Методическая разработка урока на тему «Антон Павлович Чехов. Рассказ «Казак» (1887 год)»

21
4
Материал опубликован 19 December 2020

Методическая разработка урока на тему

«Антон Павлович Чехов. Рассказ «Казак» (1887 год)»

Класс: 9

Предмет: литература

Тип урока: урок - диалог

Форма урока: урок с применением технологии РКМЧП

Цель урока: в процессе анализа рассказа А.П. Чехова «Казак» способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, делать выводы).

Образовательные задачи: повторить основные этапы жизненного и творческого пути писателя; показать особенности чеховского творчества; на примере героев рассказа показать, что не сверхъестественное в жизни, а самое повседневное, бытовое определяет судьбу человека; показать драматизм и нравственную силу рассказа.

Развивающие задачи: способствовать развитию эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию гуманного отношения к людям, чувства сострадания, готовности помочь в трудную минуту, способствовать развитию умения в ситуации нравственного выбора принимать верное решение.


Ход урока

I. Организационно – мотивационный этап.

Слово учителя.

- Есть такое понятие – «русская душа». В него входит сердечная щедрость, размах, удаль, пронзительность, щемящая грусть – и ещё многое другое. Готовность отдать ближнему всё, ничего не жалея, поделиться последним, человечность, доброта. Такие свойства души народной говорят о безудержности натуры. Вспомним о птице-тройке, этом глубоко национальном образе, который мог появиться только на российской почве. И только в России мог родиться такой писатель, как А.П. Чехов.

Ничего не утратив, не потеряв ни единой крохи духовных богатств русского человека, но ничего и не преувеличивая, не воспевая «удаль» и «размах» как таковые, не допуская ни малейшей фальши, он столько сумел увидеть и выразить словом, что сегодня в мировой литературе имя Чехова – наша национальная гордость – стоит в первом ряду.

- Сегодня на уроке я хочу предложить вашему вниманию рассказ А.П. Чехова «Казак». Что обозначает это слово? (Работа со словарем.) http://gramota.ru/slovari/dic/?bts=x&word=%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA

II. Стадия вызова. (Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового знания).

- Вдумайтесь в название рассказа. Предположите, пофантазируйте, о чём в нем пойдет речь? (Ученики прогнозируют: о войне, о жизни казаков, о судьбе одного героя (казака), о военной службе и т.д.)

- Что вам известно о жизни писателя, особенностях его творчества? Какие рассказы Чехова вы читали? О чём они?

Используется приём «Корзина идей». На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают о жизни писателя, особенностях его творчества, произведениях Чехова.

Слово учителя.

- Жизнь Чехова была поистине редкостным проявлением духа. Болезнь не сломила его могучую волю. Самодисциплина, сдержанность, приветливость, искрометное остроумие сочетались в его характере. Нравственный подвиг Чехова – человека, масштаб его личности абсолютно соразмерен по своему значению с масштабом его творчества. Чехов в полной мере воплотил, может быть, лучшие человеческие черты – негромкий, неброский героизм, никакой рекламой, никаким самопровозглашением не сопровождаемый. Тонкий, проницательный художник – психолог.

- Возвращаемся к вашим версиям. В свете того, что мы вспомнили, повторили о Чехове, изменилось ваше мнение или осталось прежним? Какой это будет рассказ? О чём?

- Составьте дерево предсказаний.


Используется приём «Дерево предсказаний».


III. Стадия осмысления. (Этап усвоения новых знаний).

Используется приём «Чтение с остановками».

Перед чтением первого фрагмента рассказа проводится словарная работа.

Словарная работа.

Мещанин – представитель мещанского сословия, к которому относились городские жители: ремесленники, кустари, работные люди, мелкие торговцы. http://gramota.ru/slovari/dic/?

Бердянский мещанин – мещанин из города Бердянска.

«…велик день…солнце на каждую пасху играет…» - по народным поверьям, когда Иисус Христос воскрес из мертвых, солнце не заходило целую неделю (великодень, «велик день») и ярко сияло («играло») на небе.


Чтение первого фрагмента рассказа со слов «Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, Бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой», заканчивая словами: «Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!» (Приложение 1)


- Чьи версии подтвердились?

- В каком настроении пребывает герой? (В самом счастливом состоянии души: «На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным, счастливым!» «…всё у него исправно, всё довольно хорошо. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями».)

