Урок обществознания в 9 специальном (коррекционном) классе «Религия в современном мире»
Урок обществознания
9 специальный (коррекционный) класс, вариант 1
Тема: «Религия в современном мире».
Тип: урок когнитивного типа.
Вид: урок информационного поиска.
Образовательная цель: формирование умения самостоятельно находить необходимую и достаточную информацию.
Формирование БУД:
Регулятивные:
принимать решение на основе обсуждения в проблемной ситуации;
оценивать правильность выполненных действий, вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, устанавливать, сравнивать разные точки зрения.
Познавательные:
осуществлять расширенный поиск информации, давать определение понятию, обучение основам поискового чтения.
Личностные:
развивать устойчивый познавательный интерес.
Метод: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Формы:
фронтальная;
парная при выполнении практических заданий;
индивидуальная.
Средства обучения: средства интернета, учебники, словари, энциклопедии, тетради, ручки, карточки, глобус, иллюстрации храмов.
Ход урока
Организационный этап
- Звонок прозвенел, включаемся в работу!
- Начать урок мне хотелось бы словами великого русского писателя Л.Н.Толстого:
«Знание - только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
-Можете пояснить эти слова? (Ответы)
Рефлексия:
- Что почувствовали сейчас? С каким настроением приступаете к работе?
II. Постановка учебных задач
-Перед вами иллюстрация (храма). С чем она у вас ассоциируется? (Ответы)
-Догадались о чём пойдёт речь на уроке? (Запись на доске: Религия...
- По ходу урока дополним запись.
- Посмотрите на модель земного шара (глобус). Это современный мир. Он огромен. Разные климатические зоны, огромное разнообразие пейзажей и природы, народов и культур. Нет народа, у которого не существовало бы религии, и нет на Земле человека, который не имел бы к религии никакого отношения: не обращался к Богу с просьбой, не встречал верующих, не видел храмов, телепередач, книг, публикаций в газетах и журналах, не пользовался предметами, приносящими человеку по воле сверхъестественных сил, здоровье и удачу.
- Давайте дополним запись темы. Религия где?( в современном мире) (дописать тему на доске).
-Помните, ребята, приблизительно три года назад французское издательство «Шарли Этбо» опубликовало карикатуру на пророка Мухаммеда. Верующие сочли это кровным оскорблением и убили журналистов. И чтобы никогда не оказаться в сложной ситуации, не обидеть ненароком кого – нибудь, каждый должен поближе познакомиться с таким значимым понятием как религия. Согласны со мной? (Ответы)
II. Совместное исследование проблемы
- Что вам известно о религии? (Ответы) Можете дать определение понятию? (Ответы фиксируются на доске)
- Достаточно ваших знаний по теме? (Ответы)
-Следовательно, как будет звучать цель нашего урока? (Запись на доске: найти необходимую информацию).
- А где можно найти информацию? (В средствах интернета, в книгах, энциклопедиях…)
- Информации много, а что конкретно будем искать, чтобы раскрыть тему? (Ответы)
Запись на доске:
1.Определение.
2.Особенности религиозной веры (что предполагает).
3.Роль религии в жизни общества.
4.Религиозные организации.
5. Свобода вероисповедания.
III. Применение общего способа действия для решения частных задач
- Вам необходимо составить конспект, опираясь на данный план. Можно приступать к работе.
(Самостоятельно составляют конспект).
- Давайте послушаем, что у вас получилось. (Озвучивают)
IV. Контроль на этапе окончания учебной темы
- А теперь сравним с моим образцом. (Сравнивают и вносят необходимые поправки).
- Оцените свою работу. (Оценивают)
- Что-нибудь ещё захотели узнать по теме? (Планирование дальнейшей деятельности).
Дифференцированное домашнее задание.
1.Прочитать текст учебника и ответить на вопросы (3).
2.К прочитанному тексту составить своих пять вопросов (4).
3.Составить краткое сообщение об основных идеях и символах религий в нашем районе(5).
Рефлексия деятельности:
-Трудно было? В чём были трудности? Как мы их преодолели? Понравилось преодолевать трудности?
- Оцените себя по «Лесенке успеха». (Оценивают)
-Всем спасибо за работу!
Лист для самопроверки
Обществознание
Тема: Религия в современном мире.
Цель: Найти необходимую и достаточную информацию.
План
1.Определение религии.
2.Особенности религиозной веры (что предполагает).
3. Роль религии в жизни общества.
4.Религиозные организации и объединения.
5. Свобода вероисповедания.
Религия – Одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
Любая религия предполагает наличие связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними. Неотъемлемой частью являются обряды и молитвы.
Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций: регулирует поведение людей (верующие должны соблюдать определённые правила, молиться, ограничивать себя в пище, развлечениях, соблюдение моральных принципов: «не убий», «не укради»…); воспитывает человека; даёт ответы на вечные вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек?... ; снимает тяжёлое психологическое состояние; способна избавить человека от одиночества (расширяет круг общения); объединение общества (Сергий Радонежский, благословляя русское войско перед Куликовской битвой сумел найти такие слова, которые помогли избавиться нашим войнам от комплекса непобедимости монголов и выиграть битву); но может порождать и вражду (крестовые походы…).
Церкви объединяют последователей какого – либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения.
Секты возникают обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим.
Дифференцированное домашнее задание.
1.Прочитать текст учебника и ответить на вопросы (3).
2.К прочитанному тексту составить своих пять вопросов (4).
3.Составить краткое сообщение об основных идеях и символах религий в нашем районе(5).