Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Труд — основа жизни»
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе.
Тема: «Труд – основа жизни».
Егорова Наталия Анатольевна,
учитель обществознания, права, экономики высшей категории.
МБОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики
Чебоксары, 2021
Тема: «Труд – основа жизни».
по учебнику «Обществознание 6кл.»
авторы: Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.
(линия УМК Обществознание Боголюбов Л. Н. и др. 6-9 кл.)
Цель урока: Формировать 1) систему знаний и представлений у учеников о видах труда, мастерстве работника; 2) познакомить с формами предпринимательства, рассмотрев их на примере деятельности Симбирской чувашской гимназии, организованной И.Я.Яковлевым.
Задачи.
Образовательные:
- Познакомить учащихся с работой И.Я. Яковлева в Симбирской чувашской гимназии.
- Формировать знания по основным понятиям: труд, производительность, квалификация работника, зарплата.
- Закрепление знаний об основных участниках рынка.
Развивающие:
- Развивать мыслительные процессы во время выполнения практических заданий: анализ, синтез.
- Развитие произвольной памяти и внимания учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание основ экономической культуры.
- Поощрение за активное участие на уроке.
- Воспитание партнерских отношений при работе в подгруппе сверстников при выработке совместных решений.
Материал к уроку: Презентация power point. Мультимедийный проектор, ПК.
Форма урока: комбинированный урок с применением инновационных технологий.
ПЛАН УРОКА:
Опрос по предыдущей теме.
Вопросы для повторения:
- кто являются основными участниками рынка? (продавцы, покупатели)
- кто является основными участниками рынка труда? (работники, работодатели)
- что продается на рынке труда? (трудовые услуги), что является ценой?
Представление нового материала в форме презентации:
1. Сообщения учащихся по теме.
2. Объяснение нового материала.
3. Работа в тетрадях. Оформление опорного конспекта урока, выполнение практических заданий
4. Индивидуальная работа по закреплению пройденного материала.
5. Практическое домашнее задание.
Ход урока.
Эпиграф: «Почему на полях немецкого или датского крестьянина урожайность ржи втрое выше чем у нашего? Потому что там в сельское хозяйство внедрилась агрономическая наука. … Мы не собираемся умирать. Мы трудолюбивы, трудоспособны и можем хорошо учиться…» - И. Я. Яковлев. (слайд презентации).
Сообщения учащихся по теме:
Симбирская чувашская школа Ивана Яковлевича Яковлева.
1 уч. В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тыс. жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. По окончании университета И. Н. Яковлев занялся дальнейшим развитием школы. Для нее было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. В сентябре 1877 г., школа была переведена в собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.
2 уч. Учащиеся работали на ферме, которой принадлежало ок. 300 га земли. Будущие учителя учились и работали на полном самообслуживании. На ферме была пасека, огород, сад. За каждым классом был закреплен определенный участок земли, на котором выращивались овощи, фрукты, зерновые. Также учащиеся ухаживали за птицей, скотом, пчелами. Школа имела собственные мастерские, где производилось обучение столярно-токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалась в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса, гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тыс. рублей.
3 уч. На базе Симбирской чувашской школы были открыты женские педагогические курсы, где обязательными предметами были домоводство, кройка и шитье, вышивание. Изделия изготавливались не только для личного пользования, но и экспонировались на выставках. К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс, состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ, женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1 разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.
(Вспомнить с учащимися кого называют мастером)
Мастер – «труженик», «умелец». Человек, выделяющийся своими особыми умениями, вызывает заслуженное уважение окружающих. Это могут быть представители разных профессий: столяр, врач, учитель, музыкант и др.
(Работа совместно с учащимися по слайдам презентации).Что необходимо чтобы стать настоящим мастером?
-профессиональные знания (чем сложнее труд, тем больше нужно специальных знаний)
-практические умения (мастерство неотделимо от личного опыта)
-особые способности (например, чтобы стать поэтом)
-любить свою работу
Практическая работа по учебнику. Что такое квалификация?
Ответы учащихся.
Квалификацией работника называют специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения и навыки. Квалифицированным специалистом называют человека, обладающего профессией, знаниями и умениями в данной области. Исходя из этого, различают труд высококвалифицированный (сложный) и малоквалифицированный (простой).
Подумайте и приведите примеры простого и сложного труда.
Вывод. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТРАНЫ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЕЕ РАБОТНИКОВ.
Зарплата. Что такое зарплата? Заработная плата – денежное вознаграждение за труд. Заработной платой называют плату за выполненную работу.
Существует два вида заработной платы.
Повременная заработная плата выплачивается за отработанное время, которое работник потратил на производство продукции.
Сдельная заработная плата выплачивается исходя из объема или количества продукции, произведенной работником.
Практическая работа по учебнику. Чем определить размер заработной платы?
Ответы учащихся. (Работа по слайдам презентации)
сложностью труда и уровнем квалификации
условиями труда
социальной значимостью труда
степенью риска при занятии данным трудом
уникальностью труда
качеством (как сделал) и количеством (сколько сделал) труда работника
Количество и качество труда.
- Количество труда - объем произведенного продукта и затрачиваемого на труд времени.
- Качество труда – качество произведенной продукции и оказанных услуг
Вспомните, что называют производительностью труда?
Ответы учащихся.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – количество произведенной продукции за определенный отрезок времени, или количество времени, затраченное на производство единицы продукции (эффективность труда в процессе производства).
Практическая работа по учебнику.
1 задание. Закончите предложения:
Папа на заводе за свой труд получил ___________________________
Лена, как студентка института, получает______________________
Бабушка не работает, потому что уже пенсионерка. Она получает____
Семья положили часть своих денег на депозит в банк. Семья получает ___
Все эти деньги составляют _______ семьи. Они формируют _____ часть семейного бюджета.
2 задание. Придумайте предложения со словами: благотворительность, меценат
Домашнее задание. § 8, «в классе и дома» зад. № 1, 3 (письменно).
§ 7,8 прочитать.