Обратить внимание детей появление коршуна!

- Как он относится к жене? Как разговаривает с ней? (Считает «красивой, доброй, кроткой». (Обращение к словарю https://slovar.cc/rus/ushakov/408207.), это его идеал: добрая и кроткая. Пытается вовлечь в свою радость. Его интонации дружелюбны, говорит он, видимо, громко – сплошь с восклицательной интонацией: «Сказано, велик день! Вот и велик!... Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!»)

- Что можно сказать о Максиме? Какой он человек? (Человек с доброй душой, отзывчивый, открытый всему хорошему, готовый в это утро обнять весь мир.)

Обратить внимание детей на детали: его радует тряская визгливая бричка, даже коршун, совершающий свои медленные, тяжелые круги в небе. Образ коршуна – настораживающий.

- Почему появление коршуна настораживает? (Коршун – знак беды).

- Что можно сказать о жене Максима? Какой она человек? (При затруднении обратиться к тексту. Трудно пока сказать что-то определенное. Но ее слова: «Оно не живое» должны помочь вдумчивому писателю понять, что она не способна искренне радоваться природе, празднику Пасхе, она не замечает радостного возбуждения Максима, не обладает поэтическим восприятием мира».)

- Всё ли понятно в этом фрагменте рассказа? Как дальше будут развиваться события? Выскажете ваши предположения?

Перед чтением второго фрагмента рассказа проводится словарная работа.

Словарная работа.

Свячёная паска – освящённый в церкви кулич (на юге кулич называют «пасхой» или «паской»).

Разговеться – по окончании Великого поста есть любую пищу, также в честь праздника Пасхи съесть освящённый кулич. http://gramota.ru/slovari/dic/?bts=x&word=


Чтение второго фрагмента рассказа со слов «На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь…», заканчивая словами: «Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики». (Приложение 2)

- Чьи предположения относительно того, как дальше будут развиваться события, подтвердились? Кто высказал версии, наиболее близкие к тексту?

- Как отнесся Максим к появлению казака? Как отнесся к его просьбе: «Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!» (Продолжает радоваться, сочувствует больному казаку, готов выполнить его просьбу).

- А его жена? Как поступает она? (Для его жены встреченный на дороге больной казак – чуждое, нарушающее порядок явление. Резать кулич по дороге домой для незнакомого попрошайки для жены кощунство. «Не дам! Надо порядок знать»).

- Почему автор ничего не сообщает о реакции казака на отказ?

- Почему место встречи называется Кривая Балочка? (Может быть, это намек на то, что у Максима и его жены был шанс выбрать правильный путь, поступить по-человечески, по-Божески).

- Как вы думаете, что дальше произойдет с Максимом и его женой? (Ученики высказывают свои версии).

Слово учителя.

- Возникает ситуация нравственного выбора. Пожалеть больного казака, выполнить его просьбу и подать на стол «искромсанный» кулич? Или отказать казаку? Пусть доберется до деревни, там ему кто-нибудь поможет. Да, но ведь казак обратился именно к ним. Миновать ситуацию нравственного выбора невозможно (в жизни избежать её никому ещё не удавалось).

- Как поступает Максим?Ну, казак, не прогневайся! – сказал Торчаков и засмеялся. – Не велит жена!»)

- Кто из супругов прав?

- Как, по-вашему, дальше будут развиваться события?


Чтение третьего фрагмента рассказа со слов «Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль», заканчивая словами: «Отстань от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!» (Приложение 3)

- Чьи версии подтвердились?

- Что происходит с Максимом после встречи с казаком? («Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел». Не находит покоя, пропало ощущение радости).

- И уже не один, а три коршуна тяжело кружат над дорогой, отбрасывая зловещие тени на судьбу молодой семьи.

- А что происходит с женой? (Ни совесть, ни раскаяние её не мучают: порядок для нее важнее сострадания к живому человек).

- Найдите в тексте слова жены, характеризующие её как человека жестокого, безразличного. («Дался тебе этот казак. Бог с ним». «Чтоб он околел, твой казак!»)

- Как объяснить слова Максима об ангеле или святом, посланном им Богом?

- Что предпринимает Максим, мучимый совестью?

- Как переменилось его отношение к жене? («Недобрая…», «Немилосердная и глупая»).

