Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов
Муниципальное образовательное учреждение
Куровская средняя общеобразовательная школа №1
Методическая разработка
урока музыки в 5 классе
«Фольклор в музыке русских композиторов»
«Стучит, гремит Кикимора»
Учитель музыки
высшей квалификационной категории
Дружинина Татьяна Владимировна
2020г.
Базовый учебник «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2013
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов »
Цель урока: Сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный и литературный образ Кикиморы.
Задачи урока:
Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального портрета.
Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
Развивать умение слушать и анализировать музыку.
Воспитывать интерес к музыке А.К.Лядова.
Планируемые результаты:
1. Предметные результаты:
-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «программное произведение», «симфоническая миниатюра»,
-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения
-Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.
2. Метапредметные результаты:
-Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.
- Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
- Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).
3. Личностные результаты:
- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.
- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.
- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Учебно-методическое обеспечение урока:
учебник - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская «Уроки музыки» поурочные разработки 5-6 классы - 2013г.
авторская презентация к уроку
Ход урока:
Организационный момент
Учитель:
Добрый день, друзья. Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей.
Кадр 1- сказка
И совершим мы это необычное путешествие, для того чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями и собственными открытиями.
Подготовка к основному этапу урока
Кадр 2- жанры народного творчества
| | | | | | | | | | 1 | | | | |
| | | | | | | | | | Л | | | | |
| | | | | | | | | | Е | | | | |
| | | | | | | | | | Г | | | | |
| | | | | | | | | | Е | | | | |
| | | | | | | Ф | | | Н | | | | |
| | 2 | | | 1 | К | О | Л | Я | Д | К | А | | |
| | С | | | | | Л | | | А | | | | |
| | К | | | | | Ь | | | | | | | |
2 | Ч | А | С | Т | У | Ш | К | А | | | | | | |
| | З | | | | | Л | | | | | | | |
| | К | | | 3 | П | О | С | Л | О | В | И | Ц | А |
| | А | | | | | Р | | | | | | | |
Учитель:
А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать вот этот кроссворд. Обратите внимание, в кроссворде спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд. Кто поможет написать в ячейках слова?
Ученик идет к доске,
маркером пишет слова в кроссворде
Вопросы к кроссворду:
Кадр 3
По-горизонтали:
Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)
Кадр 4
Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)
Кадр 5
Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)
Кадр 6
По-вертикали:
Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)
Кадр 7
Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича.
(Сказка)
Учитель:
Хорошо. А в завершении найдите главное слово кроссворда.
Как одним словом можно объединить сказки, легенды, сказания?
Правильно, главное слово – Ф О Л Ь К Л О Р.
Кадр 8 слово «фольклор»
Давайте вспомним, ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?
Ученики:
Фольклор – устное народное творчество.
Самая важная его черта – то, что фольклор является искусством народного слова.
Кадр 9- определение
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности.
Кадр 10
Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость».
Что такое «фольклор»?- народная мудрость, народное знание.
Учитель: Какие виды фольклора вы знаете?
Ответы детей:
Фольклор бывает музыкальный, прикладной, литературный.
Учитель:
Что мы можем отнести к фольклору?
Ответы детей:
устное народное творчество: пословицы, поговорки, песни, былины, частушки, сказки.
Учитель:
Молодцы! Правильно разгадали кроссворд.
2. Актуализация знаний и формулировка темы урока.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря ФОЛЬКЛОРУ – сказанию русского народа.
Кадр 11 – скрипичный ключ
Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
Вспомните, какого композитора называют «композитором-сказочником»?
Кадр 12 – портрет Н.А.Римский-Корсаков
Учащиеся:
Николай Андреевич Римский-Корсаков называют композитором- сказочником.
Учитель:
Правильно. А сегодня с вами будем говорить об ученике Римского-Корсакова, о композиторе АНАТОЛИИ КОНСТАНТИНОВИЧЕ ЛЯДОВЕ.
Кадр 13 –портрет А.Лядова
Основу творчества Анатолия Лядова составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
Итак, исходя из того, о чем мы сказали, попробуйте самостоятельно СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ сегодняшнего УРОКА.
Кадр 14, щелчок
Кадр 15 – тема урока
Учащиеся:
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Изучение нового материала
Знакомство с композитором
К нашему уроку Настя подготовила небольшое сообщение о композиторе. Насте слово.
А вы, ребята, слушайте сообщение внимательно и запоминайте новые слова и словосочетания. Я о них спрошу.
Ученик – Настя:
Кадр 16 – портрет Лядова
Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» Анатолия Константиновича Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
Лядов создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них картина к русской народной сказке "Баба-Яга", сказочная картина "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора".
Учитель:
Спасибо, Настя. Ребята, а какое новое понятие вы сейчас услышали? Какие слова вы услышали впервые?
Кадр 17 определение - симфонические миниатюры.
