12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Владимировна100
Дружинина Татьяна Владимировна учитель музыки Куровской школы №1 Орехово-Зуевского района Московской области.
Россия, Московская обл., Куровское
1

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора»

Муниципальное образовательное учреждение

Куровская средняя общеобразовательная школа №1




Методическая разработка

урока музыки в 5 классе

«Фольклор в музыке русских композиторов»

«Стучит, гремит Кикимора»






Учитель музыки

высшей квалификационной категории

Дружинина Татьяна Владимировна









2020г.


Базовый учебник «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М.Просвещение, 2013

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов »

Цель урока: Сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный и литературный образ Кикиморы.

Задачи урока:

Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)

Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального портрета.

Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.

Развивать умение слушать и анализировать музыку.

Воспитывать интерес к музыке А.К.Лядова.


Планируемые результаты:

1. Предметные результаты:

-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «программное произведение», «симфоническая миниатюра»,

-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения

-Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.

2. Метапредметные результаты:

-Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.

- Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

- Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

3. Личностные результаты:

- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Учебно-методическое обеспечение урока:

учебник - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская «Уроки музыки» поурочные разработки 5-6 классы - 2013г.

авторская презентация к уроку


Ход урока:

Организационный момент

Учитель:

Добрый день, друзья. Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей.

Кадр 1- сказка

И совершим мы это необычное путешествие, для того чтобы  вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями и собственными открытиями.

Подготовка к основному этапу урока

Кадр 2- жанры народного творчества












1















Л















Е















Г















Е












Ф



Н







2



1

К

О

Л

Я

Д

К

А





С





Л



А







К





Ь








2

Ч

А

С

Т

У

Ш

К

А









З





Л










К



3

П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А



А





Р



























Учитель:

А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать вот этот кроссворд. Обратите внимание, в кроссворде спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд. Кто поможет написать в ячейках слова?

Ученик идет к доске,

маркером пишет слова в кроссворде

Вопросы к кроссворду:

Кадр 3

По-горизонтали:

Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)

Кадр 4

Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)

Кадр 5

Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)

Кадр 6

По-вертикали:

Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)

Кадр 7

Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича.

(Сказка)

Учитель:

Хорошо. А в завершении найдите главное слово кроссворда.

Как одним словом можно объединить сказки, легенды, сказания?

Правильно, главное слово – Ф О Л Ь К Л О Р.

Кадр 8 слово «фольклор»

Давайте вспомним, ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?

Ученики:

Фольклор – устное народное творчество.

Самая важная его черта – то, что фольклор является искусством народного слова.

Кадр 9- определение

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности.

Кадр 10

Произошло от  английского слова -  folklore — «народная мудрость».

Что такое «фольклор»?- народная мудрость, народное знание.


Учитель: Какие виды фольклора вы знаете?

Ответы детей:

Фольклор бывает музыкальный, прикладной, литературный.

Учитель:

Что мы можем отнести к фольклору?

Ответы детей:

устное народное творчество: пословицы, поговорки, песни, былины, частушки, сказки.

Учитель:

Молодцы! Правильно разгадали кроссворд.

2. Актуализация знаний и формулировка темы урока.

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря ФОЛЬКЛОРУ – сказанию русского народа.

Кадр 11 – скрипичный ключ

Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

Вспомните, какого композитора называют «композитором-сказочником»?

Кадр 12 – портрет Н.А.Римский-Корсаков

Учащиеся:

Николай Андреевич Римский-Корсаков называют композитором- сказочником.

Учитель:

Правильно. А сегодня с вами будем говорить об ученике Римского-Корсакова, о композиторе АНАТОЛИИ КОНСТАНТИНОВИЧЕ ЛЯДОВЕ.

Кадр 13 –портрет А.Лядова

Основу творчества Анатолия Лядова составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Итак, исходя из того, о чем мы сказали, попробуйте самостоятельно СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ сегодняшнего УРОКА.

Кадр 14, щелчок

Кадр 15 – тема урока

Учащиеся:

«Фольклор в музыке русских композиторов»


Изучение нового материала

Знакомство с композитором

К нашему уроку Настя подготовила небольшое сообщение о композиторе. Насте слово.

А вы, ребята, слушайте сообщение внимательно и запоминайте новые слова и словосочетания. Я о них спрошу.

Ученик – Настя: 

Кадр 16 – портрет Лядова

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» Анатолия Константиновича Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Лядов создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них картина к русской народной сказке "Баба-Яга", сказочная картина "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора".

Учитель:

Спасибо, Настя. Ребята, а какое новое понятие вы сейчас услышали? Какие слова вы услышали впервые?

Кадр 17 определение - симфонические миниатюры.