- На какие две части условно можно разделить рассказ? (До встречи с казаком. После встречи с казаком.)

- Какой прием использует Чехов, изображая героев и события? (Антитеза).

- По вашему мнению, что произойдет дальше? Как будут развиваться события?


Чтение четвертого фрагмента рассказа со слов «За все время после свадьбы…» до конца рассказа. (Приложение 4)

- Чьи версии подтвердились?

- Прав ли Максим в самом конце рассказа, обвиняя «во всех напастях» жену?

- Что бы сказал и сделал Максим, если бы ему вторично встретился казак? Выскажите ваши предположения. (Просил бы простить их с женой. Пытался бы объяснить, как много он пережил с той встречи. Привел бы казака к себе в дом др.)

- Почему рассказ назван «Казак»? Какие еще названия вы могли бы предложить?

- Например, «Встреча», «Испытание».

- Обратите внимание на слова жены «резать кулич грех и непорядок, всё должно иметь свое место и время». Можно ли понимать их как ключевые к ее образу?

- Что вы можете возразить на эти слова?

IV. Стадия рефлексии. (Этап проверки понимания учащимися нового материала).

- К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный сегодня на уроке рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения. (Это пасхальный рассказ. В нем повествуется о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху).

- В чем проявляются особенности пасхального рассказа? (Попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа своей души. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви. Его сюжеты — нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, любовь и милосердие).

- Почему жизнь героя разладилась?

- Осознал ли Максим то, что с ним произошло? Покаялся ли?

Использование приёма RАFТ. R (роль), А (аудитория), F (форма), Т (тема).

(Приложение 5)

- Выполните письменную работу, суть которой в следующем: выберите для себя роль, т.е. от чьего лица будете писать; определите, кому будет адресовано то, что вы напишете; выберите форму и тему вашего сочинения.

(Примечание: понадобилось дополнительное время, многие ребята доделывали эту работу дома).

VI. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Д/з Напишите эссе «Размышления по поводу прочитанного».




Приложение 1   

Первый фрагмент рассказа со слов «Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, Бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой», заканчивая словами: «Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!»

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освященный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо... Перепел кричал свои: «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо; глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее...

Сказано, велик день! — говорил он. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

Оно не живое, — заметила жена.

Да на нем люди есть! — воскликнул Торчаков. — Ей-богу, есть! Мне Иван Степаныч рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право... А может, ученые и брешут, нечистый их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/text/kazak.htm


Приложение 2

Второй фрагмент рассказа со слов «На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь…», заканчивая словами: «Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики».

На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

Христос воскрес! — крикнул ему Максим.

Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.

Куда едешь?

Домой, на льготу.

Зачем же тут сидишь?

Да так... захворал... Нет мочи ехать.

Что ж у тебя болит?

Весь болю.

Гм... вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?

Казак поднял голову и обвел утомленными больными глазами Максима, его жену, лошадь.

Вы это из церкви? — спросил он.

Из церкви.

А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет... Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки1 разговеться!

Пасочки? — спросил Торчаков. — Оно можно, ничего... Постой, сейчас...

Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю паску испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?

Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.

Вот еще что выдумали! — сердито сказала жена Торчакова. — Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться! Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее без толку кромсать.

Ну, казак, не прогневайся! — сказал Торчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!

Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому, — грех и непорядок, что всё должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве затрещали кузнечики.

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/text/kazak.htm


Приложение 3

Третий фрагмент рассказа со слов «Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль», заканчивая словами: «Отстань от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!»

Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

Не видать казака... — сказал он. — Экий сердяга, вздумал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет... Чего доброго, помрет в дороге... Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками; Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свяченого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.

Чудной ты, ей-богу! — сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами. — Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?

Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый...

Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не пил и не ел. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно.

После разговенья легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.

Ты уже встал? — спросила жена.

Не спится что-то... Эх, Лизавета, — вздохнул он, — обидели мы с тобой казака!

Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.

Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как с свиньей обошлись. Надо бы его, больного, домой привезть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.

Да, так и дам я тебе паску портить. Да еще свяченую! Ты бы ее с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой!

Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.

Кузьма, брось гармонию, — обратился он к одному их них. — Седлай гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

Ну что? Видал казака?

Нигде нету. Должно, уехал.

Гм... история!

Торчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехав до деревни, он спросил у мужиков:

Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой — такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! — сказал он жене. — Не дает спокою. Я всё думаю: а что ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

Да что ты ко мне с казаком пристал? — крикнула Лизавета, выходя из терпения. — Пристал, как смола!

А ты, знаешь, недобрая... — сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.

И он впервые после женитьбы заметил, что его жена недобрая.

Пущай я недобрая, — крикнула она и сердито стукнула ложкой, — а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!

А нешто казак пьяный?

Пьяный!

Почем ты знаешь?

Пьяный!

Ну и дура!

Максим, рассердившись, встал из-за стола и начал укорять свою молодую жену, говорил, что она немилосердная и глупая. А она, тоже рассердившись, заплакала и ушла в спальню и крикнула оттуда:

Чтоб он околел, твой казак! Отстань ты от меня, холера, со своим казаком вонючим, а то я к отцу уеду!
Источник: 
http://chehov-lit.ru/chehov/text/kazak.htm


Приложение 4

Четвертый фрагмент рассказа со слов «За все время после свадьбы…» до конца рассказа.

За всё время после свадьбы у Торчакова это была первая ссора с женой. До самой вечерни он ходил у себя по двору, всё думал о жене, думал с досадой, и она казалась теперь злой, некрасивой. И как нарочно, казак всё не выходил из головы и Максиму мерещились то его больные глаза, то голос, то походка...

Эх, обидели мы человека! — бормотал он. — Обидели!

Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, — хоть в петлю полезай! От скуки и с досады на жену он напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у нее злое, некрасивое лицо и завтра же он прогонит ее к отцу.

Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился.

С этого и началось расстройство.

Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу, друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой... Все эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что бог прогневался на него и на жену... за больного казака. Он всё чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи и ждал, не встретится ли ему казак...

Источник: http://chehov-lit.ru/chehov/text/kazak.htm

Приложение 5

Примеры письменных работ учеников с использованием приёма RAFT

1. R (роль) – читатель

   A (адресат) – Максим Торчаков

   F (форма) – стихотворение

   T (тема) – Размышляя о поводе и причинах!

Кулич как повод для несчастий …

Разрушен брак.

А по степи бредёт устало

Больной казак …


2. R (роль) – Лиза, жена Максима Торчакова

   A (адресат) – отец Лизы

   F (форма) – телеграмма

   T (тема) – Крик души. (А была ли душа-то…)


ДОРОГОЙ ПАПАША

МАКСИМ СОШЕЛ УМА ТЧК ПЬЕТ ЗПТ РУГАЕТСЯ ТЧК НЕ ВИНОВАТА ТЧК ПОНЕДЕЛЬНИК ПРОДАЛ БРИЧКУ ЗПТ ВСЕ ПРОПИЛ ТЧК ПРИЕЗЖАЮ ПОСЛЕЗАВТРА ЗПТ ВЫШЛИ ДЕНЕГ НА ДОРОГУ ТЧК                                                       ЛИЗА


3. R (роль) – Чехов А.П., врач

   A (адресат) – Харьковская губернская земская психиатрическая больница

   F (форма) – история болезни

   T (тема) – История несчастной жизни


НАПРАВЛЕНИЕ

на госпитализацию, восстановительное лечение


Врач: Чехов А.П.

Пациент: Торчаков Максим, мещанин г. Бердянска, арендатор хутора Низы

Возраст: 26 лет

Семейное положение: женат, детей нет

Дата поступления: 18 апреля 1889 года

Жалобы: скука, тоска, отсутствие аппетита, неудовлетворенность жизнью (жалуется на жену, называет ее злой, глупой, некрасивой); пьет, продает имущество за долги; причиной болезни считает божье наказание: рассказывает историю двухлетней давности про казака, которого он обидел в праздник Пасхи.

Диагноз: аффективное расстройство, повлекшее истощение нервной системы; тревожность, раздражительность, состояние длительной печали и тоски; нарушение сна и аппетита; пьянство.

Рекомендуемое лечение: диета, свежий воздух, ванны; травяные настои (полынь, можжевельник); гидротерапия.

16 июня 1889                                                                                     Чехов А.П.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

19 December 2020

Большое спасибо за внимание к моей методической разработке!

19 December 2020

Надежда Павловна, спасибо! Замечательный урок!

22 December 2020

Юлия Васильевна, большое спасибо за Ваш отзыв!

22 December 2020