Ученики:
Впервые мы услышали словосочетание - СИМФОНИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.
Кадр 18 определение
Учитель:
Давайте откроем тетради и запишем новое понятие, которое необходимо запомнить.
Запись в тетрадь
Новое понятие:
Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Учитель:
Ребята, композитора Анатолия Лядова привлекали сказочные персонажи, и с изображением одного из них мы с вами сегодня познакомимся.
Усвоение новых знаний и способов действий
Прежде, чем мы с вами познакомимся с музыкальным произведением Анатолия Лядова, выполним ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ (приложение №1):
надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на группы. В одной группе окажутся инструменты симфонического оркестра, в другой – народного. Работаем в парах, как сидим.
Приложение №1
Симфо нический оркестр |
| БОЙОГ |
| Народ ный оркестр |
НАЯБ | ||||
ЙАЛФЕТ | ||||
ИЛСГУ | ||||
АБЛАБААЙК | ||||
ЛЕСТАЧЕ |
Решение:
Гобой Флейта Челеста | БОЙОГ | Баян Гусли Балалайка |
НАЯБ | ||
ЙАЛФЕТ | ||
ИЛСГУ | ||
АБЛАБААЙК | ||
Симфонический оркестр | ЛЕСТАЧЕ | Народный оркестр |
Учитель:
Давайте проверим правильность выполненного задания.
Назовите инструменты народного оркестра, зашифрованные в карточках.
Ответы учеников
Кадр 19 (народные инструменты)
Учитель:
У всех такие ответы?
Молодцы!
Назовите инструменты симфонического оркестра.
Кадр 20 (симфонические инструменты)
Учитель:
Молодцы! Давайте немного разомнемся и проведем веселую физкульминутку. А помогут мне сегодня Вадим и Мариам. Ребята, повторяйте за моими помощниками все движения!
Физкультминутка
Фонограмма: № 01
«Руки вверх»
Учитель:
И теперь, мы с прекрасным настроением можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, где повстречаемся с Кикиморой.
Ребята, кто такая Кикимора?
Ученики:
«Кикимора – злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего встречается Кикимора болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека»
Сказочный персонаж, живет в болоте. Вредная.
Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная – злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Кикимора – злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая за печкой.
Кадр 21- определение Кикимора из энциклопедии
Учитель:
Вот как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии:
«Кикимора – шишимора, маара – злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием.»
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора Иваном Петровичем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
Работа с учебником
Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19. Музыкальному произведению предпослана такая программа. Прочитаем литературный образ Кикиморы. Кто желает? _____________, прочитай, пожалуйста, текст, который выделен курсивом.
Ученик читает текст учебника:
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до белого света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную…Зло держит Кикимора на весь люд честной.»
Учитель:
Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание.
Как вы думаете, совпадет ли «литературный образ» с «музыкальным образом»?
Кадр 22 - «Кикимора» Лядов
Кадр 22 - щелчок 1 «Кикимора» Лядов
Учитель:
Мы сейчас будем слушать, и анализировать симфоническую миниатюру Анатолия Лядова по частям.
Первое прослушивание произведения «Кикимора»
Слушание и анализ музыкального произведения.
ФОНОГРАММА: № 02
«У Кудесника в горах» 0 – 0:20
Лядов музыкой рисует нам царство, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. Это здесь растет маленькая «вреднючка» – это волшебное царство Кудесника.
Кадр 23 щелчок 1 кларнет
Звучат инструменты: КЛАРНЕТЫ,
Кадр 23 щелчок 2 фагот
…… ФАГОТЫ.
Эти инструменты создают сказочную обстановку – «у кудесника в горах».
Вторая часть:
Фонограмма: № 02
«Колыбельная» 0:20 – 2:47
Затем мы слышим мягкую напевную мелодию.
Что напоминает эта часть музыки?
Ученики:
Эта часть музыки напоминает колыбельную. Кот-Баюн качает колыбельку.
Кадр 24 английский рожок
Учитель: Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК – деревянный духовой инструмент похожий на гобой.
Учитель: А всегда ли музыка звучит убаюкивающе?
Ученики:
Нет. Вдруг раздаются беспокойные крики и визги, это Кикимора проснулась.
Звучат ФЛЕЙТЫ и ГОБОИ.
Кадр 25 флейта и гобой
Затем вновь тема колыбельной – её мягко поёт АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.
Кадр 26 челеста (2:08).
А дальше мы слышим голос очень редкого инструмента – ЧЕЛЕСТЫ (2:08). Ее холодное, звенящее звучание рисует нам «хрустальчатую колыбельку»
Учитель:
Это ЧЕЛЕСТА. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Третья часть:
Фонограмма: № 02
«Кикимора» 2:50 – 6:05
После вступления начинается быстрая часть, которая представляет нам главную особу – Кикимору. Ее тема очень короткая, но очень яркая,
запоминающаяся.