Ученики:

Впервые мы услышали словосочетание - СИМФОНИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Кадр 18 определение

Учитель:

Давайте откроем тетради и запишем новое понятие, которое необходимо запомнить.

Запись в тетрадь

Новое понятие:

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Учитель:

Ребята, композитора Анатолия Лядова привлекали сказочные персонажи, и с изображением одного из них мы с вами сегодня познакомимся.


Усвоение новых знаний и способов действий

Прежде, чем мы с вами познакомимся с музыкальным произведением Анатолия Лядова, выполним ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ (приложение №1):

надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на группы. В одной группе окажутся инструменты симфонического оркестра, в другой – народного. Работаем в парах, как сидим.

Приложение №1

Симфо

нический оркестр

БОЙОГ

Народ

ный

оркестр

НАЯБ

ЙАЛФЕТ

ИЛСГУ

АБЛАБААЙК

ЛЕСТАЧЕ


Решение:

Гобой

Флейта

Челеста

БОЙОГ

Баян

Гусли

Балалайка

НАЯБ

ЙАЛФЕТ

ИЛСГУ

АБЛАБААЙК

Симфонический оркестр

ЛЕСТАЧЕ

Народный оркестр


Учитель:

Давайте проверим правильность выполненного задания.

Назовите инструменты народного оркестра, зашифрованные в карточках.

Ответы учеников

Кадр 19 (народные инструменты)

Учитель:

У всех такие ответы?

Молодцы!

Назовите инструменты симфонического оркестра.

Кадр 20 (симфонические инструменты)

Учитель:

Молодцы! Давайте немного разомнемся и проведем веселую физкульминутку. А помогут мне сегодня Вадим и Мариам. Ребята, повторяйте за моими помощниками все движения!

Физкультминутка

Фонограмма: № 01

«Руки вверх»

Учитель:

И теперь, мы с прекрасным настроением можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, где повстречаемся с Кикиморой.

Ребята, кто такая Кикимора?

Ученики:

«Кикимора – злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего встречается Кикимора болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека»

Сказочный персонаж, живет в болоте. Вредная.

Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная – злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Кикимора – злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая за печкой.


Кадр 21- определение Кикимора из энциклопедии

Учитель:

Вот как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии:

«Кикимора – шишимора, маара – злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием.»


Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора Иваном Петровичем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.

Работа с учебником

Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19. Музыкальному произведению предпослана такая программа. Прочитаем литературный образ Кикиморы. Кто желает? _____________, прочитай, пожалуйста, текст, который выделен курсивом.

Ученик читает текст учебника:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до белого света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную…Зло держит Кикимора на весь люд честной.»

Учитель:

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание.

Как вы думаете, совпадет ли «литературный образ» с «музыкальным образом»?

Кадр 22 - «Кикимора» Лядов

Кадр 22 - щелчок 1 «Кикимора» Лядов

Учитель:

Мы сейчас будем слушать, и анализировать симфоническую миниатюру Анатолия Лядова по частям.

Первое прослушивание произведения «Кикимора»

Слушание и анализ музыкального произведения.


ФОНОГРАММА: № 02

«У Кудесника в горах» 0 – 0:20

Лядов музыкой рисует нам царство, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. Это здесь растет маленькая «вреднючка» – это волшебное царство Кудесника.

Кадр 23 щелчок 1 кларнет

Звучат инструменты: КЛАРНЕТЫ,

Кадр 23 щелчок 2 фагот

…… ФАГОТЫ.

Эти инструменты создают сказочную обстановку – «у кудесника в горах».

Вторая часть:

Фонограмма: № 02

«Колыбельная» 0:20 – 2:47

Затем мы слышим мягкую напевную мелодию.

Что напоминает эта часть музыки?

Ученики:

Эта часть музыки напоминает колыбельную. Кот-Баюн качает колыбельку.

Кадр 24 английский рожок

Учитель: Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК – деревянный духовой инструмент похожий на гобой. 

Учитель: А всегда ли музыка звучит убаюкивающе?

Ученики:

Нет. Вдруг раздаются беспокойные крики и визги, это Кикимора проснулась.

Звучат ФЛЕЙТЫ и ГОБОИ.

Кадр 25 флейта и гобой

Затем вновь тема колыбельной – её мягко поёт АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

Кадр 26 челеста (2:08).

А дальше мы слышим голос очень редкого инструмента – ЧЕЛЕСТЫ (2:08). Ее холодное, звенящее звучание рисует нам «хрустальчатую колыбельку»

Учитель:

Это ЧЕЛЕСТА. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Третья часть:

Фонограмма: № 02

«Кикимора» 2:50 – 6:05

После вступления начинается быстрая часть, которая представляет нам главную особу – Кикимору. Ее тема очень короткая, но очень яркая,

запоминающаяся.

