ним произойдёт дальше – а для всех нас) отправной точкой, с которой, по большому счёту, началась евангельская история, наша Церковь и наша вера. А сейчас мы с вами посмотрим видеофильм, который расскажет нам как крестился Иисус Христос, вы должны быть очень внимательными, чтобы заполнить пропуски в тексте задания №1, которые лежат у вас на столах. Итак, кто готов прочитать нам текст? У всех так получилось? Молодцы, ребята! Посмотрев параграф в учебнике, мы видим, что сюжет Крещения, так же как сюжеты рождения Иисуса, Сретение привлекал многих авторов, которые воплотили его в своих произведениях искусства. Сейчас давайте обратимся к материалу параграфа, к картине Пьеро делла Франческа «Крещение» на странице 142. Какие персонажи представлены на картине? Теперь давайте обратимся к другой картине, посвященной этому же сюжету страница 143. Картина «Крещение Иисуса» автор эль Греко. Давайте прочитаем описание и к этой картине. А какие персонажи изображены на этой картине? Хорошо, тогда сейчас я предлагаю вам выполнить задание №2. Перед вами два изображения картин, с одним сюжетом. Также у вас есть отрывки из описания этих картин. Вам нужно к каждой картине по определенной линии сравнения подобрать подходящий отрывок с описанием. В таблицу под картинами мы записываем только номер фрагмента. А теперь давайте проверим как вы справились с заданием. Молодцы! А сейчас давайте посмотрим с вами презентацию, о таинстве Крещения и о современном праздновании праздника Крещения… (Презентация) СЛАЙД 1. Таинство Крещения совершается однажды в жизни. Этот день – день духовного рождения человека. В Крещении человек получает прощение всех своих грехов. СЛАЙД 2. В православии крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Обряд крещения малыша считается его духовным рождением и проводится на сороковой день жизни. СЛАЙД 3. Обязательным атрибутом крещения является нательный крестик. СЛАЙД 4. Обряд крещения предполагает погружение младенца в купель. СЛАЙД 5. Над младенцами крещение совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. СЛАЙД 6. Праздник Крещения Господне отмечается 19 января у всех православных верующих. Главный обычай праздника СЛАЙД 7. Крещения - торжественное освящение воды. В древности первые христиане Иерусалима в день Богоявления выходили к реке Иордан, освящали ее воды в память о Крещении Господнем. Эта традиция дошла и до наших дней. СЛАЙД 8. В праздник Крещения Господня служится особый водосвятный молебен (давайте послушаем небольшой отрывок). СЛАЙД 9. Водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, чтобы освятить их. СЛАЙД 10. А там уже во льду водоема вырублена крестообразная прорубь. Называется эта прорубь иордань, в знак того, что вспоминается при водоосвящении в этот день Крещение Самого Спасителя в Иордане. СЛАЙД 11. Затем совершается чин освящения, во время которого священник под пение церковного хора троекратно погружает крест в воду. СЛАЙД 12. По окончании службы, присутствующие спешат набрать священной воды и несут ее домой. СЛАЙД 13. А некоторые смельчаки даже купаются в ледяной проруби. Говорят, что купание в проруби на Крещение одаривает человека богатырским здоровьем. СЛАЙД 14. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон и пьют натощак. Ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год. | Целеполагание. Смотрят видеофильм заполняют карточки. Учащиеся читают материал параграфа с описанием иллюстрации. Дети отвечают. Заполняют таблицу. Дети читают. Слушают учителя, смотрят презентацию. | Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Цель: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно. Коммуникативные Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
4. Этап информации о домашнем задании. | страницы 140-145, вопросы на странице 144 | Записывают домашнее задание. | |
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации. | Для подведения итогов нашего занятия проведем тест-викторину. Проверим, внимательно ли вы сегодня слушали и выполняли задания. Что вы узнали нового. Викторина с презентацией. А теперь давайте вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока: Почему Крещение Господне также называют Богоявлением. Верно Крещение Господне также называют Богоявлением потому что во время крещения Иисуса Господь явил себя как пресвятую Троицу. | Отвечают на вопросы. | Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Личностные: формирование мотивации. Регулятивные: Целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном). Познавательные: анализ, синтез. |
6.Этап подведения итогов | Выставление оценок. Ну а сейчас, давайте, выявим качество и уровень овладения новыми знаниями. Пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Внимание на экран…. За работу на уроке… получает оценку…, хорошо справилась со всеми заданиями….. домашнее задание. Учитель корректирует оценки. | Дети сами оценивают свою работу. Оценить уровень полученных знаний по «Дереву знаний» | |
7. Этап рефлексии | А теперь давайте осуществим самоанализ глубины знаний, полученных на уроке (раздаю листы). сегодня я узнал… было интересно… было трудно…. я научился… мне захотелось… Наш урок подошел к концу. Теперь давайте посмотрим с каким настроением мы подошли к концу урока. «Дерево настроения». | Дети оценивают свое настроение по «Дереву настроения», далее учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях. | Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
Урок построен в соответствии с программными требованиями ФГОС. Цель, поставленная на уроке, была достигнута. Этому способствовали следующие формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа с текстом. На уроке применялись такие методы работы, как устный опрос, работа с учебником, работа с раздаточным материалом, осмысленная работа с текстом, эвристическая беседа.
Горбачёва Марина Юрьевна