Вслушайтесь в музыку – разбушевалась Кикимора, заскакала, завыла, ……..и в конце жалобный писк ФЛЕЙТЫ.
Кадр 27 флейта
Оказывается, что весь шум да гром – это сон.
Кадр 28 спит Кикимора
Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая да страшная.
А пока она….спит.
Учитель: А как заканчивается произведение? Почему?
Ученики: Кикимора исчезает. Музыка становится очень тихой.
Учитель:
Правильно.
Скажите, ребята, в каком оркестре звучат, музыкальные инструменты, которые мы сегодня услышали?
Ученики: Это инструменты симфонического оркестра.
Кадр 29 инструменты симфонического оркестра
Учитель: Мы прослушали крупное или небольшое произведение?
Ученики: Мы услышали небольшое музыкальное произведение.
Учитель: А как называют небольшое произведение?
Ученики: Небольшое произведение называется миниатюрой.
Кадр 29 щелчок 1
Учитель: И так, задание!
Определите, в каком же ЖАНРЕ написал «Кикимору» Анатолий Лядов?
Ученики:
Анатолий Лядов написал «Кикимору» в жанре СИМФОНИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА.
Кадр 29 щелчок 2
Учитель:
Ребята, найдите в тексте учебника, что является литературной основой симфонической миниатюры «Кикимора».
Ученики:
находят ответ в тексте учебника –
«Литературной основой «Кикиморы» Анатолия Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом – собирателем Иваном Сахаровым»
Учитель:
В основе «Кикиморы» лежит народное сказание
Кадр 30
Учитель:
Ребята, вы должны запомнить, что МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СЮЖЕТ или НАЗВАНИЕ, т.е. ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА называется ПРОГРАММНЫМ.
Кадр 30 щелчок 1
Учитель: И так произведение «Кикимора» какое?
Ученики: Музыкальное произведение «Кикимора» – это ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
Кадр 30 щелчок 2
Учитель: Совершенно верно!
Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения, мы могли понять о ком пойдет речь?
Ученики: Нет
Учитель: Почему?
Ученики: Мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
В музыкальной «сказочной картинке» А.К. Лядова изобразил не только «портрет» Кикиморы, но и ее зловредный характер.
Психологическая разгрузка
Психологическая разгрузка представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонии развития полушарий головного мозга, через аутотренинг через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.
Учитель:
Ребята, а сейчас небольшая психологическая разгрузка. Вам ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ:
Пока звучат фрагменты симфонической картины, вы должны в тетрадях нарисовать Кикимору, используя разные музыкальные знаки, которые вы видите на экране и на методических таблицах:
Кадр 31
ФОНОГРАММА: № 03, 04, 05, 06
«Кикимора» Лядов
Ученики работают в тетрадях
Учитель:
Покажите, пожалуйста, ваших необычных сказочных персонажей.
Ученики поднимают тетради, показывают работы.
Учитель:
Спасибо! Мне понравились ваши работы!
О музыке и образах говорить трудно, но мы с вами хорошо справились.
Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.
Учитель: Ребята, интересно бы было жить без сказок?
Ученики: Нам нужны сказки.
Учитель: Давайте исполним полюбившуюся нам песню Дашкевича «В гостях у сказки»
ВИДЕО - Фонограмма: № 07
Песня «В гостях у сказки» -
из фильма "Там, на неведомых дорожках"
Рефлексия деятельности
Учитель:
Сегодня мы с вами узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим, что мы с вами запомнили.
Сейчас мы проведем ТЕСТ (приложение №2) Приведите в соответствие данные высказывания.
Приложение №2
Программная музыка | | Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах |
Колыбельная | Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет | |
Симфоническая миниатюра | Тихая, плавная, певучая музыка. | |
Кикимора | Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности | |
Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова? | Небольшая пьеса для симфонического оркестра. |
Решение теста:
Программная музыка | | Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах |
Колыбельная | Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет | |
Симфоническая миниатюра | Тихая, плавная, певучая музыка. | |
Кикимора | Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности | |
Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова? | Небольшая пьеса для симфонического оркестра. |
Учащиеся работают с карточками.
Проверяют свои ответы
Кадр 32, 33, 34, 35,36
7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Кадр 37 – домашнее задание
Учитель:
Дома с помощью карандашей и красок изобразите ту часть симфонической миниатюры, которая вам понравилась больше.
Может быть это будет «У Кудесника в горах», или «колыбельная Кота», а может это будет образ самой Кикиморы.
Лучшие рисунки будут размещены на нашем стенде «Мы рисуем музыку».
Кадр 38 – спасибо за урок
Учитель:
Благодарю вас за активную работу.
Отмечается АКТИВНОСТЬ РЕБЯТ, их интересные ответы.
16
Шагина Юлия