Вслушайтесь в музыку – разбушевалась Кикимора, заскакала, завыла, ……..и в конце жалобный писк ФЛЕЙТЫ.

Кадр 27 флейта

Оказывается, что весь шум да гром – это сон.

Кадр 28 спит Кикимора

Спит Кикимора и мечтает, что вырастет она большая да страшная.

А пока она….спит.


Учитель: А как заканчивается произведение? Почему?

Ученики: Кикимора исчезает. Музыка становится очень тихой.

Учитель:

Правильно.

Скажите, ребята, в каком оркестре звучат, музыкальные инструменты, которые мы сегодня услышали?

Ученики: Это инструменты симфонического оркестра.

Кадр 29 инструменты симфонического оркестра

Учитель: Мы прослушали крупное или небольшое произведение?

Ученики: Мы услышали небольшое музыкальное произведение.

Учитель: А как называют небольшое произведение?

Ученики: Небольшое произведение называется миниатюрой.

Кадр 29 щелчок 1

Учитель: И так, задание!

Определите, в каком же ЖАНРЕ написал «Кикимору» Анатолий Лядов?

Ученики:

Анатолий Лядов написал «Кикимору» в жанре СИМФОНИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА.

Кадр 29 щелчок 2

Учитель:

Ребята, найдите в тексте учебника, что является литературной основой симфонической миниатюры «Кикимора».

Ученики:

находят ответ в тексте учебника

«Литературной основой «Кикиморы» Анатолия Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом – собирателем Иваном Сахаровым»

Учитель:

В основе «Кикиморы» лежит народное сказание

Кадр 30

Учитель:

Ребята, вы должны запомнить, что МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО  ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СЮЖЕТ или НАЗВАНИЕ, т.е. ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА называется ПРОГРАММНЫМ. 

Кадр 30 щелчок 1

Учитель: И так произведение «Кикимора» какое?

Ученики: Музыкальное произведение «Кикимора» – это ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Кадр 30 щелчок 2

Учитель: Совершенно верно!

Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения, мы могли понять о ком пойдет речь?

Ученики: Нет

Учитель: Почему?

Ученики: Мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

В музыкальной «сказочной картинке» А.К. Лядова изобразил не только «портрет» Кикиморы, но и ее зловредный характер.

Психологическая разгрузка

Психологическая разгрузка представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонии развития полушарий головного мозга, через аутотренинг через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.


Учитель:

Ребята, а сейчас небольшая психологическая разгрузка. Вам ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ:

Пока звучат фрагменты симфонической картины, вы должны в тетрадях нарисовать Кикимору, используя разные музыкальные знаки, которые вы видите на экране и на методических таблицах:

t1602070677aa.jpg

Кадр 31

ФОНОГРАММА: № 03, 04, 05, 06

«Кикимора» Лядов

Ученики работают в тетрадях

Учитель:

Покажите, пожалуйста, ваших необычных сказочных персонажей.

Ученики поднимают тетради, показывают работы.

Учитель:

Спасибо! Мне понравились ваши работы!

О музыке и образах говорить трудно, но мы с вами хорошо справились.

Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

Учитель: Ребята, интересно бы было жить без сказок?

Ученики: Нам нужны сказки.

Учитель: Давайте исполним полюбившуюся нам песню Дашкевича «В гостях у сказки»

ВИДЕО - Фонограмма: № 07

Песня «В гостях у сказки» -

из фильма "Там, на неведомых дорожках"



Рефлексия деятельности

Учитель:

Сегодня мы с вами узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим, что мы с вами запомнили.

Сейчас мы проведем ТЕСТ (приложение №2) Приведите в соответствие данные высказывания.

Приложение №2

Программная музыка


Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

Колыбельная

Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет

Симфоническая миниатюра

Тихая, плавная, певучая музыка.

Кикимора

Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?

Небольшая пьеса для симфонического оркестра.




Решение теста:

Программная музыка


Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

Колыбельная

Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет

Симфоническая миниатюра

Тихая, плавная, певучая музыка.

Кикимора

Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?

Небольшая пьеса для симфонического оркестра.



Учащиеся работают с карточками.

Проверяют свои ответы

Кадр 32, 33, 34, 35,36


7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению


Кадр 37 – домашнее задание

Учитель: 

Дома с помощью карандашей и красок изобразите ту часть симфонической миниатюры, которая вам понравилась больше.

Может быть это будет «У Кудесника в горах», или «колыбельная Кота», а может это будет образ самой Кикиморы.

Лучшие рисунки будут размещены на нашем стенде «Мы рисуем музыку».

Кадр 38 – спасибо за урок

Учитель: 

Благодарю вас за активную работу.


Отмечается АКТИВНОСТЬ РЕБЯТ, их интересные ответы. 


16


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.